опыт работы «Формирование словарного запаса у детей средней группы посредством дидактических игр и лексических упражнений»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Барабина Светлана Николаевна

Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Медицинская статистика подтверждает, каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления такого количества нарушений  в развитии речи много, что   создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernovik_vystupleniya._2.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Здравствуйте! Меня зовут Барабина Светлана Николаевна.

Я работаю воспитателем  в 325 дошкольном учреждении.

Стаж работы 9   лет.

2слайд

Тема моего выступления: «Формирование словарного запаса   у детей средней группы посредством  дидактических игр и лексических упражнений»

3 слайд

Актуальность

Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса.

Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Медицинская статистика подтверждает, каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления такого количества нарушений  в развитии речи много, что   создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.

Актуальность выбранной мною темы  подтверждает ФГОС ДО, одним из целевых ориентиров которого на этапе завершения  дошкольного  образования  является «владение  устной речью, умение выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний».

Одним из  эффективных  средств     формирования словаря   являются дидактические игры. Именно они:

- закрепляют и уточняют словарь,

- упражняют в составлении связных высказываний,

-  развивают объяснительную речь.

- помогают развитию как видовых, так и родовых понятий,

- помогают освоению слов в их обобщённых значениях.

- ставит  ребенка в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.

Я уверена в том, что уже в детском саду  в результате целенаправленной работы у детей может быть  сформировать необходимый словарный запас.

4 слайд

Теоретическое обоснование

Опираясь на содержание  образовательной программы, где прописано, что  в среднем возрасте  необходимо  пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний   о ближайшем окружении; активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены,  работая в данном направлении,  я использовала   литературу таких авторов как:

 - Н.А. Гвоздев, В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова, которые

 занимались  проблемой развития речи;

- исследованием  эффективности дидактических игр в воспитании и обучении детей  занимались  педагоги Л. А Венгер, А. П. Усова, Е.И. Удальцова, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко;

-  большое количество дидактических игр было разработано  Е. И. Тихеевой. Именно их я использовала в своей работе;

- статьи журналов,  интернет сообщество.

Проработав литературу, я  пришла к выводу, что данная работа вызывает у меня  интерес и просто необходима в работе с детьми.

5  слайд

Цели и  задачи

Проанализировав литературу, я определила цель своей работы:

создание условий для обогащения словаря детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Задачи:

1.Расширять представления детей об окружающем мире, других людях, о

себе и о своей деятельности

2. Обогатить словарь за счет перехода пассивного словаря  в активный

3.Продолжать формировать навыки речевого общения.

6 слайд

         Для выявления особенностей развития словаря  речи детей, я провела педагогическую диагностику. Для этого я использовала наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности, организовывала проблемные и диагностические ситуации.

В результате диагностики я отметила, что  из 30 обследуемых детей только 9 не испытывали  затруднений:

-  при рассматривании предмета и его описании;

- в выражении  грамотно своих мыслей;

- в подборе  и употреблении прилагательных, глаголов и наречий;

-в составлении связных высказываний и употреблении объяснительной  речи.

Выше перечисленные особенности развития речи детей подтверждают необходимость проведения  систематичной  работы, направленной на развитие словаря  детей.

7 слайд

Первым этапом моей работы было   обогащение группового уголка уголок «Язычок», в который вошли:

Дидактический материал, направленный на развитие

  1. Артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы)
  2. Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  3. Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
  4. Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков);
  5. Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
  6. Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
  7. Картотеки:
  •  дидактических игр речевых, загадок, пословиц, поговорок;
  •  пальчиковых игр;
  • артикуляционной гимнастики;
  • дыхательной гимнастики.
  1. Альбом с фотографиями детей  «Как я провел лето», «Насекомые», созданные  детьми совместно с родителями»

        9. «Сундучок» мини-игрушек;

        10.  Дидактическое пособие «Чудесный мешочек»;

        11.  Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

  1. Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».

  1. Дидактические игры на формирование словаря,  связной речи.

Рядом с уголком находится  книжный уголок, в котором:

- книги, по какой либо тематике

       - открытки для рассматривания;

- портреты писателей в соответствии с программой.

8 слайд

Я  разбила предстоящую работу с детьми  на этапы основных задач, а именно:

  1. Обогащение словаря
  2. Закрепление и уточнение словаря.
  3. Закрепление и уточнение словаря.
  1. слайд

Обогащение словаря

Эту задачу я  осуществляла  за счет накопления  знаменательных слов. Например: Как ребенок узнавал  о новом предмете.

Для этого я и направляю мышление ребенка на то, чтобы он усвоил особенности этого предмета по определенным признакам: (цвет, форма, величина, вкус…..)

Для работы с детьми я использовала:

-  игры - задания  «Кто это, что это?», «Исправь Незнайку», «Закончи мое предложение», «Почемучка», «Из чего сделаны предметы?» (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло) какой предмет по форме, какого размера, цвета.

