ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Матвеева Наталья Сергеевна

картотека игр по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry.docx45.95 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические игры для детей дошкольного возраста.

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БАШНЯ «ЛЕС»

Цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.

Материал:

Первый вариант — плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес — растение — травоядное животное — хищник);

Второй вариант: — объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых — иллюстрации леса (лес — гриб — белка — куница; лес — ягоды — еж — лиса; лес — цветок — пчела — медведь; лес — желуди — дикий кабан — волк; лес — береза — майский жук — еж; лес — сосновая шишка — дятел — филин и т.д.)

Методика проведения: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка расподается.

На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.

На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк.

«ПИРАМИДА «ПТИЦЫ»

Цель: сформировать знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных.

Материал:

Первый вариант — плоскостной: набор карточек разного цвета (желтых, синих, красных, черных), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна — сосновая шишка — дятел).

Второй вариант — объемный — набор из семи кубиков, где первый-четвертый кубики разного цвета, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; пятый — растения; шестой — корм птиц; седьмой — птицы (например,: рябина — ягоды рябины — снегирь; ель — еловая шишка — клест; дуб — желуди — сойка; водоросли — улитка — утка; трава — кузнечик — аист).

Методика проведения: по аналогии с «Экологической башней «Лес». Однако при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО «АПТЕКА АЙБОЛИТА»

Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ СТАДИОН»

Цель: закрепить знания детей о различных видах животных, их питании и месте обитания в природе.

Материал: планшет, на котором по кругу изображены две беговые дорожки, старт, финиш и девять ходов; в центре стадиона шесть секторов с иллюстрациями животных: один — скворец, две — ласточки, 3 — пчела, 4 — муравей, 5 — медведь, 6 — белка. На отдельных карточках — иллюстрации корма для данных животных и их убежищ (скворечник, муравейник, улей, берлога, дупло и др.). В наборе имеется также кубик для определения хода.

Методика проведения: в игре участвуют два ребенка. С помощью кубика они поочередно определяют сектор с заданием и делают по три хода: первый — назвать животное, второй — определить корм для данного животного, третий — назвать его убежище в природе. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

«ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ»

Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных в природе.

Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой — иллюстрации различных животных и растений, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное — корм для него).

Методика проведения: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребенка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).

Методика проведения: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

«ЛЕСНИК»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести  себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

МЫ – ПОМОНИКИ РАСТЕНИЙ.

Цель: приобщать детей к деятельности, направленной на удовлетворение потребностей живых организмов в месте для обитания, тепле и свете, свежем воздухе, влаге; закреплять с дошкольниками некоторые особенности содержания комнатных растений и ухода за ними.

Материал: пять-шесть видов комнатных растений; карточки (открытки) с их изображением; кружочки разных цветов: жёлтые (для светолюбивых растений), наполовину жёлтые, наполовину тёмно-серые (для теневыносливых), тёмно-серые (для тенелюбивых), голубые (для влаголюбивых), наполовину голубые (для засухоустойчивых).

Игровые действия: «вручение» открыток комнатным растениям.

Игровые правила: при «вручении» открыток учитывать потребности растений.

Ход игры

I этап. В начале игры воспитатель говорит: «Дети, к нам пришла телеграмма от комнатных растений. Вот что они пишут: «Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте с вами дружить. Мы будем радовать вас своими красивыми цветочками, листиками, очищать воздух в группе. Но нам нужна ваша помощь. Если вы согласны с нами дружить, давайте познакомимся. Комнатные растения».

Далее воспитатель говорит, что каждое растение имеет свою визитную карточку, в которой дано краткое описание его внешнего вида и того, что оно любит (не любит). Воспитатель поочерёдно берёт карточки и описывает внешний вид цветка. Дети определяют растение и выставляют возле него открытку.
II этап. После того, как дети расставят все открытки, воспитатель предлагает разделить растения на группы (светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые). Педагог называет растение, например, папоротник. Дошкольники определяют, что этот цветок любит тень и воду, и на его открытку наклеивают два кружочка (голубой и тёмно-серый) и т.п.

