Главные вкладки

    Отчет по самообразованию по теме: «Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира».
    материал (средняя группа) на тему

    Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otchyot_po_samoobrazovaniyu.doc22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отчет по самообразованию

    по теме: «Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира».

    Воспитатель: Кокорева М. К.

    Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

    Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В .Дыбина  « Ознакомление с предметным и социальным окружением», О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой» в средней группе.

         Затем я определила цели и задачи своей работы.

    Цели:

    - Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

    - Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.

    - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.

    Задачи:

    1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
    2. Развивать представление об основных физических явлениях.
    3. Расширять представление об использовании человеком факторов  природной среды.
    4. Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
    5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных; для возможности радоваться сделанному открытию.

    Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей с своей группе создала мини-лабораторию « Мы- исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда ( стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал ( камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов ( лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.

    С детьми проводились беседы на тему: « Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

    На протяжении всего учебного времени проводила НОД и опыты-эксперименты по темам:

    « Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

    « Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.

    « Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

    « В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла( прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

    « Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

    « Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

    « Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды ( жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед- это вода, пар- это вода).

    « Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами( невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.

    В соей работе создавала образовательные ситуации: « Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.

    « На чем полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

    Ток на протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:

    « Подбери материал для названного предмета»

    « Оглянись вокруг».

    « Расскажи о предмете».

    « Отгадай материал.»

    « Где спрятался воздух».

    « Что из чего будет».

      В результате НОД и опытов-экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы ( явления погоды, снегопад, круговорот воды в природе. Уточняли знания детей о воде, о ее состояниях; познакомились со  свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения. Дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д. Познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Дети  с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной делали выводы.

    Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул « Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации ( по ФГОС).

     В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:

    - интеллектуально-педагогическая компетентность

    - информационная компетентность

    - регулятивная компетентность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

    создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

    "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

    В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

    Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

      В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

    Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

    В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

    План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

    Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...

    Годовой план по самообразованию воспитателя средней «Б» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

    Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего возраста средствами эксперимента, пополнять э...

    Проект на тему "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

      В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...