Статья "ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ"
статья (старшая группа) на тему

Сотникова Ирина Алексеевна

Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения  человека является важной задачей в современном обществе. Проведение природоохранных акции является действенным средством развития экологической культуры у детей и взрослых

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мельникова О.П., Сотникова И.А.

воспитатели МБДОУ ДС №29 «Рябинушка»

Белгородская область г. Старый Оскол

ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Аннотация: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения  человека является важной задачей в современном обществе. Проведение природоохранных акции является действенным средством развития экологической культуры у детей и взрослых.

 Ключевые слова: экологическая культура, природоохранные акции, экологическое образование.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Сегодня обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования [1, с.50].

Актуальными   для экологического образования ребёнка являются экологические акции.  Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую сторону своё окружение. [2, с.138].

Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности,  направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды; позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил; акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Решение задач экологического образования детей через природоохранные акции невозможно без непосредственного участия родителей. Именно семья, как среда развития личности ребенка, способна оказывать влияние на формирование у него основ экологического мировоззрения [3, с.42]. При этом важно, чтобы сами родители были экологически образованными. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.

Серия экологических акций – одна из интерактивных форм работы с родителями в решении проблемы как можно  раньше развить положительное отношение ребенка к природе, желание беречь ее и заботиться о ней. Дети с удовольствием посильно участвуют в подготовке к проведению акций, изготовлении буклетов, стикеров, листовок, вместе с взрослыми, педагогами и родителями, приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только теоретические), участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной.  Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

Акции «Сохраним первоцветы», «Весенняя посадка», «Чистый двор – чистая совесть», «Покормите птиц зимой», «Синичкин день», «Ждем вас, скворушки!», «Батарейки, сдавайтесь!», «Бумажный бум», «Чистая вода – живая планета!», «Берегите Капельку!», «Помоги хвостатым!»  привлекли внимание и нашли отклик не только у детей, родители активно включились в сотрудничество с педагогами и детьми,  оказали помощь в создании развивающей среды, подготовке и проведении акций.

         Экологические  акции охватывают всех родителей группы, экономичны по времени проведения, ненавязчиво сопровождают детей, родителей и педагогов в процесс экологического образования. Оригинальные приемы, позитивные настрои поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад по повышению уровня знаний об экологии, охране природы. Проводя экологические акции, мы ставим перед собой задачу не только научить детей и родителей ценить природу, сформировать у них потребность в природоохранной деятельности, но и предотвратить поступки, наносящие вред природе. Ведь так важно с детских лет научить детей предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей. Сегодня мы уверены – работа эта нужная и важная, рано или поздно она даст свои положительные результаты.

         

Список литературы

1. Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова // - Ярославль: Академия развития, 2003. - 112 с. 

2. Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко // Волгоград: Учитель, 2015. – 232 с.
3. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева // - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста по средствам сказкотерапии

развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста по средствам сказкотерапии...

Методическая разработка "Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника"

Методическая разработка предназначена для детей подготовительного к школе возраста. В данном материале представлен паспорт проекта, план реализации и анализ проектной деятельности....

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

«Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

Аннотация: В статье представлен практический материал по использованию экологических сказок для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...

План по самообразованию в старшей группе на тему «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

В данном материалле представлен план по самообразованию на год в старшей группе по теме «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возр...