Главные вкладки

    Статья "Театрализованные игры старших дошкольников"
    статья на тему

    Суслова Мария Владимировна

    В статье рассматривается игровая деятельность детей как ведущий вид деятельности. Рассматриваются взгляды таких педагогов и психологов на игру как Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева. Поднимаются вопросы изучения творческой игры, выделены уровни активности, обращается внимание на то, что развитию творческой активности особенно способствуют театрализованные игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teatralizovannye_igry_starshih_doshkolnikov.docx40.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Театрализованные игры старших дошкольников

           Детство – уникальный  период  человеческой  жизни. Дошкольное  детство  имеет  характерную  особенность: все  виды  деятельности  способствуют  развитию  ребёнка. Вместе  с  тем  личностные  качества, в  том  числе  и  творческая  активность, наилучшим  образом  формируются  в  деятельности, которая  определяет  и  интересы, и  отношение  к  действительности, и  особенности  взаимоотношений  с  окружающими.

           Основной  вид  деятельности, присущий  дошкольному  возрасту – игровая  деятельность. Через  неё  ребёнок  входит  в  мир  взрослых, усваивает  предшествующий  социальный  опыт. Игра  затрагивает  все  стороны  его  личности, будоражит  чувства  и  эмоции, требует  работы  мысли  и  воображения. Психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают  игру  ведущей  деятельностью  в  дошкольном  возрасте, благодаря  которой  в  психике  ребёнка  происходят  значительные  изменения, формируются  качества, подготовляющие  переход  к  новой, высшей  стадии  развития.

             Д.Б. Эльконин подчёркивал, что именно в игре  коренным  образом  изменяется  позиция  ребёнка  в  отношении  к  окружающему  миру  и  формируется  механизм  возможной  смены  позиции  и  координации  своей  точки  зрения  с  другими  точками  зрения.  Называя  игру  «арифметикой  социальных  отношений», он  трактовал  её  как  деятельность, возникающую  на  определённом  этапе  онтогенеза, как  одну  из  ведущих  форм  развития  психических  функций  и  способов  познания  ребёнком  мира  взрослых.

            В  работах  отечественных  психологов – Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе  и  других  была  обстоятельно  проанализирована  роль  игры  как  социально-психологического  феномена. Так  Б.Г. Ананьев  утверждал, что  игра – это  особая  форма  деятельности, которая  имеет  свою  историю  развития, охватывающую  все  периоды  человеческой  жизни.  Л.С. Выготский  акцентировал  в  игре  способ  реализации  сознательного  потенциала  ребёнка, средство  его  интенсивного  развития. В  ней  происходит  творческая  переработка  пережитых  впечатлений, комбинирование  их  и  построение  из  них  новой  действительности, отвечающей  запросам  и  влечениям  самого  ребёнка.

            Наиболее  развёрнуто  картина  строения  игровой  деятельности  представлена  в  работах  А.Н. Леонтьева. Основными  признаками  игры, утверждает  он, является  потребность, которой  отвечает  игра, она  безотносительна  к  предметному  её  результату. Эта  деятельность  характеризуется  таким  строением, когда  мотив  лежит  в  самом  процессе. Эти  признаки  выражают  процессуальность  самой  игры, причём  она  не  является  «продуктивной  деятельностью», её  мотив  лежит    не  в  том, «чтобы  сделать  постройку, а  чтобы  делать  её».

              Значение  игры  в  воспитании  ребёнка  рассматривается  во  многих  педагогических  системах  прошлого  и  настоящего. Она  имеет  многовековую  историю. Большинство  педагогов  расценивают  игру, как  серьёзную, нужную, активную  и  творческую  для  ребёнка  деятельность.

              Значительный  вклад  в  развитие  педагогики  игры  внёс  П.Ф. Лесгафт. В  своей  педагогической  системе  он  уделял  особое  внимание  физическому  воспитанию  детей, разработал  систему  подвижных  игр, в  которых  развиваются  физические  и  духовные  силы  ребёнка. Он  рекомендовал  родителям  и  воспитателям  поощрять  стремление  детей  к  игре, побуждать  детей  к  творчеству  и  самостоятельности  в  ней, шире  использовать  в  воспитании  детей  народные  игры.

              Большой  интерес  представляют  взгляды  на  игру  Е.И. Тихеевой. Она  рассматривала  игру  как  одну  из  форм  организации  педагогического  процесса  в  детском  саду  и  вместе  с  тем, как  одно  из  важных  средств  воспитательного  воздействия  на  ребёнка.

              Игра  всегда  подразумевает  взаимодействие, играть – значит  вступать  в  контакты  с  другими. В  этом  плане  она  есть  диалог  между  партнёрами  или  группами  партнёров, своего  рода  полигон  для  общественного  и  творческого  самовыражения. В  игре  ребёнок  совершенно  свободен  и  поэтому  не  копирует  поведение  людей, но  обязательно  вносит  даже  в  подражательные  действия  нечто  своё.