Результат. Кто правильно будет выполнять игровые задания, получит право расставить открытки для всех растений в группе.

«УХАЖИВАЕМ ЗА РАСТЕНИЯМИ»

Цель: приобщать дошкольников к деятельности, направленной на создание условий живым существам, к которым они привыкли, учитывая их индивидуальные особенности; закреплять с детьми различные способы ухода за растениями.

Материал: карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, тряпочки, палочки, ножниц, которые соответствуют способам ухода: полив, опрыскивание, мытьё (кисточки, тряпочки в зависимости от вида листьев), рыхление и обрезка листьев; 7—8 не очень ухоженных растений.

Игровые действия: разыгрывание фантов.

Игровые правила: быть внимательными; показывать картинку с тем предметом, который необходим для ухода за растением.

Ход игры

Воспитатель говорит: «В соседней группе я нашла несколько неухоженных растений: неполитых, пыльных, с сухими листьями. Надо им помочь. Но прежде, чем приступать к работе, нужно определить точно, какой уход требуется каждому растению. Для этого поиграем в игру «Ухаживаем за растениями». Я буду показывать вам цветок, а вы должны будете определить, что ему нужно: полив, мытьё или ещё что-нибудь. Когда определите, покажите (поднимите) картинку с тем предметом, который понадобится вам для работы по уходу за этим растением».

Результат. Кто правильно покажет карточку, тот после игры будет ухаживать за растением. Кто ошибётся – даёт ведущему фант.

При разыгрывании фантов воспитатель обязательно подчёркивает, что предлагаемые для ребят задания должны быть на темы природы. Например, назвать цветы группы, цветы клумбы, лесных зверей, домашних животных и т.п.

«ЗАГОТАВЛИВАЕМ КОРМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»

Цель: активизировать детей в труде по уходу за животными, вызвать эмоциональное отношение к данному виду труда.

Материал: картинки с изображением канарейки, черепахи, снегиря (по одной); картинки с изображением рябины, яблок, капусты, листьев, зёрнышек (по 6—8 штук).

Игровые действия: «заготовка корма», разыгрывание фантов.

Игровые правила: быть внимательными, искать корм, который любят показанные воспитателем птицы и животные.

Ход игры

Воспитатель предлагает дошкольникам покормить имеющуюся в группе канарейку (другую птицу или животное). При этом обнаруживается, что нет корма (заранее создаётся такая ситуация). Воспитатель говорит, что нужно всегда заготавливать корм заранее и предлагает поиграть в игру «Заготавливаем корм для животных и птиц». У педагога картинки с изображением канарейки, черепахи, снегиря. На полу — с изображением рябины (корма для снегиря), яблок, капусты, листьев (для черепахи и канарейки), зёрнышек. Когда воспитатель показывает картинку с изображением, например, черепахи, дети из разложенных на полу карточек должны выбрать те, на которых нарисован корм для неё (трава, листья, капуста).

Результат. Кто правильно подберёт корм, того поощряют. Кто ошибётся, отдаёт ведущему фант.

«ПЕРЕСАДИ РАСТЕНИЕ»

Цель: заинтересовать детей предстоящей деятельностью по пересаживанию растений; закреплять представления о функции корней, потребности растений в хорошей почве.

Материал: 5—6 комнатных растений, билеты.

Игровые действия: «поездка» по улицам цветочного города.

Игровые правила: внимательно осматривать растения.

Ход игры

Игра проводится как «поездка» на автобусе по улицам цветочного города. Воспитатель объясняет правила игры: «Представьте, что мы сейчас находимся в автобусе, он повезёт нас на прогулку по улицам цветочного города. В этом городе много красивых цветов. Но чтобы они оставались всегда красивыми, нужно ухаживать за ними. Сейчас весна, и многие растения нужно пересаживать. Автобус, который нас повезёт, будет останавливаться на разных улицах. Как они называются, вы должны будете догадаться сами по тому, какой цветок там увидите. Вам нужно осмотреть внимательно растение, определить, надо его пересаживать или нет и почему».

