Конкурс.Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Творим, играем, мастерим".Старшая группа.
методическая разработка

Хандрикова Елена Валерьевна

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 6 №25 "Умка" муниципального образования ____________________________________г.Саяногорск____________________________

655602,р-ка Хакасия,г.Саяногорск,Ленинградскиймик-он, дом 42,телефон/факс8(390426-14-77),e-mail:25umka@mail.ru

Учебная рабочая программа

по дополнительному образованию

Кружок 

«Творим, играем, мастерим»

 Старшая группа  «Солнышко»

Направление «Художественно-эстетическое развитие. Продуктивная деятельность»

 

Срок реализации программы: один год

                                                                                                              Автор: Хандрикова Е.В.,

                                                                                                                 воспитатель

г. Саяногорск, 2015.

Содержание

1.Целевой раздел

    1.1  Пояснительная записка

Стр. 3

    1.2. Цель и задачи организации образовательного процесса

Стр. 3

    1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Стр. 4

     1.4. Планируемые результаты освоения программы

Стр. 4

2. Содержательный раздел

    2.1. Особенности организации образовательного процесса

Стр. 4

    2.2. Диагностический инструментарий

Стр.4

    2.3.  Календарно-тематическое планирование

Стр. 5

3. Организационный раздел

    3.1. Оформление предметно-пространственной среды

Стр. 7

    3.2. Перечень методических пособий

Стр. 7

1.Целевой раздел

        1.1.Пояснительная записка

        В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

        Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.

        Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.         

        Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.                Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества.

        Рабочая программа составлена на основе программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, с учетом  программ  И.А. Лыкова «Цветные ладошки», Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста».

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Примерной образовательной программой «Детство»;
  • Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад №25 «Умка»;
  • Уставом МБДОУ детский сад № 25  «Умка».

        

1.2. Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:

  • Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Способствовать развитию навыка создания выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  • Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, художественно-творческие способности,  воображение, умение пользоваться вспомогательными средствами.
  • Развивать коммуникативные способности, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
  • Воспитывать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования.

1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

  • Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  •  Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

  • Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста

  • Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

  • Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
  • Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

        1.4. Планируемые результаты освоения программы:

  • Значительное повышение уровня развития художественно-творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
  • Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
  • Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
  • Формирование  умения взаимодействовать друг с другом.
  • Овладение нетрадиционными техниками рисования.

2. Содержательный раздел

2.1. Особенности организации образовательного процесса

        Образовательная деятельность будет осуществляться в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной).                                                        Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников (12 человек) организуется с сентября по май, один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятия   20-25 минут, 36 занятий  в год.                                        Диагностическое обследование воспитанников проводится ежегодно в начале и в конце учебного года.        

2.2.Диагностический инструментарий

Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности»

Г.А. Урунтаевой

п/п

Ф.И. ребенка

Технические

навыки

Точность движений

Средства

Выразительности

(цвет, форма, композиция

и др.)

Наличие

 замысла

Проявление

самостоятельности

Отношение

к рисованию

Речь

 в процессе

рисования

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

2.3.Календарно-тематическое планирование

месяц

Тема

Программное содержание

сентябрь

1

Яблочко. 

(Мозаичная аппликация) 

Создание условий для изображения  яблока, приклеивая  маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.

2

Созрели груши  в саду. (Пластилинография)

Создание условий для формирования  умений оттягивать детали от целого куска, прижимать и примазывать их к бумаге.

3

Знакомство с красками Эбру, инструментами для рисования в технике Эбру.

Познакомить с красками Эбру. Учить детей работать с различными материалами, осваивать технику работы с ними.

4

Украсим посуду

Создание условий  для формирования умений украшать тарелку узором используя технику печать штампами.

октябрь

5

Ежик

Создание условий для формирования умений изображать ежа  техникой «оттиск смятой бумагой».

6

Деревья в нашем парке

Создание условий для развития умений изображать  деревья в технике «выдувание».

7

Цветы. Эбру.

Познакомить с одним из видов Эбру – цветочный. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

8

Расписные ткани

Создание условий для декоративного рисования. Рисование узоров по всему пространству листа бумаги; развитие чувства цвета, ритма, формы.

ноябрь

9

Котенок

Создание условий для формирования умений рисовать котенка техникой «тычок полусухой, жесткой кистью».

10

Снегири

Создание условий для моделирования птиц из ваты и бумаги.

