ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ДИАГНОСТИКИ
консультация (старшая группа) на тему

Толщинова Наталья Павловна

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ДИАГНОСТИКИ

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют.

Состояние общей, тонкой и артикуляционной моторики

В первую очередь необходимо отметить грубые нарушения статической координации движений как в общей, так и в артикуляционной моторике. Наблюдается несоответствие между кинетическим и кинестетическим компонентами двигательного акта. При относительной сохранности двигательных ощущений (кинестезии) обнаруживается явная недостаточность кинетического компонента двигательного акта вплоть до полной невозможности выполнения заданных проб. Грубые дефекты выявляются при выполнении пробы на сложные (реципрокные) формы координации движений. Отмечаются следующие нарушения: рассогласованность движений, появление гипертонуса, вычур­ных поз (непроизвольные мышечные сокращения), синкинезии, невозможность регуляции амплитуды собственных движений, разведение рук в пространстве, соскальзывание на одноименные движения.

Артикуляционная моторика у детей со стертой формой дизартрии страдает по тому же типу, что и общая. Преимущественно нарушения выявляются при удержании статической позы: отмечаются дыхательная недостаточность, гиперсаливация, тремор, девиация (отклонение от вертикальной оси) языка, губ, подбородка, вегетативные дисфункции: (потливость, покраснение или побледнение кожных покровов и др.).

Состояние просодической стороны речи и звукопроизношения

У старших дошкольников со стертой формой дизартрии обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Так, дыхательная недостаточность преимущественно про­является в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе — до 5 се­кунд. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Отмечаются назализованный оттенок речи, нарушения голоса, модулированности и темповой ор­ганизации речи. Значительно реже встречаются нару­шения динамической организации речи.

Звукопроизносительные расстройства, как правило, имеются у детей данной категории. Это прежде всего нарушения двух и более звуков (групп звуков). Наряду с этим отмечаются как нарушение одного звука (группы звуков), так и нормально сформированный звуковой строй речи. В основной массе нарушения касаются свистящих, шипящих и соноров, отмечается обилие искажений по сравнению с малым числом замен.

Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза

Все дошкольники со стертой формой дизартрии допускают большое количество ошибок, характер которых свидетельствует о недостаточности фонематического восприятия. Наиболее ярко это проявляется при обследовании слухомоторных координации. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается так же ярко и в пробах на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок.

Звукослоговой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения. При задании назвать первый или последний согласный звук в слове типа кошка, камень ребенок, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов: в слове шар первый звук — «р».

Затруднено сравнение слов по звуковому составу: определение количества звуков в слове и нахождение 2-го, 3-го, 4-го звука. Типичные ошибки — пропуск гласных звуков, а также согласных звуков в словах со стечением согласных, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове: «сон» — «н, о, с».

Практически невыполнимыми для дошкольников со стертой формой дизартрии оказываются пробы на добавление звука в начале и середине слова, замены звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове.

Синтез слов из звуков и слогов осуществляется детьми данной категории достаточно успешно, нарушения выявляются лишь при синтезе слов из 4—5 звуков со стечением согласных, также отмечаются реверсы слов («ток» — «кот»).

Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только собственно фонематического звена, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения проб дошкольниками со стертой формой дизартрии.

Состояние лексико-грамматического строя речи

В активном словаре детей представлены все части речи. Дошкольники владеют обобщающими поняти­ями, легко образуют новые слова (сон — сонный), правильно согласовывают их.

Однако отмечаются специфические трудности называния предметов, действий, признаков. Они проявляются при актуализации нужного слова и использова­нии вместо него слова, близкого по значению. Напри­мер, у Яны К., 6 лет, зафиксированы следующие заме­ны: «кусты» — «деревья», «сеть» — «удочка». У Насти Т., 6 лет: «солдаты» — «матросы», «рюмка» — «бокал». При этом в другой ситуации дети активно используют ранее заменяемые слова. Кроме того, трудности называния не связаны с поиском слов и увеличением латентно­го периода времени при актуализации необходимого слова. Поэтому можно утверждать, что нарушение не является собственно лексической недостаточностью, а носит анемический характер (ребенок не может соотнести образ предмета со словом-наименованием).

