Рефлексия
материал на тему

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_master_klass.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Северного района Новосибирской области детский  сад «Сказка»

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ

«Рефлексия проектной деятельности»

разработан

воспитателем Шигиной Татьяной Ивановной

 Цель: сформировать представление о рефлексии проектной деятельности.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием рефлексия
  • дать представление о классификации рефлексии
  • показать конкретные варианты проведения рефлексии
  • создать условия для взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы поговорим сегодня о “Рефлексии проектной деятельности”.

У вас лежат листочки со знакомым нам тестом «Лестница». Возьмите ручку и поставьте точку на любой ступеньке, теперь отложите в сторону тест, мы к нему вернемся позже.

Этапы проекта нам хорошо знакомы. Одним из самых важных является этап рефлексии.  А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии. Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его содержание.  В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Давайте попробуем составить синквейн на слово «рефлексия». Синквейн-это «стихотворение», состоящее из 5 строк, в которых автор выражает свое отношение к проблеме (на слайде 2 описание синквейна, на доске записываем ответы аудитории)

Рефлексия может осуществляться не только в конце проекта, как это принято считать, но и на любом его этапе.

При взаимодействии с детьми воспитатель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  • физическую (успел – не успел);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

(слайд 3)

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

  1. выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
  2. отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
  3. быть средством самопознания.

Существует следующая классификация рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния - проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале деятельности с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. 

Можно применять:

  • карточки с изображением лица;
  • показ большого пальца вверх или вниз;
  • «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
  • «радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато. (слайд 4)
  • рефлексия деятельности - техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

Можно применять:

  • «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
  • «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
  • «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; и другие. (слайд 5)

На экране вы видите паспорт проекта. (слайд 6)

Проект «Все профессии нужны»

Вид проекта: познавательно – творческий

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: 5 дней

Цель проекта:

  • формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека.

Задачи проекта:

  • Расширять представления о разных профессиях;
  •  Пробуждать у детей любознательность и интерес к различным профессиям, особенно уделить внимание профессиям родителей и сотрудников детского сада.
  • Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора, содействовать развитию активного словаря детей.
  • Воспитывать уважение к людям различных профессий.

Предполагаемые результаты

  • Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями; 
  • Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
  • Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.

В ходе проекта проводилась работа по образовательным областям.

Речевое  развитие:

  • Рассматривание картин «Врач», «Парикмахер», «Повар», «Портной», «Шофер» 
  • Беседы с детьми: «Какие бывают профессии», «Кем работают родители», «Какие профессии есть в детском саду».
  • Составление рассказов о профессиях родителей

Познавательное развитие:

  • Экскурсия на кухню детского сада.
  • Экскурсия в медицинский кабинет.
  • Наблюдение за трудом помощника воспитателя, за работой дворника.
  • Рассматривание альбома «Профессии наших родителей»

Художественная литература:

 «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла» Д. Родари «Доктор Айболит» К. Чуковский, В. Маяковский «Кем быть?»

Чтение стихов, загадок о разных профессиях

Художественно-эстетическое развитие:

  • рисование «Фартук для помощника воспитателя»;
  • аппликация «Тележка- подарок для дворника»;
  • лепка «Фрукты, овощи для поваров»;
  • рисование на свободную тему «Кем я хочу стать»

Дидактические игры: «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Где можно это купить», «Кому что нужно?».

Настольные игры: лото «Профессии», «Мы играем в магазин», «Кем быть?».

Социально-коммуникативное развитие:сюжетно - ролевые игры: «Парикмахерская», «Больница», «Мы пожарные».

У вас есть радуга. Подумайте, как можно использовать радугу в рефлексии этого проекта? Помните, что проводить рефлексию можно не только в конце проекта, но и на любом его этапе. (Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.

Красный – не комфортно, тревожно;

Оранжевый – все раздражало;

Желтый – очень хотелось домой;

Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;

Голубой – интересно, занимательно;

Синий – трудно, но интересно;

Фиолетовый – скучно, не интересно.)

Пока фокус-группа думает, я предлагаю рассмотреть наблюдение педагога: «Ссориться не будем!» (слайд 7)

 «Ребята сегодня играли в морское путешествие. Кирилл очень хотел быть капитаном. Всячески старался занять эту роль, даже толкнул Иру. Сережа предложил выбрать капитана считалкой. По считалке капитаном вышел Дима. Кирилл обиделся, заплакал и ушел от ребят». Что можно сказать о Кирилле? Проведите рефлексию педагогического наблюдения и предложите методы для работы воспитателя с Кириллом.  

 «Новенькая» (слайд 8)

«Катя сегодня впервые пришла в детский сад. Мама рассказала, что Катя очень переживала, рано встала, взяла свою любимую игрушку с собой в детский сад. За завтраком она ничего не ела, когда все дети играли - она стояла в сторонке и прижимала к себе свою игрушку. Когда ей предлагали поиграть, она молчала.  Что можно сказать о Кате?» Проведите рефлексию педагогического наблюдения и предложите методы для работы воспитателя с Катей.  
Игра-сюрприз «Зигзаг удачи». Для поднятия настроения, мы поиграем в игру. Перед вами коробочка с отверстиями и ленточками. Я предлагаю вам выбрать любую ленточку и вытянуть ее, там вас ждет небольшой сюрприз.

Возвращаемся к радуге, как можно использовать в рефлексии? (Ответы фокус - группы)

Выражать эмоциональное отношение к проекту можно рисунком.

Далее фокус группе предлагаются рисунки, какой вывод можно сделать из этих рисунков? (три рисунка с разным содержанием) 

Фокус группа делает вывод по теме. Для чего нужна рефлексия? (ответы записываются на доске, работает фокус-группа и аудитория)

Таким образом, рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, осознанного отношения к своей деятельности. Но без помощи взрослого ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей воспитателя и ребенка ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у детей чувство радости и своей значимости. (слайд 9)

Итак, подведем итог, вернемся к лестнице.  (слайд 10)

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Участники фокус-группы, скажите, пожалуйста, почему речь идет о самооценке?

Как рефлексия помогает в формировании адекватной самооценки?

Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. Одним из наиболее эффективных способов формирования адекватной самооценки личности является рефлексия своей деятельности. Рефлексируя, человек осознает свои действия, может вполне критично оценить правильность принятия того или иного решения, скорректировать и перестроить свою деятельность. (слайд 11)

Рефлексия мастер-класса.

На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы мастер-класса. Фокус-группе предлагается, поясняя свой выбор, опустить “веселое личико” в вагончик с тем этапом, который понравился, а “грустное личико” в тот вагончик, который показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования от педагога-практика, в числе прочего, требуется осознанн...

Тест для рефлексии дошкольных работников

Этот материал отличается от научных статей. Попробуйте пройти его вместе с коллегами. Может быть, узнаете что-нибудь новенькое или начнёте мыслить по-другому. Спасибо Кондрашову А.В. за идею!...

Лист рефлексии

Лист рефлексии (семинара)...

Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....

КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ КОНФЛИКТОВ

   Что же делать, если в работающем коллективе выделяется сотрудник, который провоцирует конфликты, выступает в процессе конфликта активным «борцом за справедливость», а также и...

Рефлексия

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. REFLEXIO - обращение назад), способность человеческого мышления к критическому самоанализу.  Междициплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания СУБЪЕКТА на са...

Примеры рефлексии для детей шестилетнего возраста.

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности....