ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ СУРСКОГО РАЙОНА.
статья (средняя группа) на тему

Матерова Светлана Вячеславовна

Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, любовь и преданность к родному дому и семье. Мы считаем, что без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящихся к другим народам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ермилова М.В., Матерова С.В.

МБДОУ детский сад «Солнышко», р.п. Сурское

Сурского района Ульяновской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ СУРСКОГО РАЙОНА.

Проект «Моя семья – мое богатство».

        В настоящее время,  в процессе реализации ФГОС ДО,  многие педагоги по-новому осмысливают содержание дошкольного образования, находят более эффективные пути, формы и методы организации профессиональной деятельности как творческого процесса. Наш детский сад «Солнышко» р.п. Сурское Ульяновской области последние годы работает в инновационном режиме по проблеме приобщения дошкольников к культурно-историческим ценностям Сурского района.  Педагогическим коллективом разработана  парциальная программа  нравственно-патриотического  воспитания дошкольников «Родное Присурье». Программа основана на принципах личностного подхода, региональности, интеграции, природосообразности,  развивающего обучения, культуросообразности  и сотрудничества с семьёй. Содержание работы с дошкольниками обеспечивает детей по всем образовательным областям: социально-коммуникативному, познавательному,  физическому, речевому, художественно-эстетическому.

Для качественной реализации регионального компонента образования в детском саду были созданы специальные педагогические  условия.

Основу организации образовательного процесса по программе «Родное Присурье», составляет комплексно-тематическое планирование работы по разделам  «Моя семья»«Родное Присурье», «Родная страна». Каждый раздел  программы решает определённые задачи. Так, раздел «Моя семья» направлен на воспитание любви и уважения к родным и близким, чувства причастности к своему роду, гордости за достижения близких людей; раздел «Родное Присурье» - на воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину, раздел «Родная страна» - на формирование и развитие личности ребёнка как будущего гражданина и защитника Отечества.

Решение задач программы осуществляется в различных формах совместной деятельности взрослых и детей, среди которых ведущей является игровая, в самостоятельной деятельности дошкольников и во взаимодействии с семьями воспитанников.

Совместно проводимые мероприятия способствуют развитию гражданской позиции родителей и желанию участвовать в жизни детского сада и родного посёлка.

Являясь участником разных видов деятельности, ребенок социализируется, осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, растет духовно и физически.

Воспитывать любовь к Родине, родному посёлку – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Нравственно-патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

Как посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного края?

Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, любовь и преданность к родному дому и семье. Мы считаем, что без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящихся к другим народам.

Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья – источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребенка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребенку, что он часть семьи, что это очень важно.

 

Цели проекта:

- обогатить отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности;

- расширить представление о семье через организацию разных видов деятельности;

- повысить активность участия родителей в жизни группы.

Задачи:

- Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях.

- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

-. Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.

- Развивать партнёрские отношения с семьями воспитанников.

Наши родители приняли активное участие в проекте, проявили свое творчество и фантазию. Мы старались привлечь к семейному творческому сотрудничеству детей и родителей по представлению своей семьи, способствовать пропаганде и укреплению роли семейных ценностей в нравственно – духовном развитии подрастающего поколения, сплоченности отношений в семье.

Мы считаем, что наш проект «Моя семья – мое богатство» не прошел бесследно, так как дети очень чутко стали понимать слово «семья», они осознают, что самые родные и близкие люди – это папа и мама, их нужно любить и жалеть, не огорчать, что мама и папа всегда придут на помощь, защитят! Мы попытались объяснить дошкольникам важность семьи в жизни детей, семьи для каждого.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края»

Статья  посвящена  одному  из  основных  направлений  современной  отечественной  педагогики,связанному с воспитанием будущего поколения, обладающего духовно-нр...

КОНКУРС. Консульация для родителей и воспитателей ДОУ. «Игра-драматизация, как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям»

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи....

«Воспитание чувств патриотизма в процессе приобщения детей к культурно- историческим ценностям малой Родины»

Много говорится о проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения, а именно то, что с дошкольного возраста дети страдают дефицитом знаний о своем родном месте, где они живут....

Доклад Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии

Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских в Бурятии....

Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии

Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие то, что было создано, приобрет...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОДНОГО КРАЯ»

Семинар-практикум на тему "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ    ДОШКОЛЬНИКОВ  В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ  РОДНОГО КРАЯ&r...