Игры и упражнения на развитие воображения
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сизова Нелля Олеговна

Умение креативно, нестандартно мыслить – важное качество современного человека. Если задуматься, что объединяет Альберта Энштейна и Михаила Юрьевича Лермонтова, Микеланжело и Марию Кюри, Томаса Эдисона и Христофора Колумба, то без сомнения, можно согласиться, что их объединяет прекрасно развитое воображение. Великие люди тоже были когда – то маленькими и у них были родители и педагоги, которые их любили и которые сделали очень многое для того, чтобы их дети стали тем, кем они стали. Существует много способов развиить у ребенка воображение.  Игра является ведущей деятельностью в дошкольном взрасте. В данном материале представлены игры на развитие воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_voobrazheniya.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие воображения.

  1. Игра «Цветочки ».

Цель: будить воображение, фантазию, закреплять названия цветов, воспитывать любовь к природе.

Ход игры.

Считалочкой выбирается садовник. Остальные дети присаживаются на корточки, изображая цветочки, которые сажают.

Воспитатель: «Посадила Катя семечки цветочков в  мягкую земельку, в теплую постельку. Взяла она леечку и стала их поливать. Бегает вокруг цветов, «поливает» и говорит слова:  «Пусть попьют водички цветочки-невелички».

Цветочки потихоньку прорастают. Дети поднимаются с корточек,  поднимают руки вверх, раскрываясь как   бутоны. Затем девочка подходит к каждому цветку, и он, кланяясь, называет свое имя: «Роза, нарцисс, лилия и т.д.»

2 Игра «Тактильные дощечки».

Цель: развитие тактильной памяти, воображения, развитие речи.

Ход игры.

1 этап игры.

 Выложить перед детьми 5-6 тактильных дощечек..

Завязать ребенку глаза и попросить по очереди потрогать каждую из них.

Попросить запомнить порядок их расположения, какие они на ощупь. Затем ребенок отворачивается и дощечки перепутываются. Когда ребенок поворачивается, то он должен определить, какая дощечка не на своем месте.

2 этап игры.

 Спросить у ребенка, что ему напоминает дощечка с наклеенным  на ней мехом, палочками, капельками воска, тканью и т.д (котика, бороду старика, ежика, капельки дождя…) . Ребенок отвечает в зависимости от своих ощущений.

3 этап игры.

 Сочиняем сказку по дощечкам.

Описание тактильных дощечек.

1 – дощечка с наклеенным мехом.

2 – дощечка с наждачной бумагой.

3 – дощечка с мягкой тканью

4 – дощечка со скорлупками грецких орехов.

5 – дощечка с наклеенной фольгой.

6 – дощечка с палочками.

Количество дощечек можно увеличить до 10-15. Добавить дощечки с веревочкой, разными видами ткани и т.д.

3 Упражнение «На что похожи ладошки».

Цель: развитие внимания и воображения.

Предложить детям обвести карандашом или фломастером собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать  «Что это может быть?» (дерево, птица, бабочка). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

4. Игра «Для чего эти предметы?».

Материал: набор из десяти известных детям предметов. Например, газета, катушка ниток, носовой платок, баночка из – под раствримого кофе, полиэтиленовый пакет, носок, коробка из –под молока, подушечка для иголок, глубокая тарелка, зонт.

Ход игры.

Взрослый берет какой – либо предмет, например, газету, и рассказывает, как ее можно использовать. Так, ее можно прочитать, в нее можно что – то завернуть, ее можно положить на скамейку в парке, если она не очень чистая. Газетами заклеивают стены, чтобы наклеить обои и т.п. Приводя примеры, взрослый каждый раз с помощью детей уточняет, какие свойства газеты дают возможность так ее использовать. Детям предлагается подумать, пофантазировать и назвать как можно больше вариантов.

5.Упражнение «Неоконченный рисунок».

Цель:  помочь детям  создавать в воображении рисунки, ситуации на основе их схематичного изображения

Ход игры

Предложить детям листы бумаги  с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6.Упражнение «Нарисуем музыку».

Цель: развитие слухового внимания, воображения.

Ход игры.

Дети последовательно прослушивают небольшие  музыкальные произведения и во время прослушивания рисуют свои чувства красками на бумаге. Для каждого музыкального произведения свой рисунок. Набор музыкальных отрывков может быть любым, лишь бы мелодии были без текста и заметно отличались друг от друга по темпу, ритму, тональности, музыкальному содержанию. Например, отрывок из «Времен года»

А. Вивальди («Июнь»), отрывок из увертюры к «Руслану и Людмиле» Глинки, отрывок из «Революционного этюда »Шопена, отрывок их «Полета валькирий» Вагнера.

    7. Игра «Сказки с продолжением».

Цель: развитие мышления, речи, воображения.

Ход игры.

Взрослый предлагает детям по – новому рассказать известную всем сказку («Гуси – лебеди», «Мальчик с пальчик», «Красная шапочка» и т.д.). Для этого взрослый складывает разные картинки в коробку и накрывает ее платком. Дети садятся в круг и по очереди начинают рассказывать какую – либо сказку, передавая друг другу коробку с карточками. В свой ход ребенок. Не глядя, достает из коробки карточку с изображением того или иного предмета. Некоторые предметы легко входят в сюжет, а некоторые способны разрушить его логику. Задача ребенка – вплести предмет в общую канву сказки. Взрослый участвует в игре наравне с детьми и помогает им в случае необходимости.

8. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Ход игры.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7 – 10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком. Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож».

Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

9. Игра «Путешествие капельки».

Цель: развитие воображения, снятие эмоционального напряжения, развитие чувства единения с товарищами.

Ход игры.

Взрослый рассказывает: «Высоко в горах, в маленьком родничке родилась капелька. Она вместе с другими капельками приплыла из подземного ручейка. Выйдя на поверхность, капелька вместе со всеми подружками поплыла по течению. Дети друг за другом бегают по кругу, изображая ручеек.

Взрослый продолжат рассказ: «Ручеек, сделав поворот, шумным водопадом упал с горы. Капельки брызгами разлетелись в разные стороны. Дети бегут врассыпную. Наша капелька и другие капельки упали возле красивого цветка и решили отдохнуть, ведь дорога была нелегкая. Впереди их ждало много приключений (Дети присели на корточки).

Тут выглянуло солнышко, стало очень жарко, капельки стали легкими. Превратились в пар, и их потянуло вверх. Они поднимались все выше и выше, пока не почувствовали прохладу (дети встали на носочки и покружились). Так образовалось облачко. Легкий ветерок подхватил его, и оно тихо поплыло над землей. Все дальше и дальше от того места, где родилась капелька.

Ветер становился все сильнее. Стало очень холодно, и все капельки превратились в снежинки. Все они были похожи друг на друга, но у каждой был свой наряд. Одна была похожа на звездочку, другая на цветочек (Дети изображают снежинки, красиво поворачиваются). Ветер стал слабее и снежинки стали спокойно спускаться на землю и наши капельки – снежинки приземлились на высокой горе возле кустиков. Они опускались близко друг к другу. Превратившись в сугроб. Они очень устали и заснули (дети приблизились друг к другу, обнялись и замерли).

10. Игра «Термометр».

Цель: развитие чувственного воображения.

Ход игры.

Ребята играют парами. Один из партнеров закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой руке, затем в левой. Представляя, что держит какой – либо горячий предмет. По истечении некоторого времени второй партнер внимательно ощупывает руки и пытается определить, какая из рук теплее. Затем меняются роли между партнерами.

11. Игра «Теремок».

Цель: развитие творческой личности ребенка, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, стремление к поиску и новизне. Активизация мышления. Развитие наблюдательности, внимательности.

Ход игры.

Игра состоит их плоского домика с пятью окошками и набором магнитных карточек – картинок на разную тематику

В игре участвуют от 1 до 5 человек. Перед началом игры воспитатель ставит домик и раздает детям карточки. Одну карточку ставит в верхнее окно. Это «хозяин», который живет в домике. Дети по очереди  «стучатся» в теремок. Зайти в него можно только если «гость» докажет, что он чем – то похож на хозяина. Затем в следующей игре гость может зайти в домик, если он не похож на хозяина.

12. Игра «Волшебные очки».

Цель: развитие воображения, овладение понятием времени.

Материал: оправа очков без стекол или самодельная маска из бумаги.

Ход игры.

Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Взрослый говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3месяца, когда наступит лето, мы посмотрим через них и что увидим?» Ребенок, которому выпало надеть очки, должен рассказать, что он видит. Вообразить летнюю пору.

13. Игра «Волшебная труба».

Цель: освоение ребенком противоположных качеств предметов, развитие познавательных функций, воображения.

Материал: игрушечный бинокль  или лист бумаги, свернутый в трубочку.

Ход игры.

Взрослый ведущий показывает «Волшебную трубу, бинокль» и говорит, что если  через них посмотреть на предмет, то он поменяет свои свойства на противоположные. Ведущий просит ребенка посмотреть на предметы и рассказать, как они изменились.

14. Игра «Хорошо – плохо»

Цель игры: показать ребенку, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть и хорошие и плохие стороны, есть хорошие и плохие свойства. Учить ребенка размышлять, анализировать, находить причинно – следственные связи, фантазировать.

Ход игры.

Играть можно 1- 5 человек. Взрослый объясняет, что за каждый ответ можно получить фант: цветную бусинку, картинку, открытку. Побеждает в игре тот,  у кого больше фантов.

Ведущий показывает первому ребенку картинку солнца и предлагает сказать, кому хорошо от солнышка. Затем предлагает подумать кому плохо. Ребенок за свои ответы получает фант. Следующий ребенок получает другую картинку и т.д.

Найти недостаток – это первый шаг к постановке задачи, а следовательно, к ее решению и устранению недостатка. Найти хорошее в плохом тоже непросто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет

Игры и упражнения на развитие психических процессов для детей 2-3 лет предназначены для игр как  в детском саду, так и дома. Игры проходят в доброжелательной, непринужденной обстановке. Для игр и...

Копилка игр. Игры и упражнения для развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

   Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следуе...

Игры и упражнения для развития воображения и памяти (детско – родительский клуб)

Заинтересовать детей и родителей к разным видам упражнений для познавательного мотива  при подготовке детей  к школе....

Игры и упражнения для развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители! Самым оптимальным периодом развития воображения является старший дошкольный возраст.  Предлагаю Вам поиграть с ребенком дома  для его совершенствования и развития....

Картотека Дидактические игры и упражнения на развитие воображения (художественное творчество)

Картотека     Дидактические игры и упражнения   на развитие воображения    (художественное творчество)...