             Игровая  деятельность, утверждал  известный  педагог  О.С. Газман, - особая  сфера  человеческой  активности, в  которой  личность  не  преследует  никаких  других  целей, кроме  получения  удовольствия  от  проявления  физических  и  духовных  сил. Игра  всегда  выступает  одновременно  как  бы  в  двух  временных  измерениях: в  настоящем  и  в  будущем. С  одной  стороны, она  дарит  сиюминутную  радость, служит  удовлетворению  актуальных  потребностей  ребёнка, с  другой – всегда  направлена  в  будущее: в  ней  либо  моделируются  какие-то  жизненные  ситуации, либо  закрепляются  свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые  личности  ребёнка  для  выполнения  им  социальных, творческих  функций.

            Из  зарубежных  психологов  и  педагогов  по  обсуждаемому  вопросу  выделяются  исследования  Э.Берна, И.Байера, Г.Холла, К. Гросса, В.Штерна, Ф.Фребеля  и, конечно, Я.Корчака, который  разглядел  в  игре « возможность  отыскать  себя  в  обществе, себя  в  человечестве, себя  во  Вселенной».

            В  работах  названных  педагогов  игра  рассматривается  как  самостоятельная  творческая  деятельность. «…очень  важно  не  шаблонировать  игры, а  давать  простор  детской  инициативе. Важно, чтобы  дети  сами  придумывали  игры, ставили  себе  цели…Педагог  не  должен  стеснять  инициативу  ребят, расхолаживать  их, навязывать  им  те  или  иные  игры…».

             Изучению  теории  творческой  игры, развитию  детских  способностей  в  ней, посвящены  многие  работы   Л.С. Выготского. Л.С. Выготский  подметил  появление  у  детей  дошкольного  возраста  замысла, что  означает  переход  к  творческой  деятельности. У  дошкольника  развивается  способность  идти  от  мысли  к  действию, воплощать  свои  замыслы. Появление  замысла  связано  с  развитием  творческого  воображения.  Д.Б. Эльконин  рассматривает игру как  деятельность в  которой  дети  берут  на  себя  роли  взрослых  и  в  обобщённой  форме  в  специально  создаваемых  условиях  воспроизводят  деятельность  взрослых  и  отношения  между  ними». Д.Б. Эльконин  сопоставил  направления  в  развитии  творческой  игры, определил  её  основные  уровни. Эти  уровни  отражают  общее  развитие  творческой  игры  в  каждой  возрастной  группе. Характеризуя  творческую  игру, С.Л. Рубинштейн  подчёркивал, что  это  игра  есть  спонтанное  проявление  ребёнка  и   вместе  с  тем, она  строится  на  взаимодействии  ребёнка  со  взрослым. Ей  присущи  основные  черты  игры: эмоциональная  насыщенность, увлечённость  и   самостоятельность  детей, активность, творчество.

            Доказано, что, играя, ребёнок  обучается. Обучение  играет  огромную  роль  в  «разумной  творческой  деятельности» ребёнка. По  мнению  Н.А. Ветлугиной : «Творческое  начало  пронизывает  процесс  усвоения  навыков». При  правильном  обучении  творчество  детей  достигает  высокого  уровня.

            В  современной  дошкольной  педагогике  накоплен  богатый  опыт  руководства  детскими  творческими  играми (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, В.Н. Залюгина, Н.М. Михайленко).

            Менджерицкая Д.В.  отстаивала  правомерность  понятия  «творческая  игра», обращала  внимание  на  то, что  обозначение  её  термином  лишь  как  «сюжетно-ролевая»  ведёт  к  неточности  характеристики, ибо  ряд  подвижных  и  даже  дидактических  игр  имеет  свои  сюжеты  и  роли.         С  этих  позиций  Д.В. Менджерицкая  прослеживает  педагогические  условия, способствующие  развитию  у  дошкольника  игрового  замысла, своеобразной  творческой  активности  и  фантазии.

            Жуковская Р.И., занимающаяся  проблемами  развития  творческой  игры  и  усиления  её  влияния  на  личность  ребёнка, так  же  связывала  обучение  в  детском  саду  с  обязательным  использованием  игровых  приёмов  на  занятиях, сочетая  различные  средства  воспитания.

          В  исследованиях   Михайленко Н.М.  подчёркивается  необходимость  развития  и  обогащения  творческих  игр, формирования  умения  играть вместе, поддерживать  в  игре  дружелюбные  отношения, сговариваться, развивать  воображение, творчество, самостоятельность  и  самоорганизацию.

             Таким  образом, особое  место  в  формировании  личности  ребёнка, развитии  его  способностей  и  наклонностей, занимает  творческая  игра, которая  является  важным  средством  воспитания. Понятие «творческая  игра», охватывает: сюжетно-ролевые  игры, игры -драматизации, строительно-конструктивные  игры.

             Содержание  творческих  игр  придумывают  сами  дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация  и   творчество  детей  в  этой  группе  игр  проявляется  с  особой  полнотой. Разнообразные  жизненные  впечатления  не  копируются, они  перерабатываются  детьми, одни  из  них  заменяются  другими  и  т.д. Живое  воображение, характерное  для  творческой  деятельности, проявляется  в  создании  игрового  замысла, построении  сюжета, отборе  изобразительных  средств, материала, игрушек  и  т.д. Дети  сами  выбирают  игру, сами  организуют  её.

             Ребёнок  в  игре  и  артист, сам  сочиняющий  слова  и  действия  для  своей  роли, и  зритель, воспринимающий  их, он  же  и  декоратор – рисует  картины  и  ковры, делает  костюмы, подбирает  и  творчески  использует  игрушки, он  и  техник-изобретатель – создаёт  в  игре  новые  конструкции  машин, домов, новые  модели  платьев, изготовляет  мебель.

             Безусловно, детское  творчество  в  игре  ещё  не  совершенно, это  только  начальная  форма  той  деятельности, из  которой  затем  вырастет  искусство. Однако, проявление  творчества  в  игре, позволяет  ребёнку  глубже  понять  окружающий  мир, даёт  ему  некоторый  жизненный  опыт, вызывает  потребность  выразить  его  в  своей  деятельности.

            В  творческой  игре  все  стороны  детской  личности  формируются  в  единстве  и  взаимодействии. Организовать  дружный  коллектив, воспитать  у  детей  товарищеские  чувства, организаторские  умения  можно  лишь  в  том  случае, если  удаётся  увлечь  их  играми. В  свою  очередь, только  при  хорошей  организации  детского  коллектива  можно  успешно  развивать  творческие  способности  каждого  ребёнка, его  активность.

            Различия  в  проявлении  активности  детей  в  творческой  игре  объясняются  отчасти  типологическими  особенностями  играющих. Так, дети  подвижные (холерического  типа) чаще  вносят  различного  типа  предложения, играют  шумно, легко  принимают  предложения  других, но  им  трудно  реализовать  до  конца  даже  собственные  начинания, и  часто  они  бросают  игру. Их  активность  носит  импульсивный  характер, они  отличаются  недостаточной  целеустремлённостью. Дети  же  сангвинистического  темперамента  играют  долго, сосредоточенно, требуют  от  всех  выполнения  ролей, иногда  возвращают  в  игру  вышедших  из  неё, помогают  им  реализовать  замысел. Активность  этих  детей  характеризуется  продуманностью, целеустремлённостью, творческим  подходом  к  решению  различных  вопросов. Дети   медлительные (с  преобладанием  флегматического  темперамента) не  умеют  самостоятельно  включаться  в  игру, выбрать  роль, но  поставленные  в  определённые  условия, они  целенаправленно, осознанно  действуют, проявляя  инициативу. Робкие, неуверенные  дети, вначале  не  принимающие  участие  в  общей  игре, активно  действуют  в  небольших  играющих  коллективах, но  нуждаются  в  моральной  поддержке  воспитателя  или  товарищей  по  игре.

             Активность – сложное  качество  личности, оно  развивается  постепенно.

             Н.В. Седж  выделяет  четыре  уровня  активности.

             На  первом (низшем) уровне  активность  детей  носит  подражательный  характер  и  вызывается  чаще  всего  игрушкой; проявляется  активность  больше  во  второстепенных  ролях, в  которых  дети  выполняют  стереотипные  действия.

             Второй  уровень  развития  активности  характеризуется  возросшей  самостоятельностью  детей  в  определении  цели  игры, в  развитии  и  исполнении  роли, умением  согласовать  свои  действия  и  желания  с  действиями  и  желаниями  других  играющих.

             Третий  уровень  характеризуется  большой  целенаправленностью, стремлением  к  точному  отображению  действительности  в  поступках  и  передаче  чувств  изображаемых  героев, выработавшейся  способностью  самостоятельно  ставить  цель  и  находить  средства  для  её  осуществления.

             Четвёртый  уровень  активности  в  игре – это  уже  творческий  подход  детей  к  решению  игровых  проблем, поиске  принципиально  нового  решения, связанного  с  желанием  сделать  игру  интереснее  и  правдивее.

              Интересные  творческие  игры  создают  бодрое, радостное  настроение, делают  жизнь  детей  полной, удовлетворяют  их  потребность  в  активной  деятельности. Игра  развивает  и  радует  ребёнка, делает  его  счастливым. Ребёнок  совершает  первые  открытия, переживает  минуты  вдохновения, в  игре  развивается  его  воображение, фантазия, а  следовательно, создаётся  почва  для  формирования  инициативной, пытливой  личности.

