Семинар - практикум "«Игровая деятельность, как эффективный метод работы с детьми по профессиональному самоопределению»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сергеева Елена Игоревна

Знакомство детей с профессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56»

«Игровая деятельность, как эффективный метод работы с детьми по профессиональному самоопределению»

Выступление на семинаре-практикуме:

                                                                 Воспитатель: Сергеева Елена Игоревна

Профессиональное самоопределение – это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.

Ознакомление детей  дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. 

“На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой? ”

Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, все не так просто. Это в старину профессии было мало, и все они могли на одном крыльце поместиться, вместе с царем.

Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются.

В каждом деле есть свои правила, в каждой профессии есть свои инструменты. Для некоторых профессий нужны очень сложные машины. Как же выбрать себе профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела. Нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с профессиями, или они узнают о них в школе? Я думаю нужно. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. И чтобы это место было действительно важное и желанное, необходимо с первых шагов ребенка  задумываться о его будущем, внимательно следить за его интересами и склонностями, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. И в этом важную роль играет работа с дошкольниками по расширению кругозора о мире профессий.

Представления о профессиях у ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий  мной был разработан педагогический проект «Дошкольники в мире профессий»

Цель проекта: создание условий для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.

Задачи проекта:

  1. Способствовать  профессиональному самоопределению дошкольников.
  2.  Формировать активный интерес и положительное отношение к трудовой деятельности.
  3. Познакомить детей с  трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий.

Методы проекта:

  1. Наблюдения;
  2. Экскурсии

3  Чтение художественной литературы;

4  Познавательно-игровая образовательная деятельность,

5  Рассматривание иллюстраций и фотографий.

В основе данного проекта лежит игровая деятельность, так как именно она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.  Основными методами в работе мы выбрали различные игры:

сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, обучающие.    

Я хочу предложить вашему вниманию игры, которые я использую для закрепления темы «Профессии».

  Игра «Кувырком» предполагает юмористическое содержание, в ней закрепляются знания о предметах труда, развивается умение исправлять ошибку в задании, находить целесообразный ответ. Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, не соответствующие реальности: повар решил сварить суп из сапога, доктор продавец в магазине, парикмахер подстригает клиента ложками. Играющие, исправляют ошибку, объясняют почему.

Игра «Кто это знает и умеет?» 

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми (воспитатель). Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры (музыкальный руководитель). Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни (врач). Водит машину, перевозит людей и грузы (шофёр).

В игре «Кто покажется?» закрепляются представления о разнообразии профессий, о содержании деятельности людей труда. Каждому из шести игроков воспитатель раздает конверт с изображением человека определенной профессии.

Первый игрок описывает изображенного на своей картинке труженика. Кто из играющих угадает, о какой профессии идет речь, тот получает эту картинку. И так каждый ребенок, описывая профессию на своей картинке, отдает её отгадавшему.

У кого наберется большее количество картинок, тот победитель.

Игра с мячом «Назови профессию»:

Профессий всех не сосчитать,

А вы какие сможете назвать?

Поезд водит… машинист.

Поле пашет… тракторист.

Самолётом правит ...лётчик.

Клеит книжки… переплётчик.

В школе учит нас … учитель.

Строит здание … строитель.

Красит стены нам … маляр.

Столы делает … столяр.

На станке ткёт ткани … ткач.

От болезней лечит … врач.

Хлеб печёт в пекарни … пекарь.

Торговлей занят … продавец.

Кто всё знает … молодец!

Дид. игра «Чудесный сундучок»

У меня есть чудесный сундучок, в котором лежит очень много интересных предметов. Чтобы узнать, что там лежит нужно сказать такие слова «Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок» Дети достают предметы, называют, человеку какой профессии он принадлежит.

Вопрос: Как вы думаете, такая игровая деятельность может способствовать профессиональному самоопределению у детей?

Убедившись на практике в процессе реализации данного проекта, мы можем уверенно сказать, что выбранные нами методы работы положительно влияют на развитие представлений о профессиях, а главное воспитывают не только положительное отношение к труду, но и формируют первоначальные предпосылки профессионального самоопределения у детей, что в дальнейшем позволит выбрать профессию по душе.

Надеюсь, это поможет в вашей работе с детьми. С помощью этих игр вы можете формировать у детей представления о мире труда и профессий. А это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Вывод: Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся  с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Работа проведена немалая, но останавливаться не будем. Предстоит расширять знания детей о профессиях. А это значит, впереди у нас еще много интересных встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР

Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»

Сказкотерапия - самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с ОНР неоспоримы....

Эффективные методы работы с детьми ОВЗ в ДОУ

Доклад об эффективных методах работы с детьми ОВЗ в ДОУ...

«Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ»

В современных детских садах создаются условия для совместного получения дошкольного образования нормотипичных и детей, и детей с ОВЗ. В нашем опыте работы мы сталкиваемся с ситуациями, в которых отдел...

Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и пр...

ЛОГОСКАЗКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на...