Консультация для педагогов "Инсценирование художественных произведений, как средство эмоционального развития дошкольников"
консультация (средняя группа) на тему

Куликова Надежда Викторовна

Консультация для воспитателей детского сада "Инсценирование художественных произведений, как средство эмоционального развития дошкольников" (обзор педагогичесого опыта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_opyt_raboty.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инсценирование художественных произведений, как средство эмоционального развития дошкольников

Театрализованная деятельность очень хорошо развивает у детей не только творческие способности, но и актуализируется игровая мотивация, они раскрепощаются, также повышается познавательная активность, расширяется кругозор. Дети очень любят разыгрывать небольшие спектакли. Это их способ познания мира.

            Но если я устраивать театрализованные представления и приглашала желающих играть в них, многие дети испытывали затруднения. Ведь выход на сцену – это уже ответственность перед теми, кто смотрит спектакль. Если спонтанные, естественные спектакли по сказкам, песенкам дети устраивали с легкостью, то организованные спектакли, драматизации вызывали затруднения. Ведь здесь необходимо было уже соблюдать какие – то правила, разучивать текст роли, изготавливать атрибуты, передавать через мимику и жесты эмоциональное состояние персонажей. Наблюдая за детьми, можно увидеть, что дети в современном мире значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Исходя из этого, мы увидели необходимость развития эмоциональной сферы ребенка. Театрализованная деятельность обогащает опыт, знания детей в передаче образа эмоционального состояния героя. Таким образом, театрализованные игры являются важнейшим средством развития эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место персонажа в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для решения задач по развитию эмоционального состояния детей средствами театрализованной деятельности я использовала ряд методов и форм работы. Методы и формы я выбирала, основываясь по принципу учета возрастных особенностей дошкольников. У детей младшего дошкольного возраста необходимо формировать прежде всего интерес к театрализованным играм. Развитие интереса можно добиться путем просмотра детьми небольших кукольных спектаклей, которые организует педагог, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем развиваем желание включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать на занятиях и в повседневной жизни, общении. От лица кукол благодарить и хвалить детей, здороваться и прощаться. Также в ход занятий, вечеров развлечений включать фрагменты драматизации, переодеваясь в специальные костюмы, меняя голос и интонацию.

В младшем дошкольном возрасте для развития эмоционального состояния широко используют:

Игры – имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать, зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

Игры – имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра – имитация по музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод для грустного зайчика»).

Однотомная, бессловесная игра – импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленька …», «Заинька, попляши …», В Берестов «Большая кукла», А.Барто «Снег, снег»).

Игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (З.Александрова «Елочка», К.Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», Н.Павлова «На машине», Е. Чарушин  «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Особое внимание при построении таких игр уделяем способам передачи действий (мимике и пантомимике), эмоциональному раскрепощению детей. Если в начале года дети были «зажаты», то к концу года благодаря таким играм – занятиям ребята научились, не стесняясь, использовать мимику, жесты в повседневной жизни и в играх. Свою деятельность я стараюсь направить на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Благодаря этому дети постепенно включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи» и т.д. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик», «Веселые обезьянки» и пр.).

Работу по развитию эмоционального состояния детей средствами театрализованной деятельности продолжаем в среднем возрасте. Средний дошкольный возраст не менее важен для развития театрализованной, эмоциональной сферы дошкольника. В этом возрасте происходит становление мотивации интереса к игре как средству самовыражения. При организации театрализованной деятельности я увидела, что практически все виды игровых заданий и игр – драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами, использованием мимики, жестов.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста помимо игр, использованных в младшем возрасте, используют:

Многоперсонажные игры – драматизации по текстам сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси – лебеди» и т.д.).

Игры – драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых».

Постановка спектакля по произведению.

Также для формирования и развития эмоциональной раскрепощенности детей при проигрывании определенных ситуаций и организации игровых действий нередко используются этюды и упражнения, игры на превращение, на развитие двигательных способностей. Прямое обучение различным переживаниям невозможно. Однако, такие этюды как «Кто как радуется», «Встреча с другом», «Танец радости» очень хорошо могут помочь в этом. Проводя с детьми эту работу, педагог старается подвести их к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по – разному. Необходимо поощрять желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражая другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

В старшей группе работу, основываясь на углублении интереса к театрализованной игре, образу героя, сюжета, наличие интереса к театральной культуре. Первое, с чего необходимо начать работу – это познакомить с назначением театра, историей возникновения в России, деятельностью людей, работающих в театре, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и пр.).  Старшие дошкольники становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору более творчески.

Также со старшими дошкольниками наравне с образно – игровыми этюдами, играми – импровизациями, инсценированием следует организовать спектакли на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений.

Например, «Путешествие по русским народным сказкам». Наша цель – помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:

1. Интонацией – предложить детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть и т.д.) самостоятельно, без поддержки воспитателя. Цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи.

2. Позами – сначала целесообразно предложить детям поиграть в знакомые им игры, типа «Море волнуется», затем предложить им позой изобразить кого – нибудь или что – нибудь (например, паука, березку и т.п.) и объяснить, почему они выбрали именно эту позу.

3. Жестами – начинать надо с простых сценических заданий: как жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замерз, мне больно…); следующие упражнения включают уже несколько действий  (пришиваю пуговицу, мою посуду …).

4. Мимикой – необходимо научить детей по выражению лица (глазами, бровями и губами) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон).

5. Пантомимикой, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предложить детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: «Я мыл посуду и случайно разбил чашку», «Я пришивала пуговицу и уколола палец иглой».

На заключительных играх – занятиях задания усложняются: воспитатель предлагает разыграть сценки, включающие определенные действия, взаимоотношения между персонажами, настроение.

Каждый ребенок заранее решает, что он будет делать, и как он это будет делать, используя уже известные ему образные средства. После того, как дети достаточно поупражнялись над актерской техникой, можно устроить в детском саду театрализованный вечер – подготовить драматизацию известной сказки или басни. При этом следует следить за тем, чтобы дети использовали все средства актерской выразительности, усвоенные ими на занятиях.

Имитационным движением (сказочных животных) я предпочитаю обучать на физкультурных и музыкальных занятиях совместно с музыкальным руководителем, также в свободной деятельности. Способность выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние обогащает и облегчает общение ребенка с окружающим миром, расширяет его социальный контакт, придает уверенность в себе и в своих силах.

При организации работы по развитию эмоциональной сферы через театрализованную деятельность необходимо также участие родителей. Для того, чтобы заинтересовать родителей я стараюсь систематически организовывать  тематические вечера: «Любимые сказки», «Смешные истории» и т.д., использовать небольшие театрализованные этюды на родительских посиделках, собраниях. Видя результат работы, активизацию речи, коммуникативность детей, родители очень активно откликнулись на просьбу о помощи в изготовлении декораций, костюмов, кукол и др. Я увидела, что такой союз воспитателя, родителей и детей способствует эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному развитию детей.