Существенные трудности для дошкольников со стертой формой дизартрии представляет порядок называния времен года, суток, дней недели. Однако, поскольку дети знают признаки, правильно их соотносят, можно утверждать, что эти нарушения обусловлены недостаточностью не лексических, а временных пред­ставлений, формирующихся и в норме значительно позже (ко 2-му, 3-му классам).

В целом, характеризуя особенности лексики данной категории детей, необходимо отметить обедненность самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса и легкую задержку в формировании обобщающей и регулирующей функции речи.

Грамматический строй речи у таких детей также имеет свои особенности. Их самостоятельная речь грамотна, однако изобилует вербальными штампами. Ярко проявляется несостоятельность пространственных представлений при понимании и использовании предложно-падежных и логико-грамматических кон­струкций.

У части детей со стертой формой дизартрии встречается лексико-грамматическое недоразвитие речи, которое обусловливается особенностями социальной среды и воспитания ребенка. Типичными проявлениями такого недоразвития в данном случае являются: выраженная бедность словаря, незнание обобщающих понятий, неумение выделять существенные признаки, сравнивать понятия, нарушения словообразовательных процессов, изобилие аграмматизмов. Наряду с этими нарушениями у таких детей отмечаются и вышеперечисленные особенности лексико-грамматической стороны речи.

Таким образом, выделяется группа детей со стертой формой дизартрии, у которых имеются традиционные нарушения лексико-грамматической стороны речи, характерные для общего речевого недоразвития. В этом случае правомерно говорить о сочетанности речевых нарушений, что отражается в заключении логопеда следующим образом: стертая форма дизартрии, сочетанная с лексико-грамматическим недоразвитием речи.

Состояние связной речи

Дошкольники со стертой формой дизартрии адекватно используют вербальные средства. Рассказ оформляется грамматически правильно, с использованием сложных грамматических конструкций. В речи детей встречаются вербальные штампы, единичные негрубые аграмматизмы.

При составлении самостоятельного рассказа по картинке дети со стертой формой дизартрии, в отли­чие от нормы, рассматривают картинку, придерживаясь направления справа налево и(или) снизу вверх, т.е. у них отчетливо проявляются оптико-гностические нарушения: тенденция к инверсии вектора воспри­ятия и фрагментарность. Следствием этого является то, что в одних случаях дети заменяют рассказ перечислением отдельных деталей, например: «Женщина с мальчиком смотрят. Мужчина бежит. Мальчик упал. Мальчик тонет...»; в других случаях они ограничиваются интерпретацией по одному фрагменту или составляют рассказ, отталкиваясь от несущественных деталей картинки.

При составлении рассказа по сюжетной серии (если последовательность картинок не определена взрослым) наблюдается аналогичная картина. Приведем рассказ Иры 3., 6 лет: «Аист прилетел и всех рыб поел. А здесь лягушки рыбу ловят. А здесь они делают приспособление для ловли рыб на дереве. Нет, не так. Лягушки-спасатели поймали аиста и заставили его отпустить рыбку. Потом они сделали капкан для аиста. Рыбки жили спокойно и дружили с лягушками». Видно, что у девочки имеется инверсия вектора (справа налево) и фрагментарность зрительного восприятия. Ребенок сумел обобщить события, хотя и неправильно их интерпретировал.

Рассказ по серии сюжетных разрезных картин, когда дети имеют возможность самостоятельно их раскладывать, составляется значительно успешней. Несмотря на то что многие дети выкладывают картинки справа на­лево (порядок 3, 2, 1), последовательность изложения событий правильная, рассказ содержит все основные смысловые единицы.

У части детей со стертой формой дизартрии кроме отмеченных особенностей наблюдаются нарушения связной речи, характерные для общего недоразвития речи. Им требуется развернутая помощь логопеда в виде наводящих вопросов. Отмечается неточное, буквальное или искаженное понимание ситуации, хаотичное раскладывание картинок, выраженная бедность словаря, неадекватное использование речевых средств, множественные грубые аграмматизмы, трудности (вплоть до невозможности) составления расска­за по картине, сюжетной серии. Данные нарушения, как ранее было отмечено, характерны для общего недоразвития речи и обусловливаются особенностями социальной среды и воспитания ребенка (заключение логопеда: стертая форма дизартрии, сочетанная с ОНР IIIуровня).

