Исследовательский проект Тема: «Ритмопластика как метод оздоровления детей» (возраст: 2 – 4 лет)
проект (младшая группа) на тему

Качмашева Марина Геннадьевна

Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

Исследовательский проект

Тема: «Ритмопластика как метод оздоровления детей»

(возраст: 2 – 4 лет)

Выполнила: воспитатель

МБДОУ «Светлячок»

Качмашева Марина Геннадьевна

р.п. Шаранга 2017 г.

«Самое лучшее,  что есть в жизни – это свободное движение под музыку».

А.И. Буренина

Актуальность

Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.

Актуальность проведения ритмопластики с детьми очевидна. Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка. Данные пластичные движения носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.

Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, дети овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, но и развиваются физические и коммуникативные навыки. Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть. Именно в этом заключается актуальность ритмопластики как метода оздоровления детей.

Проблема

Работая с детьми, я пришла к выводу, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, планшетами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении.

Вот почему возникла необходимость проведения упражнений по ритмопластике в работе с детьми, которые повлияли бы на гармоничное развитие, единство духовного и физического.

Цель проекта: развитие и совершенствование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики.

 Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

 Обучающие:

 1. Формирование познавательного интереса к искусству звуков.

 2. Развитие двигательных качеств и умений: ловкости, точности и координации движений; гибкости и пластичности; умения ориентироваться в пространстве.

 3. Обогащение двигательного опыта различными видами движений.

 Развивающие:

 1. Развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие музыкального слуха, чувства ритма; музыкального кругозора и музыкальной памяти.

 2. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении через музыку: творческого воображения и фантазии; способности к импровизации.

 3. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления; тренировка лабильности нервных процессов.

 Воспитательные:

 1. Воспитание доброжелательности, умения вести себя в группе, подчиняться правилам.

 2. Развитие эмпатии.

 Оздоровительные:

 1. Поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей младшего дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья.

 2. Формирование сознательного стремления к здоровью, культуры здоровья.

 3. Формирование правильной осанки, красивой походки.

 4. Содействие профилактике плоскостопия.

 Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

  • Принцип доступности и индивидуальности, — предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному, так как организм различно реагирует на физические нагрузки.
  • Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
  • Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий, в противном случае снижается достигнутый уровень умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
  • Принцип повторяемости материала. Занятия ритмопластики и ритмической гимнастики требуют повторения вырабатываемых навыков. Только при многократном повторении образуется двигательный стереотип.
  • Принцип наглядности в обучении ритмопластики и ритмической гимнастики понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.

 Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого упражнения, игры, танца выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания – это такие методы как:

 • показ (предварительный показ танцевальной композиции, отдельных элементов, упражнений);

 • словесный;

 • игровой;

 • разговорно - игровой (позволяет ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогает скоординировать движения своего тела с характером музыки);

 • анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируется отдельные части движения, композиции и потом соединяются.

 Формы объяснения:

 • комментирование

 • инструктирование

 • корректирование.

Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе систематического использования данного метода в рамках здоровьесберегающих технологий – ритмопластики, физическое и психологическое состояние детей значительно улучшается.

 Практическая значимость. Метод –  ритмопластика способствует развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять движения в различных игровых ситуациях.

Продолжительность  проекта – 3 месяца.

Этапы работы

  1 этап Начальный (1 – 2 недели марта 2017 г.)

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Подбор и изучение методической литературы.

Разработка перспективного плана работы.

Подборка методических материалов.

Мотивационная и организационная готовность участников проекта к целенаправленной практической деятельности.

 2 этап Основной (продуктивный) (с 3 недели марта 2017г. по 3 неделю мая 2017 г.)

Использование ритмопластики как оздоровительного метода работы с детьми младшего дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий.

Создание системы работы по ритмопластике.

3 этап Итоговый (презентативный) (4 неделя мая 2017г.)

Представить результаты и итоги проекта общественности – педагогам и родителям.

Обобщение результатов использования упражнений по ритмопластике.

Распространение опыта работы по проекту (семинары, публикации, обмен опытом).

Ожидаемые результаты 

В итоге реализации проекта могут быть отмечены следующие показатели  развития детей:

 - выразительность, легкость исполнения движения под музыку;

 - возможность самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

 - освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;

 - способность организовать игровое общение с другими детьми;

 - способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

 - точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

В проекте используется альбом «Логоритмика» Екатерины Железновой.

Перспективный план

Сроки

Упражнения по ритмопластике

Март

1 неделя

«Ходим, ходим, стоп».

2 неделя

«Ходим – бегаем».

3 неделя

«Поползаем».

4 неделя

«Часики».

Апрель

1 неделя

«Идем – крадемся».

2 неделя

«Пружинки – прыжки».

3 неделя

«На лошадке».

4 неделя

«Тихо – громко».

Май

1 неделя

«Играем с мячиком».

2 неделя

« Ежики».

3 неделя

«Передай мячик».

4 неделя

«Цветочек».

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни».
  • Информационный стенд «Нетрадиционные методы оздоровления».
  • Буклет «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
  • Консультация для родителей «Ритмопластика как метод оздоровления детей».
  • Папка - передвижка «Веселая физкультура в квартире».
  • Анкетирование родителей (повторное) «Условия здорового образа жизни».

Источники

 1.  «Музыкальные игры и упражнения в детском саду» А.Зимина Москва 1998.

2. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997.

3. «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина С-Пб. 1994.

Дошколенок.ру

maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмопластика как метод оздоровления детей

Ритмопластика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средство являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку,...

Буклет " Ритмопластика как метод оздоровления детей"

Буклет для родителей " Ритмопластика- как метод оздоровления детей!"...

Ритмопластика, как метод оздоровления детей

Это гимнастика с оздоровительной направленностью...

Ритмопластика с элементами танцетерапии как метод оздоровления детей

В статье расматривается ритмопластика с элементами танцетерапии как метод оздоровления детей...

Ритмопластика как метод оздоровления детей.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении....