Статья в "Туймазинском вестнике" от 26 сентября 2017 года. "Каждый пальчик покручу,никого необойду..." Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОО.
статья по теме

Аблюзина Гузель Ирековна

Статья в Туймазинском вестнике от 26 сентября 2017 года . Здороаьесберегающие технологии в режимных моментах ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Аблюзина Гузель Ирековна Воспитатель

МАДОУ № 6 города Туймазы.

Статья о здоровье сберегающих технологиях.

(профилактика простудных заболеваний у детей).

  В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Подвижные и спортивные игры

Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не  требует высоких физических и психических напряжений.

Спортивные игры – игры, которыми проводятся соревнования.

Дыхательная гимнастика

Специальные упражнения, позволяющие очистить  слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

Профилактика плоскостопия

Упражнения на формирование мышечного корсета, выработку стереотипа правильной осанки, путь к здоровому образу жизни

Профилактика осанки

Применение и использование общеразвивающих упражнений  укрепляющих  мышцы  и  исправляющих форму стопы ребенка,  формирование и закрепление навыка правильной ходьбы

Гимнастика для глаз

Упражнения для снятия глазного напряжения

Ритмопластика

Система  физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику

Релаксация

Система расслабляющих упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и  торможения, снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).

Пальчиковая гимнастика

Тренировка  тонких движений пальцев кисти рук.

Массаж

(самомассаж)

Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног и пр.)

Точечный массаж

Точечный массаж – это механическое воздействие пальцами рук на строго  определенные участки  тела.

Приемы  здоровьесберегающих технологий широко используются педагогами  дошкольных учреждений в разных формах организации педагогического процесса:   в организованной образовательной деятельности,  на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности детей, в ходе  педагогического взаимодействия взрослого с ребенком. Ежедневно с детьми проводят утреннюю гимнастику, которая способствует повышению  функционального состояния и работоспособности   организма, развитию моторики формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Проводятся занятия включающие элементы детской йоги, которые помогают детям снять напряжение, научиться контролировать свое дыхание и чувствовать свое тело.

Хотелось бы обратиться к нашим уважаемым родителям

Ст. 18 закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте». Проблема в том, что не все родители имеют возможность выполнять возложенные обязанности в целевом развитии ребёнка, качественно и с полной отдачей, перекладывают эти задачи на детский сад, тем самым отстраняясь от участия в жизни детского сада и ребёнка

Давайте же вместе направим все наши взрослые усилия на сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни. Всё гениальное просто. Нам обязательно нужна физическая активность, которая вызывает в организме выработку гормона «радости» — серототина. Добавьте к этому свежий воздух, ласковое солнышко – и «порция» счастья увеличивается в разы и ничего, если прогулкам мешают лютые морозы, а солнышко спряталось за облаками. Всё поправимо! Сегодня, поднять настроение нам поможет весёлая зарядка.

Помните, гормон счастья лучше вырабатывается при насыщении мозга и крови кислородом. А для этого необходимо дышать правильно. Хорошей профилактикой при заболевании органов дыхания является дыхательная гимнастика. Она укрепляет защитные силы организма, развивает дыхательную систему ребенка, если она несовершенна. Научите ребенка правильно и глубоко дышать, при вдохе максимально наполнять легкие, грудную клетку при этом, расширяя, а на выдохе легкие от остаточного воздуха освобождать, выталкивая его путем сжатия легких – это и есть главная задача дыхательной гимнастики для детей. Такая зарядка поможет не только поднять настроение, но и укрепить здоровье. Главное всё систематизировать.

Общепризнано, что фундамент здоровья закладывается в семье ребёнка с первых дней его жизни. Большинство же родителей и детей не понимают, что здоровье порой не приходит само собой, его необходимо холить и лелеять, сохранять и укреплять. И нам ничего не остается, как распространять информацию о ЗОЖ. Ведь в дальнейшем, от состояния здоровья ребенка, достигнутого уровня физического и психического развития во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к детскому саду.

 

Наступают холодные пасмурные дни  и именно в этот периодвсем нам хочется чтобы наши самые любимые и родные человечки были здоровыми .

 Я хочу научить Вас дорогие родители самому легкому и эффективному профилактическому средству при простудных заболеваниях – это игровой самомассаж. . Если Вы приучите своего ребенка и себя делать эти несложные упражнения, то Осенняя и зимняя пора будут вас радовать только  радостными и приятными моментами.

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

 «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет  интонационное разнообразие речи мамы. Нужно суметь и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших детей.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. 

При проведении массажа ненужно давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.

Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальчиками, «рисовать» спиральки от висков к затылку, взъерошивать или приглаживать волосы. Такие упражнения улучшают кровообращение, снимают головную боль, успокаивают или, наоборот, активизируют ребенка.

Массировать шею нужно сверху вниз поглаживаниями, лёгким растиранием, постукиванием.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев, стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.           

                   * * *

Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.
С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.
Потом руки «помечали»,

Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и  со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

Кран откройся, (Правой рукой показать, как открыть кран.)

Нос умойся, (Указательными пальцами массировать крылья носа.)

Мойтесь сразу оба глаза. (Указательными пальцами массировать веки.)

Мойтесь ушки, (Ладошками массировать уши.)

Мойся шейка. (Поглаживание шеи сверху вниз ладошками.)

Шейка мойся хорошенько.

Мойся, мойся, обливайся. (Ладошками массируют щеки.)

Грязь смывайся, (Трут ладошку об ладошку.)

Грязь смывайся.

       

                      * * *

“Осень” .

Ходит осень по тропинке,    Плавно ведут пальчиками по лицу.

Разукрасила осинки              “Рисуют” пальцами глаза, брови, нос.
Огонечками зажгла
Стройные рябинки.               
То же самое, но легко барабаня пальцами.
Осень не одна пришла -
Дождь с собою привела.      
“Отряхивают” лоб, виски, щеки.
Он стучит по лужам звонко
И смеется, как девчонка
!       Спиралевидные движения указательными пальцами по лицу.
Рядом веет ветерок
,                 Мягко гладят лицо.
Непоседливый дружок:
То помчится всех быстрей.
То уснет среди ветвей.

Непренебрегайте здоровьем ваших детей. Неленитесь и каждый день,  будь то выходные или будьни встречайте и провожайте  со здоровьесберегающими технологиями ( с закаливающими мероприятиями).  Задача взрослых  достичь положительных результатов в укреплении и сохранении здоровья детей, выработать привычку вести здоровый образ жизни., а этого можно добиться , только при тесном взаимодействии и установлении доверительных отношений между родителями и детьми. Почаще будте вместе, общайтесь, имейте общие интересы и радуйтесь этому. Желаю всем крепкого здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ...

"Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ"

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья....

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья....

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья....

«Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах для укрепления психофизического здоровья ребенка дошкольного возраста».

        Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.         Существуют разнообразные формы и...

План по самообразованию 2017-2018 гг. «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах»...