Картотеки дидактических игр
материал на тему
Картотеки дидактических игр для детей детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.5 КБ |
![]() | 65.47 КБ |
![]() | 82.95 КБ |
![]() | 500 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр в подготовительной группе
для развития речи
1 «Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
2. «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
3. «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
4. «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
5. «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
6. «Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
7. «Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
8. «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
9. «Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают
карточку с нужным знаком.
10. «Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].
11. «Из слогов - предложение»
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.
Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.
Предварительный просмотр:
«Скажи какой» (начало) Цель: Учить называть не только предметы, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу. Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете? Прослушайте сти-хотворение М.Щеловановой «Утро»: Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, Сегодня скучное утро, И, кажется, будет дождь. Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, Сегодня веселое утро, И тучи уходят прочь. Сегодня не будет солнца, Сегодня не будет солнца, Сегодня будет хмурый, Серый, пасмурный день. Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце, Обязательно будет солнце И прохладная синяя тень. 1 | «Скажи какой» (продолжение) - О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре). Как сказано в сти-хотворении о первом дне? Какой он? (Хмурый, серый). Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу. (Дождливый, грустный, скучный). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу. (Веселое, радостное, голубое). Что еще может быть хму-рым? (Настроение, погода, небо, человек). Что может быть солнечным? - Есть еще слова, которыми называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом можно сказать по-другому? (Грустит, расстроил-ся, обиделся). - А есть такие слова и выражения, которые передают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом». «Это я проснул сестричку». «Я ботинки наизнан-ку надел». Можно ли так сказать? Как надо ска-зать правильно? 2 | |
«Найди точное слово» (начало) Цель: Учить точно называть предмет, его качества и действия. О каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное». Что это? Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. - Дополните другими словами: снег белый, холодный … (еще какой?); сахар сладкий, а лимон …; весной погода теп-лая, а зимой … - Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. - Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона … (летает), рыба …, кузнечик …, уж … Кто из животных как голос подает? Петух … (кукарекает), тигр …, мышь …, корова … 1 | «Найди точное слово» (продолжение) - Помогите мне найти слова, протии-воположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»: Скажу я слово высоко, А ты ответишь … (низко). Скажу ч слово далеко, А ты ответишь … (близко). Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты … (храбрец). Теперь начало я скажу, Ну, отвечай … (конец). - Теперь вы придумайте слова, противоположные по смыслу. 2 | |
«Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош-ка, гла-за). |
«Угадай слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. | |
«Сплетем венок из предложений» Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. | «Веселый поезд» Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет. Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков). | |
«Красный – белый» Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове. Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки. Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'] | «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит. Тигр рычит. Змея шипит. Комар пищит. Собака лает. Волк воет. Утка крякает. Свинья хрюкает. Вариант 2. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д. «Кто где живёт?» | |
«Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. |
«Горячий – холодный» Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.Например: Горячий-холодный. Хороший-плохой. Умный-глупый. Весёлый-грустный. Острый-тупой. Гладкий-шероховатый. | |
«Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна». Педагог:-Дети: Солнце – что делает?-Светит, греет. Ручьи – что делают?-Бегут, журчат. Снег – что делает?-Темнеет, тает. Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает?-Звенит, капает. Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги. |
«Кто может совершать эти действия?» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек… | |
«Из чего сделано?» Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые. Таз из меди-медный. Ваза из хрусталя-хрустальная. Рукавички из шерсти-шерстяные. | «Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг. Оранжевый -апельсин, морковь, заря. Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес. Голубой-небо, лёд, незабудки. Синий- колокольчик, море, небо. Фиолетовый -слива, сирень, сумерки. | |
«Что бывает круглым?» Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…) |
«Назови ласково» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице. | |
