Приобщение детей к истокам русской народной культуры
материал (старшая группа) на тему

Галкина Светлана Петровна

 Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_istokam_narodnoy_kultury.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение  детей к истокам русской народной культуры

(из опыта работы).

Воспитатель: Галкина С.П.        

МКДОУ «Детский сад №26"  

Воспитывая у детей любовь к своей большой Родине, развивая интерес к творчеству людей земли русской, к её национальному богатству с грустью и тревогой думаю о том, что уходят с земли нашей древние памятники. Уходят они из душ и сердец людей, оставляя тревогу в душе и отделяя нас от корней наших, от чистых источников рода нашего русского.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной  культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность, любящую свою Родины, свой народ и все,  что связано с народной культурой: русские народные праздники, в которых  дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. В народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. К. Ушинский писал: « Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Понимание культурного наследия страны, приобщение к ее истокам – актуально. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

 Прививая любовь к прекрасному средствами изобразительного искусства, закладываются базовые основы воспитания, воспитанности и как следствие ключевые основы культуры.  Поэтому важно знакомить  детей с изделиями декоративно-прикладного искусства-дымковской игрушкой, гжелью,   городецкой и хохломской росписью. Совместно с детьми создавали интересные поделки из глины (индюк, петушок, лошадки, водоноски), расписывали дощечки, тарелки. Впоследствии устраивали выставки детских работ. С большим желанием  принимали участие в районном конкурсе зимних поделок, где мы с  детьми  лепили сказочных героев- Машеньку и Медведя и были удостоены второго места.

 Среди многих предметов, окружавших нас, есть такие, которые удостоил особого внимания художник, мастер: они украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Это предметы декоративно-прикладного искусства. Декор обозначает «украшать», «придавать красивый вид». Это искусство самое древнее, но и в тоже время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Поэтому оно прикладное.

Большое внимание я уделяю декорированию групповой ячейки. Использую в оформлении элементы росписи. С большим интересом участвовала в районном методическом объединении с докладом на тему «Дизайн в детском саду».

Декоративно-прикладное искусство создает среду, в которой живут люди, украшает их быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное, это искусство организует людей, строит их отношения.

Развивая интерес к истокам и культуре Родины, воспитывая уважение к героям былин, защитникам народа мы рассматривали картину В.М. Васнецова   « Богатыри», читали сказки «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович». Познакомила с народными героями Мининым и Пожарским.

 На занятиях знакомлю детей с национальной культурой коренных жителей Севера (ненцев, чукчей, эскимосов), обитателями животного мира Севера,  с разнообразием костюмов и укладом  жизни разных народов,  населяющих нашу страну.

В моей группе есть дети разных национальностей: армяне, казахи, татары. Я считаю, что дети должны знать историю своего народа. Поэтому я провела цикл занятий посвященных  истории, культуре и быту людей  этих национальностей.

Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Группа у меня разновозрастная и очень музыкальная, поэтому я решила развивать способности детей в пении и танцах. Создала группу «Капельки», с которой выступаем на всех праздничных концертах в нашем поселке.  Участвуем в праздничных концертах  в п. Увельском. Стали обладателями Гран-При детского музыкального конкурса «Первый подснежник», и обладателями второго места среди вокалистов. Приняли участие в прошлогоднем областном  детском конкурсе «Марафон талантов», где стали обладателями третьего места среди трио и второго место среди дуэтов.

В нашем ДОУ созданы условия для более углубленного ознакомления детей с русским народным творчеством: специальное помещение отведено под «Русскую избу», где дошкольники встречаются с бабушкой и дедушкой, домовенком Кузей, где могут покачать люльку, посидеть за столами дубовыми, попить чай из самовара, познакомиться с посудой и вещами старины. Я решила познакомить детей с народной культурой, бытом и основными занятиями русских людей, с  праздниками.

Была организована  выставка шкатулок «Семейный ларец». Каждая семья представила свою семейную шкатулку, поделилась историей ее появления в семье. Дети рассказывали о семейных реликвиях. Следующей была выставка «Моя Родина». Ребята приносили открытки и фотографии о городах, где они родились, где проживают их бабушки и дедушки. Презентацией этой выставки стал конкурс чтецов «Необъятная страна».

На выставку «Приглашение к чаю» дети приносили самовары, вышитые салфетки. Разучивали песни - заклички к Масленичным посиделкам. Дети познакомились с русским фольклором, с русским национальным костюмом.

Ко Дню Земли была подготовлена выставка цветущих комнатных растений, выращенных в домашних условиях. Вместе с детьми проводятся посадки в «огороде на окне».

Уверена, что создание мини-музея в группе детского сада, совместная деятельность детей, родителей и педагогов - и есть одна из форм воспитания дошкольников, как активных граждан своего Отечества, уважающих права и свободы личности, проявляющих уважение к различным культурам.

После посещения музея  Воинской славы в школе,  дошкольники узнали о подвиге русских солдат. На открытом занятии, посвященном «Дню защитника Отечества» с гордостью за свою страну, рассказывали о солдатах, стоящих на охране ее рубежей.    К 70-летию  победы над фашисткой  Германией  мы организовали в группе встречу с ветераном Великой Отечественной Войны Гугучкиным Иваном Михайловичем.  Детей очень впечатлил рассказ ветерана о войне, о подвигах солдат. В знак  благодарности  и уважения ребята приготовили  для ветерана рисунки, поделки из пластилина, музыкальные номера (песни, стихи), а так же разучили военный танец, к нему  родители  сшили военную форму. В книжном уголке были выставлены книги о войне.

Сегодня, когда покачнулись в очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы  вновь обращаемся к мудрости народного искусства. Поэтому я не ухожу от этой темы, а только расширяю её диапазон.  Стараюсь научить детей быть смелыми, сильными, справедливыми, чтобы выросли они добрыми тружениками на земле-матушке себе на радость, другим на погляденье и для примера. Верным помощником в этом деле считаю народное искусство. Это оно накрепко связывает прадеда и внука, поколение с поколением.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-эстетические чувства, недостаточно знаний об истории своего народа, его традиций.

Занимаясь этой темой ни один год, нахожу все больше нового, интересного, увлекательного. Чтобы приблизить наших детей к этому миру, глубже познакомить их с ним, считаю необходимым как можно чаще и раньше знакомить с народным творением: песенками, потешками, сказками, народными игрушками. Только так они научатся воспринимать, думать, творить!      

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...