Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
презентация по теме

Верховодова Екатерина Константиновна

Обучение педагогов основам эффективного общения.

 Овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.

Повышение психологической компетентности педагогов.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста»

Слайд 2

Карабас-барабас Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого , подавляющего естественную активность дошкольников

Слайд 3

Мальвина . Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

Слайд 4

Красная Шапочка. Эмоциональна , непоследовательна и непрагматична . Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.

Слайд 5

Спящая Красавица . Безразлична и к детям, и к окружающему миру. В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.

Слайд 6

Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.

Слайд 7

Снежная Королева . Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями . Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безинициативность

Слайд 8

Мери Поппинс . Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!



Предварительный просмотр:

Занятие-тренинг для педагогов ДОУ

«Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста»


Цель:  обучение педагогов основам эффективного общения;

- овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.

Повышение психологической компетентности педагогов.

План проведения

  1. Теоретическая часть
  1. Введение в проблему «Позиция воспитателя по отношению к детям».
  2. Мини-лекция «Семь основных позиций»
  1. Практическая часть
  1. Что такое «ярлыки»?
  2. Психологический практикум «Особенности восприятия человека. Три канала восприятия: Визуал, Аудиал, Кинестетик».
  3. Упражнения для педагогов «Упади на меня», «Повышение энергетического потенциала педагога».
  1. Подведение итогов

Обратная связь  «Дерево успеха».

  1. Практический инструментарий

Памятка для педагогов «Рекомендации воспитателю по оптимизации общения с детьми».

Ход тренинга

1. Приветствие

Упражнение – активатор

Цель: создать атмосферу психологического комфорта; сплотить коллектив; настроить на эмоциональную работу.

 «Мистер почтальон».

Наверняка в вашей жизни был момент, когда вы с нетерпением ждали почтальона с письмом или открыткой. Сейчас один из вас выйдет из комнаты. Он станет первым почтальоном. Можно использовать считалку (Вышли мыши как-то раз, посмотреть который час.  Раз, два, три, четыре. Мыши дернули за гири. Тут раздался страшный звон, разбежались мыши вон!) . Почтальон трижды стучит в дверь. Все хором спрашивают:    «Кто там? ».   На что почтальон должен ответить: «Это почтальон пришел. У меня послание для … ». Игрок под этим именем выходит открывать дверь почтальону. Почтальон обнимает адресата и говорит ему что-нибудь приятное. После этого почтальон и получатель меняются местами. Так все педагоги могут побывать в роли почтальона.

Теоретическая часть.

  1.  Пытаетесь ли вы  представить себе, что произойдет с детьми, какими

они станут после того, как прожив дошкольное детство, будут готовы покинуть вас и перейдут в школу? Можете ли вы назвать то главное, что хотели бы видеть у всех ваших воспитанников без исключения? Учитываете ли индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка? Пусть каждый задумается над  данными вопросами в ходе нашего тренинга.

Скажите, на каких детей воспитатели жалуются чаще всего? (дети у которых плохое или неадекватное поведение). Что такое неадекватное поведение? Это поведение где мы видим явное отсутствие связи с реальностью. Это не игра, в которую ребенок заигрался, а в которой мы в принципе видим некоторые поведенческие черты или проявление поведения, которое никак не объяснимо. Подумаем, из-за чего у ребенка может возникнуть неадекватное поведение? (Конфликты в семье, конфликты в детском саду с воспитателем, детьми и т. д.) В любом случае плохое поведение детей в детском саду или дома является следствием ошибок в воспитании детей. Научитесь находить общий язык с ребенком, воспитывайте его в атмосфере любви и доброжелательности – это самый эффективный способ борьбы с плохим поведением. Это касается не только родителей, но и педагогов.

  1. Как реагирует на «плохое» поведение конкретный воспитатель, зависит

от «философии дисциплины», которую он — осознанно или нет — реализует в своей деятельности. Выделяют семь основных воспитательских позиций по отношению к детям:

• Карабас-Барабас. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников.

• Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

• Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.

• Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру. В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.

• Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.

• Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.

• Мери Поппинс. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!

Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

- Как Вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребенка и почему?

2. Практическая часть

2.1.  Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без эффективного педагогического общения. Но часто в общении с детьми мы используем так называемые «ярлыки». Данная стереотипизация является помехой в педагогическом общении.

Упражнение «Ярлыки».

« Ярлыки действуют как поющие сирены, заставляющие нас забывать обо всех тонких различиях, которые мы в другом случае должны были заметить» (Гордон Олпорт).

Каждому одевается на голову «корона» с надписью: «Улыбайся мне», «Будь пасмурным», «Корчи мне гримасы», «Разговаривай со мной так, будто мне 5 лет», «Одобряй меня», «Говори, что я ничего не умею», «Жалей меня», так, чтобы участники не видели, что на ней написано. После этого педагогам дается задача составить модель «современного педагога» , но обращаться во время работы к участниками своей группы нужно так, как написано на его «короне».

Через 2 минуты все, не снимая «короны», отвечают на вопрос:

- Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом?

После того, как все желающие высказались, предлагаю снять «короны» и выйти со своих ролей.

Задача для обсуждения. Чем в реальной жизни могут быть «короны»?

Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?

Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков?

Как ребенок реагирует на ярлык?

Легко ли избавиться ярлыка? Как это сделать?

Обсуждение работы.

2.2  В общении с детьми очень важно учитывать особенности их восприятия. У человека три канала восприятия: Аудиал, Визуал, Кинестетик. Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно. Достаточно легко можно определить, кто ваш ребенок: аудиал, визуал, кинестетик — и соответственно выстраивать обучение, воспитание и игры. Важно использовать методы обучения, близкие ребенку. Аудиалы имеют плохую зрительную память на лица, но хорошо узнают человека по голосу. Ярко выраженный аудиал во время очень серьёзного разговора может даже закрыть глаза, чтобы «лишний» канал информации не распылял его внимания. Аудиал в своей речи гораздо чаще употребляет слова, связанные с его доминирующей системой восприятия: «я слышал, что…», «звучит достаточно странно…» и т.д. Аудиалы в своём большинстве достаточно разговорчивы, хотя есть и исключения. Речь аудиала достаточно разнообразна и эмоционально насыщена, свои мысли чувства они предпочитают выразить с помощью звуков (слова, восклицания, крики). Аудиалы обычно любят музыку и неплохо разбираются в ней, часто во время своих раздумий или выполнении каких-то действий напевают что-то вслух. Среди категории аудиалов вообще достаточно много композиторов, музыкантов и других профессий, связанных с музыкой. Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если аудиал не слушается, то ему достаточно сказать: «тихо» или «ш-ш-ш».

 Если ваш ребенок — визуал, человек, воспринимающий основной объём информации через зрительный канал. Здесь тоже выделяют различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов (цифры, слова и т.д.). Визуал во время разговора, как правило, много жестикулирует, пытаясь тем самым передать свою мысль или чувства с помощью создаваемых им изображений. Во время прослушивания серьёзной для себя информации визуалы, как и аудиалы, также могут не смотреть на собеседника, однако, в отличие от первых, глаза не закрывают, а могут что-то рисовать или писать, создавая таким способом своё восприятие услышанного. Визуалы имеют хорошую зрительную память на лица, легко узнают людей, которых могли видеть очень давно. В своей речи визуал чаще употребляет слова и фразы, связанные с его основной сенсорной системой: «мне кажется, что…», «это выглядит как-то…», «это очевидно…» и т.д. Визуалы любят наблюдать (в т.ч. за людьми), созерцать природу, из них могут получиться хорошие художники. Визуала можно узнать по его поведению, когда его взгляд постоянно пытается найти себе «занятие», что-то поймать в поле своего зрения (даже если этот предмет и не представляет для него особого интереса).

В разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками.

 Человек, у которого информация лучше всего воспринимается через тактильные ощущения- это кинестетик. Наша кожа является самым большим органом, имеющим множество дифференцированных рецепторов (давления, тепла, холода, боли). Количество тех или иных рецепторов у разных людей может достаточно сильно варьировать, поэтому все мы так по-разному воспринимаем боль, холод и другие раздражители. Кинестетик свои слова и действия, так или иначе, ассоциирует с физическими ощущениями. В разговоре с кинестетиком часто можно услышать фразы наподобие «я чувствую, что это…» или «в этом ощущается здравый смысл...». Кинестетики запоминают людей или события через призму своих ощущений при контакте (крепкое рукопожатие, холодный кабинет во время переговоров и т.д.). У кинестетиков, как правило, лучше развито чувство обоняния и вкуса (наименее информативные системы в нашем организме).Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Кинестетик может «обыгрывать» информацию. Помните, что ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик. На занятиях педагог может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал.

Между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.

Уважаемые коллеги. Вы прекрасно понимаете, что главное в общении с ребенком – это доверие. Как ваше к ребенку, так и ребенка к вам.   Развить это чувство в ребенке достаточно сложно, а вот сломать его - легче простого.

Сейчас мы с вами проверим, на сколько вы доверяете друг другу.

2.3 Упражнения «Упади на меня»

Цель: формировать (тренировать) у педагогов доверие к окружающему миру.

 Эффект от упражнения усиливается, если  предложить дышать свободно и легко, а также сопровождать действия фразой «Я собираюсь упасть».

Участникам тренинга предлагается разделиться на две команды по 4-5 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.

- А теперь, что бы у нас были силы и возможности для успешного эффективного общения, выполним комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала, например:

Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

3. Обратная связь по итогам проведения занятия.

«Дерево успеха».

Каждому участнику выдаётся по три яблока разного цвета, один из которых он должен прикрепить к «дереву успеха». Цвет яблока обозначает следующее:

- красный – считаю, что данный тренинг поможет мне в процессе трудового воспитания;

- жёлтый – у меня существуют некоторые сомнения;

- зелёный – жалею, что участвовал в тренинге.

4. Практический инструментарий.

 Памятка «Рекомендации воспитателю по оптимизации общения с детьми».

Большое спасибо за внимание. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

Семинар "Психолого - педагогические основы общения с детьми"

В материале предоставлены теоретические основы психолого - педагогического общения с детьми. Стили педагогического общения. методы эффективного общения с детьми....

Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.

Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине  - Психолого-педагогическая работа учителя - дефектолога с ограниченными возможностями здоровья ...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...

Тренинг для педагогов ДОУ «Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»

Работа педагогов во время тренинга дает возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать  правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной мод...