Составление описательных рассказов об игрушке
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

алгоритм и приемы составления описательных рассказов об игрушке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_opisatelnyh_rasskazov_ob_igrushke.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Составление описательных рассказов об игрушке (предмете)

Младший возраст (3-4 года) алгоритм:

1. Рассматривание и исследование игрушки (учим сосредотачиваться и рассматривать предмет);

2. Беседа с детьми (учим отвечать на вопросы воспитателя по описанию предмета о внешнем виде, свойствах и назначении);

3. Совместный рассказ (по вопросам).

Средний возраст (4-5 лет) алгоритм:

1. Рассматривание игрушки;

2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею)

3. Образец рассказа воспитателя;

4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя;

Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры: сначала игрушка называется. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки. Также перечисляются действия, характерные для игрушки или при обращении с ней.

Старший возраст (5-7 лет) алгоритм:

1. Рассматривание объекта описания;

2. Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

3. Составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

4. Рассказ сильного ребенка по плану;

5. Рассказы 4 – 5 детей об объекте по плану;

* часто используются сравнительные описания двух предметов.

Используемые приемы:

  • Рассматривание
  • Тактильное восприятие
  • Сравнение
  • Беседа с детьми
  • Вопросы педагога
  • Совместное рассказывание
  • Образец и план рассказа
  • Дополнение детьми предыдущего рассказа
  • Художественное слово
  • Игра с этим предметом
  • Внесение игрушки в группу до начала занятия
  • Составление игрушки в группе после занятия
  • Дидактические и сюжетно-ролевые игры (волшебный мешочек, потерялся ребенок)
  • Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);

Игрушки вызывают у детей яркие эмоции, желание активно с ними действовать, играть и активизируют речевые высказывания. Для занятий по обучению рассказыванию рекомендуется использовать новую игрушку, с которой дети прежде не играли, но которая несет уже знакомый детям образ (куклы, мягкие игрушки животных, машинки). Игрушка должна отражать настоящие признаки реального предмета (цвет, форму, соотношение частей, деталей), чтобы у детей сформировалось правильное представление об окружающих предметах. Для детей младшего возраста используют на занятии одну-две игрушки, так как внимание детей неустойчиво и легко переключается с одного объекта на другой. В средней группе можно использовать две однотипные игрушки для составления сравнительного рассказа. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут составлять сюжетный рассказ по набору игрушек, так же можно предложить детям выбрать игрушку из ряда предложенных для придумывания своего рассказа или сказки.

Реальные предметы, используемые для обучения детей рассказыванию, должны вызывать интерес у ребенка, вместе с тем они должны быть знакомы детям по функциям, по назначению. Составить рассказ ребенок сможет только о том, что хорошо знает. Например, предметы посуды, одежды, обихода (часы с кукушкой). При сравнении предметов необходимо направить детей на выделение сходных признаков и обобщение предметов в определенные группы (посуда, одежда).

Особенность восприятия детьми игрушек и предметов состоит в том, что они в первую очередь обращают внимание на яркие признаки и детали, которые не всегда являются существенными. Поэтому при рассматривании предметов необходимо показывать детям и называть основные признаки и части. Для привлечения различных анализаторов к обследованию предметов необходимо дать игрушку или предмет ребенку в руки, чтобы он почувствовал качества, смог выполнить какие-то действия и отобразить все это в речевых высказываниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ по ООД в подготовительной группе. Образовательная область: «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация». Тема: Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы-модели «Транспорт».

Программные задачи:продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, используя схему-модель;продолжать учить рассказывать связно, подробно и выразительно;закреплять знания дете...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу «Составление описательного рассказа по игрушке» в средней группе.

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ(3-4 предложения) об игрушке, опираясь на образец и вопросы воспитателя. Продолжать учить детей отвечать на вопрос воспитателя полным предложением,...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Составление описательного рассказа по игрушке» в средней группе

Программное содержание:Связная речь: продолжать учить детей при описании животных  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения;Словарь и грам...

Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»

Интеграция образовательных областей:  Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...

Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы.

Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и п...

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....