             В  советской  педагогике  существует  ряд  классификаций  игр, основу  которых  заложил  П.Ф. Лесгафт. Одна  из  классификаций  принадлежит  В.И. Логиновой  и  П.Г. Саморуковой. Они  выделяют  следующие  игры.

            1.Творческие  игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации (так  долгое  время  в  дошкольной  педагогике  назывались  театрализованные  игры), строительно-конструктивные  игры.

            2.Игры  с  готовым  содержанием  и  правилами: автодидактические,   игры   занятия, игры  упражнения.

            3.По  использованию  материала: дидактические, предметные, настольно-печатные, словесные.

            4.Подвижные.

            Наиболее  способствуют  развитию  творческой  активности  игры  театрализованные, которые  являются  разновидностью  творческих  игр.

            Творческий  характер  игры  подтверждается  тем, что  ребёнок  не  копирует  жизнь, а  подражая  тому, что  видит, комбинирует  свои  представления. При  этом  передаёт своё отношение к изображенному, свои мысли, чувства. Это  роднит  игру  с  искусством, но  ребёнок – не  актёр. Он  играет  для  себя. Когда  ребёнок  входит  в  образ, у  него  живо  работает  мысль, углубляются  чувства, он  искренне  переживает  изображаемые  события.

             Театральное  искусство  близко  и  понятно  детям, ведь  в  основе  театра  лежит  игра. Театрализованные  игры – одно  из  ярких  эмоциональных  средств, формирующих  вкус  детей.

            Театр  воздействует  на  воображение  ребёнка  различными  средствами: словом, действием, изобразительным  искусством, музыкой  и  т.д. Кому  посчастливилось  именно  в  раннем  возрасте  окунуться  в  атмосферу  волшебства  театра, тот  всю  жизнь  будет  воспринимать  мир  прекрасным, душа  его  не  очерствеет, не  ожесточится  и  духовно  не  обеднеет.

             Театр  даёт  возможность  ребёнку  проявить  себя  в  различных  видах  деятельности: песенном, танцевальном, игровом.

             Театр  как  вид  искусства  наиболее  полно  способствует  творческому  развитию  личности  дошкольников. С  самых  ранних  лет  ребёнок  стремится  проявлять  творчество. Поэтому  так  важно  создать  в  детских  коллективах  атмосферу  свободного  выражения  мыслей  и  чувств, поощрять  желание  детей  быть  непохожими  на  других, разбудить  их  фантазию, попытаться  максимально  реализовать  их  способности.

             Особо  следует  отметить  роль  театрализованных  игр   в  приобщении  детей  к  искусству: литературному, драматическому, театральному.

             Театрализованные  игры  представляют  собой  разыгрывание  в  лицах  литературных  произведений (сказки, рассказы, специально  написанные  инсценировки). Герои  литературных  произведений  становятся  действующими  лицами, а  их  приключения, события  жизни, изменённые  детской  фантазией, - сюжетом  игры. Несложно  увидеть  особенность  театрализованных  игр: они  имеют  готовый  сюжет, а  значит, деятельность  ребёнка  во  многом  предопределена  текстом  произведения. Возникает  вопрос: в  чём  же  заключается  творчество  ребёнка  в  этих  играх? Правомерно  ли  относить  их  к  разряду  творческих  игр?

              Настоящая  театрализованная  игра  представляет  собой  богатейшее  поле  для  творчества  детей. Отметим, прежде  всего, что  текст  произведения  для  детей – только  канва, в  которую  они  вплетают  новые  сюжетные  линии, вводят  дополнительные  роли, меняют  концовку  и  т.д. Например, в  игре  по  сказке  «Теремок»  следом  за  зайчиком-побегайчиком  на  пороге  дома  появляется   белочка-пушистый  хвостик, затем  детям  стало  жалко  медведя, лису, волка, которые  просились  в  теремок  и  обещали  никого  не  обижать. Игра  закончилась  дружным  хороводом  персонажей  сказки. Так, дети  «передали»  общеизвестную  сказку  сообразно  своим  представлениям  о  необходимости  жить  в  дружбе  и  мире, не  видеть  врага  в  тех, кто  чем-то  не  похож  на  тебя.

