Из опыта работы кружка по подготовке детей 6-7 лет к школьному обучению.
статья (подготовительная группа) на тему

Гуртова Елена Николаевна

В статье представлен опыт работы по подготовке дошкольников к школьному обучению посредством занятий в кружке по дополнительному образованию. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа его развития и занимает особое место в системе образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx785.56 КБ

Предварительный просмотр:

Гуртова Елена Николаевна

учитель-логопед ГБОУ города Москвы «Школа № 2065» корпус Д-6

gurtova_e@bk.ru

Из опыта работы кружка по подготовке детей 6-7 лет к школьному обучению.

В статье представлен опыт работы по подготовке дошкольников к школьному обучению посредством занятий в кружке по дополнительному образованию. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа его развития и занимает особое место в системе образования.

Подготовка к школе; общее развитие дошкольника.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Л.А. Венгер.

Проблеме преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования.

Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Школа предъявляет к первокласснику высокие требования и ребенок дошкольного возраста должен быть готов к новым формам общения, у него должна быть развита мотивационная сфера и присущая дошкольнику любознательность выступает здесь как основа познавательной активности.

Основной целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника необходимых для овладения учебной деятельностью, таких качеств как любознательность, самостоятельность, прилежание. Ведущей деятельностью на занятиях является игровая, т.к. в игре дошкольник усваивает материал значительно успешнее. При проведении занятий необходимо учесть психологическую готовность к школьному обучению, сформировать у ребёнка тех качества характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и выполнять правила школьной жизни, т.е. научить учиться.

Разработка дополнительной общеразвивающей программы «Лучики» была обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению в начальной школе.

В нашем дошкольном учреждении функционирует кружок по дополнительному образованию для детей 6-7 лет «Лучики».

Программа «Лучики» представляет собой комплексную дополнительную общеразвивающую образовательную программу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе и направлена на развитие и совершенствование познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление, что при целенаправленной организованной работе, повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, возрастного и индивидуального подхода.

Методики, приемы, технологии и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка дошкольного возраста.

Образовательная деятельность осуществляется на занятиях посредством игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Каждое занятие включает в себя упражнения на развитие моторики, подготовки руки к письму, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов дошкольника.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\С рабочего стола 28 октября 2016\Фото занятия кружка\Фото занятий кружка\Н\1479129518538.jpg C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Фото кркжок 15.12.2016\Изображение 001.jpg

Фотография 1-2

Для снижения повышенных интеллектуальных нагрузок используется интегрированная форма деятельности, во время которой объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности; элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\С рабочего стола 28 октября 2016\Фото занятия кружка\Новая папка\IMG_5146.JPG

Фотография 3

Особенностью программы является использование различных современных методик, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие эмоциональной сферы, психических процессов, интеллектуальных и коммуникативных способностей у детей. Речевое развитие происходит в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речевой деятельности.

Цель программы – общее развития ребенка, как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта, развитие предпосылок учебных умений и навыков.

Образовательные задачи по обучению грамоте направлены на формирование навыка различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; умения определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова; определение последовательности звуков в слове, составлении схемы звуко-буквенного анализа слов; обучению навыку правильного обозначения звуков – соответствующими буквами.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Фото кркжок 15.12.2016\Изображение 014.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Фото кружок 21.11.2016\DSC02847.jpg

Фотографии 4-5

Развитие математических представлений направлено на формирование представление о порядковом и количественном счете; представлении о множестве и числе, соответствии числа и цифрового символа; определению числа из двух меньших; формированию представлений об арифметических действиях и их взаимосвязях, геометрических фигурах, времени и пространстве.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\С рабочего стола 19 января 2017\Фото кружок декабрь январь февраль\Март\IMG_0389.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\С рабочего стола 19 января 2017\Фото кружок декабрь январь февраль\Март\IMG_20170315_155228.jpg

Фотография 6-7

Развитие основных мыслительных процессов предполагает обучение приемам и методам запоминания и обработки информации с помощью мнемотехники; умению устанавливать связи, выделять главное, анализировать, осознавать логику построения материала.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\С рабочего стола 28 октября 2016\Фото занятия кружка\Фото занятий кружка\Н\20161114_155329.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Фото кркжок 15.12.2016\Изображение 037.jpg

Фотография 8-9

Основные педагогические задачи - развитие индивидуальных способности ребенка: коммуникативных, познавательных, регуляторных, любознательность и сообразительность; формирование мотивации к учебной деятельности; воспитание чувства ответственности и самостоятельности.

Программа рассчитана на 8 месяцев (с октября по май). Общая продолжительность реализации дополнительной общеразвивающей программы составляет 64 часа, что отражено в учебно - тематическом плане (Приложение 1).

  1. Вводное занятие. Знакомство (1час).

Знакомство с детьми. Раскрытие целей и задач курса, содержание программы. Выявление уровня подготовленности детей.

  1. . Развитие речи и фонематического восприятия (31 час).

Занятия направленны на развитие речи; лексико-грамматических категорий, фонетического восприятия и слуха, которые обуславливают подготовку к обучению чтению; знакомство со звуками русского языка и буквами русского алфавита; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, выполнения графических упражнений.

  1. Занимательная математика (31 час).

Занятия направлены на развитие пространственного воображения, психологических процессов (логическое мышление, память, внимание, воображение); знакомство с фигурами, цифрами, умение соотносить число и цифру; на решение простых задач; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, выполнения графических упражнений.

  1. Заключительное занятие (1 час.)

Занятия проводятся два раза в неделю по 35 минут в соответствии с СанПиН 2014г.

На занятиях используется интегрированная форма деятельности, во время которой объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. У детей возникает интерес к обучению и они в дальнейшем используют полученные знания на практике. При помощи игровых приёмов на занятиях по развитию речи и математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, при этом обучение письму не выделяется в отдельную деятельность.

У каждого ребенка есть индивидуальная папка с рабочими листами, которую родители могут просмотреть и взять домой на выходные. В социальных сетях (Одноклассники.ru, Facebook) существует группа ДО и в ней родители могут ознакомиться с работой кружка, просмотрев видео- и фотоматериалы.

Занятия в кружке не дублируют основную образовательную программу, по которой работает наше учреждение, на них дошкольники в полной мере развивают и дополняют свои знания и умения, они становятся более ответственным, самостоятельными, внимательными и усидчивыми. Опыт работы кружка и опрос родителей показал необходимость и положительный результат в развитии детей, посещающих данные занятия.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  2. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  3. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001.
  4. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002.
  5. А.В.Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001.
  6. О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005 “Логопед”.
  7.  Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
  8.    Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
  9.   Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры при подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В данном материале представлены задания, упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики рук. наглядно- образного мышления....

Проект "Взаимодействие ДОУ и начальной школы как одно из условий успешной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Какова роль приемственности и взаимодействия двух образовательных учреждений в подготовке ребенка и их родителей к обучению в школе?...

Развивающая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка детей 6-7 лет к школьному обучению "Хочу всё знать"

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психологическая подготовка детей 6-7 лет к школьному обучению «Хочу всё знать» направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной,...

Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"...

Консультация для родителей «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».

Консультация для родителей «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»....

Отчет по самообразованию: «Психолого-педагогическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

Вопрос воспитания и обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике. Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно...

Долгосрочный проект "Нейроигры, как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению «Играя, развиваюсь и учусь или матрица успеха»

Используя нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста ,можно повысить качество подготовки дошкольника к школьному обучению, совершенствовать педагогическую работу ...