Главные вкладки

    Статья на тему: игровая деятельность, как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города.
    статья на тему

    Кочкина Елена Вячеславовна

    Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам. Проблема детского травматизма становится все острее. Основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Каждый девятый ребенок становится жертвой. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: малышу трудно понять, что такое транспортный поток, что такое тормозной путь, как быстро среагирует водитель на ситуацию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_na_temu_ppd.docx23.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья на тему: игровая деятельность, как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города.

         Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам. Проблема детского травматизма становится все острее. Основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Каждый девятый ребенок становится жертвой. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: малышу трудно понять, что такое транспортный поток, что такое тормозной путь, как быстро среагирует водитель на ситуацию.

           У дошкольников еще отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку. Оказавшись на улице, ребенок попадает в зону опасности, поэтому следует учить его находить быстрое решение, выхода из сложной ситуации.

          В нашем детском саду, начиная с дошкольного возраста, мы начинаем обучать детей правилам дорожного движения. Прививать им навыки безопасного поведения в дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи. Большое влияние на формирование поведения ребенка на улице играет поведение взрослых на дороге.

          Очень важно в дошкольном возрасте формировать навыки выполнения правил поведения на улице, дороге.  Уличное движение делает дороги всё более опасными для детей. Из всех участников движения самые недисциплинированные – пешеходы. Несчастные случаи с детьми происходят на улицах потому, что дети или не знают правил движения, или нарушают их, не сознавая опасных последствий. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой.

        Важно ребенка не пугать улицей, движением транспорта, а наоборот, развивать в нем ответственность, уверенность, внимание, собранность. Ребенок должен осознать понятие «близко», «далеко», «слева – справа», «сзади», «по ходу движения». Ведь часто отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

          Моя задача, как педагога-психолога, дать не только базовые знания по правилам дорожного движения, но и с помощью игр привить нашим детям навыки правильного поведения на улице, дороге. Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребенок мог ориентироваться в пространственном окружении, умел наблюдать и оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в различных ситуациях.

          Самый лучший пример для ребенка – это мы взрослые. Если мамы и папы будут нарушать правила дорожного движения, то и дети тоже будут их нарушать. Взрослые должны быть примером для своих детей. Дома родители могут своими словами рассказать о правилах дорожного движения. Идя по улице из детского сада, говорить с малышом о транспортных средствах, объяснять их особенности. На процесс восприятия ребенком информации о правилах дорожного движения будет влиять указание на водителей или на пешеходов, которые нарушили эти правила. Во время прогулки с ребенком можно использовать вариант ненавязчивых рассказов, используя дорожные ситуации. Главной задачей родителей и педагогов, является – доступно разъяснить правила, а при выборе форм обучения донести до детей смысл – опасность несоблюдения правил.

          Чтобы привить нашим детям навыки правильного поведения на улице, дороге, нужна кропотливая, повседневная разъяснительная работа с участием родителей. Нужно помнить, вы на улице не одни! Примеру взрослых следуют дети!

          При обучении детей я использую различные методические материалы. Это детская художественная и методическая литература, плакаты, картины, конспекты занятий, показ мультфильмов по правилам дорожного движения, дидактические игры, подвижные игры, динамические паузы, стихи, загадки.

       Используя в своей работе игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, мы помогаем воспитанникам планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающих элементарные общепринятые нормы и правила поведения на улице и в транспорте.

       В нашем дошкольном учреждении каждый год организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:

    Разработана нормативно-правовая база для профилактики ДТП;

    • В каждой группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеются уголки безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
    • Воспитатели собирают дидактический материал, изготавливают разнообразные развивающие игры, организуют совместную деятельность (развлечения, в которых участвуют дети с родителями, экскурсии, тематические беседы).

        В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом доведения элементарных правил поведения на дороге до детей является игра, где они являются участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила и требования, понимают, кто такой пешеход, водитель и регулировщик.

       В уголках по ПДД дети играют, а заодно получают знания о том, что на улицах есть дома, большие и маленькие, тротуары, улица. Во время игры с машинами они замечают, что машины бывают легковые и грузовые, усваивают правила поведения в транспорте, при переходе дороги, на тротуаре, знакомятся с сигналами светофора.

       Также в уголке ПДД дети видят перекресток, знакомятся с разметкой "зебра", "разделительная линия", узнают понятия одностороннего и двустороннего движения.

       Дети в процессе игры учатся правильно переходить проезжую часть дороги, узнают, что на дорогах имеются знаки, которые предупреждают водителей и пешеходов о том, что их ожидает впереди.

      Большая часть работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения происходит в старшей и подготовительной группах. Дети в этом возрасте уже обладают определенными знаниями и представлениями о дороге, водителях, пешеходах и пассажирах.

    Итак, обучая детей основам "дорожной грамоты", педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения придерживается правил:

    • Воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге, а не механически заучивать ПДД с детьми;
    • Сочетать изучение Правил и развитие координации, внимания у детей, наблюдательности;
    • Применять все доступные методы и формы работы: игры, беседы, продуктивную деятельность, викторины, практические занятия, чтение книг, показ видеофильмов, экскурсии.