              Творческое  разыгрывание  ролей  в  театрализованной  игре  значительно  отличается  от  творчества  в  сюжтно-ролевой  игре. В  последней  игре  ребёнок  свободен  в  передаче  изображения  особенностей  ролевого  поведения: мама  может  быть  доброй, суровой, заботливой  или  равнодушной  к  членам  семьи. В  театрализованной  игре  образ  героя, его  основные  черты, действия, переживания  определены  содержанием  произведения. Творчество  ребёнка  проявляется  в  правдивом  изображении  персонажа. Чтобы  это  осуществить, надо  понять, каков  персонаж, почему  так  поступает, представить  себе  его  состояние, чувства, т.е. проникнуть  в  его  внутренний  мир. И  сделать  это  следует  в  процессе  слушания  произведения. Надо  сказать, что  современный  ребёнок, в  жизнь  которого  рано  и  прочно  входят  аудиовизуальные  средства  информации (телевизор, видео), привыкает  к  облегчённому  восприятию  художественных  произведений. Облегчённому, потому  что  ему  преподносится  готовый  образ  в  отличие  от  образа, который  складывается  на  основе  представлений, работы  воображения  в  процессе  слушания  книги (а  позже  и  самостоятельного  чтения).

              Театрализованные  игры  дошкольников  ещё  нельзя  назвать  искусством  в  полном  смысле  этого  слова, но  они  приближаются  к  нему. Прежде  всего, тем, что  при  разыгрывании  спектакля  в  деятельности  детей  и  настоящих  артистов  много  общего. Так  же, как  артистов  волнуют  впечатления, реакция  зрителей, так  и  дети  в  театрализованной  игре  думают  о  воздействии  на  других  людей. Их  заботит  результат, которого  они  добились. А  результат – это  то, как  изобразили, как  разыграли  произведение. На  достижение  этого  результата  направлено  внимание  педагога  и  детей. Собственно  в  активном  стремлении  к  творческому  исполнению  произведения  заключается  воспитательное  значение  театрализованных  игр.

             В  театрализованных  играх  развиваются  различные  виды  детского  творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У  опытного  педагога  дети  стремятся  к  художественному  изображению  литературного  произведения  не  только  как  «артисты», исполняющие  роли, но  и  как  «художники», оформляющие  спектакль, как  «музыканты», обеспечивающие  звуковое  сопровождение, и  т.д.

             Среди  условий, благоприятных  для  развития  театрализованных  игр, нужно  назвать  следующие:

             -  с  раннего  возраста  учить  детей  вслушиваться  в  художественное  слово, эмоционально  откликаться  на  него. Почаще  обращаться  к   потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в  том  числе  и  таким, которые  побуждают  ребёнка  к  диалогу;

             -  воспитывать  у  детей  интерес  к  театрализованной  деятельности. С  этой  целью  создавать  специальные  ситуации, в  которых  персонажи  кукольного  театра, образные  игрушки  вступают  с  детьми  в  диалог, разыгрывают  сценки. Например, зайка (игрушка, надетая  на  руку  воспитателя)  пришёл  знакомиться  с  детьми, читает  им  стихи  и  т.д. На  игры  младших  детей  стимулирующее  влияние  имеет  показ  инсценировок  знакомых  им  стихотворений («Машенька» А. Барто, « Про  Маринку» Н. Забилы  и  др.). Воспитатель  вовлекает  детей  третьего  и  четвёртого  года  жизни  в  разыгрывание  знакомых  сказок. Применяются  разные  виды  театра: настольный, пальчиковый, драматизация  с  помощью  фланелеграфа.

              На  интерес  к  театрализованным  играм  у  детей  среднего  и  старшего  возраста  влияют  содержание  произведения, включение  их  в  ситуацию  театра, подготовки  спектакля, желание  показать  спектакль  малышам, родителям. Укреплению  интереса  способствует  участие  в  оформлении  спектакля, в  творческой  работе  по  изготовлению  театральных  игрушек, сочинению  инсценировок. Хорошей  подпиткой  интереса  могут  быть  новые  знания  о  театре (в  театре  есть  сцена, фойе, зрительный  зал, декорации, оркестр), о  разных  жанрах  театрального  искусства, об  истории  театра. Наконец, на  протяжении  всего  дошкольного  детства  интерес  поддерживает  сознание  успешности  деятельности, поэтому  важно  подбирать  каждому  ребёнку  тот  участок  работы, на  котором  он  почувствует  свой  рост, получит  удовлетворение;

            - Необходимо  заботиться  об  оснащении  театрализованных  игр. Следует  приобретать  театральные  игрушки, мастерить  игрушки-самоделки, создавать  фонд  костюмов, обновлять  декорации, атрибуты. К  этой  работе  охотно  подключаются  члены  семей  воспитанников  дошкольного  учреждения. Бабушки  могут  помочь  в  изготовлении  костюмов, а  папы – подсказать  конструкцию  и  сделать  удобные  ширмы, экраны  для  теневого  театра  и  др.  Раз  в  год (можно  в  марте  в  Международный  день  театра) желательно  в  зале  дошкольного  учреждения  развернуть  выставку: поместить  изготовленные  руками  педагогов, детей, членов  их  семей  оборудование, игрушки, костюмы; подготовить  стенды  с  фотографиями, отражающими  театрализованные  игры  воспитанников. Хорошим  дополнением  к  выставке  будет  показ  спектакля  с  участием  детей  и  взрослых;

             -  Уделять  серьёзное  внимание  подбору  литературных  произведений  для  театрализованных  игр. Предпочтение  надо  отдавать  произведениям  с  понятной  для  детей  моральной  идеей, с  динамичными  событиями, с  персонажами, наделёнными  выразительными  характеристиками. В  наибольшей  степени  таким  требованиям  отвечают  сказки. Сказки  легко  обыгрывать, так  как  они  построены  на  коротких  диалогах  персонажей, содержат  повторы  ситуаций. Герои  сказок  вступают  в  определённые  взаимоотношения, в  которых  проявляются  особенности  характера, мысли, чувства.

             В  современной  педагогике  существует  ряд  классификаций  театрализованных  игр. В  зависимости  от  ведущих  способов  эмоциональной  выразительности, посредством  которых  разыгрывают  тему,  сюжет, все  театрализованные  игры  можно  разделить  на  две  основные  группы: режиссёрские  игры  и  игры-драматизации.

         К  режиссёрским  играм  в  детском  саду  относятся: настольный, теневой  театр, театр  на  фланелеграфе. Тут  ребёнок  или  взрослый  сам  не  является  действующим  лицом, он  создаёт  сцены, ведёт  роль  игрушечного  персонажа – объёмного  или  плоскостного. Он  действует  за  него, изображает  его  интонацией, мимикой. Пантомимика  ребёнка  ограничена. Ведь  он  действует  неподвижной  или  малоподвижной  фигуркой, игрушкой.

         К  играм-драматизациям  в  детском  саду  относятся: игра-драматизация  с  пальчиками, игра-драматизация  с  куклами  би-ба-бо, импровизации. Драматизации  основаны  на  собственных  действиях  исполнителя  роли, который  при  этом  может  использовать  куклы  би-ба-бо  или  персонажи, надетые  на  пальцы; элементы  костюмов. Ребёнок  в  этом  случае  играет  сам, преимущественно  используя  свои  средства  выразительности – интонацию, мимику, пантомимику. Участвуя  в  играх-драматизациях, ребёнок  как  бы  входит  в  образ, перевоплощается  в  него, живёт  его  жизнью. Атрибут – признак  персонажа, который  символизирует  его  типичные  свойства. Например, характерную  маску  зверя, шапочку, венок, фартучек  и  т.д.  ребёнок  надевает  на  себя. Создать  же  образ  должен  сам – с  помощью  интонации, движений, мимики, жестов.

              Детское  творчество  особенно  ярко  проявляется  в  играх-драматизациях, цель  которых – психологическое  сближение  ребёнка  с  героями  литературных  произведений. Сближение  с  героями, превращение  персонажей  из  «знакомых  незнакомцев»  в  хорошо  знакомых  детям  друзей; предпочтение  в  ситуации  свободного  выбора  и, наконец, ролевое  изображение  самих  персонажей – вот  те  способы  и  приёмы, которые  использует  педагог  в  процессе  развития  и  руководства  театрализованной  деятельностью.

              В  играх-драматизациях  используются  сказки  и  стихотворения  с  диалогами, благодаря  которым  создаётся  возможность  воспроизводить  содержание  по  ролям. Важно, чтобы  выбранное  художественное  произведение  заинтересовало  детей, вызвало  сильные  чувства  и  переживания. В  нём  должно  быть  несколько  «сквозных»  героев  наряду  с  героями  эпизодическими, активно  участвующих  в  происходящих  событиях. Яркая, точная, конкретная  характеристика  их  служит  основанием  для  создания  образа. С  помощью  игр-драматизаций  дети  лучше  усваивают  идейное  содержание  произведения, логику  и  последовательность  событий, их  развитие  и  причинную  обусловленность.

              Сказки  и  рассказы  находят  изображение  в  играх – драматизациях  детей  всех  возрастов  по – разному.  Маленькие  дети  обычно  разыгрывают  эпизоды  сказки,  позже  они  начинают  передавать  целиком  всю  сказку,  иногда  внося  в  неё  изменения,  вставляя  детали,  взятые  из  жизненного   опыта. У детей  6 – 7  лет  игры – драматизации  часто  становятся  спектаклем,  который  показывается  для  зрителей – детей  других  групп.  В этих  играх  можно  увидеть,  как  указывал  Б.М.Теплов,  переход  от  игры  к  драматическому  искусству,  разумеется,  ещё  в  зачаточной  форме.  

               Развитие  театрализованных  игр  зависит  от  содержания  и  методики  художественного воспитания  детей  в  целом,  а  также  от  уровня  образовательной  работы  в  группе.