«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЖИВОТНЫМ»

Цель: вызывать у детей интерес к животным, к деятельности по уходу за обитателями уголка природы.

Материал: планшеты с изображением животных уголка природы и места их содержания (клетка с попугаем, террариум с черепахой, клетка с хомяком); картинки с изображением различных условий для животных (чистый песок, грязный песок, баночка с чистой водой, баночка с мутной водой, кормушка с зерном, листья, трава), фишки, ширма.

Игровые действия: определение недостающих животным условий.

Игровые правила: быть внимательными, описывать оптимальные для жизни животных условия.

Ход игры

Играющие дети сидят за столами. У воспитателя на столе ширма, за которой находятся планшеты с изображением клетки с попугаем, террариума с черепахой, клетки с хомяком. Воспитатель за ширмой изменяет какие-либо условия для птицы, животного. Например, в специальный карманчик на планшете с клеткой для птицы вставляются картинки с изображением чистого песка, чистой воды, но убирается картинка кормушки с зерном. Дети должны внимательно осмотреть клетку и определить, каких условий сейчас не хватает птице.

Или, например, вместо картинки с изображением баночки с чистой водой вставляется картинка с мутной водой, в которой плавают перья и шелуха. Дошкольники должны определить, что надо срочно налить чистую воду, птицы не любят грязную. Тот ребёнок, который первым и правильно определяет недостающее животному или птице условие, получает фишку.

Результат. У кого в конце игры окажется больше фишек, получает право ухаживать за птицей (животным).

Детей, не получивших в игре фишек, также нужно привлекать к уходу за животными.

«САДОВОДЫ»

Цель: закреплять представление детей о способах посадки плодово-ягодных культур; развивать интерес к посадке растений.

Материал: игровая площадка с обозначенной территорией «сада».

Игровые действия: «посадка» кустов клубники, смородины, малины, крыжовника.

Игровые правила: начинать «посадку» по сигналу воспитателя.

Ход игры

Дети договариваются, кто будет «клубникой», а кто «смородиной», «малиной», «крыжовником». Они свободно перемещаются по площадке «сада», а по сигналу воспитателя «Посадку начать!» ребята приседают на площадке на таком расстоянии друг от друга, как того требуют правила посадки плодово-ягодных культур (кусты смородины, малины, крыжовника подальше друг от друга, клубники – поближе).

Результат. Кто правильно выполняет задание – поощряется.

«ВЫРАСТИ НОВОЕ РАСТЕНИЕ»

Цель: закреплять представления о различных способах размножения растений; вызывать интерес к предстоящей деятельности по выращиванию растений.

Материал: картинки с изображением овощных и цветочных культур (картофель, лук, горох, бегония, традесканция, тюльпан, настурция) и карточки с семенами, луковицами, клубнями, листьями, соответствующими различным способам размножения растений; фишки, эмблемы.

Игровые действия: поиск и показ нужных картинок.

Игровые правила: быть внимательными, находить и показывать нужную картинку.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям побыть в роли овощеводов и садоводов и самим вырастить растение. «Но прежде, чем приступить к работе, – говорит педагог, – необходимо получить разрешение. А оно выдаётся только тем ребятам, которые знают, из чего выращиваются различные растения». Далее воспитатель демонстрирует картинки с растениями, а дошкольники должны показать карточки, изображающие способы их размножения. Кто правильно выполнит задание, получает фишку.

Результат. Детям, получившим фишки, вручаются эмблемы садоводов и овощеводов, которые являются своеобразным «допуском» к выполнению трудовых поручений по выращиванию растений.

«ЧТО НАМ НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ»

Цель: придать труду дошкольников в природе целенаправленность, позволить им осмыслить экологическую ценность результатов своей работы.

Материал: игрушки (посуда, кубики, куклы); лопата, грабли, лейка, ведро, мерная палочка.

Игровые действия: отбор предметов, необходимых для работы на огороде.

Игровые правила: отбирать необходимые предметы и отвечать на вопросы воспитателя.

