Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений (с использованием приёмов и методов ТРИЗ)»
    консультация на тему

    Cухова Любовь Сергеевна

    Цель: Ознакомление педагогов дошкольных учреждений с игровыми приемами ТРИЗ, используемыми в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mk_s_ispolzovaniem_priemov_triz.docx17.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для педагогов

    дошкольных образовательных учреждений

    (с использованием приёмов и методов ТРИЗ)»

    Цель: Ознакомление педагогов дошкольных учреждений с игровыми приемами ТРИЗ, используемыми в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Задачи:

    Познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими основами ТРИЗ

    Дать представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ

    Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ

    Современная математика - один из важнейших учебных предметов в школе, А математическое развитие –это изменения в познавательной сфере личности , которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Чтобы подготовить детей к усвоению современной математики необходимо уже в дошкольном возрасте давать основные знания о числе, величине , форме предметов, развивать пространственные и временные представления с учетом возрастных особенностей.

    Интеллектуальная деятельность , основанная на активном поиске способов действий , уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной если все усилия направлены на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания , самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

    Важными показателями умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются : сформированность образного и основ словесно-логического мышления ,воображения , творчества, овладение умениями классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать , отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.

    ТРИЗ-направление (теория решения изобретательских задач) появилось во 2-ой половине 20-го века . Его основоположником является Г.С. Альтшуллер, немецкий изобретатель.Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности , надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

    Методика ТРИЗ, адаптированная для применения в дошкольном детстве, является эффективным средством для развития интеллектуальных, сенсорных, и творческих способностей. Важнейшая цель при этом – помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций.

    Выбор проблемы обусловлен , прежде всего , стратегией работы дошкольного учреждения в направлении интеллектуального развития дошкольников . Таким образом , работа в этом направлении призвана помочь дошкольникам в усвоении новых знаний, а также направлена на совершенствование основных интеллектуальных операций в соответствии с их возрастными возможностями. Основной критерий в работе с детьми можно сформулировать так: доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы ситуации.

    Приемы ТРИЗ я использую в качестве дополнительных методов в работе над основной образовательной программой: при проведении непосредственной образовательной деятельности- чтобы переключить внимание детей на другой вид работы или в качестве сюрпризных моментов , для обыгрывания различных ситуаций, в которые попадают герои, в качестве дополнительных приемов при изучении или закреплении материала; или просто играем в сюжетную или развивающую игру.

    Например, такое упражнение «Нарисуй добрую Бабулечку –ягулечку», где детям предлагается изменить образ Бабы-яги и превратить ее в добрую Бабулечку-ягулечку, затем придумать для нее дом и воплотить этот образ на бумаге. Или , например, «Дорисуй изображение» ,где детям предлагается какое –либо незаконченное изображение , или лоскуточек ткани, наклеенный на бумагу. Задание заключается в том , чтобы дети представили себе ,что бы это могло быть и дорисовали изображение.

    Можно предложить детям наборы геометрических фигури создать из них какой либо образ

    Еще один вариант развивающей деятельности , который я использую в своей работе с детьми – это игры с бумагой или «оригами « . Детям нравятся превращения листка бумаги , когда из него в результате складывания получается какое-то изделие (лебедь, роза ,лотос , собака, заяц).Один из вариантов «оригами» я вам предложу позже. Такой вид деятельности я использую как сюрпризный момент (квадратный листок бумаги складываем и превращаем в розу , цветок, лотос и т.д.). Данный прием хорошо использовать также и в качестве поощкения детей , например, за хорошо проведенный день в детском саду.