«Весёлый счет» Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов. Один слон – пять слонов. Один журавль – пять журавлей. Один лебедь – пять лебедей. Одна гайка – пять гаек. Одна шишка – пять шишек. Один гусёнок – пять гусят. Один цыплёнок – пять цыплят. Один заяц – пять зайцев. Одна шапка – пять шапок. Одна банка – пять банок. | « Прятки» Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов. Ход:Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д. | |
«Подбери правильно» Цель: упражнять в использовании местоимений он, она, оно, они. Ход:О ком или о чём можно сказать: он, она, они, оно. Воспитатель называет слова, дети подбирают соответствующее местоимение. В начале игры педагог даёт образец: Воспитательница – она, дети – они, стул – он, окно – оно. Слова для работы: песок, море, волна, лодка, Вова, Оля, цветок, солнце. | «Магазин» Цель: Упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам. Ход: Воспитатель предлагает побыть в роли покупателей и ответить на вопросы: что вы хотели бы купить? Что вы хотите купить? Дети отвечают индивидуально и парами. Примерные ответы: - Я хотел бы купить… Я хотела бы купить… Мы хотели бы купить… - Я хочу купить… Мы хотим купить… | |
«Кто это? Чье это?» Цель: Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Ход:Педагог показывает картинки с изображением лисы, волка, белки, мышки, поросёнка, петуха. Спрашивает: «Кто это?». Дети отвечают полным ответом: «Это лиса». И т.д. Затем воспитатель другие картинки с изображением хвостов. Просит назвать, чьи это хвосты. Дети отвечают: «Это лисий хвост» и т.д. | «Подбери слова правильно» Цель: Упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои. Ход: Педагог предлагает детям подобрать к словам, изображённым на картинках, слова мой, моя, моё, мои. «Мой чайник» «Моя лейка» «Мои санки» | |
«Составь предложение» Цель: Упражнять в составлении предложений из заданных слов. Ход:Педагог предлагает детям составить предложение из картинок, которые упали и всё перепутали. - Филин, спать, день. – Филин спит днём. Сколько слов в предложении? Какое первое слово, второе, третье? - Федя, нюхать, фиалка. – Федя нюхает фиалку. - Мальчик, рисовать, фломастеры. – Мальчик рисует фломастерами. | «Было - стало» Цель: Расширять словарь детей словами – антонимами. Ход:Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, какимбыл тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал. Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажите, каким он стал сейчас. Тополь был тонким, а стал толстым. Был низким, стал высоким. Был молодым, стал … старым. Веток было мало, стало … много. Ветки были короткие, стали … длинные. Кора была гладкая, стала… шероховатая. Листья были маленькими, стали … большими. Были мокрыми, стали … сухими. | |
«Едем, летим, плывем» Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. На рисунке шесть картинок, изображающий транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. Назови предметы одним словом. (Транспорт). Сколько слогов в этих словах? Какой звук встречается во всех этих словах? (Т,С) Где они располагаются? Составь предложение с любым словом. Скажи, что летает? Что плывет? Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т-С, А-С, С-Т, В-Т. | «Игра в слова» Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какое из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану и т.д.). Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, вредитель, соты , жужжит, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница. Вариант игры: Какие слова подходят к овощу, фрукту. | |
«Найди другое слово» (начало) Цель: Учить обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы. Папа решил сделать детям качели. Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годиться – она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не обор-вется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую). А затем? (Креп-кую, прочную). - Но вот наступила … зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и по-чувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий). Мороз крепчал (становился сильнее). - Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить). Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом». Значит сильный, стойкий человек. | «Найди другое слово» (продолжение) Объясните, что означают слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и каких? (В сказке «Волк и семеро козлят» коза крепко-накрепко (очень строго) наказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь. Придумайте свои предложения со словом «крепкий». - Я буду называть слова, а вы говорите мне с противоположным смыслом: длинный, глубо-кий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бе-жать. - Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете использовать слова, которые только что называли. | |