-  задания на классификацию, группировку по родовому признаку по различным лексическим темам:  «Разложи картинки и выбери домашних животных», «Найди отличия» (бурый и белый медведь) и т. д.

- Работая над антонимами  использовала дидактическую игру «Скажи наоборот». Дети  сопоставляли  предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу.

- Для обогащения речи  прилагательными проводила упражнение «Это что?» (круглое, румяное, сладкое – что это?), «Что может быть широким? Что может быть узким?» «Кто больше вспомнит и назовет частей предмета?» а также речевые упражнения «Сахар сладкий, а лимон ….»

- Для закрепления обобщающий понятий проводила игру «Четвертый лишний», «Подбери красивое слово, к слову кошечка» (пушистая, веселая, быстрая, умная) Приучала детей дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная).

 - Особенно уделяла внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, эпитетами, сравнениями.

 Игра «Объяснялки» - объясни, что это такое? (Водопад – вода падает с горы).

- Знакомила и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка и т.д.)

Задачи по формированию словаря включала в различные виды  непосредственно образовательной деятельности: по познанию  и  художественному творчеству. (Например, темы: «Обувь», составление рассказа: «Мой друг», рисование: «Сказочный лес»).

  1. слайд

2 .Следующее направление работы с детьми это -  закрепление и уточнение словаря:  

На этом этапе:

-   осваивали  обобщающее значение слов и  в их запоминание. Это закрепление трудных  для детей: собирательных существительных, отвлеченных  существительных, числительные, относительные прилагательные, а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении . Для этого использовалась  игра «Что ползает, летает, идет, едет?», «Кто у кого» ,  «Что не так?»,  «Помоги детёнышам найти свою маму».

- повторяли  и закрепляли  слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия;

- упражнялись в словоизменении и словообразовании. Эти задания    помогали   научится точно  подбирать  правильные слова: Как называется суп из фасоли? (фасолевый) «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий).  

-  многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка — принадлежность для письма, ручка — фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

  1. слайд

3.Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы.

- В процессе этой работы:

 - побуждала детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Например «Литературное лото» ведущий называет литературного героя, а второй игрок дает ему характеристику

-  работали  над синонимами, которые  помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Это игры…..-  работали над  антонимами, в процессе  заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т. д. Игры……

 

12 слайд

Работа с родителями

Понимая, что работа, проводимая мною с детьми в детском саду должна продолжаться в условиях семьи, я провела ряд мероприятий для родителей.

Через следующие формы работы:

- Родительское собрание «  «

- анкетирование «Речевое развитие ребенка».

 Консультации:

- «Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»;

- «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для обогащения словаря детей».

- «Речевые игры по дороге в детский сад».

- «Словарик» по лексическим темам.

Так же мною  проводила индивидуальные беседы с родителями конкретных детей необходимости обращать внимание на речь детей, словарный запас.

13 слайд

Итоги

Работа, проведённая с детьми, позволила увидеть:

- обогатился словарь детей за счёт перехода пассивного в активный, подбора синонимов, антонимов, омонимов.

- сформировались  видовые (названия отдельных предметов), родовые(фрукты, транспорт…) и отвлечённые (добро, красота…),  обобщающие понятия с их последующей дифференциацией(транспорт наземный, воздушный…);

- детям стало легче  объяснять лексическое значение слов, их многозначность, осмысливать образные выражения и фразеологические обороты.

- расширяющийся словарный запас: дети стали активизировать в самостоятельных высказываниях.

- Обогатились представления о мире.

14 слайд

Транслируемость

Данный опыт опубликован на страничке NC  работников образования,

А также  был представлен коллегам  в ДОУ на педагогическом совете.

Перспектива:

Продолжать создавать и совершенствовать условия для обогащения

словаря детей с помощью дидактических игр с детьми старшей и

 подготовительной к школе группы

15 слайд

Литература

1..  А.М. Бородич  «Методика развития речи детей»;

2.  В.В. Гербова  «Развитие речи в детском саду» (младшая группа), 2014 г.

3.  В.В. Гербова  «Развитие речи в детском саду» (средняя группа), 2014 г

4. «Примерная  образовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы»/ под ред.  Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, 2015 г.;

5.  «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. О. С. Ушаковой, 2002г.

6.   «Развитие речи детей дошкольного возраста»/ под ред. Ф. А. Сохина, 1984г.

7. «Скажи по-другому» (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии)/ под ред. О.С. Ушаковой .

8.Тихеева Е.И. «Развитие речи детей».

9.  Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методики обследования развития речи дошкольников».

10.Ушакова О.С.  «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду».

11.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста ».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста

Значение речи у ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему в буд...

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и упражнение как средство формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста» 2017-2018 год

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и  упражнение как средство формирования активного словарного запаса  у детей среднего дошкольного возраста» 2017-2018 год...

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и упражнение как средство формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста» 2018-2019

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и  упражнение как средство формирования активного словарного запаса  у детей среднего дошкольного возраста» 2018-2019 год...