«Влияние предметно – развивающей среды ДОУ на духовно – нравственное воспитание детей»
статья (подготовительная группа) на тему

Шлыгина Валентина Александровна

Насыщенность предметно-развивающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Влияние предметно – развивающей среды ДОУ

на духовно – нравственное воспитание детей»

 Подлинно творческое развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств,

 обеспечения разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта. Глубокие социально – политические, идеологические и духовные изменения российского общества нашли отражение и в формировании личности дошкольника.

    Многие программы позволяют в определённом плане решать вопросы развития ребёнка в ДОУ, хотя до сих пор остаются не ясными приоритеты программ, их сочетаемости, необходимость и достаточность. Особенно актуальным и недостаточно исследованным вопросом остаётся проблема организации предметно – развивающей среды в ДОУ.

     Среда, в которой живёт ребёнок, включая помещение детского сада, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и воспитание. Предметно – развивающая среда детского сада – важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспечения подлинно творческого развития ребёнка необходимо единство предметно – развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях нашего ДОУ создают каждому ребёнку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий её реализации.

     К организации предметно – развивающей среды в ДОУ с момента их возникновения всегда предъявлялись определённые требования, так как, учитывались психофизиологические особенности возраста дошкольников. На важность этой проблемы указывают современные исследования Дороновой Т.Н. Савенковой А.И ,Комаровой Т.С. В своё время об этом говорила и Флёрина Е.А

Говоря о необходимой организации предметно – развивающей среды, отвечающей возрастным возможностям детей и задачам воспитания, Флёрина считала важным организовать взаимодействие ребёнка с окружающей средой, что, по её мнению, формирует личность ребёнка, творческую активность.

     К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии

накоплен достаточный опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно – развивающей среды в ДОУ. Особенностью всех этих исследований является усиливающее внимание к построению предметно – развивающей среды, что предусматривает новые подходы к её организации в педагогическом процессе.

     Именно в ДОУ возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребёнка», всех её компонентов,

которая способствует развитию личности ребёнка, его духовно – нравственному и патриотическому воспитанию.

     При этом окружающая среда, в которой живёт и воспитывается ребёнок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях враждебной – отсюда возникает предположение, что её правильная организация и умелое включение ребёнка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности педагогического процесса.

    Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения предметно – развивающей среды в детском саду является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-  ориентированной модели воспитания.

                                  Её основные черты таковы:

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «не рядом, не под, а вместе!»

Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

                        Это предполагает решение следующих задач:

1.Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру.

2.Радости существования (психологическое здоровье).

3.Формирование начал личности (базис личностной культуры).

4.Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности.

    Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество.

    В нашем детском саду придают немаловажное значение формированию духовно – нравственных и патриотических чувств у детей через организацию предметно – развивающей среды. Развитие ребёнка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растёт и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, однообразном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющимся, динамичном. Это среда его обитания, здесь он живёт, занимается, отдыхает. В нашей группе предметно – развивающая среда создана по законам красоты, создана как фактор формирования в растущем человеке добра, любви к ближнему, любви к своей Родине и включает в себя:

1.Внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются дети (окраска всех поверхностей, стен, потолков).

В нашей группе преобладают два цвета. Жёлтый цвет – цвет солнца, создаёт радостное настроение, повышает умственные способности, нормализует деятельность желудочно – кишечного тракта, печени.

Зелёный цвет – цвет внутренней гармонии. Он благотворно влияет   на сон, помогает контролировать состояние раздражительности при нервных расстройствах, дарит спокойствие, повышает остроту зрения.

2.Световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества.

3.Соответствие возрастным психологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для игр и занятий доступны детям и радуют их не только своим назначением, но и внешним видом.

     Правильно организованная предметно – развивающая среда в нашей группе позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать их чувства и поступки. Содержание предметно – развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает « зоны ближайшего развития» детей. Расположение предметов и организация предметно – развивающей среды в различных возрастных группах имеет отличительные признаки. В каждой возрастной группе продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.

В наше время актуальна тема патриотического воспитания, большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. Мы в этом году решили обновить и дополнить всё то, что у нас есть. Предметная среда насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребёнок,

выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны.

Приобрели дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки, пазлы, домино – все они содержат краеведческий материал. Книги, фотоальбомы в доступной форме знакомят детей с городом, его достопримечательностями,

национальными особенностями жителей, карты Луховицкого района позволяют путешествовать по ним ,находить знакомые улицы, реки, озёра. Изготовили и многие другие дидактические пособия, это план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад, различные виды театра по русским народным сказкам. Собрали библиотеку «Что за прелесть эти сказки»! Приобрели альбомы

декоративного искусства: Дымковская игрушка, Городецкая, посуда Гжель. Традиционные уголки ИЗО превратились в настоящие творческие мастерские. Интерьер группы украшают куклы в национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно – ролевых игр помогли сделать родители, многое просто подарили. Есть образцы российского герба и флага,  герба и флага родного города. Все развивающие материалы, выставочные предметы доступны для каждого ребёнка, удобно расположены.

    Конечно, мы не будем останавливаться на достигнутом, у нас много задумок; хотим создать макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны, затем, изготовить атрибуты для игр «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», «Пожарные», «Спасатели», создать газеты: «Моя спортивная семья», «Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт» и многое другое.

     В заключение хочу сказать, предметно – развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащать новыми знаниями и впечатлениями, способствует духовно – нравственному и патриотическому воспитанию детей, ведь в нашем саду всегда царит гармония и уют .Поэтому,  влияние предметно – развивающей среды на процесс воспитания и развития дошкольников не вызывает сомнения. Мы будем продолжать работу по нравственно – патриотическому воспитанию, так как, мы заинтересованы в том, чтобы наши дети берегли всё, нажитое поколениями, чтобы наши дети любили нас, любили свой край, свою Родину, а самое главное, чтобы мы не боялись старости, были уверены в том, что мы не одни.

     Писатель Альберт Усольцев, наш земляк, говорил: «От любви к родному краю, близким людям идёт формирование лучших качеств в человеческом характере. Не любит человек свой край, своих близких, он во всём другом будет жесток……»  

Литература:

  1. «Построение развивающей среды в ДОУ» -

 Петровский В.А, Пантюхина Г,В.

  1. «Как научить детей любить Родину» -

Аркти  Левина Л.В, Антонов Ю.Е.

  1. «Нравственно – патриотическое воспитание

 и пути его реализации в детском саду»-

Ильина Л.Н.

  1. «Приобщение детей к истокам русской

 народной культуры» - Маханева М.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

В начале нового тысячелетия в истории России наступает эпоха формирования нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Одной из ак...

Консультация для родителей «Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей»

Консультация для родителей«Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей»...

Доклад на педагогическом совете: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания является предметно-развивающая среда. Она включает: уголок по духовно-нравственному воспитанию; наполняемость книжного уголка по данной теме; ...

Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников

laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личност...

Доклад на педсовете на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников»

laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личност...