«Один - много» (начало) Цель: Упражнять в образовании множест-венного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; учить подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие; учить находить в словах первый звук, определять количество слогов и подбирать слова, сходные по звучанию. Это … шар, а это … (шары). Здесь много … (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеле-ные). Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные). - Это … мак, а это … (маки). В букете мно-го… (маков). Какие они? (Красные). Что еще бывает красным? Как вы понимаете выраже-ние «красная девица»? где вы встречали такое выражение? В каких сказках? - Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это … лук. Какой он? (Желтый, сочный, горький). В корзинке много чего? (Лука). | «Один - много» (продолжение) Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). - С какого звука начинаются слова: шар, мак, лук? (ш, м, л). - Сколько слогов в этих словах? (В словах шар, мак, лук один слог). Задания: 1.Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка? 2.Подобрать слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка). 3.Если все названные предметы или объекты исчезнут, как нужно сказать, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек). | |
«Картина - корзина» Цель: Учить находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию. Сколько слогов в словах картина, лягуш-ка, ракета? (Три). - Подберите слова, сходные по звучанию с этими словами: картина (корзина, маши-на), лягушка (подушка, кадушка), ракета (конфета, котлета), вертолет (самолет), бе-реза (мимоза). - Что делают лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит). Дети произносят все слова и говорят, что у каждого из этих слов по три слога. | «Коза - стрекоза» Цель: Развивать представление о похо-же звучащих словах; учить подбирать пары слов с разным количеством слогов. Подберите пары слов, похожих по звуча-нию (чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – са-мовар, шина - машина). - Назовите слова, в которых один слог, два и три слога (в словах пар, сук – один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук – два слога, в словах – самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, машина – три слога). - Закончите фразы, чтобы получилось складно: «Я поехал на машине … (у меня пропала шина); побежал за стрекозой … (тут же встретился с козой); я разбил сегодня чашку … (и сорвал в лесу ромаш-ку); зацепился я за сук … (а под ним сидел барсук); под столом лежала кошка … (рядом с ней стоит лукошко).» | |
«Про ежей, про елки» Цель: Учить различать предметы, ко-торые называются одним словом; закреп-лять представление о многозначном слове. Дети рассматривают рисунок с изобра-жением леса. По стволу сосны прыгает белка, под елкой – еж. - Назовите деревья и животных, в кото-рых спряталось слово игла? (Ель, сосна, лиственница, еж). Какие это иглы? (Ело-вые, сосновые, лиственные, иголки у ежа). - Назовите другие предметы, которые называются словом игла. Что можно де-лать иглой? Для чего нужны иглы? - Сочините сказку про ежей, про елки и разные иголки. Воспитатель записывает за каждым ребенком сказку, затем предлагает сделать рисунки (или рисует сам) по сюжету сочиненной сказки (по всему сюжету или его части). | «Кто как двигается» Цель: Учить сопоставлять название жи-вотного и его движение. Найдите на рисунке животных, которые одинаково двигаются, и назовите их дви-жения (Лягушка и кузнечик прыгают, воро-бей и ласточка летают, сороконожка и змея ползают, дельфин и кит плавают, волк и лиса бегают, заяц и кенгуру скачут). - Расскажите, что делают эти животные? Что они могут еще делать? (Кошка сидит, черепаха ползает, петух клюет зернышки, бабочка летает, крокодил плывет. Кошка мо-жет мяукать, лакать молоко. Черепаха умеет плавать, есть капусту. Петух может взлететь на забор. Крокодил может укусить. Бабочка может садиться на цветы). - Составите предложения из двух слов (бабочка летает, петух кукарекает) и из трех слов (кошка пьет молоко). - Опишите бабочку. Какая она? Кого вы хотите еще описать: петуха, кошку или дете-ныша любого животного? | |
«Игла - пила» (начало) Цель: Дать представление о разных значениях многозначного слова; учить подбирать признаки и действия к задан-ным словам; учить определять количест-во слогов в словах, сходных по звучанию. В словах шар, мак, жук, лук, рак, пар – по одному слогу. А сколько слогов в сло-вах игла, мишка, ложка? - Какие иглы вы знаете? Какие предметы мы называем этим словом? (Игла у ежа, елки, сосны, лиственницы). Чем они похо-жи? (Все иглы острые). - Как называются иглы у елки? (Еловые). Как называются иглы у сосны? (Сосно-вые). Чем отличаются иглы елки и сосны? Какие иглы длинней? (Сосновые). А чем отличаются иглы у елки и лиственницы? (Еловые иглы твердые, жесткие, а лист-венные мягкие). | «Игла - пила» (продолжение) - А какие еще иглы вы знаете? (Швейные). Что можно сказать про швейную иглу? Какая она? (Длинная, тонкая, острая, металлическая, блестя-щая). Что делают швейной иглой? (Шьют). Что шьют швейной иглой? (Одежду). А что еще можно делать швейной иглой? (Вышивать, зашивать, подшивать, што-пать). - назовите предметы, которые вы видите. Дети должны назвать единственное (это игла) и множественное число (это иглы) слова игла. - Скажите, много … чего? Дети называют предметы и дают форму родительного падежа множественного число (много… игл или иголок). - Кто здесь нарисован? (Мишка, мишки). Кого здесь много? (Мишек). | |