    Для того , чтобы показать как я использую приемы ТРИЗ для развития познавательного интереса посредством развивающих игр, в качестве примера мною была выбрана игра «Теремок», которая , на мой взгляд , является одним из эффективных способов развития ребенка в познавательной сфере и способствует развитию познавательного интереса у дошкольников. Вообще эта игра является универсальной и способствует развитию познавательной сферы ребенка в о всех направлениях: и в математическом, и в развитии речи , и творческих способностей , а также активизирует мыслительные процессы, развивает фантазию, воображение , последовательность в выполнении заданий; учит взаимопомощи .Для игры можно использовать карточки с изображением различных по назначению предметов, а не только тех , которые предлагаю вам я. Даже если ребенок затрудняется в решении задания , в качестве варианта , предлагаю подумать над ним дома , вместе с мамой или с папой. И результат не заставляет себя ждать: на следующий день ребенок приходит в детский сад со словами : «А мы вчера с мамой подумали над вашим заданием ,. Оказывается у кружки и у удочки есть ручка за которую их можно держать!» Или уже после игры , хорошо подумав, подходят и говорят: «Вы знаете , а сумку и стол ставят на пол; или в сумку и на стол можно положить продукты с магазина!» Много раз замечала , как дети начинают играть между собой:»Я буду книга , а ты – карандаш» (берут книгу и карандаш и начинают фантазировать: « У тебя есть черные буквы, а у меня черный стержень; в книге есть рисунки , которые рисует карандаш») , и т.д. Существует несколько вариантов данной игры (где один хозяин , или каждый гость становится хозяином , я вам предлагаю один из ее вариантов.

    Игра «Теремок».(старший дошкольный возраст)

    Цель: тренировать аналитическое мышление детей ,учить выделять общие признаки предмета , путем сравнения его с другим предметом.

    Оборудование: карточки с изображением разных объектов ,например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, карандаш, удочка и т.д.(для каждого ребенка –один рисунок).Теремок- чисто условный объект (шкафчик, коврик, или просто часть комнаты).

    Предварительная работа: вспомнить сказку «Теремок» и предложить участникам сыграть в нее по –иному.

    Ход игры.

    До начала игры игроки вместе с ведущим вспоминают сказку «Теремок» , такой, какой ее знают все. Далее ведущий предлагает игрокам сыграть эту сказку по –иному.

    Каждый игрок получает один рисунок (карточку) и играет роль изображенного на нем предмета.

    Ведущий назначает одного игрока хозяином теремка, а остальные «дети» по очереди подходят к нему и ведут следующий диалог:

    -Тук-тук, кто в теремочке живет?

    -Я…(называет себя –например ,гитара). А ты кто?

    -А я …(называет себя- например, удочка). Пустишь меня в теремок?

    -Если скажешь , чем ты на меня похож, то пущу.

    Гость должен сравнить оба рисунка , выявить общие признаки и назвать их. (Например, и гитара , и удочка сделаны из дерева; или и у гитары и у удочки есть струна или веревочка). После этого гость заходит в теремок и становится хозяином. И так, пока все игроки не войдут в теремок. Если кто-то не может ответить «хозяину», остальные игроки помогают. Чем больше общих признаков , даже самых невероятных, будет названо , тем игра будет интереснее.

    В заключение игры ведущий- воспитатель подводит итог всей игре , сообщая игрокам о том , что , оказывается , даже самые непохожие друг на друга предметы имеют какое-то сходство или общий признак.

    Заключение. Предложенный Вам мой опыт работы с детьми с применением ТРИЗ метода, показывает, что такие приемы доступны и интересны дошкольнику. Все подобные упражнения , игры наполняются содержанием различной степени сложности , в зависимости от особенностей детей и возможностей педагога.

    Элементы ТРИЗ – упражнений можно использовать в различной игровой форме не только как материал для дополнительного обучения детей , но и в качестве интеллектуальных разминок,; как проверку на усвоение различных понятий; для совершенствования психических процессов , обеспечивающих успешное всестороннее развитие ребенка.

    2я часть: выполнение практической работы в технике оригами «Лотос»

    В заключениее – рефлексия: нарисовать свое настроение на схематично вырезанных из бумаги лицах мальчиков и девочек.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

    Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

    Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

    Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

    Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству."

    Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству.Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средств...

    Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений Тема: «Музыка и здоровье»

    Цель. Демонстрация методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством организации интегрированных форм детской музыкальной деятельности. Представление системы музык...

    Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»

    Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....