Исследовательская деятельность с детского сада
методическая разработка на тему

Маракаева Светлана Евгеньевна

              Федеральный государственный образовательный стандарт и система Российского образования на современном этапе развития общества ставят перед педагогом ряд новых задач: научить дошкольников добывать знания, проводить эксперименты, исследования, моделировать явления, объекты, а также свою деятельность, проявлять творческие способности, иметь возможность для самореализации и социализации личности. Этому должны способствовать методы и приемы личностно-ориентированного образования. А они, как известно, лежат в основе проектной и исследовательской деятельности воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_s_detskogo_sada.docx1004.35 КБ

Предварительный просмотр:

        Федеральный государственный образовательный стандарт и система Российского образования на современном этапе развития общества ставят перед педагогом ряд новых задач: научить дошкольников добывать знания, проводить эксперименты, исследования, моделировать явления, объекты, а также свою деятельность, проявлять творческие способности, иметь возможность для самореализации и социализации личности. Этому должны способствовать методы и приемы личностно-ориентированного образования. А они, как известно, лежат в основе проектной и исследовательской деятельности воспитанников.

Исследовательская деятельность

с детского сада

«… в решении любой задачи присутствует крупица открытия…»

                      Джордж Пойя

        Способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью можно назвать теоретическим мышлением. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека. Мыслить теоретически нам приходится всегда, когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта, когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя существенное от несущественного. Формирование у детей основ теоретического мышления или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика – цель любого современного педагога.

        Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

        Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании.

        Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Решение ее, как и любой педагогической задачи, необходимо рассматривать в общем контексте современной педагогической проблематики. Поэтому мы, для того чтобы точнее очертить место исследовательских методов обучения, начнем с краткого упоминания об арсенале методов обучения в целом.

        В своих лекциях «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А.И.Савенков писал: «Исследовательское обучение, как и любое сложное явление, нельзя рассматривать одномерно, не учитывая традиционно возникающих при этом подходе проблем. Еще критики «прогрессивистской педагогики» отмечали, что познавательная сторона учебной деятельности часто существенно обедняется из-за привязки обучения к непосредственному опыту учащегося. Этот опыт часто очень ограничен, фрагментарен, плохо структурирован, а потому его сложно использовать в качестве отправного пункта при постановке задач и ориентиров учебной работы. 

        Однако для того, чтобы научить дошкольника владеть такого рода умениями, необходимы тренировочные занятия или проведение подпрограммы «тренинг». Важно научить ребёнка видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать предположения, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения, готовить собственные мини-доклады, доказывать свои идеи.

         На первый взгляд может показаться, что подобные умения недоступны дошкольнику, но ряд исследований показал обратное. В своей профессиональной деятельности мы ежедневно тренируем детей, вырабатывая у них такие способности. Например, часто в процессе образовательной деятельности создаём проблемные ситуации и просим детей их разрешить: «Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать?», или «Дым в соседней квартире. Твои действия?». Таким образом мы учим воспитанников поиску и предложению возможных вариантов решения проблемы, учим делать умозаключения. Также существует ряд упражнений для обучения детей видеть проблему.

Упражнение «Определим проблему»

        На картинке нарисована коробка, установленная на столе в странном положении. Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет. Дети должны «увидеть проблему»: коробка в таком положении не может удержаться на столе. Тем не менее, она стоит так, как стоит. За счет чего? Дети должны высказать предположения, а потом провести подтверждающие их эксперименты — установить коробку так, как показано на картинке.

Упражнение «Составьте рассказ от имени другого персонажа»

        Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так: «Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни». При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривычный для себя образ.

Упражнение «Составьте рассказ, используя данную концовку»

        Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его начало или окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.

        Примеры концовок:

«Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».

«Маленький щенок приветливо вилял хвостом».

«Котенок сидел на дереве и громко мяукал».

         Научить детей выдвигать делать предположения или выдвигать гипотезу будущего исследования помогут следующие упражнения.

Упражнение «Придумай пять сказочных объяснений»

        Воспитатель предлагает придумать пять сказочных объяснений тому, почему поют птицы (тает снег, дует ветер, светит солнце). Вслед за этим можно предложить детям придумать пять правдоподобных объяснений этого явления. В ходе этого упражнения дети осваивают «словарь гипотез». Гипотезы обычно начинаются со слов «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».

        Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

        Назови пять самых правдоподобных причин того, почему дует ветер (Почему течет ручей? Почему весной тает снег? и т.п.). Каждый ответ обязательно начни со слов: «может быть…»; «предположим…»; «допустим…»; «возможно…»; «что если...».

• Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

• Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие

днем?

• Почему цветы имеют такую яркую окраску?

• Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

• Почему Луна не падает на Землю?

• Почему в космос летают ракеты?

• Почему самолет оставляет след в небе?

• Почему многие дети любят компьютерные игры?

        Надо предложить несколько разных гипотез по этим поводам, придумать также и несколько провокационных идей.

        Обучая дошкольников придумыванию загадок, мы формируем у них умения ставить вопрос, выделять основные качества и характеристики предмета или явления, обобщать. Например: «Я загадаю вам загадку, - говорит воспитатель, - а вы постарайтесь её отгадать: «Сам алый сахарный, кафтан зелёный, бархатный». Правильно! Арбуз. А теперь попробуйте сами придумать загадку про матрёшку, про мяч, про пирамидку. Называйте только то, из чего сделана игрушка, какая она, как с ней можно играть, не произнося вслух ответ.». Кроме того, упражнения для активизации познавательного процесса и постановки вопроса могут быть такими:

Упражнение «Учим пользоваться вопросительными словами»

        Для этого можно придумывать сказочные и полусказочные ситуации. К примеру, у мальчика Сережи в клетке живет большой говорящий попугай Кеша. Но попугай умеет говорить только вопросительные слова. Однажды в гости к Сереже пришла Лена. Попугай увидел ее и сильно разволновался — так она ему понравилась. От возбуждения Кеша стал выкрикивать известные ему слова. Но Лене самой приходилось догадываться, о чем он хочет ее спросить. Ребенку предлагается достроить вопросы, которые не сумел задать взволнованный попугай:

— Кто…?

— Что…?

— Где…?

— Зачем…?

— Когда…?

Упражнение «Опиши предмет»

        Напомните ребенку, что описать кого-то или что-то — значит ответить на вопросы:

— Что это такое?

— Чем оно отличается от других или от другого?

— Чем похоже на других или другое?

        Что или кого описывать, может предлагать педагог, а можно предоставить выбор объекта ребенку.

Упражнение «Представь, что…»

        Представь, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

Упражнение «Почему так происходит?»

        Найдите возможную причину события такого явления:

«Дети стали больше играть во дворах».

«Миша весь вечер не подходил к телевизору».

«Пожарный вертолет весь день кружил над лесом».

«Полицейский автомобиль стоял у дороги».

«Щенок Кузя грустно смотрел вслед Маше».

«Котята спали весь день».

        Организуя наблюдения в природе, за явлениями общественной жизни, мы даём возможность ребятам научиться наблюдать, создаём условия для проведения эксперимента, формулировки выводов.

        В процессе образовательной деятельности по развитию речи педагоги формируют у детей умение правильно строить свой рассказ, логично и связно высказывать свои мысли, а это необходимо для подготовки собственного мини-доклада в заключительной части будущего исследования.

        Таким образом, ежедневно, в процессе организованной образовательной деятельности по общеобразовательным программам, а также в ходе свободной деятельности дошкольников педагоги создают условия для формирований всех необходимых для юного исследователя умений.

         Итак, вы хотите научить ребёнка дошкольного возраста проводить исследование. Что для этого нужно? С чего начать?

        Этапы исследовательской деятельности дошкольников

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Выработка гипотез, предположений.
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  • Сбор материала.
  • Обобщение полученных данных
  • Подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад,
  • макет и др.).
  • Защита.

        1.Выбор темы. Выбор темы - это весьма трудный и ответственный этап исследования. На сегодняшний день сложился ряд требований к выбору темы исследования.

        1. Тема должна быть интересной для ребёнка не только на данный момент, но и в будущем, когда юный исследователь на практике реализует полученные знания в выбранной отрасли человеческой деятельности.

        2. Тема должна быть актуальна.

        3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Важно суметь найти по данной теме достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.

        4. Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в

названии работы слово «проблема» может не включаться.

        5. Тема должна быть конкретна. Объемная тема может оказаться непосильной для ее раскрытия в рамках учебного исследования.

        Например, обоснуем выбор темы «Танцы – польза для здоровья».         Выбранная тема представляет интерес, как для воспитанника, так и для взрослого, так как танец - неотъемлемая часть культурной индустрии, он является источником вдохновения для художников, дизайнеров, скульпторов и режиссёров театра и кино. Кроме того, существует большое количество интереснейших фактов, связанных с танцем. Так, например, в Роттердаме танцоры вырабатывают электроэнергию. В 2008 году первый в мире «устойчивый» танцпол открылся в клубе «Ватт» в Швеции в городе Роттердаме. В плитку на полу были встроены пружины, подключенные к генераторам. Чем сильнее люди танцевали, тем больше пружины сжимались, вырабатывая энергию, которая поступала в светодиодные фонари в полу. 

        Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что по статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учёные выделяют достаточное количество факторов, влияющих на такие нарушения здоровья учащихся: недостаток физической нагрузки, однообразное питание, нерациональное использование свободного времени и др. Задача охраны и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Актуальность этого требования обусловлена тем, что до сих пор еще не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детей.