Ход игры

Игра проводится перед началом работы дошкольников на огороде. Воспитатель предлагает из разложенных предметов выбрать только те, которые необходимы для труда в огороде. Детям, которые правильно выберут оборудование, задаются вопросы: «Для чего нужно вскапывать землю, делать грядки?» и т.п.

Результат. Кто правильно подберёт оборудование и ответит на вопросы, получает право участвовать в обработке земли.

«РОМАШКА»

Цель: заинтересовать детей деятельностью природоохранного характера.

Материал: цветок ромашки, изготовленный из бумаги; на обратной стороне белых лепестков написаны задания детям (например: «Собрать мусор», «Подмести дорожки», «Вскопать землю возле деревьев и кустов», «Прополоть клумбу», «Посадить цветы»).

Игровые действия: отрывая лепестки от ромашки, дети выполняют определённые трудовые поручения.

Ход игры

Игра может проводиться во время трудового десанта, рейда или во время обычной прогулки. Воспитатель сообщает ребятам, что им необходимо навести порядок на участке или на территории детского сада (парка). Распределить задания между детьми помогает цветок ромашки, на лепестках которого написаны задания. Дошкольники делятся на небольшие микрогруппы по 2—3 человека, подходят к ромашке, отрывают лепестки, и воспитатель читает им то задание, которое написано на лепестке. После этого рассказывают, как они будут выполнять то или иное поручение (какие орудия труда им понадобятся, с чего начнут работу и т.д.), не причиняя вреда живым объектам.

Результат. Кто расскажет, как правильно выполнять предстоящую работу, приступает к её выполнению.

«РАЗВЕТКА ПОЛЕЗНЫХ ДЕЛ»

Цель: развивать у детей интерес к природоохранной деятельности, осознанное её выполнение.

Материал: территория, природные объекты детского сада, парка.

Игровые действия: «разведка» полезных дел, необходимых для наведения порядка в природе ближайшего окружения.

Игровые правила: замечать недостатки в состоянии природных объектов и рассказывать, как их можно устранить.

Ход игры

Отправляясь на прогулку по территории детского сада, воспитатель предлагает дошкольникам внимательно понаблюдать за состоянием природных объектов, обратить внимание на санитарное состояние площадок. В заключении прогулки дети называют замеченные ими недостатки, рассказывают о тех полезных делах, которыми им хотелось бы заняться для устранения этих недостатков. Педагог побуждает дошкольников к рассказыванию того, как они будут выполнять предстоящую работу.

Результат. Кто найдёт полезное занятие и расскажет, как его выполнять, приступает к его выполнению.

Словесные игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемая система игр позволяет в увлекательной для детей форме отработать первоначальные умения системного мышления.

Цель этого блока игр:

Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

Чья это работа?

Каждый ребёнок выбирает себе образ. Его можно обозначить медальоном. Ведущий с мячом в руках становится в центр круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую-либо функцию того или иного образа: "Кто умеет перевозить грузы?" и т.д.

Тот из детей, для образа которого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим.

В игре участвуют не более 5-6 детей, желательно, чтобы выбирались образы с несовпадающими функциями.

Угадай, кто я?

Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: "Я умею..." (действие изображается при помощи пластики.)

Дети должны отгадать и назвать изображённое действие. "А ещё я умею..." - говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций дети отгадывают объект.

Например: прыгать, катиться, лежать... (мячик).

Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции характер.

Количество участников - до 10 человек.

Метель.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель, словно чудо-карусель, 
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла...

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

Обгонялки.

Каждый ребенок придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: "скакунчик", "поливалка" и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг.

Количество участников должно быть не менее 6 человек, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь.

Игра проходит в 5-6 кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее 5 разный функций своего образа.

Кто же это делает? (разновидность игры "Да - Нет")

Один из участников загадывает предмет. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно.

Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: "Это летает? Режется? Нужно для письма?" и т.д.

За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего.

Неумейка

Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот, объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.

Например: "Я воробей, я не умею танцевать". "А я - балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы". И т.д.

Я еду в деревню

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз.

