ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОУЧИНГ – КЛУБА «СЕМЬЯ ОТ А ДО Я»
статья (старшая группа) на тему

В статье расказывается об обеспечении детей - инвалидов и детей с ОВЗ, не посещающими детский сад, психолого-педагогической помощью в условиях коучинг-клуба 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОУЧИНГ – КЛУБА  «СЕМЬЯ ОТ А ДО Я»

                                                                                                            Юдина Л.В.

                                                                                                         Кранина Н.В.

                                                                                                         Иванова Н.В.

                                                                          МБДОУ №  ДС 37 «Соловушка»

                               г. Старый Оскол

Современные родители - это поколение 90-х, для них не существует авторитетов. У них отмечается крайне высокая самооценка и низкий уровень  «живого общения». Им проще получить ответы на свои вопросы в социальных сетях, чем обратиться за помощью к специалистам.  Таких родителей мало просто убедить, необходимо создать условия для их включения в общение. Одной из важнейшей проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, является недостаток или полное отсутствие общения со сверстниками. Проведенный анализ запросов родителей данной категории детей показывает, что эту проблему они выносят на первый план. Так же является проблема отсутствия психолого – педагогической помощи по организации образовательной деятельности с детьми имеющими статус ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.

Выходом из данной ситуации, на наш взляд, стало создание на базе нашего детского сада родительского коучинг-клуба «Семья от А до Я».

Сегодня на территории Старооскольского городского округа, в том числе и сельских территориях,  проживают    260 детей  - инвалидов, из них 179 охвачены услугами дошкольного образования.

Охват детей – инвалидов, услугами дошкольного образования, которым в силу причин не показано посещение детского сада достаточно высок.  Эта категория детей значительно ограничена в жизнедеятельности, социально дезадаптирована вследствие нарушения способностей к самообслуживанию, передвижению, психической неполноценности. Детям-инвалидам необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом.  Что же касается детей раннего возраста для них необходимо создать такие условия, которые помогли бы в будущем облегчить процесс привыкания к детскому саду и вовлечь родителей в образовательную деятельность.

 На базе функционирующего коучинг-клуба «Семья от А до Я» организовано психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение не менее чем 20 семей, имеющих детей-инвалидов, 30 семей, имеющих детей раннего возраста, детей, проживающих на территориях 5 сельских поселений (Обуховского, Солдатского, Городищенского, Шаталовского, Владимировского), нуждающихся в абилитации и адаптации в обществе.

 Более 10 лет в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи работал  родительский клуб  «Учимся вместе», где родители постигали  азы логопедии. Но время не стоит на месте, меняется общество, меняются и родительские запросы. Одним из эффективных способов, позволяющих решить эти проблемы может стать коучинг-клуб «Семья от А до Я» для родителей, в процессе работы которого они смогут получить практические навыки по организации детской деятельности и формированию необходимых навыков и умений, социализации детей с ОВЗ.

 Коучинг – в переводе с английского языка означает обучение, тренировка. Это методика индивидуальной работы коуча с клиентом, в нашем случае с родителем, в процессе которой он получает новый, более широкий взгляд на свои возможности и использует полученные знания и практические навыки в организации деятельности своего ребенка в домашних условиях.

Общую основу работы родительского коучинг-клуба  можно описать несколькими словами: 1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат. Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость родителей  достигать целей и осуществлять изменения в воспитании и образовании детей. Другими словами, в процессе коучинга родители находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где родители чувствуют, что их  идеи и предложения не остаются без внимания.

Взаимодействие  в коучинг-клубе  строится поэтапно.
1 этап - установление партнерских взаимоотношений между коучем и родителями;
2 этап - совместное определение задач для достижения конкретной цели;
3 этап - исследование текущей проблемы (ситуации);
4 этап - определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
5 этап - выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
6 этап - выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
7 этап - договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

 В рамках работы коучинг-клуба определены 4 блока психолого-педагогического и логопедического сопровождения детей разных категорий:

1. «Школа ответственных родителей» - группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста; объединяет семьи малышей от 0 до 3 лет, не посещающих детский сад. Претендентами в группу являются родители, которые обозначили наш детский сад, как приоритетный. Совместные занятия детей и родителей проходят 2 раза в неделю. Малыши вместе с мамами занимаются фитнесом, танцуют и поют, играют и, конечно, учатся говорить.

2. «Солнечный день» - группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов; Её участники - родители и дети-инвалиды. Сотрудничая с общественной организацией, родители детей - инвалидов «Сердце матери» мы приглашаем к нам родителей с детьми на совместные занятия и мероприятия. Встречи проходят 2 раза в неделю. Прежде всего, они направлены на расширение зоны доступной среды для таких семей, организацию образовательной деятельности с ними обучение родителей методам и приемам работы с детьми.

3. «Учимся вместе» - консультативный пункт для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, детей испытывающих трудности в овладении речью. Совместные встречи в этой секции проходят 1 раз в месяц, в течение которого семьи участвуют в различных проектах и акциях, выполняют «домашнее задание», пишут заметки в нашу газету «Болтушки».

4. «Шаг навстречу» - консультативный пункт для родителей детей, проживающих в сельских территориях, возникла, как результат конкурса проектов «Здоровый ребёнок-здоровое общество». Став победителями мы озвучили в округе проблему оказания логопедической помощи сельским детям. Наш проект получил статус муниципального и был успешно реализован. Основной формой работы в данной секции были обучающие семинары-практикумы для родителей. Тематика встреч была продиктована запросами родителей. Активное консультирование осуществлялось за счёт вовлечения родителей в практическую деятельность, привлечение различных специалистов. Семинары проводятся 1 раз в два месяца.

Основные виды предоставляемых услуг в рамках работы коучинг-клуба :

  • Диагностика актуального развития детей;
  • Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучния;
  • Групповые занятия по развитию художественно-эстетической деятельности, адаптированной физической культуре, интеллектуальной деятельности;
  • Индивидуальные коррекционные занятия по запросу родителей и индивидуальным показаниям;
  • Инклюзивные праздники и развлечения;
  • Социально-значимые акции.

Таким образом, работа родительского коучинг-клуба «Семья от А до Я» положительно зарекомендовала себя по результатам мониторинга работы во всех секциях. Безусловно, работа в данном направлении будет продолжаться и совершенствоваться с учётом пожеланий родителей и потребностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обуче...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Задача социализации детей с ОВЗ  является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благ...

Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

В данной презентации  рассказывается  об особенностях детей с ОВЗ и  создания оптимальных психолого-педагогических условий для  их полноценного речевого развития....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...