               Много  полезных  рекомендаций  о  приёмах  педагогического  руководства  театрализованными  играми  содержится  в  работах  Р.И. Жуковской,  Н.С. Карпинской,  Л.С. Фурминой.

             В  основу  руководства  театрализованными  играми  следует  положить  работу  над  текстом  литературного  произведения. Р.И. Жуковская  советовала  педагогу  преподносить  детям  текст  произведения  выразительно, художественно, а  при  повторном  чтении  вовлекать  их  в  несложный  анализ  содержания, подводить  к  осознанию  мотивов  поступков  персонажей.

             В  старших  группах  перед  игрой  проводится  беседа  по  содержанию. Педагог  помогает  детям  разделить  текст  на  смысловые  части, в  которых  проявляются  особенности  поведения  персонажей. Например, в  сказке  «Теремок»  каждая  смысловая  часть  связана  с  появлением  нового  персонажа. Всякий  смысловой  отрезок  дети  фиксируют  с  помощью  фишки. Затем  можно  разделить  полоску  бумаги  на  столько  частей, сколько  отложено  фишек, и  схематично  изобразить  содержание  каждого  отрезка: получится  пиктограмма. Перед  театрализованной  игрой  дети  по  пиктограмме  моделируют  содержание  каждого  эпизода. Например, эпизод  появления  лисы. Предлагается  представить  и  рассказать, чем  в  это  время  были  заняты  мышка, лягушка, заяц, ёж, как  подошла  лиса  к  дому  и  т.д. Вопросы  педагога  помогают  детям  понять  изменения, произошедшие  в  поведении  и  настроении  обитателей  теремка  с  появлением  лисы.

             Обогащению  детей  художественными  средствами  передачи  образа  способствуют  этюды. Детям  предлагают  изобразить  отдельные  эпизоды  из  прочитанного  произведения, например, показать, как  лиса  строила  ледяную  избушку. В  сказке  об  этом  говорится  всего  в  одном  предложении, следовательно, дети  должны  сами  продумать  поведение  персонажей, их  диалоги, реплики, а  затем – проиграть. В  другом  случае  требуется  выбрать  любое  событие  из  сказки  и  молча  разыгрывать  его. Остальные – зрители – угадывают, какой  эпизод  представлен. Благодаря  таким  комплексным  игровым  импровизациям  у  ребёнка  постепенно  развиваются  художественные  способности, без  которых  театрализованная  игра  лишена  красок  и  выразительности.

             Стремление  к  творчеству  возрастает, если  у  ребёнка  что-то  хорошо  получается: удачно  сказал  реплику  зайца, выразительно  передал  огорчение, когда  лиса  выгнала  его  из  лубяной  избушки, и  т.п. Педагог  не  только  говорит  о  достигнутых  ребёнком  успехах, но  и  обязательно  привлекает  к  ним  внимание  других  детей. Для  остальных  это  может  служить  образцом  для  подражания, стимулом  для  проявления  активности.

             Организация  театрализованной  игры  начинается  с  отбора  произведения, в  котором  обязательно  участвуют  дошкольники. Малышей  воспитатель  увлекает  эмоциональным  рассказом  о  том, как  хорошо  поиграть  в  сказку  «Колобок». Старшие  дети  активно  обсуждают, во  что  лучше  поиграть, согласовывают  свои  замыслы  и  желания. Распределение  ролей  не  представляется  сложным. Дети  знают, что  игра  будет  повторяться  несколько  раз, поэтому  у  каждого  есть  возможность  попробовать  себя  в  понравившейся  роли. В  старших  группах  обычно  договариваются  о  двух-трёх  составах  «артистов», занятых  в  игре.

            Психологическому  настрою  на  предстоящую  игру  служит  оформительская  деятельность  детей: участие  в  подготовке  афиш, пригласительных  билетов, декораций, костюмов  и  т.д. Чтобы  в  театрализованной  игре  участвовали  все, воспитатель  обсуждает  с  

    группой, кто  будет  готовить  зрительный  зал, кто  отвечать  за  музыкальное  сопровождение  спектакля. С  помощью  педагога  дети  решают, кого  пригласить. Это  могут  быть  родители, воспитанники  других  групп, педагогический  и  обслуживающий  персонал.

            Дети  любят  возвращаться  к  воспоминаниям  о  театрализованной  игре, поэтому  хорошо, если  есть  возможность  запечатлеть  её  с  помощью  фотоаппарата  или  видеокамеры. Просмотр  видеозаписи  доставляет  всем  большое  удовольствие, вызывает  обмен  мнениями, впечатлениями.

             Итак, основная  цель  педагогического  руководства – будить  воображение  ребёнка, создавать  условия  для  того, чтобы  как  можно  больше  изобретательности, творчества  проявили  сами  дети.

             Воспитательные  возможности  театрализованных  игр  усиливаются  тем, что  их  тематика  практически  не  ограничена. Она  может  удовлетворять  разносторонние  интересы  детей. Разнообразие  тематики,  средств  отображения, эмоциональность  театрализованных  игр  дают  возможность  использовать  их  в  целях  всестороннего  воспитания  личности  дошкольника, развития   творческих  способностей   детей.

             Такое  разностороннее  влияние  на  все  стороны  личности  ребёнка, на  развитие  его  творческих  способностей  будет  эффективным, если  руководство  театрализованной  игрой  будет  правильным  и  позволит  сохранить  всю  прелесть  её  творческого  характера.

             Таким  образом, театрализованная  деятельность  позволяет  решать  многие  педагогические  задачи, касающиеся  формирования  выразительности  речи, интеллектуального  и  художественно-эстетического  воспитания. Произведения  искусства  заставляют  волноваться, сопереживать  персонажам  и  событиям, и  «в  процессе  этого  сопереживания  создаются  определённые  отношения  и  моральные  оценки, просто  сообщаемые  и  усваиваемые» (В.А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная  деятельность  является  важнейшим  средством  развития  эмпатии – условия, необходимого  для  организации  совместной  деятельности  детей. Основа  эмпатии – в  умении  распознавать  эмоциональное  состояние  человека  по  мимике, выразительным  движениям  и  речи, ставить  себя  на  его  место  в  различных  ситуациях, находить  адекватные  способы  содействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова  и  др.).

            Театрализованная  деятельность  позволяет  ребёнку  решать  многие  проблемные  ситуации  опосредованно – от  лица  какого-либо  персонажа. Это  помогает  преодолеть  робость, связанную  с  трудностями  общения, неуверенностью  в  себе.

            В  соответствии  со  склонностями  и  интересами  детей  могут  быть  организованы  занятия  разнообразных  студий  по  театрализованной  деятельности («Кукольный  театр – малышам», «Театральный  салон», «В  гостях  у  сказки»  и  т.д.). В  работе  студий  по  театрализованной  деятельности  могут  участвовать  воспитатели  и  родители. Это  очень  важно: совместная  творческая  деятельность  детей  и  взрослых  позволяет  преодолеть  традиционный  подход  к  режиму  жизни  в  ДОУ, которому  присущи  зарегламентированность, искусственная  изоляция  детей  разного  возраста, ограниченные  возможности  их  общения  друг  с  другом  и  взрослыми.

            Итак, занятия  по  театрализованной  деятельности  имеют  большое  значение  для  всестороннего  развития  ребёнка. Именно  поэтому  во  временных (примерных) требованиях  к  содержанию  и  методам  работы  в  ДОУ  выделен  специальный  раздел  «Развитие  ребёнка  в  театрализованной  деятельности». В  нём  подчёркивается, что  педагог  обязан:

             -  создавать  условия  для  развития  творческой  активности  детей  в  театрализованной  деятельности (поощрять  исполнительское  творчество, развивать  способность  свободно  и  раскрепощено  держаться  при  выступлении, побуждать  к  импровизации  средствами  мимики, выразительных  движений  и  интонаций  и  т.д.);

             -  приобщать  детей  к  театральной  культуре (знакомить  с  устройством  театра, театральными  жанрами, с  разными  видами  кукольных  театров);

             -  обеспечивать  взаимосвязь  театрализованной  с  другими  видами  деятельности  в  едином  педагогическом  процессе.

               Литература.

    1. Акулова О.В. Театрализованные  игры. // Дошкольное  воспитание. -

           №4  2005г.

    1. Артёмова Л.В. Театрализованные  игры  дошкольников: Кн. Для  воспит. дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991г.
    2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю  о  детской  игре. Пособие  для  воспит. дет. сада./ Под  ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982г.
    3. Эльконин  Д.Б. Психология  игры. – М.: Педагогика, 1978г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предметно-игровая среда как фактор развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

    Статья в сборнике "Материалы международной научно-практической конференции: "Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок"Гринбаум Елена Евгеньевна,воспитатель ГБОУ д/с №1817 ЗелОУО г. Моск...

    Руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников «Смелые пожарные».

    Конспект по руководству сюжетно - ролевой игрой в старшей группе. Сюжетно-ролевая игра "Смелые пожарные" закрепляет знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём. Расширяет ...

    Театрализованные игры старших дошкольников

    Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр взаимодействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изоб...

    ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество психологов и педагогов. Современные требования к воспитанию мальчиков и девочек подразумевают  изучение потенциала партнёрских вз...

    Планирование и руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников

    Теоретический обзор исследований по напрвлению руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников....

    Сюжетно- ролевые игры старших дошкольников

    Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремление познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов в...