Ребёнок объявляет: "Я еду в деревню и беру с собой..." и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка.

Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.

Повторяка

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети "примеряют" эту функцию на себя:

Я - лягушка. Я умею прыгать.Я - машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я - Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Расскажи сказку

Дети по ролям пересказывают хорошо знакомую сказку, но герои называются не именами и названиями, а производными от функций.

Например, сказка "Теремок":

Бежит Пищалка...Подошла В Болоте Сиделка к теремку...

 

Цель этого блока игр:

Упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития, замечать изменения объектов во времени.

Как это было?

Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развития или создания, и предлагается выложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию.

семечко -- росток -- цветок с бутоном -- раскрывшийся цветок

Репка

Задаётся объект. Воспитатель предлагает "потянуть репку" Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Например: икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем... вытащили репку.

Если всё названо правильно, то взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка "остаётся" на грядке.

Ромашка

В игре используется волчок. Вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов кто-то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам.

Был. Есть. Будет.

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко:

сейчас - сладкое, сочное, красное...

было - зелёное, кислое, терпкое...

будет - сухое, сморщенное, червивое.

Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.

Что было? Что будет?

Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические "кадрики" к сюжету, нарисованные вместе с детьми.

Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по отношению к предыдущему выступлению).

Например: Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

Цель этого блока игр:

Анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.

 Волшебный мешочек

В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.

Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

Ты мой кусочек

Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные - его части: я -озеро, а ты мой кусочек. Я - твой берег, дно, вода и т.д.

В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: "Я - озеро, а ты - мой кусочек Я - твой берег, а ты мой кусочек. Я - песочек на берегу, а ты - мой кусочек..."

Угадай-ка (разновидность игры "Да-Нет").

Ребёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только "да" и "нет".

Выбери нужное

Данная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.

Домино

По сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, половая принадлежность, место и т.д.

 Волшебная дорожка

Игра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4-х классов на одну игру: например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывается 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак.

Разведчики

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок.

По команде: "Разведчики, вперёд!" дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д.

Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор. Например, ребёнок не может объяснить, почему к картине с изображением фермы он выбрал автобус: "В автобусе могли приехать доярки, привезти корм для скота "и т.д.

Цепочка

Первый ребёнок называет объект. Второй - его свойство. Третий - объект с названным свойством. Четвёртый - другое свойство нового объекта и т.д.

Например:

  1. Морковь.
  2. Морковь сладкая.
  3. Сладким бывает сахар.
  4. Сахар белый.
  5. Белым бывает снег и т.д.

Купец (модификация народной игры "Краски")

Выбираются купец и продавец. Остальные участники игры - товар. Каждому "товару" продавец называет его образ, но так, чтобы слышал купец. Затем купец обращается к продавцу: "Продавец, продавец, продай мне товар". "А что тебе продать?" Купец описывает свойства товара: "Продай мне круглое, пушистое, тёпленькое..."

Тот ребёнок, образу которого соответствуют данные свойства, убегает, а купец его догоняет. Если догнал, то забирает в условленное место и выбирает следующий товар. Если нет, то товар становится купцом, купец - продавцом, а продавец занимает место товара. (В подвижной части игры возможны варианты.)

Змея

В игре участвуют 4-6 детей. Каждому из них воспитатель называет слово из единой надсистемной цепочки: улица, квартал, район, город... Или: морковь, грядка, огород, деревня... Слова называются не по порядку.

Затем дети разбегаются в разные стороны, а по сигналу: "Змея, стройся!" должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия.

Моё - не моё (Модификация народной игры "Съедобное - несъедобное")

Играть можно на ступеньках крыльца или на площадке. Каждый ребёнок получает медальон с конкретным образом (в старшем возрасте достаточно этот образ назвать).

Ведущий по очереди бросает детям мяч и называет какое - то свойство. Если для данного образа это свойство характерно, то ребёнок говорит: "Моё" и ловит мяч. Если нет, то отбрасывает со словами: "Не моё". Если же ребёнок по ошибке "присвоил" чужое свойство, ему предлагается оправдаться. Например: мячик сладкий? Когда? Если он мармеладный, если это конфетка - драже и т.д.

Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и в качестве самостоятельных тренинг

Игры, приведённые в данном приложении, направлены на решение целого комплекса задач. Они способствуют не только закреплению и систематизации специальных знаний природоведческого и природоохранного характера, но и формируют навыки мышления, развивают творческое воображение. А некоторые из них помогают созданию психологического комфорта и благополучия ребёнка в условиях детского коллектива.

Цель этого блока игр:

Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку, в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации; в выделений признаков и свойств объектов, в анализе "полезности" и "вредности" различных объектов живой и неживой природы. Подвести к пониманию природных взаимосвязей на основе диалектических законов, ответственности человека за сохранение природы.

"Природный мир бывает разный"

Материал: картинки с изображением природных объектов.

Ход игры: детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.

"Мир вокруг нас"

Материал: глобус, графическая "модель мира" - круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую), предметные картинки (до 20 шт.).

Ход игры: детям представляется глобус, выясняется, что по форме планета круглая, по цвету - многоцветная, по составляющим - много всего, по размеру - огромная. Далее воспитатель на столе располагает "модель мира" и предметные картинки, объясняет детям, что голубая часть - природный мир, белая - рукотворный.

Дети должны распределить картинки в кругу. Например: цветок - в голубую часть, это природа. Автомобиль - в белую, это рукотворный мир. Если дети легко справляются с заданием, то проводится игра "Все в мире перепуталось": дети закрывают глаза, воспитатель перемешивает картинки по секторам (п) и (р). Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование.

"Назови одним словом"

Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, дети называют их одним словом (береза, дуб, сосна - деревья и т.д.).

"Я знаю"

Материал: мяч.

Ход игры: подбрасывают мяч и говорят "Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.

Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы -"Звери". Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.

"Съедобное - несъедобное"

Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку.

Материал: мяч.

Ход игры: водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.

"Рыбы - птицы - звери"

Материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей".

"Цепочка"

Материал: мяч, картинки объектов.

Ход игры: воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает мяч. У кого в руках мяч, тот называет один из признаков объекта и передает мяч другому. Нужно назвать как можно больше признаков объекта и не повториться.

"Такой листок, лети ко мне"

Материал: опавшие листья различных деревьев (осенью) или их силуэты, вырезанные из цветной бумаги.

Ход игры: детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: "Кленовый (осиновый, берёзовый и т.д.) листок, лети ко мне". Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем рассказать о его признаках.

Усложнение - команда: "Такой листок лети ко мне". Признак принадлежности к какому - то растению не называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий признак между своим и показанным листочком.

"Теремок"

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры: разыгрывается ситуация - в чистом поле теремок, в котором поселяются объекты окружающего мира. Объект (картинку) можно поселить только тогда, когда ребёнок найдёт не менее пяти схожих признаков между своей картинкой и картинкой "хозяина" теремка. Например: в теремке первым поселился зонтик. У ребёнка картинка с вишенкой. Общие признаки - округлые формы, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, общий цвет и т.д.

Усложнение - нужно назвать схожие признаки не только с "хозяином" теремка, но и с каждым из его обитателей, которые уже там поселились.

"Хорошо - плохо"

Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.

Усложнение - задать детям "точку зрения", с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь - это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д.

"Кто где живет"

Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (дерево, река, нора и т.д.)

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен определить, где он обитает, и "поселить" у себя на нужной карточке.

"Летает, плавает, бегает"

Материал: мяч.

Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка", "стриж", а не "птичка".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические игры для дошкольников

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Игра «Угадай по описанию».Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.ОПИСАНИЕ: У воспитателя на ...

Экологические игры для дошкольников

Цель:Закрепить знания детей о животном мире и природе....

Экологические игры для дошкольников 5 – 7 лет при ознакомлении с деревьями и кустарниками.

  «ТАКОЙ ЛИСТОК —ЛЕТИ КО МНЕ!»  Дидактическая задача. Упражнять детей в нахождении л...