«Лето - зима» Цель: Учить подбирать слова, противопо-ложные по смыслу, и подбирать определения к заданным словам. Послушайте, какие слова я вам назову, а вы назовите мне слова, противоположные по смыслу: лето, ночь, солнце, лимон, река, девочка. (Дети называют слова: зима, день, луна, сахар, ручей, мальчик). - Вспомните любую пару слов с противопо-ложным значением и назовите их (лето – зи-ма, ночь – день, солнце – луна, лимон – сахар, река – ручей, девочка - мальчик). - Подберите определения ко всем словам. Какое лето и какая зима? (Лето теплое, а зима холодная; ночь темная, а день светлый; солн-це жаркое, горячее, яркое, а луна холодная, неяркая; лимон кислый, а сахар сладкий; река глубокая, а ручей мелкий; девочка веселая, а мальчик грустный). - Придумайте рассказ про веселую девочку и грустного мальчика. Обязательно расскажи-те, как девочка развеселила мальчика. Когда это было: теплым летом или холодной зимой? | «Хочу погладить» Цель: Познакомить с разными значениями многозначных глаголов и существительных. Можно ли ежа погладить рукой? Почему? Закончите предложение: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он … (колючий)». - Кого можно погладить? (Котенка, собачку, ребенка). - Девочка гладит себе платье. Чем она гла-дит? (Утюгом). Что еще можно погладить утюгом? (Брюки, кофту, юбку). Как одним словом можно назвать эти вещи? (Одежда). - когда девочка гладит котенка, что он дела-ет? Закончите предложение: «Котенок выгнул спинку, когда …». - У каких предметов есть спинка? (У дивана, стула). А у кого есть спина? (У людей). Какие выражения со словом «спина» вы часто слышите? (Выпрямить спинку, лечь на спин-ку, повернуться спиной). Как вы понимаете выражение: «Прятаться за чужую спину»? (Перекладывать свое дело на другого). | |
«Идет - стоит» Цель: Познакомить с разными значениями слова «идти»; находить слова с противопо-ложным значением; учить заканчивать прос-тые и сложные предложения. Отгадайте загадку: «Стучат – стучат, не велят скучать. Идут – идут, а все тут да тут». Что это? (Часы). - Как сказать по-другому? Часы идут (шагают, тикают). Дождь идет (капает, льет-ся). Мальчик идет (шагает, движется). Поезд идет (едет, мчится). Фильм идет (демонстри-руется). Весна идет (наступает). Пароход идет (плывет). Лед идет по реке (плывет). - Закончите предложения: «Мальчик пошел … . Девочка ушла … . Люди вышли … . Я при-шел … . Саша идет медленно, а Вова … . Можно сказать, что он не идет, а …». - Подберите слова, противоположные по смыслу: идти (стоять), падать (подниматься), разрешить (запретить). | «Лить - поливать» Цель: Работа с многозначными глаголами. Вы помните загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы про-ливает». (Лук). Как можно заменить выраже-ние «слезы проливает»? (Плачет). - Что можно лить? (Воду из кувшина). Что можно наливать? (Сок, чай). - Отгадайте еще одну загадку: «Один льет, другой пьет, третий растет». (Дождь, зем-ля, трава). - Что значат выражения: «дождик льет как из ведра», «лить слезы в три ручья», «льется песня над полями»? Воспитатель загадывает детям еще одну загадку: - Из горячего колодца Через нос водица льется. Ты послушай мой вопрос: Что там льется через нос? (Горячая вода льется из чайника). | |
«Шишка» (начало) Цель: Знакомить с новыми многозначными словами; учить подбирать слова, сходные по звучанию. Отгадайте загадку: «Рыжая, пушистая на сосну взбирается, шишками кидается». Кто это? (Белка). - Закончите предложение: «Белка бросила в волка … (шишку). На лбу у волка выросла … (шишка)». - Какие шишки бросала белка? (Еловые). Что выскочило у волка на голове? (Шишка). Еловая? Сосновая? А какая? - Какое веселое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. (Шишка – мышка, малышка, трусишка). - Белка угостила ежа орехами, а он не смог их … (съесть). Еж взял молоток и … (раско-лол орехи). Что еще можно колоть? (Дрова). Чем можно уколоться? (Иголкой). Почему? (игла острая, колючая). | «Шишка» (продолжение) - О чем мы говорим острая? (Игла, пила, вилка). Острый? (Нож, язык, слух). Острые? (Ножницы, иглы). - Закончите фразу так, чтобы было складно: «Где ты, белочка, гуляла? (Я орешки собирала). Ежик, ты кого нашел? (Я вам белочку привел). А ежиха в лес пошла, … (спелых ягод принесла). Быстро белочка скакала, … (все орешки растеряла). В стороне стоял грибок, … (еж его найти не смог)». | |
«Кто хитрее?» (начало) Цель: Учить подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени прилага-тельных; образовывать новые слова (прила-гательные) с помощью суффиксов –еньк (-оньк); -оват (-еват); -ущ (-ющ); -енн (-ейш). Вспомните сказку «Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? (Зубки острые, шубка тепленькая, она красивая). А какой характер у лисы? (Она хитрая, лукавая, коварная). - Каким показан журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль … (еще хитрее, хит-рющий). Лиса умная, а журавль… (еще умее, умнейший). - Волк злой, а волчище … (еще злее, злющий). Заяц труслив, а зайчишка … (еще трусливее, трусоватый). Этот человек худой, а этот … (еще худее, худющий). Один чело-век полный, другой не совсем полный, а … (полноватый). Этот человек толстый, а тот еще … (толще, толстенный). | «Кто хитрее?» (продолжение) - Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот … (еще больше, большущий). Этот пла-ток синий, этот не совсем синий, а … (синева-тый). Этот лист зеленый, а этот … (еще зеле-нее). Этот лист зеленый, а этот не совсем зе-леный, слегка … (зеленоватый). Это платье красное, это не совсем красное, а ... (красно-ватое). - Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая). Умный щенок. А как сказать по-другому? (Умненький). Рисунок плохой или … (плохонький, плоховатый). | |