Состояние оптико-пространственных представлений

Описанные выше особенности можно наблюдать при выполнении задания на опознавание «химер». Дети называют одну составляющую часть изображе­ния, чаще правую или нижнюю, обнаруживая тенден­цию к сужению объема восприятия и левостороннему игнорированию. Например, изображение «гусеница — бусы» опознается как «бусы»; «веник — букет» — как «букет».

Несравненно более грубые нарушения выявляются в оптикоконструктивной деятельности. В норме все компоненты пространственных представлений достигают взрослых нормативных показателей к девяти годам, и у шестилетних детей имеются все предпосылки к нормальной оптико-конструктивной деятельности. Однако у старших дошкольников со стертой формой дизартрии при копировании фигуры Тейлора (Альбом*, с. 16) отмечается пофрагментарная и хаотичная стратегия деятельности. Рисунок воспроизводится либо без ясной последовательности действий, либо по элементам — фрагментам. У детей отмечаются метрические ошибки: изменение пропорций, растяжение или сокращение фигуры; структурно-топологические ошиб­ки: разрушение целостного образа фигуры, смещение фрагментов относительно друг друга, несовпадение линий и точек пересечения. Для всех дошкольников с данным дефектом характерно обилие координатных ошибок. Они проявляются в воспроизведении рисунка справа налево, неправильном расположении фигуры и/или ее фрагментов в пространстве, реверсе (повороте) целой фигуры и/или ее фрагментов на 90, реже на 180 градусов. У значительной части детей отмечается тенденция к левостороннему игнорированию, которая проявляется в «пренебрежении» левой половиной листа при копировании рисунка, воспроизведении только правой части фигуры.

Состояние слухоречевой и зрительной памяти

У старших дошкольников со стертой формой дизартрии объем и прочность запоминания относительно сохранны. В большинстве случаев для воспроизведения необходимого количества слов требуется не более трех предъявлений стимулов (слов или фигур). При относительной сохранности отсроченного воспроизве­дения отмечается дефицитарность непосредственного воспроизведения. Грубо нарушены процессы избирательности: не удерживается эталонный порядок слов, фигур, большой объем литеральных и вербальных па­рафазии и параграфий.

При выполнении пробы «2 группы по 3 слова» обнаруживается большое количество замен слов близкими по звучанию («игла» — «игра», «дом» — «том»), асемантичных замен («дом» — «дон», «пирог» — «пиро»). Отмечается замена слов близкими по смыслу словами («пирог» — «торт»). Характерно повышение смысло-образования запоминаемого материала, в основе которого также лежат дефекты фонематического восприя­тия. Например, Денис Г., 6 лет, запоминает группу слов «ночь, игла, пирог» как «ночь клала перо», а Ксения Ч., 5,5 лет, группу слов «дом, лес, кот» как «в дом влез кот».

Отмечаются координатные нарушения в виде реверса фигур на 90, реже 180 градусов (рис. 2). При воспро­изведении фигур детьми используются смысловые зна­ковые опоры (тенденция к речевому опосредованию). Например, Милана Ф., 6 лет, при запоминании использовала следующие смысловые опоры: крест с мушкой, сосулька, карман, четверка, лифт, молния.

Диагностика стертой дизартрии

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

- медицинское воздействие;

- психолого-педагогическую помощь;

- логопедическую работу.

  1. Обследование ребенка начинается с беседы с мамой и изучения поликлинической карты развития ребенка.

Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место:

отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.);

асфиксия новорожденных;

стремительные или затяжные роды.

