Семинар-практикум «Формирование нравственных отношений в игре».
методическая разработка на тему
Закрепление и уточнение знаний педагогов о воспитании нравственных качеств в игровой деятельности. Совершенствование работы в ДОУ по воспитанию нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Формирование нравственных отношений в игре».
ЦЕЛЬ: закрепление и уточнение знаний педагогов о воспитании нравственных качеств в игровой деятельности. Совершенствование работы в ДОУ по воспитанию нравственных качеств.
ОБОРУДОВАНИЕ: мольберты (2), маркеры, ватман (обои).
ОРГАНИЗАЦИЯ: участники объединяются по возрастным группам, в которых работают.
ХОД:
Ведущ. Игра является и средством, и методом воспитания. Эта деятельность дает ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.
Формирование нравственных качеств особенно активно происходит в дошкольном детстве.
(Доклад «Формирование нравственных отношений в игре»)
Ведущ. Чтобы успешно воспитывать нравственные качества и отношения детей, надо знать содержание «Программы» по этому вопросу. (Воспитатели зачитывают программные задачи)
Ясли. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.д.
Младшая гр. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать у них доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Средняя гр. Способствовать формированию личного отношения ребёнка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо.
Старшая гр. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.
Подготовит. гр. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
Ведущ. Нравственное воспитание в игре невозможно без участия взрослого. Воспитатель направляет и регулирует отношения детей в игре, используя приёмы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей.
Вам предлагаются педагогические ситуации (для каждой возрастной группы), которые вы должны решить. Ваши коллеги выскажутся о правильности такого решения или предложат свой вариант.
Педагогические ситуации
ЯСЛИ. Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте?
Ответ. 1. Пользуясь эмоциональностью детей, воспитатель должен выразить свое отношение к драке, объяснить, что можно делать, а что нельзя. Эта ситуация позволяет закрепить правило: «Хорошие дети не дерутся, не обижают других».
2. Учитывая неустойчивость внимания детей, их быструю переключаемость на внешние впечатления, можно погасить ссору, предложив новые действия и впечатления: «А давайте пойдем поливать цветы!». Новое занятие (да ещё вместе с воспитателем) снимает конфликт.
==========================================================================
МЛАДШАЯ ГР. Во время игры Таня (3,5 г.) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также.
Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю?
Ответ. В этом возрасте ребёнок неосознанно обращается к воспитателю, чтобы установить правильность собственного поведения. В его сознании пока отражается только поведение товарищей, нарушающих правила.
Дети этого возраста уже умеют играть вместе одной игрушкой. Для развития этого умения необходимо научить их выполнять определённые правила, например, просить игрушку у товарища, а не отбирать ее.
==========================================================================
СРЕДНЯЯ ГР. Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце».
Как повести себя воспитателю?
Ответ. Если отказ не вызывает отрицательной реакции и дети играют дружно, нарушать игру не следует, но напомнить, что нужно делиться игрушками – необходимо.
==========================================================================
СТАРШАЯ ГР. Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации?
Ответ. Володе нужно дать другое задание, тоже интересное, но не главное. Например, сказать Володе: «Летчики работают через день. Сейчас ты, Володя, отдыхай, а Серёжа полетит в Москву. У тебя выходной и ты можешь помочь товарищу строить дом (отвезти дочку на дачу, …)».
==========================================================================
ПОДГОТОВ. ГР.В подвижной игре дошкольник нарушил правило и стал считаться выигравшим. Другой с целью стать победителем тоже нарушил правило.
Почему это происходит и как на это реагировать?
Ответ. Подражая друг другу, дети часто повторяют действия товарищей как правильные, так и неправильные. Для нейтрализации негативных примеров важна поддержка воспитателя.
Если дети протестуют, их следует поддержать и предложить всем вместе повторить или уточнить правила игры.
Если дети соглашаются с нарушением, им следует напомнить, что нечестная игра не даёт права выигрыша. Правила служат препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.
==========================================================================
Ведущ. Последняя ситуация показала как желание ребенка не отстать от товарищей, опередить их может побуждать ребенка к стремлению выиграть любой ценой. Борьба между желанием выиграть и честным выигрышем создает ситуацию нравственного выбора. Дети с помощью воспитателя могут составить «Правила дружной игры». Это было домашнее задание к педсовету. (Называют воспитатели старш. и подготов. групп, воспитатели младшей и средней групп называют пословицы и поговорки, с помощью которых можно сформулировать правила игры).
Ведущ. Игра – это отражение действительности. Во все времена действительность была далека от совершенства, не исключение и наше время. Тем более что прибавились такие факторы, как телевидение, компьютеры.
Сообщение Влияние окружающей действительности на сюжеты игр детей
Ведущ. Мы сегодня говорим о различных видах игр. Напомню, что принята следующая классификация игр:
1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, со строительным, природным материалом, режиссерские);
2. Игры с правилами (подвижные игры, дидактические игры., интеллектуально-развивающие)
Предлагаю ситуацию для обсуждения:
Подвижные игры на прогулке часто заменяются самостоятельной детской игрой, которая в последнее время становится все менее разнообразной. Воспитатели скорее наблюдают за детьми, нежели организуют игры. Что вы думаете по этому поводу
– Высказываться будем по очереди. (Игра «Хорошо – плохо»)
Напр.: – П/и, организованные на прогулке воспитателем лучше, чем самостоятельные игры детей потому, что …………………
Самостоятельные игры детей лучше, потому что ……………..
(В подв. играх дети учатся согласовывать свои действия, учитывать желания и потребности партнеров. (и т.д.)
Ведущ. В различных видах игр воспитываются и различные нравственные качества.
Задание командам: (объединяются в две группы). На большом листе одна команда пишет нравственные качества, которые воспитываются в творческих играх, а другая – качества, которые воспитываются в играх с правилами.
Ведущ. Для ребёнка взрослый – носитель норм и образов действия. В процессе взаимодействия со взрослым ребёнок вбирает в себя, как губка, те способы действий и типы взаимоотношений, которые ему демонстрирует взрослый. Затем, в процессе игры, сначала совместной со взрослым, потом – со сверстниками, ребёнок присваивает эти нормы, пропускает их через себя, делает их своими. То, какие нравственные принципы, качества впитает в себя ребёнок, во многом зависит от нас.
Решение:
- Разработать рекомендации для родителей по ограничению негативного влияния на детей теле- и видеофильмов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"
В материале раскрываются этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....
Семинар-практикум "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников"
Одним из направлений работы нашего учреждения является коррекционно-развивающее, для осуществления помощи детям с ОНР. Педагоги проводят семинары и консультации по развитию речи детей дошкольного возр...
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность» ...
Семинар-практикум «Формирование у дошкольников позитивного отношения к труду»
Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослыхЧтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как т...
Семинар-практикум «Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях» Презентация лого-игры «Стелла»
взаимодействие с педагогами...
Семинар-практикум «Формирование у дошкольников позитивного отношения к труду»
Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослыхЧтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как т...
Семинар - практикум «Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ»
Цель: содействие созданию в дошкольных учреждениях условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.Задачи:-повышение психолого-педагогической компетентности педагогов - психоло...