«Как лучше сказать» (начало) Цель: Учить подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации. Вспомните рассказ В.Бианки «Купание мед-вежат». Я расскажу вам про этих медвежат. - Вот выкупались и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый мед-вежонок – веселый, подвижный, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует – медом пахнет. Обрадовался, полакомился медом, слез с дерева и побежал к маме-медведице. - Какой был медвежонок? К слову «веселый» подберите слова, близкие по смыслу (ра-достный, оживленный, шустрый, бодрый, рез-вый). И к маме он не просто побежал, а … (помчался, понесся, полетел стрелой, пом-чался сломя голову). - Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный. - А как можно о нем сказать по-другому? (Нерасторопный, неуклюжий, неловкий, не-поворотливый). | «Как лучше сказать» (продолжение) - Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Совсем ему стало плохо и невесело или … (грустно, скучно, обидно). Какой он был? (Грустный, обиженный, огорченный, пе-чальный). И к маме он не просто пошел, а … (побрел, поплелся). - Придумайте рассказ о том, как неугомон-ный и веселый медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою мед-лительность. - Придумайте складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал)». «Медвежата, где вы были? (По ма-лину в лес ходили, на полянке мы бродили)». «Медвежонок мед искал (и братишку поте-рял)». - Выберите ответ, который вам больше всего понравился. Один из вас говорит первую фра-зу, остальные отвечают громко, тихо, шепо-том (быстро, умеренно, медленно). | |
«Скажите точнее» (начало) Цель: Развивать точность словоупот-ребления в связных повествовательных рассказах. Послушайте мой рассказ. Там, где я буду останавливаться, вы будете мне помогать: подбирать слова и составлять предложе-ния. - Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый глав-ный!» Какой может быть ветер? (Стиль-ный, резкий, порывистый, холодный). Вет-рище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной). Ветерок слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый). Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой померяться. | «Скажите точнее» (продолжение) Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, трава пригнулась к земле). Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал). Подул ветер - ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся). Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались). И вот подул ветерок. Что он делал? (Дул ласково и нежно, шелестел листвой, озор-ничал, раскачивал веточки). Что произош-ло? (Листочки зашелестели, птички за-пели, стало прохладно и приятно). - Придумайте сказку о ветре, ветерке и ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперни-ками, друзьями, товарищами). Что они мо-гут делать? (дружить, меряться силой, спорить, разговаривать). | |
«Доскажи словечко» Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо… Жили-были серый еж и его …(Ежиха) Ну и платье: сплошь иголки, Его носят вечно…(Ёлки) Я сижу едва не плача, Очень трудная…(Задача) Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла…(Зима) Не колючий, светло-синий, По кустам развешен…(Иней) Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко. Ведь правда вкусная…(Картошка) «Доскажи словечко» Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полет Наш российский…(Вертолет) Чтобы было где писать, В школе мне нужна…(Тетрадь) Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг Электрический…(Утюг) Все ребята со двора Малярам кричат…(Ура!) Вот пришла и осень, и придут метели. И с прощальным криком птицы…(Улетели) | У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный, Но любил папаша сына. Что за странный человечек деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный, Кто же это…(Буратино) «Спинка в веснушках. Ах, как неловко?» И покраснела…(Божья коровка) А водитель спозаранку Крутит круглую…(Баранку) Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый…(Василек) Праздник, праздник у ворот. Кто встречать его пойдет? Я и верный мой дружок Красный, маленький…(Флажок) В яме спит зимою длинной. Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется…(Медведь) Этот зверь живет лишь дома С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он мурлыча песнь поет, Только мышь его боится. Угадали? Это... (Кот) В реках Африки живет Злой зеленый пароход! Кто б на встречу ни поплыл, Всех проглотит…(Крокодил) | |
«Доскажи словечко» Кто альбом раскрасит наш? Ну конечно…(Карандаш) На скамейке у ворот Лена горько слезы…(Льет) Серый волк в густом лесу Встретил рыжую…(Лису) У себя в саду Андрейка Поливал цветы из…(Лейки) Заставил плакать все вокруг, Хоть он и не драчун, а…(Лук) Лейся дождь веселый, Мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать Босиком по …(Лужам) | Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись стал реветь. Это зверь лесной…(Медведь) Мы щенка в воде и мыле Два часа мочалкой …(Мыли) Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось…(Мыло) А петух с колючим ежиком Режут сало острым…(Ножиком) Золотой и молодой, за неделю стал седой. А денечка через два, облысела голова. Спрячу - ка в карманчик Бывший…(Одуванчик) Он с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он веселая игрушка И зовут его…(Петрушка) | |
«Доскажи словечко» Он и волк, и Дед Мороз, Он смешит ребят до слез, В прошлый раз был педагогом. Послезавтра – машинист. Должен знать он очень много, Потому что он…(Артист) Он верен морю, как матрос. Предвестник бури…(Альбатрос) Яростно река ревет и разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел…(Апрель) Он большой, как мяч футбольный, Если спелый – все довольны. Как приятен он на вкус, И зовут его…(Арбуз) | Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый…(Воробей) Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по пашне вскачь, И зовется птица…(Грач) Михаил играл в футбол И забил в ворота…(Гол) Лодки по морю плывут, Люди веслами…(Гребут) Я в любую непогоду Уважаю очень воду Я от грязи берегусь- Чистоплотный серый…(Гусь) | |
