«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»
статья на тему

Васильева Яна Витальевна

Рассуждение о значении самоценности детства для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_moya.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»

Что такое детство, какое оно? У каждого из нас оно было разное: счастливое  и  легкое, светлое и  радостное, наполненное смехом и любовью. Но осмелюсь сказать, почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в «Дочки-матери», классики, прятки, казаки-разбойники. А этот незабываемый вкус леденцов «Монпасье» и конфет «Петушок»? Казалось, нет ничего вкуснее!

Наступила «взрослая жизнь», завертевшись в ней с многочисленными проблемами, мы становимся серьезными и забываем о том, что было мило нашему сердцу в далеком детстве.

Изучая детство, исследователи всё чаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.

Самоценность детства –период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас.

Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги, такие как: Ж.Ж Руссо, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и другие.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Самоценность дошкольного детства прослеживается в основных принципах ФГОС:

1.  поддержка разнообразия детства;

2. сохранение его уникальности и самоценности ,

3.  полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4.  создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. 

Работая в детском саду, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя, возят к педагогам на подготовку к школе. На мой взгляд, они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т.е. всего того, что происходит «здесь и сейчас».  Широко известный, небезразличный к судьбам детей психолог А.В. Запорожец также выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития.

 «Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Сегодня образование в ДОУ мы рассматриваем не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку».

Но здесь существует проблема -  противоречие стандарта дошкольного образования и ФГОС начальной школы. Наш итог - целевые ориентиры. В начальной школе итог стандарта - универсальные учебные действия. Полагается, что целевые ориентиры - это основа, «подушка» для формирования УУД. Но как это в реальном измерении сделать - непонятно. Задачи ФГОС дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности детства, развитие ребенка как субъекта деятельности в игре, в которой обучение не лидирует. И все было бы радужно и прекрасно, если бы наш стандарт воспринимала и школа в том же ключе, на одной волне с нами. Начальная школа по-прежнему ждет ребенка, который бы умел читать и писать, с уже сформированными начальными универсальными учебными действиями и безупречным поведением (программы «Школа 2100», «Перспектива» и др.).

Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой  главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка.  Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.

Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:

  1. Создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства,

      2. Развитие ребёнка проходит в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать,

3.  Личностно-ориентированной модели  взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка

4. Сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают

В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе

Программа по подготовке детей к школьному обучению «Тропинка к школе » Пояснительная  записка            Поступление  ребенка...

Специфика развития детей дошкольного возраста. Самоценность дошкольного детства.

Презентация представляет собой педагогический лекторий для родителей.  Для родителей раскрывается понятие "сензитивный период развития", а так же раскрывается важность дошкольного возраста как са...

Лекция на конкурс "Воспитатель года -2018": "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе:как это сохранить?...

"Самоценность дошкольного детства"

В статье рассматривается вопрос самоценности дошкольного детства, как необходимого и важнейшего условия развития личности дошкольника....

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

laquo;Я пришел из детства, как из страны, - писал Экзюпери. Какая она, эта страна – светлая и радостная или темная и грустная? Конечно, это целиком зависит от близких, родных людей. Важно, чтоб...