Программа дополнительного образования «Говорилка» в разновозрастной старшей группе
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Вольдимарова Марина Викторовна

Новизна образовательной программы состоит в комплексном подходе к проблеме развития речи дошкольников 5-7 лет в тесной взаимосвязи с развитием общей, пальчиковой и артикуляционной моторики, а также в применении инновационной технологии использования метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_govorilka_-_kopiya.docx73.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чебурашка» с. Комсомольское

ПРИНЯТО:                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

На заседании                                                                         Заведующий МДОУ

Педагогического совета                                                       д/с «Чебурашка» с.Комсомольское

Протокол № 1                                                                       _____________ Шелеметьева О.Н.

От «25» августа 2019 г.                                                       Приказ №__от «1» августа 2019 г.

Программа дополнительного образования

 «Говорилка»

в разновозрастной старшей группе «Солнышко»

        

Руководитель кружка: воспитатель Вольдимарова М.В.

с. Комсомольское, 2019

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………….....3
  2. Актуальность программы………………………………………………….3
  3. Цель программы………………………………………………………..…..4
  4. Задачи программы………………………………………………….………4
  5. Ожидаемые результаты реализации образовательной программы……..5
  6. Список литературы………………………………………………………...7
  7. Список детей………………………………………………..………………8
  8. Работа с родителями……………………………………………………….9
  9. Мониторинг……………………………………………………………….10
  1. Перспективное планирование……………………………………………12
  2. Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающем мире, умение четко и полно выражать свои мысли. Поэтому своевременная работа по развитию речи дошкольников является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогами. Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя речи, связной речи. В содержание программы входит перспективный план работы и практический материал с разнообразными упражнениями и заданиями, которые предлагаются детям в игровой форме.  

Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – игрушка щенок Говоруша, у которого много друзей среди животных. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Говоруша: пандой Жужей, змейкой Шушей, лошадкой Динь-Динь, лягушкой Квакушей и др. Эти персонажи – логопедические игрушки - оживляют эмоциональное общение педагога с детьми. Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость детей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала. Занятия построены по тематическому принципу. Тематика занятий разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания.

Новизна образовательной программы состоит в комплексном подходе к проблеме развития речи дошкольников 5-7 лет в тесной взаимосвязи с развитием общей, пальчиковой и артикуляционной моторики, а также в применении инновационной технологии использования метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность программы. На шестом году жизни у детей отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Увеличение активного словаря создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Дети активно используют в речи прилагательные качества, времени и пространства, притяжательные прилагательные, наречия, личные местоимения, сложные предлоги, обобщающие понятия. У пятилетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слова. В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Речь детей в целом становится чище, отчетливее, возрастает их речевая активность.  Однако употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно согласовывают слова, допускают нарушения в структуре предложений. Многие из них все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать прочитанную сказку, рассказать о произошедшем событии. Некоторые дети все еще неправильно произносят шипящие звуки и звуки [р], [рь]. У других детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков: в одних словах звук произносится правильно, в других неверно. Имеет место неотчетливое произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Это объясняется тем, что у детей не закреплено правильное произношение некоторых звуков, или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием специально организованных занятий такие недостатки со временем исчезают.            В содержании программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста. Каждое занятие включает задачи, направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, формирование у ребенка языкового чутья, слуховой памяти, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики рук, формирование позитивной мотивации.

Теоретико-методологическую основу образовательной программы составили: исследования психологов, педагогов, лингвистов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин); исследования применения наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, (Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Кроткова, Т.И. Кудрова, Т.А. Ткаченко и др.); программа развития речи дошкольников (Ушакова О. С.)

Педагогическая сообразность данной программы: совершенствование традиционных методов и приемов работы по развитию речи, направленных на активизацию речевой деятельности детей.

Цель образовательной программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи образовательной программы:        

  1. Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  2. Обогащать активный и пассивный словарь;
  3. Развивать звуковую культуру речи детей;
  4. Развивать артикуляционный аппарат;
  5. Совершенствовать интонационную выразительность речи;
  6. Развивать мелкую моторику рук;
  7. Создать условия для формирования достаточного уровня развития речи, необходимого для успешного обучения детей в школе.
  8. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагог, родители.

Режим занятий: Программа рассчитана на 1 учебный год (с октября). Планируется проведение 29 занятий с периодичностью 1 занятие в неделю.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Основными формами и методами работы являются наблюдение за речевым материалом, беседа, показ, дидактические игры, наглядное моделирование, словесные упражнения, речевой образец, считалки, рассматривание картин, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Форма организации детей: фронтальная.

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.

При успешном освоении программы ребенок должен:

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

• уметь выделять заданную фонему в слове;

• овладеть активным словарным запасом;

• овладеть навыком грамматически правильного оформления речевого высказывания;

• уметь полно и последовательно пересказывать тексты, составлять рассказы.

Формы подведения итогов реализации программы: открытый просмотр в конце учебного года.

Совместная деятельность с родителями. Реализация программных задач предусматривает сотрудничество педагога с родителями детей, посещающих речевой кружок. С целью закрепления и активизации полученных детьми знаний и умений проводятся консультации и речевые практикумы для родителей.

Материально-техническое обеспечение кружка «Говорилка»:

1. Библиотечный фонд, ресурсы интернета.

2. Технические средства обучения (магнитная доска, магнитофон, компьютер).

3. Печатные пособия (таблицы, книги, плакаты, схемы).

4. Учебно-практическое оборудование (модели для составления рассказов, предметные картинки, сюжетные картины, серии сюжетных картин).

Методическое обеспечение программы дополнительного образования:

Программы: Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Конспекты занятий. Ушакова О. С. «Придумай слово». 3-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

Список литературы:

  1.  Волосовец Т.С. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей ФГОС ДО 15г. - М., 2015.
  2. Гербова В.В. «Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание» - 2016. - N 9.
  3. Гербова В.В. развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа/ В.Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  4. Гербова В.В. развитие речи в детском саду. 6-7 лет. Подготовительная группа/ В.Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  5. Карикова Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО // В сборнике: Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку Межрегиональная конференция. Ответственный редактор: О.А. Скрябина. Рязань, 2015.
  6. Ключникова Е.А. Содержание, формы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО.  Материалы дистанционного модуля. Ульяновск. - ИПК ПРО, 2017.
  7. Кривоногова О.А. Сочинение сказок как форма индивидуализации работы со старшими дошкольниками по развитию речевого творчества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.
  8.  Матвеева А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет/ А.С. Матвеева, Н.Н.Яковлева. – М.: АСТ, 2016.
  9.  Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу» , - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.
  10.  Омельченко Л.В. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ФГОС. - М., 2015.
  11.  Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»  - Детство-Пресс, 2010.
  12.  Пятница Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В.Пятница. – РнД: Феникс, 2016.
  13.  Ушакова О.С. Развитие речи детей 5—7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  14.  Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш.– М.: ТЦ Сфера, 2015.
  15.  Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, методические рекомендации, мониторинг / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Список детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Работа с родителями

месяц

Вид деятельности

Сентябрь

Консультация «В игры играем – речь развиваем»

Октябрь

Родительское собрание: «Задачи по развитию речи детей шестого года жизни»

Речевой практикум «Артикуляционная гимнастика».

Ноябрь

Консультация на тему «Развитие связной речи дошкольников»

Декабрь

Консультация «Формирование фонематического

восприятия дошкольников 5-6 лет»

Январь

Наглядная информация «Учите и читайте вместе с нами»

Речевой практикум «Как научить ребенка употреблять в речи предлоги»

Февраль

Консультация «Играем пальчиками – развиваем речь»

Март

Консультация «Игры для развития моторики рук с

использованием нестандартного оборудования»

Апрель

Консультация на тему «Играем в речевые игры дома»

Май

Консультация на тему «Что и как читать дошкольникам»

Подготовить детей к конкурсу чтецов «Этот День Победы»

МОНИТОРИНГ за 2019-2020 года

Таблица № 1

Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы

Имя ребенка

а

б

в

г

д

ж

з

и

к

Итого баллов

Уровень

Таблица № 2

Изучение особенностей понимания многозначности слов

Имя ребенка

а

б

в

г

д

Итого баллов

Уровень

Таблица 3

Имя ребенка

Выявление умений элементарного анализа

содержания и формы литературного произведения

Изучение умений пересказывать литературные тексты сюжетного характера

Выявление особенностей понимания фразеологизмов

Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы

Изучение особенностей понимания многозначности слов

Итог начало года

Итог конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Итого %

В –  детей       %

С –  детей       %

Н –  детей       %

В – детей        %

С –  детей       %

Н –  детей       %

Выводы: Обследовано -  детей.  

На начало года

Усвоение программы группы детей в целом – Высокий уровень -  %

На конец года

Усвоение программы группы детей в целом –     %

Процент увеличения, освоения программы группы детей в целом,

за год –    %

Перспективное планирование

дополнительного образования «Говорилка»

в разновозрастной старшей группе

Тема

Месяц

1

Волшебница-осень

Октябрь

Урожай на грядке

Дары осени. Фрукты

Одежда

2

Обувь

Ноябрь

Любимые игрушки

Путешествие в деревню

Дикие животные наших лесов

3

Экскурсия в зоопарк

Декабрь

Вот и к нам пришла зима

Моя семья

Дом, в котором я живу

4

Домашние птицы

Январь

Зимующие птицы

Мебель

5

Посуда

Февраль

Продукты питания

Профессии и инструменты

Человек

6

Мамин день – 8 Марта

Март

Ранняя весна

Мое родное село Комсомольское

Транспорт

7

К нам летят весны гонцы (перелетные птицы)

Апрель

Маленькие жители Земли (насекомые)

Прогулка по лесу

Весна в родном краю

8

Цветы

Май

Скоро лето

Диагностика

Диагностика

Приложение 1

Задание 1

Выявление умений элементарного анализа

содержания и формы литературного произведения

Воспитатель: Назови произведения, которые тебе нравятся. Что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

Воспитатель читает ребенку рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки».

- Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

- О чем этот рассказ?

- С чем автор сравнивает снежинки? С чем бы ты сравнил их? Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Воспитатель читает ребенку русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый, да масленый».

- Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

- Какие «красивые» слова ты услышал?

- О ком эта сказка? Какую работу делал каждый из героев сказки? О чем призадумался воробей в начале сказки? Что случилось потом? Какая беда приключилась с блином? Как мышка щи варила? Что случилось с воробьем, когда он дрова колол? Чем закончилась сказка?

- Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?

- Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы воробей не стал меняться работой со своими друзьями? Что могло бы случиться с воробьем, если бы он встретился с лисой? Какими словами обычно заканчиваются сказки?

- Я прочитаю тебе сказку еще раз, а ты послушай, а потом расскажи ее кукле (оценка умения пересказывать литературный текст представлена во II серии заданий «Изучение умений пересказывать произведения сюжетного характера».

Воспитатель читает фрагмент из сказки и спрашивает: «Как можно сказать по-другому?»

  • Слезы льет.
  • Ближе подбирается.
  • Заплакали.

Как можно сказать наоборот?

  • Хорошо жили.
  • Бежал, бежал.
  • Слезы льет.

Воспитатель читает ребенку стихотворение Бальмонта «Снежинка».

- Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

- Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?

- Расскажи стихотворение, которое ты знаешь.

Высокий уровень:

  • называет несколько художественных произведений, которые ему нравятся, точно указывает

их название, правильно определяет жанр (сказка, стихотворение, рассказ);

  • отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), объясняет, почему это сказка, рассказ, стихотворение, указывая несколько жанровых особенностей.

Например:

Сказка - так в жизни не бывает, животные разговаривают, одеваются как люди, есть песенки, герои сказочные, вещи волшебные и т.д.

Рассказ — так бывает в жизни, может случиться с каждым, рассказывается правда и т.д.

Стихотворение — рассказывается по-особому, «складно», слова рифмуются.

  • правильно называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении;
  • может по просьбе педагога придумать новый подробный вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);
  • придумывает новое название рассказа или сказки;
  • знает несколько вариантов зачина и концовки сказок;
  • замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, звукоподражания и т.д.);
  • подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста;
  • интонационно правильно воспроизводит настроение поэтических произведений.

Средний уровень:

  • называет одно—два любимых художественных произведения, иногда неточно указывает их названия;
  • отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), определяет жанр (сказка, стихотворение, рассказ) с помощью педагога, указывает какую-либо одну жанровую особенность;
  • правильно называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка) может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой, поступил по-другому, и т.д.) в одной-двух фразах;
  • придумывает новое название рассказа или сказки;
  •  знает один вариант зачина и концовки сказок;
  •  замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);
  •  не всегда подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста, иногда допускает ошибки;
  •  при чтении стихотворений выбирает правильную интонацию с помощью педагога.

Низкий уровень:

  •  не называет любимых художественных произведений, не может определить жанр названного или прочитанного произведения;
  • называет не всех героев, пропускает основные события, о которых рассказывается в произведении;
  •  не может назвать ни одного варианта зачина и концовки сказок;
  •  не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.);
  •  не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);
  • не может придумать новое название рассказа или сказки;
  • не может подобрать слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста;
  •  не может выбрать правильную интонацию при чтении стихотворения, читает невыразительно, монотонно.

Задание 2

Изучение умений пересказывать литературные тексты

сюжетного характера

Анализ умений пересказывать литературные тексты производится на основе пересказа русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый» (см. I серию заданий «Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения»).