    Это все необходимо, чтобы сформировать и закрепить у детей навык безопасного поведения на дороге.

    Рекомендации родителям по ПДД

    Родителям младших дошкольников:

    • Вы - образец поведения и объект любви и подражания для вашего ребенка. Помните об этом в тот момент, когда выходите на проезжую часть с малышом.
    • Чтобы ребенок не оказался в беде, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения ежедневно, ненавязчиво и с терпением.
    • Играть ребенок должен только во дворе под присмотром взрослых и знать: выходить на дорогу нельзя!
    • Не стоит пугать ребенка возможными обстоятельствами, а нужно вместе с ним наблюдать за ситуациями на дороге, во дворе, на улице, объяснять, что происходит с пешеходами и с транспортом.
    • Знакомьте малыша с правилами для пешеходов и с правилами для транспорта.
    • Развивайте у малыша внимание, зрительную память. Для этого дома создавайте игровые ситуации. В рисунках закрепляйте впечатления от увиденного. Дайте возможность ребенку довести Вас до детского сада, а вечером до дома.

    В этом возрасте ребенок должен знать:

    • На дорогу выходить нельзя.
    • Переходить дорогу можно только вместе со взрослым, держа его за руку.
    • Вырываться нельзя.
    • Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу спокойным шагом.
    • Пешеходы - это люди, которые идут по улице.
    • Чтобы на дороге был порядок, не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, все должны подчиняться светофору: красный свет - Движенья нет, А зеленый говорит: "Проходите, путь открыт".
    • Машины бывают разные, это - транспорт. Машинами управляют водители (шоферы). Машины (транспорт) передвигаются по дороге (шоссе, по мостовой).
    • Когда мы едем в троллейбусе или автобусе, мы являемся пассажирами.
    • Когда мы едем в транспорте, то нельзя высовываться из окна, нужно держаться за руку мамы, папы или за поручень.

    Родителям старших дошкольников:

    • Ваш малыш подрос, он стал любознательнее, обогатился его жизненный опыт, он стал самостоятельнее. Но авторитет ваш нисколько не уменьшился. Вы все также остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
    • Зная индивидуальные особенности своего ребенка (темперамент, интеллект, нервную систему и т.д.), продолжайте помогать ему осваивать науку уважения к улице: не навязчиво, но настойчиво, терпеливо, систематически.
    • Воспитывайте у ребенка привычку быть на улице внимательным, осмотрительным и осторожным.
    • По дороге в детский сад, домой, на прогулке продолжайте закреплять знания, полученные ранее, задавайте проблемные вопросы, обращайте внимание на свои действия, почему вы остановились перед пешеходным переходом, почему остановились перед дорогой и именно здесь и т.п.

    В этом возрасте ребенок должен знать и выполнять следующие правила:

    • Ходить по тротуару нужно с правой стороны.
    • Перед тем, как перейти дорогу, нужно убедиться, что машин нет, посмотрев налево и направо, после этого можно двигаться, предварительно снова поглядев в обе стороны.
    • Дорогу нужно переходить только шагом.
    • Надо подчиняться сигналам светофора.
    • В транспорте вести себя надо спокойно, разговаривать тихим голосом, держаться за руку взрослого, либо поручень, чтобы не упасть.
    • Высовывать руки из окна автобуса или троллейбуса нельзя.
    • Входить и выходить из транспорта можно только тогда, когда он стоит.
    • Играть можно только во дворе.

    Наблюдайте вместе с ребенком за ситуациями на дороге, во дворе, за пешеходами, обсуждайте увиденное с ребенком. Прочитайте ребенку подходящее поучительное художественное произведение, а потом предложите побеседовать о прочитанном, можно нарисовать соответствующую картинку.

    Уроки дорожной безопасности для родителей

    Ребенок на руках. Будьте внимательны и осторожны - ребенок, находясь на руках, закрывает вам обзор дороги.

    Ребенок в саночках. Помните, что санки легко опрокидываются. Этого нельзя допускать ни на проезжей части, ни рядом с ней. Смотрите на ребенка чаще. Старайтесь идти по середине тротуара, дальше от "сосулек".

    Выход из общественного транспорта. Первыми пусть выходят всегда взрослые, принимая ребенка, так как он может вырываться, выбежать на дорогу. Шагая по ступеням, которые рассчитаны на взрослого, ребенок может упасть. Предельная внимательность нужна тогда, когда вы выходите или заходите последними из пассажиров. Водитель может не заметить ребенка, стоящего на ступеньках, которого вы, выйдя, готовились взять, посчитает, что высадка закончилась, закроет дверь и тронется. Поэтому выходить нужно не последним, либо взять ребенка на руки, либо предупредить водителя перед выходом.

    Проезд в общественном транспорте. При движении в троллейбусе, автобусе или трамвае нужно занимать устойчивое положение, особенно осторожным надо быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.

    За руку с ребенком. На дороге и рядом с ней всегда помните, что ребенок может вырываться. Такая ситуация часто случается и приводит к дорожным происшествиям. Ребенок может попытаться вырваться, если увидит на другой стороне дорогие кого-то из друзей, родных и т.д.