        Тема «Танцы – польза для здоровья» конкретна и лаконична и может быть реализована в имеющихся условиях. Интересные факты и информацию о танцах, о людях, которые занимаются этим видом спорта, можно найти в энциклопедиях, печатных изданиях, в Интернет-ресурсах.

        Формулировка темы содержит спорный момент. Пользу танцев переоценить очень сложно. Занятия танцами полезны не только для физического здоровья, но и для эмоционального, что в совокупности приводит к улучшению общего состояния здоровья: улучшению работы сердечнососудистой, костной, дыхательной систем, укреплению осанки, нормализации веса, улучшению настроения, повышение самооценки.

        Однако существует и негативная сторона вопроса: к сожалению, не каждый может справиться с физическими нагрузками, которые требуется прилагать во время занятий танцами. Также такое увлечение отличается травматичностью, особенно для начинающих. Тренировки могут приводить к растяжению мышц, деформации скелета, разрыву связок.

        Таким образом, выбранная нами тема «Танцы – польза для здоровья» отвечает всем требованиям.

        Для того чтобы дети смогли самостоятельно выбрать тему будущего исследования, предложим им заранее заготовленные карточки с различными изображениями – темами исследований (рисунок 2). После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме.  Например, дети выбрали карточку с изображением стрекозы. Тема нашего исследования «Стрекоза». Объясним нашим исследователям, что их задача - подготовить сообщение, по-научному это доклад. Детям можно сказать и более упрощенно - рассказ. Но для того чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о стрекозе и обработать ее. Как это можно сделать?

        Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?». Дети начнут предлагать самые разные варианты. Подведите их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно и вспомнить, что они знают об этом насекомом.

        Следующий вопрос: «Где еще мы можем узнать что-то новое о стрекозах?» Отвечая на него вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах»,

«Посмотреть по телевизору» (имеется в виду видеофильм), «Понаблюдать»,

«Провести эксперимент» (рисунок 1).

        Можно предложить и другие методы, например, карточки: «Получить информацию у компьютера», «Связаться со специалистом». Следует понимать, что набор методов зависит от реальных возможностей. Чем больше этих возможностей, тем больше методов, тем больше и интереснее будет материал и работа по нему.

        

        2. Выдвижение гипотезы.

        Выдвижение гипотез тесно связано с умением задавать вопросы, так как гипотеза предполагает вероятный ответ на поставленный вопрос.

        Гипотеза — это предположение. Она всегда требует проверки и, в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться. Но, прежде чем доказывать или опровергать гипотезы, их нужно научиться выдвигать.         Выдвинутая гипотеза может казаться совершенно невероятной, но это не значит, что она не подтвердится. Легче всего ребенок учится выдвигать гипотезы, если сначала предложить ему объяснять явления не только реальными, но и фантастическими причинами. Формированию этого умения помогут упражнения, описанные нами ранее.

        К гипотезе предъявляют определенные требования:

- она должна содержать предположение;

- она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик;

- она должна быть логически непротиворечивой;

- она должная быть реально опровергаемая или доказуемая.

        Формулируя гипотезу, желательно использовать такие грамматические конструкции, как: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», то есть такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Например: в исследовательской деятельности «Почему семена яблока, находясь внутри плода, не прорастают?» можно выдвинуть такую гипотезу: «предположим, что если создать все необходимые условия для прорастания семени яблони (свет, влага, тепло), то оно прорастёт». Или в проектной работе «Танец – это польза для здоровья» выдвинуть следующую гипотезу: «предположим, что если регулярно заниматься танцами, то можно избавиться от лишнего веса».

        3. Составление плана исследования.

        Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им, что существует много способов добычи информации — «методов исследования». Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.        

        В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др. Каждый такой ответ должен быть обязательно отмечен, ответившего ребенка следует непременно поощрить. После того как, например, кто-то из детей сказал, что новое можно узнать из книг, положите перед детьми карточку с изображением этого метода исследования.

        Следующий вопрос — «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент». Итак, план проведения исследования составлен. Наши исследователи и их помощники — все участники занятия — готовы к поиску. От плана взрослого исследователя наш план отличается только лишь формой выражения: он изображен на карточках, а у взрослого исследователя описан в его текстах.

        4.Сбор материала

        Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Сделать это технически несложно, несмотря на то, что дети еще не умеют писать. На маленьких, заранее заготовленных листочках бумаги, дети будут ручкой делать заметки. Это могут быть несложные рисунки, отдельные, уже знакомые буквы или даже специальные, изобретенные на ходу детьми, знаки и символы. Такими рисунками воспитатели часто пользуются для заучивания стихотворений детьми, изображая каждое слово на листе бумаги в виде рисунка или буквы, отражающего смысл этого слова.

        Используемое нами пиктографическое письмо (рисунок) позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрения, слуха, вкуса и т.п.). Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка показывает, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления ребенка и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью.

