Рабочая программа кружка второй младшей группы "Семицветик"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Конопля Анжела Александровна

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений об предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируется эталонные представления об цвете,форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_vtoroy_mladshey_gruppy.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Семицветик».

Пояснительная записка:

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

 Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Цель: 

Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;
  • учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;
  • закрепить представления о разновидностях каждого свойства.
  • формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать);
  • развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают);
  • учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Методы и приемы:

  • наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры;
  • словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей;
  • помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям;
  •  практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.

     Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра является основным средством.

Предполагаемый результат:

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
  • Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат)
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Продолжительность работы кружка «Семицветик» 8 месяцев.

Периодичность проведения занятия: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия -  15 минут.

Перспективный план кружка «Семицветик».

Месяц

Сроки проведения

Тема

Задачи

Наглядный материал

ОКТЯБРЬ

2.10.17 г

«Пересыпание ложкой»

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий развивать самостоятельность.

Горох, ложки, глубокие емкости.

9.10.17 г

«Прыг – скок по дорожке».

Знакомство детей с основными цветами спектра и их называние. Формирование умения индикации цвета.

Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.

16.10.17 г

«Подбери флажки к домикам»

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Дидактические картинки, карандаши, бумага.

23.10.17 г

«Сортировка»

Развивать у детей восприятие в связи с визуальными представлениями.

Шары разного цвета.

30.10.17 г

«Найди куклу по цвету»

Закреплять у детей умения определять цвет, сопоставлять цветовые образы.

Дидактические картинки.

НОЯБРЬ

6.11.17 г

«Большой-маленький»

Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки.

13.11.17 г

«Угости маленького и большого зайца морковкой»

Закреплять знания о величине предметов

 Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.

20.11.17 г

«Птичка в клетке»

Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы. Формирование умения индификации формы.

Большой картонный круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами». Листы с окошками-геометрическими формами, в которых изображена птичка.

27.11.17 г

«Найди предмет такой же формы».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

ДЕКАБРЬ

4.12.17 г

«Поможем зайке разложить игрушки для елочки».

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Игрушки: зайцы, елочка, сенсорный куб с геометрическими  фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал.

11.12. 17 г

«Помоги шоферу»

Познакомить с длиной   предметов

Нарисованная река, машина, два прямоугольника «мостика»  разной длины.

ЯНВАРЬ

15.01.18 г

«Волшебный поднос».

Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

Поднос с однотонным цветным дном, крупа.

22.01.18г

«Чудесный мешочек»

Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки.

Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета.

29.01.18г

Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Грецкие орехи.

ФЕВРАЛЬ

5.02.18 г

«Угости кукол конфеткой»

Закреплять знания о величине предметов (высота)

Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте.

12.02.18 г

«Самая длинная, самая короткая».

Закреплять навыки выделения параметров величины предметов.

Разноцветные ленты разной длины. Игра «Кто быстрее свернет ленту».

19.02.18 г

«Дальше-ближе»

Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше.

Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

26.02.18 г

«Найди Котенка»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами.

Котенок, вся группа.

МАРТ

5.03.18 г

«Кисло, сладко…»

Упражнять в развитии эталонов вкуса

Яблоко, лимон, виноград, банан.

12.03.18 г

«Платочек для мамочки»

Развивать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы.

Для каждого ребенка лист бумаги квадратной формы с нарисованными контурами фигур, одинакового размера (5штук), клей карандаш, разрезные геометрические фигуры. Образец готового «платочка».

19.03. 18 г

«Окраска воды»

Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) .

Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных тонов.

26.03.18 г

«Что как плавает»

 Закреплять знания свойств камней.
Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

Таз с водой, камни, деревянные палочки.

АПРЕЛЬ

2.04. 18 г

«Строим башню»

Обучение соотнесению по величине четырех предметов.

Строительный материал: кубики.

9.04. 18 г

«Волшебный лес»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине.

Деревья разные по-высоте, толщине. Дидактическая игра «Кто выше»

16.04.18 г

«Подарки»

Учить сравнивать два предмета по длине. Закрепить знания о диких животных.

Картина с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфика по количеству медведей разные по длине.

23.04.18 г

«Подбери петушку перышко»

Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.

Дидактическая игра  «Подбери петушку перышко».

МАЙ

7.05.18 г

«Найди свою полянку».

Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.

Большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разного цвета.

14.05.18 г

Опыт «Разноцветная вода».

Закреплять знания о свойствах воды.

Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.

21.05.18 г

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

Диагностика умений и навыков детей в конце учебного года:

Фамилия, имя ребенка

Различает и называет основные цвета

Различает и называет простейшие геометрические формы

Различает и называет большой-маленький предмет.

Итого баллов

%

1

2

3 балла – ребенок самостоятельно выполняет задание;

2 балла – ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого;

1 балл – ребенок выполняет задание только с помощью взрослого.

Используемая литература:

  1. Методическое пособие «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста». Творческий центр Сфера. -М., 2012;
  2. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада»– М.: Просвещение, 1988;
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997;
  4. Борисенко, М. Г «Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики)» – СПб.: «Паритет», 2002;
  5. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: «Игры с цветом, сенсорное развитие» – М.: Издательство «Карапуз», 2006;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Говорушки" младшая группа

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю ...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)

Рабочая  программа по развитию детей второй младшей  группы  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на вторую младшую группу составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2020 – 2021гг

Рабочая программа второй младшей группы спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, основной образовательной программы ДОУ, образовательных потребностей детей и запросов родителей. Она опред...

Рабочая программа кружка в младшей группе "Занимательная сенсорика".

Рабочая программа кружка  в младшей группе "Занимательная сенсорика".Задачи: 1. Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливат...

Рабочая программа кружка 2 младшей группы «Волшебная бумага»

Рабочая программа кружка2 младшей группы«Волшебная бумага»...

Рабочая программа кружка в младшей разновозрастной группе "Занимательная сенсорика"

Аннотация к кружковой работе «Занимательная сенсорика».Программа направлена на разностороннее развитие детей от 1,5 до 4 лет сучётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числ...

Рабочая программа кружка "Мастерилка" младшая группа художественно- эстетической направленности

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.Ребёнок узнаёт мир с помощью...