    Учитесь наблюдать. Пока ребенок на улице рядом с вами, именно в период с 2 до 6 лет, во время прогулок, по дороге в детский сад и обратно, лучше и удобнее всего прививать ему навыки, о которых было сказано выше! Используйте имеющуюся возможность, пока вы находитесь рядом с ребенком на дороге, чтобы научить его наблюдать, узнавать дорожные "ловушки". Пусть он при переходе дороги тоже наблюдает, размышляет, а не просто доверяет вам. Иначе он привыкнет выходить на проезжую часть, не глядя.

    Пример родителей. Одно неправильное действие родителей на виду у ребенка, либо вместе с ним, может перечеркнуть сто правильных указаний на словах. Поэтому никогда не спешите с ребенком на проезжей части, не перебегайте дорогу, спеша к автобусу, не разговаривайте о посторонних вещах при переходе дороги. Не переходите дорогу наискосок, либо на стороне от перехода, на красный свет. Только так вы обеспечите максимальную безопасность на дороге своему ребенку.

    Если ребенок носит очки. На дороге очень важную роль имеет "боковое зрение", так как пешеход переходит дорогу, находясь боком к транспорту. Поскольку в очках "боковое зрение" ослаблено, нужно учить ребенка с удвоенной тщательностью наблюдать, узнавать ситуации "закрытого обзора". Еще тщательнее учить ребенка оценивать скорость приближающегося транспорта.

     Для эффективности предлагаю использовать психологические игры ППД.

    Психологические игры по ПДД

    Игра-разминка: «Что хотите – говорите…»

    Цель: Проверить, насколько дети хорошо знают дорожные знаки, применяют их на практике. Развивать логическое мышление.

    - Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (нет)

    - Что хотите - говорите, красный свет – проезда нет? (Да)

    - Что хотите – говорите, каждый раз идя домой, играем мы на мостовой? (нет)

    - Что хотите – говорите, но а если вы спешите, то перед транспортом бежите? (нет)

    - Что хотите – говорите, мы всегда идем вперёд, только там, где переход? (да)

    - Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (нет) и т.д.

    Игра: «Составь знак»

            Очень часто нарушителями правил дорожного движения портятся дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из разрезанных знаков собрать дорожный знак и правильно назвать его.

    (дети собирают разрезанные знаки).

    Игра на внимание.

            Педагог психолог задает вопрос, а дети показывают движениями ответ.

    - Как живете?

    - Через дорогу как идете?

    - Как на красный свет бежите?

    - А на зелёный свет стоите?

    - На дорогах как шалите?

    - На жёлтый свет опять бежите?

    - Как по «зебре» вы идете?

    - Как в транспорте шум создаете?

    Упражнение: «Угадай, какой ты знак?»

            На плакате с прорезью изображен знак. Дети делятся на две команды. Один ребенок из команды, не видя нарисованного знака, подходит к плакату, вставляет лицо в прорезь и задает второй команде вопросы. Вторая команда может отвечать лишь «да» или «нет». Ребенок с помощью вопросов должен определить какой знак изображен на плакате?.

    Игра-драматизация «Муравейник».

    Цель: развитие интонационной выразительности речи, пантомимических навыков, воображение и фантазии.

            Педагог-психолог читает стихотворение З.Александровой «Муравей»:

    Муравей нашел былинку

    Много было с ней хлопот.

    Как бревно, взвалив на спинку,

    Он домой её несет.

    Он сгибается под ношей,

    Он ползет уже с трудом,

    Но зато, какой хороший

    Муравей возводит дом.

            Педагог-психолог: А теперь представьте, что вы идете по улице. Вам хорошо и радостно. Покажите как ?

            Вы увидели светофор. Если горит красный человечек, можно идти через дорогу? Если зеленый? (дети показывают пантомимой можно переходить улицу или нет).

            Кто-то перебегает улицу в неположенном месте. Вы удивились (показ), а потом испугались (показ). Что вы бы могли посоветовать перебегающему человеку в неположенном месте? И т.д. разыгрываются всевозможные ситуации на дороге, на улице и в транспорте, закрепляя правила дорожные движения.

    Упражнение «Эмоциональный светофор».

    Цель: развитие эмоции взрослых (детей), умение определить свое состояние и состояние окружающих людей на дороге.

    Ход: Педагог показывает взрослым (детям) иллюстрации с какой-либо дорожной ситуацией, например: пешеход перебегает улицу на красный свет, ребенок или взрослый должен определить какой эмоциональный «глаз» откроет светофор: грустный, злой, радостный.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Воспитание у детей дошкольного возраста положительной привычки безопасного поведения на улицах города"

    В статье описан опыт работы МДОУ ЦРР - д/с № 27 "Сказка" по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизиа....

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах нашей станицы»

    повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности....

    Презентационный материал опыта работы по ПДД для педагогов и родителей на тему: «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников безопасного поведения на улицах села, города»

    Презентационный материал опыта работы по ПДД для педагогов и родителей на тему:«Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников  безопасного поведения на улицах села,...