«Доскажи словечко» Немытое в рот ни за что не возьмет. И ты будь таким, как чистюля…(Енот) Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копытца дай резины, И тогда поднявши пыль, Пробежит…(Автомобиль) Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все…(Алфавит) Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути. И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый…(Барабан) | На ветке не птичка-зверек невеличка, Мех теплый как грелка. Кто же это…(Белка) Она весну встречает - сережки надевает. Накинута на спинку зеленая косынка. А платьице - в полоску. Ты узнаешь…(Березку) Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту- Зовусь я…(Подосиновик) Портфель у меня не велик и не мал: Лежит в нем задачник, Букварь и…(Пенал) Я хотел устроить бал, Я гостей к себе…(Позвал) | |
«Повтори» Ца-ца-ца, наша Таня умница. Цу-цу-цу, я пойду на мельницу. Цы-цы-цы, наши дети молодцы. Са-са-са, в лесу бегает лиса. Со-со-со, у Васи колесо. Ос-ос-ос, на поляне много ос. Су-су-су, было холодно в лесу. Усь-усь-усь, на лугу пасется гусь. За-за-за, бежит по полю коза. Зу-зу-зу, я пасу свою козу. За-за-за, уходи домой коза. Зу-зу-зу, моем Катю мы в тазу. Зы-зы-зы, есть козлята у козы. Жу-жу-жу, молочка я дам ежу. Жи-жи-жи, пьет Андрюша рыбий жир. | Ра-ра-ра, начинается игра. Ры-ры-ры, у мальчиков шары. Ро-ро-ро, у нас новое ведро. Ру-ру-ру, продолжаем мы игру. Ре-ре-ре, стоит домик на горе. Ри-ри-ри, на ветках снегири. Ар-ар-ар, кипит наш самовар. Тё-тё-тё, отложили мы шитьё. То-то-то, стали мы играть в лото. Ать-ать-ать, мы идем гулять. Ат-ат-ат, берем с собою самокат. Ва-ва-ва, во дворе растет трава. Ву-ву-ву, Вова рвет козе траву. Вы-вы-вы, много он нарвал травы. |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-
Центр развития ребенка – детский сад № 366 «Самоцветы»
Сборник дидактических игр
Михайлова М.Х.
Екатеринбург
2014г.
Содержание.
Пояснительная записка…………………………………………….……3
1.Дидактические игры по теме: Овощи………………………………..4
2.Дидактические игры по теме: Фрукты…………………………….....7
3.Дидактические игры по теме: Игрушки………………………...…..10
4.Дидактические игры по теме: Одежда………………………………12
5.Дидактические игры по теме: Дом………………………………..…15
6.Дидактические игры по теме: Мебель……………………………....17
7.Дидактические игры по теме: Домашние животные…………….…19
8.Дидактические игры по теме: Домашние птицы……………………22
9.Дидактические игры по теме: Дикие животные………………….…24
10.Дидактические игры по теме: Транспорт…………………………..27
Библиографический список…………………………………………….29
Пояснительная записка.
По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания.
Предлагаемый сборник дидактических игр «Говорим, играя!», может быть применён в организованной развивающей ситуации дошкольников по образовательным областям «Познания», «Коммуникация». Время длительности игр 15 – 20 минут.
Цель сборника дидактических игр «Говорим, играя!» создание содержательных условий по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- заинтересовать дошкольников в усвоении слов;
- обогащать активный словарь;
- отрабатывать навык произношения трудных слов;
- закрепить названия предметов.
Задания данного сборника дидактических игр «Говорим, играя!» размещены по разделам, классифицированы по темам, что очень удобно при работе, позволяет воспитателю проводить словарную работу в организованной развивающей ситуации разнообразно.
ОВОЩИ
1 «Чудесный мешочек»
Цель: закрепить названия овощей, их цвета.
Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
2. «Загадки Зайца»
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.
3 «Один - много»
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».
4. «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
5. «Какой овощ пропустили?»
Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.
Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.
Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.
6. «Поваренок»
Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
ФРУКТЫ
1. «Что в корзинке?»
Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.
Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.
Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок
3. «Соберем фрукты в саду»
Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок...» и т. д.
4. «Магазин «Фрукты»
Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.
Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»
5, «Один - много»
Игра с мячом проводится аналогично игре 3 из темы «Овощи», только с названиями фруктов
6. «Назови ласково» (вариант 2)
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, А теперь покажи яблочко».
7. «Разрезанные картинки»
Цель: научить составлять целое из двух частей.
Оборудование: картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и "Груша" (вертикальный разрез), разрезанные на две части.
Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку
ИГРУШКИ
1. «Узнай игрушку»
Цель: уточнение и активизация словаря по теме.
Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.
Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: закрепить словарь по теме, научить определять игрушки на ощупь.
Оборудование: игрушки в мешке.
Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на ощупь и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка
3. «Назови ласково»
4. «Один – много»
описание игр см. выше.
