Дополнительная общеразвивающая программа "Игротека Монтессори"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Дякина Надежда Яковлевна

Программа «Игротека Монтессори» предназначена для работы с детьми от 2 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. И направлена на раннее развитие детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok_igroteka_montessori.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Игротека Монтессори»

Уварово

2017

  1. Пояснительная записка

Программа «Игротека Монтессори» предназначена для работы с детьми от 2 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. И направлена на раннее развитие детей.

Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка до 3-4 лет. Получение информации для ребенка является необходимостью. Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.

Почему в основу программы положены идеи М. Монтессори? Развивающих методик много, но методика Марии Монтессори не только признана – в некоторых странах (Италии, Японии, Германии), она является ведущей. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.

В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Когда наступает благоприятный (сензитивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно.  К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша. Можно также предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовиться к нему. Так, период от рождения до 6 лет – период активного развития речи, от рождения до 5 лет – период активного чувственного (сенсорного) развития, , от 2 до 4 лет – период формирования представления о порядке и аккуратности, от 2,5 до 6 лет – период усвоения норм поведения в обществе.

От рождения до 3,5 лет – период, когда движение есть способ познания мира. Ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещаться в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений.

Сначала движения неловки, часто бесцельные и негармоничны. Поэтому в процесс воспитания включается моторная активность. Первые действия, которыми ребенок овладел, становятся контролируемыми в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального темпа движения ребенка.

Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, пересыпание крупы, завязывание бантов. С другой стороны, надо создать возможность для совместной деятельности детей: уход за цветами или чистка ботинок. Жизнь в саду дает многочисленные возможности свободного применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление завтрака, помощь при одевании и раздевании.

Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе.

Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.

Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее. Поэтому следует  проводить занятие или упражнение медленно и тщательно анализировать его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной.

Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требуется на одевание и раздевание длительное время, достаточное, чтобы он мог его осуществить.

Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в обществе.

  1.         Цель программы:

Изучение окружающего мира доступным для ребенка способом – опираясь на чувственный опыт и развитие мелкой моторики.

Задачи:

  1. Образовательно-развивающие:
  1. Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности;
  2. Сенсорное развитие ребенка;
  3. Расширение кругозора ребенка;
  4. Развитие речи ребенка путем развития мелкой моторики.
  1. Оздоровительные:
  1. Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;
  2. Организация максимально подходящих условий для развития ребенка.
  1. Воспитательные:
  1. Формирование у ребенка интереса к работе с различным материалом;
  2. Усвоение социальных норм поведения;
  3. Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь договариваться.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, практический

Способы организации:

Занятия проводятся малыми группами (не более 5 человек). Занятия рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю, всего 16 занятий. Длительность встречи 20-30 минут. Встреча строится по определенной схеме (см. методические рекомендации).

  1. Учебно-тематический план

Тема занятия

Цели и задачи

Оборудование

1.

Как пересыпают зерно (из одной плошки в другую, из одного сосуда в другой)

Прямая: ребенок учится перекладывать или пересыпать зерно с помощью ложки из одной миски (сосуда) в другую;  

Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка к письму.

Две крупные миски, два одинаковых кувшинчика на подносе. В одну посуду  насыпано зерно: гречка, горох или рис. Между мисками на подносе лежит чайная ложка.

2.

Сортируем мелкие предметы.

Прямая: ребенок учится перекладывать, группировать мелкие предметы с помощью пинцета, пальцев рук;  

Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка к письму.

Форма для льда, подложка с ячейками из под конфет, фасоль разного цвета, орехи, крупные бусины и т.д.; мозаика.

3.

Подбираем крышки к баночкам, коробкам.

Прямая: ребенок учится подбирать крышку к баночке соответственно размеру и форме и закрывать или открывать (закручивать, защелкивать и др.);  

Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка к письму.

Разные по форме и размеру коробки и баночки.

4.

Просеиваем крупу через ситечко.

Прямая: ребенок учится отделять крупное от мелкого с помощью ситечка, отсеяные предметы складывать в миску;  

Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка к письму.

В глубокой миске манка и фасоль, ситечко с ручкой, пустая миска, клеенка.

5.

Отрываем приклееные на кубик кусочки скотча.

Прямая: ребенок учится отрывать и приклеивать кусочки скотча, цветной изоленты;  

Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие последовательности движений, подготовка к письму.

На кубик с разных сторон приклеен скотч с хвостиком так, чтобы ребенок мог ухватить, картон.

6.

Как переливают воду из одного сосуда в другой (из одного сосуда в три)

Прямая: умение самостоятельно аккуратно переливать воду из одного сосуда в сосуд);  

Косвенная: развитие самостоятельности, концентрации внимания, внутренней сосредоточенности, координации и последовательности движений, выработка глазомера, тренировка пальцев и запястьев рук.

На подносе кувшин, стаканы, губка или тряпка для впитывания пролитых капель.

7.

Переливаем воду из чайника в чашку.

На подносе маленький заварочный чайник, маленькая чашка, губка.

8.

Переливание воды через воронку.

Поднос, воронки, кувшин сосуды с узким горлышком, губка. На сосудах отметка уровня воды.

9.

Переливание воды с помощью большой пипетки, губки.

На подносе две миски, одна из них с водой, губка, большая пипетка.

10.

Взбиваем пену.

Прямая: ребенок учится взбивать мыльную воду до образования пены;  

Косвенная:развитие мускулатуры кисти рук, координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания.

На подносе миска с водой, венчик, баночка с жидким мылом, пипетка, губка, ведро.

11.

Как моют стол.

Прямая: ребенок учится протирать стол тряпкой от крошек, пыли, воды, загрязненные места – жесткой губкой; приобретает навыки складывания тряпочки, выжимания.

Косвенная: тренировка мускулатуры рук, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений.

Миска с водой, губка, тряпка, мыло в мыльнице, фартук.

12.

Как стирают белье.

Прямая: ребенок приобретает навыки стирки, полоскания, выжимания белья; учится выполнять дело последовательно до конца.

Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений.

13.

Как моют посуду после еды.

Прямая: научиться мыть и вытирать посуду;

Косвенная: развитие самостоятельности, освоение культурного навыка, аккуратность, координация движений, концентрация внимания, тренировка пальцев рук.

Фартук, два тазика для мытья и споласкивания, губка, полотенце для вытирания посуды, тряпка для уборки стола.

14.

Как подметают пол.

Прямая: научиться самостоятельно подметать пол.

Косвенная: развитие аккуратности, самостоятельности, последовательности действий, координация движений, концентрация внимания, тренировка мускулатуры рук.

Совок, щетка, веник, соответствующие росту детей, мусорная корзина, корзина с «мусором»

15.

Работа с рамкой – застегайкой.

(5 занятий)

Прямая: научиться самостоятельно застегивать пуговицы, кнопки,одежные крючки, шнуровать, застегивать и расстегивать пряжки на ремнях, «молнию» и др.

Косвенная: развитие самостоятельности, координация сложных движений, концентрация внимания, развитие мелкой моторики, последовательность действий.

Рамка-застегайка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию детей с использованием элементов по методике М. Монтессори

Система Марии Монтессори реально позволяет применять личностноориентированные способы воздействия, в центре педагогического пространства находится ребенок с его индивидуальными особенностями. В резуль...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...