Главные вкладки

    Тренинг для педагогов "Навыки самопрезентации педагога в работе с родителями"
    методическая разработка на тему

    Пронюшкина Наталья Николаевна

    Одно из направлений работы педагога-психолога ДОУ «Психологическая профилактика». Важнейшей составляющей профилактической работы в ДОУ является профилактика конфликтов, возникающих между субъектами образовательного процесса. Одним из инструментов, снижающих уровень конфликтов в ДОУ, является развитие конфликтологической компетентности педагогов ДОУ. Конфликтологическая компетентность является частью социально-психологической компетенции – это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конфликтной ситуации знания, необходимые для того, чтобы управлять конфликтом. Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу, так как «предметом» его профессии является другой человек.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пронюшкина Н.Н., педагог-психолог МДОУ № 31 «Алые паруса» Г.о.Подольск.

    Навыки самопрезентации педагога в общении с родителями.

            Одно из направлений работы педагога-психолога ДОУ «Психологическая профилактика». Важнейшей составляющей профилактической работы в ДОУ является профилактика конфликтов, возникающих между субъектами образовательного процесса. Одним из инструментов, снижающих уровень конфликтов в ДОУ, является развитие конфликтологической компетентности педагогов ДОУ. Конфликтологическая компетентность является частью социально-психологической компетенции – это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конфликтной ситуации знания, необходимые для того, чтобы управлять конфликтом. Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу, так как «предметом» его профессии является другой человек.

         

    В конфликтологическую компетентность педагога входят:

    • понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
    • формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;
    • обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
    • умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
    • наличие навыков управления конфликтными явлениями;
    • умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
    • умение предвидеть возможные последствия конфликтов;
    • умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
    • наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

    Показатели сформированности конфликтологической  компетенции:

    • степень разрешенности конфликта;
    • уменьшение числа конфликтов в профессиональной среде в результате решения педагогом профессиональных конфликтологических задач по управлению конфликтом. психолога образовательного учреждения.

    Педагоги дошкольной образовательной организации ежедневно общаются с родителями и нередко им приходится разрешать конфликтные ситуации. От умения педагога управлять конфликтами зависит не только его личный имидж, но и имидж всей дошкольной организации. Поэтому, работу по профилактике конфликтов необходимо начинать с развития навыков самопрезентации педагогов в работе с родителями. Эффективной формой реализации этой задачи является использование педагогом-психологом технологий групповой работы.

    Мы предлагаем конспект семинара-тренинга для педагогов по данной теме.

    Цель семинара-тренинга: развитие навыков самапрезентации у педагогов ДОУ.

    Задачи:

    - создание условий для приобретения каждым из участников семинара нового опыта, необходимого для успешной профессиональной деятельности в дальнейшем,

    - создание условий для осознания педагогами личных и профессиональных качеств,

    - формирование теоретических знаний по теме «Самопрезентация педагога и ее составляющие»,

    - формирование умений и навыков самопрезентации в профессиональной деятельности, в частности в работе с родителями,

    - развитие у участников умения наблюдать, понимать и осознавать собственное эмоциональное состояние, умения управлять им при помощи психотехник,

    -  развитие профессиональной компетенции педагогов за счет развития рефлексии.

    Участники: педагоги ДОУ.

    Продолжительность тренинга – 1 час.

    Структура тренинга:

    Разминка – 2 минут,

    Теоретическая часть – 10 минут,

    Практическая часть – 45 минут,

    Подведение итогов – 3 минуты.

    Содержание:

    1. Сообщение участникам названия, цели и правил тренинга.

    Цель: Формирование мотивации у участников тренинга.

    2. Упражнение «Имя и настроение (метафоры)».

    Цель: Знакомство педагога-психолога с частниками тренинга. Создание позитивной эмоциональной атмосферы.

    Инструкция: «Назовите, пожалуйста, свое имя и настроение в виде предмета или явления, на которое похоже ваше настроение в настоящий момент».

    3. Упражнение: «Я и родители» (в виде геометрических фигур).

    Цель: Создание условий для осознавания установок по отношению к родителям воспитанников ДОУ.

    Инструкция:

    1 часть: «Сейчас мы будем делать упражнение, которое не будем обсуждать в группе, она делается только для вас, для лучшего понимания нашей темы. Пожалуйста, представьте себя и родителей ваших воспитанников в виде геометрических фигур. Изобразите, пожалуйста, себя и родителей с помощью геометрических фигур на пространстве листа».

    Анализ рисунков:

    - где расположены фигуры в пространстве листа?

    - в виде каких фигур изображены вы и родители?

    - есть в этих фигурах углы?

    - что для вас означает наличие углов?

    - на каком расстоянии от вас родители?

    - сколько родителей?

    2 часть:

    Инструкция:

    «Нарисуйте, пожалуйста, на второй странице как бы вы хотели «в идеале» изобразить себя и родителей».

    Анализ:

    - что изменилось?

    4. Мозговой штурм: «Педагог-антипедагог».

    Цель: Рефлексия образа педагога. Формирование положительного образа педагога.

    Инструкция: «Разделитесь, пожалуйста, на группы. Для этого возьмите листочки. Первая группы – педагоги с желтыми листочками, 2 – педагоги с красными листочками. Пожалуйста, представьте себя в роли родителя. Первая подгруппа обсуждает и записывает качества педагога, которого вы считаете идеальным. Вторая подгруппа обсуждает и записывает качества «негативного» педагога.

    Работа в подгруппах.

    Подведение итогов: из чего складывается образ идеального педагога/положительный имиджпедагога.

    5. Теоретическая часть.

    Цель: Формирование теоретических знаний по теме: «Самопрезентация».

    Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

    Из чего складывается имидж? Из того как человек выглядит, того как он говорит и того как он поступает.

    Инструментом создания положительного имиджа является обладание навыками самопрезентации.

    Самопрезентация – это умение продемонстрировать собеседнику качества, наиболее выгодные для вас в данный момент с целью достижения поставленных целей.

    Включает:

    - умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и грамотной речью;

    - умение расположить собеседника к себе, формируя установку: «Я профессионал, мне можно доверять»;

    - умение показать уважительное отношение к партнеру по общению, формируя «сообщение»: «я Вас уважаю»;

    - умение связно объяснить, ненавязчиво показать конкретному человеку те новые возможности, которые он получит от сотрудничества с вами и ДОУ;

    - умение оптимальным образом организовывать общение, показать свою способность ценить своё и чужое время.

    Структура «Образа Я» педагога.

    Я-физическое. Мимика, Пантомимика, Речь.

    Мимика:

    Позитивно влияет на имидж: открытые позы, открытые жесты, контакт глаз.

    Негативно влияет на имидж: закрытые позы, резкие жесты, жесты доминирования – похлопывание пол плечу, поддерживание под локоть и т.п., манипулирование каким-либо предметом, «указующие» жесты ручкой/карандашом.

    Я – эмоциональное. Психотехники по теме: «Управление эмоциональным состоянием».

    • «Моя поддержка»,
    • «Экран»,
    • «Воображаемый подарок».

    Я-профессиональное. Упражнение: «Мое профессиональное Я»

    Инструкция: «Сейчас мы сделаем упражнение, целью которого является самоанализ, мы не будем обсуждать его в группе. Пожалуйста, отметьте на схеме то, как вы сейчас оцениваете свои навыки/умения» (10-ти бальная шкала).

    Шкалы: умение управлять своими эмоциями, эмпатия, рефлексия, навыки делового общения, грамотная речь, владение мимикой, пантомимикой, умение управлять психологическим климатом в группе, владение педагогическими методами и приемами, владение ИКТ.

    Обсуждение.

    6. Упражнение: «Кубок Конфедерации педагогов».

    Цель: Закрепление знаний и умений самопрезентации.

     Инструкция: «Сейчас, представьте, пожалуйста, что мы все приглашены на заседание Международной Конфедерации Педагогов. Используя те знания, которое вы получили сегодня на семинаре и психотехники, подготовьте выступление - самопрезентацию по теме: «Почему именно я достойна получить кубок Конфедерации педагогов».

    Подготовка. Выступление участников. Награждение кубком Конфедерации.

    7. Обмен впечатлениями. Рефлексия результатов тренинга.

    Список литературы:

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. - 376 с.
    2. Анцупов, А.Я. Конфликтология. Схемы и комментарии: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c.
    3. Козлов, А.С. Конфликтология социальных групп и организаций / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. - М.: Ленанд, 2015. - 272 c.
    4. Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 543 c.
    5. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб.: Речь, 2004. - 156 с.
    6. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарика, 2003.
    7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М.: ИНФРА-М, 2007. - 368 с.
    8. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. СПб.: Смысл, 2005. - 280 с.
    9. Михайлова Е.В. Составляющие успешности самопрезентации в публичном выступлении // Объединенный научный журнал. № 28 (120). 2004 С.41-47.
    10. Самохина Т.С. Эффективное деловое общение. М.: Р. Валент, 2005 - 216 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

    Здесь вы можете посмотреть рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром. наряду со стандартными рекомендациями предлагается орг...

    Трех дневный практический семинар для педагогов по работе с родителями

    Цели: • Обучать способам и методам построения конструктивного диалога с родителями воспитанников. • Расширять представления об этических нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитаннико...

    «Уровень коммуникабельности педагога в работе с родителями».

    Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями....

    Семинар с элементами тренинга «Что нужно знать, чтобы эффективно работать с родителями?»

    Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в...

    Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: « Работа с родителями»

    Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: "Работа сродителями"....

    Тренинг преодоления проявления агрессивного поведения ребёнка ( работа с родителями)

    Цель: Знакомство  родителей со стратегиями преодоления проявления агрессивного поведения у детейЗадачи:- знакомство участников тренинговой группы;- расширение информации о личности родителей и де...