5 «Что не стало?»
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память.
Оборудование: игрушки.
Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
6 «Разрезные картинки»
Цель: научить составлять целое из двух частей.
Оборудование: разрезная картинка «Матрешка» (вертикальный разрез).
Ход. Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась.
7. «Чего не хватает?»
Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.
Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.
Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть
ОДЕЖДА
1 «Уложим куклу спать»
Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями, рисунком, цветом.
Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка.
Ход. Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу а взрослый комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По ходу игры взрослый должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?» Если малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам.
2. «Кукла проснулась»
Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, рисунка, цвета.
Оборудование: кукла на кроватке, комплект кукольной одежды.
Ход. Взрослый демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а взрослый сопровождает его действия речью: «Оденем кукле маечку, чистую белую маечку». Для активизации речи детей взрослый задает ребенку вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?»
3. «Нарядим куклу»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.
Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы; «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»
4. «Один – много»
(с предметами одежды)
майка - майки
платье - платья
кофта кофты
рубашка - рубашки
куртка - куртки и т. д
5. «Назови ласково» (с предметами одежды)
платье - платьице
майка маечка
носки - носочки
сарафан - сарафанчик рубашка - рубашечка и т. д
6. «Кто во что одет?»
Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.
Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Папиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т.д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы.
7. «Чего не хватает?»
Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.
Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.
Ход. См. игру из темы «Игрушки»
ДОМ
1. «Мой дом»
Цель: познакомить с частями дома.
Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий дом или низкий. Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь) Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и т. д.
2. «Назови ласково» с перекидыванием мяча или с картинками
дом - домик
окно - окошечко
дверь - дверка
3. «Кошкин дом»
Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под.
Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.
Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем говорящему ребенку предлагают прокомментировать свои действия.
4. «Разноцветная улица»
Цель: закрепить и расширить словарь по теме, научить располагать дома ровно в ряд.
Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.
Ход. Взрослый предлагает ребенку построить улицу располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему задают вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?»
5. «Строитель»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: строительный материал (различные кубики).
Ход. По образцу взрослого построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Взрослый сопровождает все действия речью: «Сейчас мы с тобой построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу». Активизируют речь ребенка, задавая ему вопросы: «Что поставим сначала? Какого цвета кубик?» Взрослый обращает внимание ребенка на то, что много домов - это улица.
МЕБЕЛЬ
1. «В гостях у куклы Оли»
Цель: уточнить название предметов мебели, ее назначение.
Оборудование: кукольная мебель, кукла.
Ход: Взрослый приглашает ребенка пойти в гости к кукле Оле. У куклы есть дома разная мебель. Взрослый вместе с ребенком рассматривают мебель, определяют, из чего она сделана, уточняют ее значение. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Покажи, где стул? Для чего он нужен?"
2. «Спрячь мячик»
Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций.
Оборудование: мяч
Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.
3. «Мебель для Мишутки»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаилы Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча): кровать - кроватка стул - стульчик стол - столик шкаф - шкафчик диван — диванчик кресло – креслице
4. «Один - много» (с предметами мебели)
стол - столы стул - стулья шкаф - шкафы и т. д.
5. «Мастер»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: строительный материал (кубики).
Ход. По образцу взрослого ребенок строит мебель для любимой куклы или другой игрушки. Все действия взрослый комментирует, активизируя речь ребенка вопросами: «Сейчас мы сделаем стул для куклы Оли (строит стул из кирпичика и кубика). Какого цвета кубики я взяла? Зачем кукле нужен стул? Построй еще один стул для гостей куклы Оли».
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
1.«Давай познакомимся»
Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.
Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (кошка, собака, корова, лошадь).
Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака - это домашнее животное, гак как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.
2. «Кто как кричит?»
Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: мяч.
Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка). «Гав гав» (собака), "Му му" (корова). «Иго го» (лошадь).
3. «Помоги маме найти своих детенышей»
Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей
4. «Назови ласково»
Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.
Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.
5. «Один—много» с домашними животными и их детенышами
кошка - кошки собака - собаки
корова - коровы лошадь - лошади
котенок - котята щенок - щенки
теленок - телята жеребенок - жеребята
6. «Кто где спрятался?»
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь
Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.
Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» 7. «Разрезные картинки»
Цель: научить составлять целое из трех и четырех частей, активизировать речь в ходе работы п после ее выполнения.
Оборудование: разрезные картинки «Конура» (дна вертикальны: роил), «Конюшни» (вертикальный и горизонтальный разрезы).
Ход. Ребенку предлагают сложить конуру (конюшню). В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Кто живет в конуре (конюшне)?»
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
1. «Птичий двор»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: игрушечные петух, курица и цыплята, строительный материал - кирпичики.
Ход. Взрослый строит забор из кирпичиков, ребенок помогает ему Потом выполняет действия с петухом: «Взлетел на забор. Закричал: «Ку-ка-ре-ку» и т. д. Ребенка привлекают к игре: «Что есть у петуха? (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить)». Затем появляются курица и цыпленок. Их тоже рассматривают, беседуют об их внешнем виде, повадках, названиях частей тем;», побуждают ребенка к звукоподражаниям: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып, ку-ка-ре-ку».
2. «Кто как кричит?»
(См. тему «Домашние животные»)
В игре используются звукоподражания петуху, курице и цыпленку.
3. «Один - много» (с названиями домашних птиц)
петух - петухи курица - курицы
цыпленок - цыплята
4. «Угадай, кто это?»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением домашних птиц.
Ход. Взрослый просит ребенка отгадать загадки. Если ребенок отгадал правильно, взрослый показывает картинку-отгадку: Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (Курица.) Ку-ка-ре-ку! Стерегу! (Петух.) Пить-пить-пить - воды попить! (Цыпленок.)
5. «Кто где спрягался?»
(См. тему «Домашние животные»)
Оборудование: Используется любая игрушечная домашняя птица.
6. «Разрезная картинка»
Цель: формировать целостное восприятие предмета, активизировать словарь по теме.
Оборудование: разрезная картинка «Яйцо» (два горизонтальных разреза).
Ход. Игра проводиться после знакомства со сказкой «Курочка Ряба». Речь ребенка активизируют вопросами: «Что получилось? Какого цвета яйцо? Как можно назвать его ласково? Кто снес яичко?» и т. д.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
1 «Давай познакомимся»
(проводится аналогично игре из темы «Домашние животные») В конце игры взрослый должен объяснить ребенку, что заяц, лиса, волк и медведь - это дикие животные, они живут в лесу, никто о них не заботится.
2. «Помоги маме найти своих детенышей» (проводится аналогично игре из темы «Домашние животные»)
3. «Угадай, кто это?»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением диких животных.
Ход. Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка - отгадка: Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.) Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.) Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса.} Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц.}
4. «Один - много» (с названиями диких животных и их детенышей)
заяц - зайцы лиса - лисы
волк - волки медведь - медведи
зайчонок - зайчата лисенок - лисята
волчонок - волчата медвежонок - медвежата
5. «Лисьи прятки»
Цель: упражнять в употреблении предлога за.
Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок.
Ход: Взрослый предлагает спрятать лисенка за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос: "Куда ты спрятал лисенка?" аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями.
6. «Кто чем питается?»
Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.
Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").
7. «В лесу»
Цель: Научить выкладывать большие и маленькие елки из треугольников, закрепляя понятие данной геометрической фигуры; активизировать речь во время и после выполнения работы.
Оборудование: Большие и маленькие зеленые треугольники из картона или пластмассы.
Ход: Ребенок по образцу взрослого выкладывает большие и маленькие елочки из трех треугольников. Все действия комментируются, обговаривается размер и количество треугольников. После выполнения работы взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Что у нас получилось? (Лес). Какие деревья растут в этом лесу? Какого они цвета? Кто живет в твоем лесу? А еще кто? Как называются их детеныши?"
ТРАНСПОРТ
1 «Чудесный мешочек»
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду в мешке.
Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовик, гоночная т, д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Взрослый знакомит малыша с обобщением: грузовые машины переводят груды, а легковые - людей.
2 «Покатаем в машине игрушки»
Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.
Оборудование: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры - кукла, мишка и др.
Ход. Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задает вопросы: «Кто сидит и машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д.
3. «Один - много» (с существительными по теме)
машина - машины грузовик - грузовики
колесо - колеса кабина - кабины
фара — фары груз - грузы
пассажир - пассажиры
4. «Где сейчас машина?»
Цель: учить понимать предложные конструкции.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.
Ход. Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т.д.
5. «Выложи грузовую машину»
Цель: Учить правильно располагать готовые формы, развивать планирующую функцию речи.
Оборудование: Два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат.
Ход: Ребенок по образцу взрослого выкладывает грузовик из геометрических фигур. Взрослый активизирует речь малыша вопросами:"Какую фигуру возьмешь сначала? Что это будет у машины? Какие фигуры положишь потом? Чего еще не хватает?" Если ребенок затрудняется, взрослый сам комментирует все действия.
Библиографический список
- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]. М. Просвещение 2007.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2е изд., дораб. – М.: Просвящение, 2006. – 160
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст]. - М.: Просвещение, 2003. - 174 с.
- Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя [Текст]. М. Просвещение, 2006
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 344с.
6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]. - М.: Просвещение, 2002. - 95 с.
7. Скажи по-другому [Текст] / Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2004.
8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи[Текст]: (Из опыта работы) / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2003. - 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/05/picture-98618.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/29/picture-774951-1459272091.jpg)
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/19/picture-805445-1595186036.jpg)
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-468083-1665946843.jpg)
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990462-1514451332.jpg)
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-758655-1547408946.jpg)
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1204427-1578556837.jpg)
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
- Мне нравится (2)