Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста».
консультация

Бакунева Наталья Геннадиевна

Целью консультации является возможность показать педагогам использование тренинговых упражнений в процессе непосредственного общения с детьми.

Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

Галилей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obshcheniya_pedagoga_s_doshkolnikami.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов с элементами тренинга

«Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»

Цель:

Показать педагогам возможность использовать тренинговых упражнений в процессе непосредственного общения с детьми.

Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

Галилей.

Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! У нас сегодня с вами интересная встреча, а начать я её хочу с небольшой байки.

Байка «Чем занимаются люди»

На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил: «Я строю храм»

Мы знаем, что каждый решает сам какую занять позицию, и какой выбрать способ общения с детьми.

Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого поведения.

Тема нашей сегодняшней встречи «Особенности конструктивного взаимодействия педагога с дошкольником».

Итак, если мы заглянем в психологический словарь, то мы узнаем, что понятие «взаимодействие» довольно сложное, а если оно еще и «конструктивное», то можно найти много значений этого термина (знакомство со словарными значениями).

Упражнение 1. Предлагаю начать наше общение детской игрой, которая помогает даже пасмурный и холодный день сделать веселым. В эту игру можно поиграть в группе с ребятами. Правила простые – слушаем и выполняем. Стихи можно придумать любые. Закончить желательно движением, успокаивающим ребят.

Игра «По приметам».

Тот, кто любит есть бананы,

Пусть поднимется с дивана.

Тот кто любит кушать груши,

Пусть потрёт скорее уши

Кто весёлый озорник,

тот покажет мне язык.

У кого собака есть,

нужно на пол быстро сесть

Кто тут любит есть конфеты,

тот похлопает коленки.

У кого есть дома кошка,

Тот попрыгает немножко.

Известный психолог Альфред Адлер в своей теории говорил о том, что «конструктивное взаимодействие между педагогом и ребёнком – есть профилактика возможных нарушений «плохого поведения» в дошкольном возрасте. «Плохое» поведении ребенка всегда попытка защитить себя от боли, которая имеет место, когда развивающаяся самоценность не получает от взрослого взаимодействие необходимого качества. Для того чтобы Я ребенка развивалось и становилось сильнее, нужны три условия: 1) уважительное внимание; 2) справедливая оценка; 3) признание безусловной ценности его личности. Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек.

Дети приходят в детское дошкольное учреждение из разных семей и со своим набором паттернов. Каждый конкретный воспитатель строит свои взаимоотношения с ребёнком исходя из своей педагогической философии (осознанно или нет). Итак, следующее упражнение поможет воспитателю в рефлексии и самоанализе его взаимодействия с дошколятами.

Упражнение 2. Участники делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа пишет, что может препятствовать педагогу выстраиванию конструктивного взаимодействия (стиль воспитания, эмоциональный настрой, возраст и т. д.) . Вторая группа представляет портрет ребёнка, который так или иначе испытывает педагога на «профессионализм», т. е. мешает «конструктивно взаимодействовать».

Обсуждение.

Критериями конструктивного взаимодействия, как мы уже сказали выше, будем считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание, оценили (справедливая оценка) и вступили с ним в диалог с предельным уважением к его ранимой личности, ясно и деликатно дали понять, какое впечатление он произвел своим поведением или своими талантами, но вместе с тем также и то, что, несмотря на его ошибки или успехи, он принят и любим просто потому, что он это он.

Часто педагоги предъявляют к воспитанникам определенные требования и ожидают, что поведение детей будет им соответствовать. Но есть и другая сторона — чего от нас, воспитателей, учителей, просто взрослых ожидает ребенок? Взаимодействие педагога и детей в стенах образовательного учреждения — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас. Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ребенка к педагогу выражается в форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезного проступка.

Обсуждение.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины мы должны придерживаться следующего алгоритма:

1. Распознать истинную цель проступка.

2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ребенка в будущем.

4. Понять, какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.

Если истинную цель проступка мы со временем определим, то принимать решение, как отреагировать на выходку ребёнка, очень часто педагогу приходиться принимать тут же, спонтанно. Для этого необходимо тренироваться быстро и уверенно реагировать на нестандартную ситуацию. И сейчас мы с вами попробуем это сделать.

Упражнение 3. «Я возьму с собой… » Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет (к министру образования, в сказку «Красная шапочка».) . Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и места, которые уже назывались, повторять нельзя.

Как реагирует на «плохое» поведение конкретный воспитатель, зависит от «философии дисциплины», которую он — осознанно или нет — реализует в своей деятельности. Выделяют семь основных воспитательских позиций по отношению к детям:

Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнения детьми его спектаклей-постановок. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину: постоянное давление сжимает ее, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и ее траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.

Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов, направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.

Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Дошкольник уже способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.

Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно, действия Мальвины укладываются в четкий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.

Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру. В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Ее общение с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.

Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.

Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.

Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!

Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

- Как Вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребенка и почему?

Практикум

Упражнение 1. Психологическая настройка на творческую работу.

прослушать магнитофонную запись 2-х музыкальных фрагментов (грустный и веселый), свои чувства и мысли выразить в рисунке.

Упражнение 2. Педагогический такт воспитателя. Проанализируйте ситуацию.

1. Увидев, что Вадик собирается рисовать в свободное от занятий время, педагог спрашивает:

- Что ты собираешься рисовать и чем?

- Как будешь располагать рисунок на листе бумаге?

- Что нарисуешь сначала, а что потом?

Напоминает, что после рисования нужно все положить на место.

Вопрос: нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?

2. Занятие по рисованию по замыслу. Педагог наблюдает за работой всех детей. Вероника увлеченно рисует пейзаж. В самый разгар работы со стороны педагога в адрес Вероники раздаются замечания: «Что ты мне здесь нарисовала? Ты почему мне все испортила?» Девочка испуганно смотрит на воспитателя, дети вокруг сочувствующе смотрят на Веронику.

Вопрос: прокомментируйте ситуацию. Ваш совет педагогу.

Упражнение 3. Педагогическая техника.

Развитие невербальных средств общения.

«Войди в круг»: все воспитатели стоят в кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.

Развитие речи и коммуникативное поведение воспитателя.

Поприветствуйте ребят словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

Общение с родителями.

1. В раздевалке:

Миша (2г. 4 мес.) пытается одеваться сам. Кряхтя, он натягивает брюки. Ничего не получается. Мама вмешивается со своей помощью.

- Я сам! – протестует ребенок.

- Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.

- Я хочу сам! – опять заявляет малыш.

- Некогда мне тут возиться с твоим упрямством, – заявляет мама. Одевает ребенка сама под его плач и крики «Я хочу сам!»

  • Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающейся личности?
  • Характеризует ли это поведение самостоятельность?
  • Какой совет вы дадите маме?

2. В раздевалке в присутствии детей одна мама говорит другой:

- Как хорошо рисует ваш Сережа. А у моего Димки одни каракули. Сколько не говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо.

- А вы пробовали его учить?

- Я часто усаживаю Диму за рисование, пока занимаюсь домашними делами, чтобы он мне не мешал. Наверное, у него нет способностей.

1. Прокомментируйте ваше отношение к этому разговору.

2. Права ли мама Димы?

3. Что вы посоветуете маме этого мальчика?

Ответ:

1. Низкая оценка способностей ребенка в его присутствии, а тем более в присутствии другого ребенка недопустима – это занижает самооценку ребенка.

2. Качество ребенка зависит не только от врожденных способностей, но и в большей мере от развития его способностей в процессе обучения рисованию. Развиваются способности ребенка к рисованию под воздействием взрослого, которое заключается в следующем: родители рисуют вместе с ребенком, развивая его изобразительные умения, пробуждая интерес к этой деятельности; чаще рассматривают с ребенком предметы, явления, выделяя их отличительные признаки.

3. Сережа (4 г.) дома на вопрос папы «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» ответил, что она не работает, а играет с детьми, гуляет и занимается. Вечером мама, которая находится в декретном отпуске по уходу за вторым ребенком, со смехом рассказывает об этом разговоре воспитателю. Педагог, подозвав Сережу, спрашивает у него: «А кем работает твоя мама? Что она делает?» Ответ Сережи прозвучал так: «Моя мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братом, ходит в магазин, стирает и убирает квартиру». Мама в возмущении спрашивает: «Как же так Сережа? А разве это не работа?» «Нет, на работу ходят и потом устают, как папа».

  • В чем причина такого ответа ребенка?
  • Что бы вы посоветовали маме Сережи?

Ответ: у ребенка не сформировано понятие «труд», без специального объяснения дошкольники не могут понять, из чего складывается работа взрослого, в чем ее значимость.

5. Воспитатель рассказывает маме Наташи (6 лет), что девочка очень любит помогать взрослым.

- Наверное, дома вы приучаете ребенка делать все вместе с вами. Это очень хорошо – она будет вам помощницей.

- Да. У моей дочери очень большое желание мне помогать. За какую бы работу я не взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь? Одна помеха. Я отправляю ее гулять, без нее я быстро управлюсь по хозяйству. И вы с ней особо не церемоньтесь. Нечего взрослым мешать.

  • Прокомментируйте ситуацию.
  • Что вы посоветуете маме?

Ответ: при таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя эту деятельность. Чтобы формировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташу конкретным трудовым действиям, оценивать результаты ее труда.

6. В средней группе детского сада Вадик часто обижал других детей и отбирал и ломал у них игрушки, конфеты. Дети перестали с ним играть. На следующий день мама высказывала воспитателю, что педагог не имеет права позволять детям бойкотировать ее ребенка, и говорила о необходимости заставить детей играть с Вадиком.

  • Как вы бы повели себя в такой ситуации?
  • Что бы вы посоветовали маме?

Заключительная часть.

Упражнение 4. Шуточный тест «Любимый сказочный герой». Каждому на небольшом листе бумаге записать в столбик трех сказочных героев.

Интерпретация: первый- это тот образ, с которым вы себя ассоциируете; второй- это каким сказочным персонажем видят вас дети; ну, а третий – это кем вы являетесь на самом деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста»

Обучение педагогов основам эффективного общения. Овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.Повышение п...

Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель:  Показать актуальность сказкотерапевтических  занятий с детьми дошкольного возраста....

Аннотированный каталог по освоению элементов математической логики и комбинаторики детьми дошкольного возраста Для педагогов, воспитателей и родителей

Данный  каталог предполагает аннотацию  по освоению элементов математической логики и комбинаторики детьми дошкольного возраста. Составлен для работы педагогов, воспитателей и родителей....

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс по сказкотерапии.   Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки....

Публикация Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и ...

Консультация для педагогов. Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....