         В процессе сбора информации о предмете исследования необходимо учить дошкольников размышлять самому, вспоминать то, что ему известно о выбранной теме, учить расспрашивать взрослых окружающих его людей о проблеме. Это на первых порах вызывает большие трудности. Дети объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны, им трудно спрашивать, им трудно услышать и воспринять ответ другого человека. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы.

         Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но как не умеющему читать узнать из нее что-то новое? Можно посмотреть иллюстрации и попросить помощи у того, кто может прочитать. В ходе занятия кроме воспитателя ребенку в этом никто не поможет. Поэтому надо заранее подобрать необходимую литературу и быть готовым к сложностям.

        Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Например, проводя исследование по теме «Черепаха» можно предложить детям провести эксперимент: «Что любит черепаха: конфету или капустный лист?». Для этого на одинаковом расстоянии от объекта положить эти продукты и ждать чему отдаст предпочтение животное. Позднее необходимо зарисовать или записать данные.

        Отметим, что у дошкольника способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы сложен для малышей, не страшно - можно не акцентировать на этом внимание. Помогите ребенку сгруппировать то, что он уже имеет. Важно поддерживать темп, чтобы работа шла на одном дыхании.

        

        5. Обобщение полученных данных.

        Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.

Раскладываем листочки с собранной информацией и анализируем, что нового, интересного мы узнали, и продумывать, что мы можем рассказать по

результатам проведенного исследования. На первых занятиях, естественно,

надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача.

        6. Подготовка материалов исследования к защите. Защита.

        Сделать сообщение по теме нелегко для дошкольников. Но если у них есть опыт рассказывания по сюжетным картинам или из личного опыта, то ребёнок легко справится с этим этапом работы. Важно обозначить с чего начать, о чём рассказать, чем закончить рассказ. Для этого необходимо предложить наглядность, а именно те картинки, которые мы выбирали в начале работы и зарисовки, сделанные в процессе исследования. После выступления исследователей можно предложить остальным детям обсудить доклад, задать вопросы.

        Таким образом, уже на этапе дошкольного возраста возможно сформировать у воспитанников исследовательские знания и умения, требующие от них постоянной мыследеятельности, проявления творческого подхода к решению проблем, развитию и совершенствованию коммуникации и, как результат, получения творческого продукта Такие способности , в свою очередь, формируют теоретическое мышление детей и более широко основы теоретического сознания, необходимые в будущей учебной деятельности.

Карточки с изображением методов исследования (рис.1)

C:\Users\Администратор\Desktop\hello_html_7b6fdb7d.jpg C:\Users\Администратор\Desktop\1.jpg

     Подумать самостоятельно                Прочитать в книге

    C:\Users\Администратор\Desktop\63a5ccf0373bbc0bcaf61d5df471077a_graduation-clip-art-free-printable-clipart-panda-free-clipart-university-students-graduating-clipart_945-1300.jpeg       C:\Users\Администратор\Desktop\60601357.jpg

         Спросить у специалиста                    Посмотреть в интернете

C:\Users\Администратор\Desktop\a4e291c390669ae29f4bdeeb16eb865f.jpg  C:\Users\Администратор\Desktop\1765169_stock-photo-kid-observing-ants.jpg

         Провести эксперимент                                      Понаблюдать

Карточки с изображением тем исследования (рис.2)

C:\Users\Администратор\Desktop\Gerald_G_Geramium_in_a_pot.png    C:\Users\Администратор\Desktop\spider_tortoise.jpg

        Комнатное растение                                        Черепаха

C:\Users\Администратор\Desktop\c3a5e3ab239ba84917030c38eb6d2ec2.jpg   C:\Users\Администратор\Desktop\o-ARTIFICIAL-SWEETENERS-facebook.jpg

                           Вода                                                         Сахар

C:\Users\Администратор\Desktop\stack-of-paper-against-white-background.jpg      C:\Users\Администратор\Desktop\depositphotos_2803803-stock-photo-two-apples.jpg

                           Бумага                                                         Яблоко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями.

Цель проекта - формирование начало экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхожде...

Исследовательская деятельность в детском саду.

дошкольники - прирождённые исследователи. И тому подтверждение - их любознательность,постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение впроблемной ситуации. задача педагога...

Исследовательская деятельность в детском саду

Проект исследования свойств картофеля и картофельного крахмала...

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду

Занятия по ознакомлению с окружающим миром, включающие экспериментальную и исследовательскую деятельность (старшая - подготовительная  группа) проводятся в группе ОНР с учетом особенностей ...

Консультация для родителей "Исследовательская деятельность в детском саду".

Предлагается интересный материал для родителей о работе детского сада по исследовательской деятельности....

Семинар – практикум Тема: «Организация исследовательской деятельности в детском саду с целью формирования у дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению»

Исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в исследовательской...