11

Узоры на окне. Эбру

Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать закреплять умение работать шилом по поверхности воды. 

12

Волшебные снежинки

Создание условий для развития умений рисовать снежинки (акварель, свеча)

декабрь

13

Чудесные превращения кляксы

Создание условий для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами: «оживление» необычных форм.

14

Снежинки. Эбру

Познакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок.

15

Украшения на елку

Создание условий для развития умений рисовать украшения на елку в технике «тычок полусухой, жесткой кистью». Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

16

Деревья в снегу

Создание условий для  формирования умений изображать  деревьев в снегу, грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

январь

17

Зимушка-зима

Создание условий для  формирования умений создавать картину заснеженных деревьев, используя различные материалы: вата, соль, манка. Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей.

18

Елочка-красавица. Эбру.

Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, мелкую моторику, интерес к деятельности.

19

Сугробы

Создание условий  для сюжетного рисования. Развитие композиционных умений. Развивать композиционные умения при изображении групп  предметов.

февраль

20

Снеговик

Создание условий для изображения  снеговика, в технике «обрывание». Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

21

Заснеженные дома

Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов: восковые мелки, гуашь. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

22

Снеговики. Эбру

Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. 

23

Подарок для папы

Развивать желание использовать знакомые техники. Развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

март

24

Мимоза. 

Создание условий для формирования умений выполнять объёмную аппликацию приёмом торцевания. Побуждать к творческим  замыслам и решениям, развивать фантазию.

25

Весеннее настроение

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

26

Удивительной красы расцвели для мам цветы. Эбру.

Закрепить технические навыки умения работы с шилом и веерной кистью. Создавать красивые композиции и дарить их людям. Развивать композиционные умения при изображении групп  предметов.

27

Весеннее небо

Создание условий для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом «по мокрому».

28

Лисичка

Создание условий для формирования  изображений способом  закручивания жгутов в  форме круга и овала. Закрепить умение создавать композицию.

апрель

29

Одежда для бумажных кукол.

Создание условий  для формирования умений украшать одежду, используя различные техники. Учить рисовать по представлению; придумывать и изображать узоры. Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.

30

Звездное небо. Эбру.

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Использовать при выполнении работы  все виды Эбру. Развивать творческие способности, воображение.

31

Радуга-дуга

Создание условий для самостоятельного и творческого отражения представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами.

32

Яблони в цвету.

Создание условий  для формирования умений создавать изображение процессе знакомства с «салфеточной техникой». Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

май

33

Я рисую море

Создание условий для рисования - экспериментирования. Создание образа моря различными нетрадиционными техниками. Развивать композиционные умения (размещать изображение по всему листу бумаги).

34

Фантазеры. Эбру.

Совершенствовать умение и навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике. Закрепить  правила работу с красками Эбру.

35

Рыбки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

36

Вот чему мы научились

Выставка детских работ. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

3. Организационный раздел

3.1.Оформление предметно-пространственной среды:

        Предметно-пространственная среда в группе «Солнышко» обеспечивает условия для реализации рабочей учебной программы дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию (кружок «Творим, играем, мастерим») для детей старшего возраста.         

        Насыщенность предметно-пространственной среды соответствует возрастным особенностям детей старшей группы.

        Материалы и оборудование: альбом, цветные карандаши, акварель, гуашь, кисточки, трафареты, бросовый материал, «инструменты» для рисования нетрадиционными способами, набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни), салфетки, дощечки для просушивания работ, салфетки пробки, цветная бумага, поролон, пластилин, вата, салфетки, пряжа, соль, ткань.

        

3.2. Перечень методических пособий

  1. Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
  2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
  3. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
  4. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с.
  5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, ланирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
  6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество - Мозайка – Синтез М., 2008.
  7. Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде» - http://ebru-art.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»

Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе "Земля - наш дом"

Пояснительная записка“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”К.СимоновНаправления и актуальность:Кружок «Земля – наш общи...

программа по дополнительному образованию кружок «ЛЕГО-мастер» для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организаци...

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Программа по дополнительному образованию кружок «ЛЕГО - мастер» для детей старшего дошкольного возраста

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки». Старшая группа

Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или ино...

Программа дополнительного образования «Говорилка» в разновозрастной старшей группе

Новизна образовательной программы состоит в комплексном подходе к проблеме развития речи дошкольников 5-7 лет в тесной взаимосвязи с развитием общей, пальчиковой и артикуляционной моторики, а также в ...