Мнемотехнологии, как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся.
статья (младшая группа) на тему
Мнемотехнологии, как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся.
Мнемотехника- в переводе с греческого – «Искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа. сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
На сегодняшний день-образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста-явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
· Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.
· Бедность речи, недостаточный словарный запас.
· Употребление нелитературных слов и выражений.
· Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
· Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
· Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
· Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
· Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
ЗАДАЧИ:
· Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
· Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
· развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
· Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического характера и др.
· Обучать детей правильному звукопроизношению.Знакомить с буквами.
· Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
· Мнемоквадраты-символическое или образное изображение одного предмета или действия(строка стихотворения, первые строки сказки…)
· Мнемодорожки-последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.
· Мнемотаблицы- это схема, в которую заложена определённая информация.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, ягодка-красная. Позже- усложнять или заменять другой заставкой- изобразить персонаж в графическом виде. Например: лиса-состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь- большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Как применять мнемотехнику в детском саду.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами- понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки-это несколько картинок 4-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов.
1 этап- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап-Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап-После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших-дети должны уметь самостоятельно.
Где можно использовать мнемосхемы
· Пересказ художественной литературы
· Заучивание стихов
· Обогащение словарного запаса
· Обучение составлению рассказов
· Отгадывание и загадывание загадок.
· Ознакомление с миром природы и т.д
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук…
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ формирования языковой и коммуникативной компетенции у дошкольников с речевыми нарушениями
В данной статье дан сравнительный анализ формирования языковой и коммуникативной компетентности дошкольников...

«Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание»
Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание....

Доклад "Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание"
Доклад сделан на основе проекта "С чего начинается Родина" для детей старшего дошкольного возраста...

Детская журналистика, как средство формирования познавательной, речевой, коммуникативной деятельности детей подготовительной к школе группы.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на фо...

Использование средств мультипликации по развитию коммуникативной компетенции в работе со старшими дошкольниками.
Современное образование ставит своей целью формирование у детей коммуникативной компетентности - умения вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения. Важно н...

Консультация "Мнемотехнологии как средство формирования коммуникативной активности дошкольников."
Система мнемотехнологии – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структ...

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей обучающихся раннего возраста»
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей – одна из самых актуальных в теории и практике воспитания, поскольку познавательная активность и познавательные сп...