Пересказы анализируются по следующим показателям:

1. Понимание текста — правильное формулирование основной мысли.

2. Структурирование текста — умение соблюдать последовательность изложения событий (пересказ сопоставляется со структурой текста).

3. Лексика — полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.

4. Грамматика — правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.

5. Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз.

6. Самостоятельность пересказа — наличие или отсутствие необходимости подсказок по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если:

  • правильно воспроизводит текст произведения, передает основную мысль;
  • последовательно и точно строит пересказ;
  • использует авторскую лексику, удачно заменяет ее собственной;
  • грамматически верно строит предложения разных типов;
  • пересказывает без неоправданных длительных пауз;
  • отсутствует необходимость в повторном чтении текста и подсказках педагога.

Ребенок получает 1 балл, если:

  • допускает незначительные отклонения от текста, не нарушающие основной смысл произведения;
  • не нарушают логику произведения;
  • не всегда пользуется авторской лексикой, ее замены собственными конструкциями бывают неудачными;
  • использует в основном простые предложения, в сложных предложениях допускает грамматические ошибки,
  • пересказывает с небольшими паузами, но длительные паузы отсутствуют;
  • требуется небольшое количество подсказок педагога.

Ребенок получает 0 баллов, если:

  • неверно воспроизводит текст;
  • нарушает его структуру;
  • используемая лексика бедна;
  • допускает грамматические ошибки;
  • наблюдаются многочисленные паузы;
  • существует необходимость в подсказках педагога.

Высокий уровень

Ребенок набирает 10 — 12 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 6 — 9 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 5 баллов.

Задание 3

Выявление особенностей понимания фразеологизмов

Детям предлагаются следующие фразеологизмы:

  • В три ручья
  • Как зеницу ока
  • Совать нос

Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде.

Воспитатель: Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят?

Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.

В три ручья

Однажды Ваня потерял варежку. Идет он домой и плачет. Пришел он домой, а мама ему и говорит: «Ну что ты слезы льешь в три ручья?». Ваня удивился и ответил: «Как так в три ручья? Никаких ручьев здесь нет».

Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Как зеницу ока

Жили-были мать со своим сыном Иваном. Собрался однажды Иван в дальние страны, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мать в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зеницу ока». «Ладно», — говорит Иван, а сам думает, как это «как зеницу ока»?

Почему мать так сказала Ивану? Когда так говорят?

Совать нос

Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Маленький Илюшка стоял около двери и слушал. Мама сказала ему. «Иди, Илюшенька, спать, не суй нос не в свои дела». Илюша пошел спать, а сам идет и думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал».

Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Высокий уровень

Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, предложенный изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций.

Средний уровень

Ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может.

Низкий уровень

Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм.

Задание 4

Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы

Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам.

Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Например, «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... (низко), скажу я слово «далеко», а ты ответишь... (близко)» (Дж. Чиарди «Прощальная игра»).

Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам.

Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи по-другому». Например: как можно сказать о враче по-другому... (доктор); о собаке... (пес, щенок).

  • радуется - ... (Веселится);
  • плачет - ... (Ревет, рыдает);
  • дети - ... (Ребята, девочки и мальчики, малыши);
  • красивый - ... (Прекрасный).

Определение умений подбирать синонимы к словосочетаниям.

  • искусный мастер - … (Хороший);
  • верный друг - ... (Настоящий);
  • ветхая избушка - ... (Старая);
  • трава стала желтая - ... (Пожелтела).

Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблице № 1

Имя ребенка

а

б

в

г

д

ж

з

и

к

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 9 баллов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 7 — 9 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 4—6 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 3 баллов.

Задание 5

Изучение особенностей понимания многозначности слов

Воспитатель: «Что бывает» или «О чем можно сказать»?

  • молнии - ... (В небе, на одежде);
  • лист - ... (На котором пишут, который растет);
  • плывет - (Человек, спортсмен, речка, вода, облако, лодка);
  • тяжелый (-ая, -ое) - ... (Стол, человек, сердце);
  • кран - ... (Строительный, водопроводный).

Результаты, полученные в ходе выполнения задания, фиксируются в таблице № 2

Имя ребенка

а

б

в

г

д

При анализе ответов детей учитываются следующие показатели:

  •  адекватность подобранных слов;
  • количество подобранных слов.

Критерии оценки

2 балла - ребенок адекватно подбирает слова, количество подобранных слов к слову-стимулу не менее 3-х.

1 балл — ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова.

0 баллов — ребенок неадекватно подбирает слова.

В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 7 — 10 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 4 — 6 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 3 балла.

Приложение 2

Тексты произведений художественной литературы,

используемые при обследовании образной речи у детей

«Васька» К.Д. Ушинский

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

«Заяц-Хвастун» Русская народная сказка

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.

Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит -там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь.

Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

- А ну, скажи, как ты хвастался?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Потрепала его ворона за ушки и говорит:

- Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает — надо бы вороне помочь. А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал — собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

- Ну,- говорит ему ворона, - ты молодец: не хвастун, а храбрец.

«Летят снежные пушинки» В. Архангельский

Пришла зима. С Севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

«Крылатый, мохнатый и масленый» Русская народная сказка

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый. Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесов грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил. Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует. Сядут за стол — не нахвалятся.

Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны! А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Аи, каша, ну и каша — горазд горяча! А мышь ему:

— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю - хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок повернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте

— на тяжелой работе. Не бывать больше этому!» Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить. Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет: Прыг-скок, Прыг-скок, Я - масленый бок, На сметане

мешен, На маслице жарен! Прыг-скок, Прыг-скок, Я - масленый бок!

На сметане мешен, На маслице жарен!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

- Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

- На охоту.

- А какую ты, блинок, песенку поешь? Блин заскакал на месте, да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметане мешен,

На маслице жарен!

Побежал дальше, а навстречу ему опять Лиса Патрикеевна. Ты куда,-блинок, бежишь-спешишь?

- На охоту.

- А какую ты, блинок, песенку поешь? Блин заскакал на месте, да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметане мешен,

На маслице жарен!

- Хорошо поешь, - говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. - Так, говоришь, на сметане мешен?

А блин ей:

- На сметане да с сахаром! А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем, тебя, проглочу, тебя, со сметаной, с маслом да с сахаром.

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался — бок в зубах оставил, домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, чего ни прибавит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены. «Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!» Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет. Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей, на завалинке.— клюв на сторону, слезами воробей заливается.

Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у нее повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали. Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей от стыда под лавку забился. Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносит, мышь дрова рубит, а блин щи да кашу варит. Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

Прощальная игра
Чиарди Джон (пер. Р. Сефа)

А вот прощальная игра...

Нам книгу закрывать пора;

Мы все надеемся,

Что с ней

Ты стал

Немножечко умней,

Узнал ты много

Слов смешных

И много

Всяких всячин,

И, если ты

Запомнил их,

Не зря

Твой день потрачен.

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

"Hаоборот"

Скажу я слово

"Высоко",

А ты ответишь:

"Hизко".

Скажу я слово

"Далеко",

А ты ответишь:

... ("близко").

Скажу я слово

"Потолок",

А ты ответишь:

... ("пол").

Скажу я слово

"Потерял".

И скажешь ты:

... ("нашёл").

Скажу тебе

Я слово

"Трус",

Ответишь ты:

... ("храбрец").

Теперь "Hачало"

Я скажу, -

Hу, отвечай: ... ("конец")!

Приложение 3

В играх с нестандартным оборудованием придерживайтесь некоторых правил:

  • Задания подбирайте с учётом их постепенно возрастающей сложности.
  • Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  • Работу проводите регулярно, систематически.
  • Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  • Повышайте у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

Основной целью игр для развития мелкой моторики рук

с нестандартным оборудованием является:

Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов. Данные систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся, более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Нетрадиционное использование предметов, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Уважаемые родители, педагоги! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был интеллектуально развит, был весёлым, здоровым и любознательным, грамотно, правильно говорил?

 Добиться этого очень просто играйте вместе с детьми! Представляя Вашему вниманию разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, мы надеемся, что они помогут Вам насладиться общением с ребёнком, а также процессом превращения малыша в гармонично развитую личность.

Желаем Вам успехов и приятных минут общения с ребёнком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»

Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе "Земля - наш дом"

Пояснительная записка“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”К.СимоновНаправления и актуальность:Кружок «Земля – наш общи...

Рабочая учебная программа для разновозрастной старшей группы

Планирование работы в группе на 2018-2019 г. г. для детей подготовительной и второй младшей группы....

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ кружка «Театральный сундучок» в разновозрастной старшей группе

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...

ПЛАН образовательной программы дополнительного образования «Радуга красок» в старшей группе «Цветик семицветик» 2022-2023 учебный год

Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализу...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (старшая группа)

Программа кружка «Оч.умелые ручки» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на разв...

Программа дополнительного образования "Развивайка" для детей старшей группы

Программа дополнительного образования "Развивайка" для детей старшей группы...