II. Обследование общей и мелкой моторики, мимическо -артикуляционных мышц, дыхания, просодической стороны речи.

1. Общая моторика

 ·  У детей с легкой формой дизартрии отмечается моторная неловкость. Они плохо бегают, неловко переступают по ступенькам лестницы, часто спотыкаются. Отмечается некоторая недостаточность координации движений. У логопеда в кабинете при обследовании ребенок плохо стоит на одной ноге, не может прыгать на одной ноге

2. Мелкая моторика

 ·     У ребенка с дизартрией поздно формируются навыки самообразования.

 Плохо держат карандаш, сильно напрягают мышцы руки. И, наоборот, из-за снижения тонуса мышц рук, ребенок недостаточно нажимает на карандаш, линии рисунка вялые.

 При работе с вырезной картинкой сложенный рисунок сдвигается с места, части его точно не смещаются одна с другой. Кажется, что ребенок неаккуратен при выполнении работы, но на самом деле это нарушение моторики.

Впервые проявляется дефект нарушения ориентировки на листе бумаги вследствие нарушения пространственных представлений.

В школьном возрасте это приводит к зеркальному письму, недостаточной ориентировки в тетради. Дети могут испытывать трудности на уроке черчения в старшем возрасте при выполнении геометрических заданий.

При обследовании ребенок не выполняет пальчиковые упражнения. Характерным является поиск движений, требующих тонкой дифференцированной работы пальцев: «замок», «коза». .

  3. Артикуляционный аппарат

 · У ребенка со стертой дизартрией выявляются:

 -        гипертонус: лицо ребенка маскообразное, мышцы при пальпации твердые; губы – характерно положение верхней губы – она натянута и прижата к верхней десне, а во время речи она неподвижна; язык всегда толстый (или меняет форму «осеннего огурчика»); голос ослабленный, отсутствуют модуляции (не может изобразить как мычит корова); не выполняет задание «Эхо»; речь немного ускоренная; ослаблен речевой выдох; страдают согласные и гласные звуки.

 -        гипотонус: лицо гипомимично (мимика недостаточная); при пальпации мышцы лица дряблые; рот приоткрыт; ребенок не удерживает позу закрытого рта (но надо исключить лорпатологию); речевое дыхание поверхностное; ребенок не договаривает окончаний слов, как бы допускает грамматические ошибки, страдают обычно согласные.

 -        гиперсаливация: (повышенное слюноотделение) особенно при увеличении нагрузки. При этом надо исключить заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, состояние голода).

 -        девиация языка (отклонение языка от средней линии) при функциональной нагрузке на речевой аппарат. Например, при выполнении упражнения «маятник» нужно посмотреть в какую сторону отклоняется язык.

 -        гиперкинезы: (насильственные движения языка) выделяются степени гиперкинезов: тяжелая (язык подергивается в переднее-заднем направлении), средняя (по языку пробегают волны, то в продольном, то в поперечном направлении, иногда, это наблюдается только при функциональной нагрузке), легкая (тремор кончика языка при функциональной нагрузке, иногда сопровождается цианозом – посинением).

 -        нарушение качества артикуляционных движений: движения выполняются, но страдает их качество; ослаблена мышечная сила (много щелчков языком сделать не может, страдает ритмичность); сокращено время удержания артикуляционной позы.

4. Дыхание:

 всегда поверхностное, верхнеключичное

5. Просодической стороны речи

Голос тихий, слабый, затухающий, но непроизвольно кричит громко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции

Выпускная аттестационная работа  Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...

Стертая форма дизартрии.Диагностика и основные направления коррекции

Данная статья предназначена для начинающих логопедов,воспитателей логопедических групп и родителей....

Эффективные приемы работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии

Фонетико-фонематические нарушения являются распространенными и ведущими в структуре речевого дефекта у детей сос тертой формой дизартрии....

Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии

В своей практике я неоднократно сталкиваюсь с вопросами родителей: "Что такое дизартрия?", "Что такое дислалия?", "Чем отличаются между собой дизартрия и дислалия?". Диза...

Проект «Развитие мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития»

Актуальность обусловлена необходимостью изучения нарушений мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте состо...

Стратегии формирования устойчивых произносительных навыков у дошкольников со стертой формой дизартрии.

В этом материале раскрываются основные условия формирования устойчивых навыков правильного произношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии....