Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Дадаханова Наталья Владимировна

 

Семинар-практикум

 

 

«Формирование  нравственно патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  через познавательно – исследовательскую  деятельность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Воспитатель   МБДОУ №43

Дадаханова

Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

г. Невинномысск  2015г.

«Формирование  нравственно патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  через познавательно – исследовательскую  деятельность»

 

Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с раннего детства. «Беречь все, что делает нас русскими» - эта тема для углубленной работы в дошкольном учреждении.
       Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след. Что–то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. 


Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. 
Вехи истории - это три угла: вчера, сегодня, завтра. 
        «Вчера» - признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений.
        «Сегодня»-  возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение духовной культуры.
        «Завтра»-  гармонично развитая личность.
Сохраняя традиции своего народа, знакомя детей с обычаями других народов, мы расширяем социальный кругозор ребенка, гармонически развиваем его личность.
       «Вчера» - выявление и учет состояния генетической линии, здоровье ребенка с момента появления его на свет.
       «Сегодня» - воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие способностей ребенка.
       «Завтра» - нравственно- эмоциональная и интеллектуально- личностная ориентация в окружающем мире.
Треугольник «Вчера - сегодня- завтра»позволяет выстроить модель гражданского образования. Во главе стоит ребенок.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой, как жили русские люди? Как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. 

Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

Поставив задачу приобщить своих воспитанников к русской национальной культуре, мы понимаем, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа, к его истории. Уже первые шаги в данном направлении показали насколько – велик к этому интерес детей.

Цели и задачи:

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

·        формирование нравственно-духовных особенностей личности;

·        формирование чувства гордости за свою нацию;

·        формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

·        формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей. - 

Формы и методы организации работы

 Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам.

Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения  занятий.  

Вторая часть методологической работы – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических уголков в ДОУ;

·        организация экскурсий по достопримечательностям родного края,

·        посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);

·        проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине,

·        чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

  Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает:

·        мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам,

·        спортивные конкурсы,

·        тематические занятия по изучению природы,

·        особенностей, традиций родного края,

·        государственной символики.  

  

Торжественные  мероприятия,  посвященные государственным праздникам.

 Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день. При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир». При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну. Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности. - 

 

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям. Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку. Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные 

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как: «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель. Перетягивание каната. «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах. «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата. «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу. Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта. 

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины. Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна.

Последовательность проведения занятия может быть следующая:

1.     Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.

2.     Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».

3.     Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи».

4.     Прослушивание государственного гимна.

5.     Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал. 

 

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки). Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей. Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор. Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.   


Дети в любом возрасте – «ЛЮБОЗНАЙКИ» и «ПОЧЕМУЧКИ». Они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно отвечать на тысячи детских «почему», можно в детском саду в каждой группе создавать мини-музеи.

Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. 

Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.

Немного истории… Сегодня посещением музея никого не удивишь, но, как и когда же были созданы первые музеи? Какими они были? 

Основой любого музея являются экспонаты, среди которых немало уникальных коллекций. «Коллекционирование – систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес». Увлеченность коллекционированием не зависит от возраста, пола, образования. Известно, что при раскопках древних городов ученые находили коллекции предметов еще более древних эпох, что свидетельствует о том, что страсть к собирательству была присуща и древнейшим людям. Многие монастыри Древней Руси собирали уникальные коллекции произведений искусства. Недаром и само слово «музей» находится в родстве со словом «муза». Музы – покровительницы разных видов искусств – обитали в священных рощах – музеонах. Соответственно, музей – это храм муз.

Что же такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает нам о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть групповой комнаты, холла, раздевалки, коридора. 

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. В мини-музее можно и нужно многие экспонаты трогать руками, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть. Это очень привлекает детей, а раз у детей есть интерес, то и обучение становится более эффективным.

Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативности и других базовых качеств личности. 

Цели и задачи организации мини-музеев.

1.Реализация направления «Музейная педагогика».
2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представления о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого и логического мышления и воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.
11.Приобщение детей к непреходящим человеческим ценностям и формирование личностной культуры в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания. 

Основные требования к организации музейной деятельности:

1. Содержание и разнообразие тематики.
2. Постоянное, ежедневное включение музейных экспонатов во все формы педагогического процесса.

3. Максимальная активность детей на этапах подготовки экспозиций.
4. Сотрудничество друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации музея.

Принципы руководства при создании мини-музеев:

- наглядности;
- доступности;
- достоверности;
- вариативности;
- интерактивности;
- многофункциональности;
- преемственности;
-психологической комфортности и безопасной деятельности в музейном пространстве;
- координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.

Алгоритм по созданию мини-музеев в группах: 

1) выбор темы мини-музея,
2) определение места размещения мини-музея,
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления мини-музея,
5) подбор экспонатов,
6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,
8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, 
9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея,
10) планирование организации поисково-познавательной деятельности.

Как выбрать тему. С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев можно провести анкетирование родителей воспитанников ДОУ. Анкетирование проводится анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также анализируется степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев. Прежде чем приступить к созданию мини – музеев, воспитатели вместе с детьми устанавливают общие правила: принесённые вещи будут давать играть всем детям группы, не станут прятать и жадничать; все вещи в музее можно и нужно брать в руки, рассматривать, включать в игры, можно примерить. Таким образом, старинные предметы, поделки из пуговиц, самодельные куклы превращаются из застывших экспонатов в живых свидетелей истории, традиций и обычаев.

Где расположить мини-музей.

Групповое помещение.

Плюсы: В этом варианте материалы музея можно выстраивать постепенно, воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы могут по желанию рассматривать экспонаты, задавать вопросы, пользоваться дидактическими играми, проводить самостоятельно эксперименты.
Минусы: Постоянный доступ к музею детей одной группы, а удаленность от раздевалки ограничивает общение детей с родителями по темам музея.

Раздевалка.

Плюсы: те же, что и в группе. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.
Минусы: постоянный доступ к музею детей и родителей только одной группы.

Холлы.

Плюсы: мини-музей находится в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Также, рассматривать экспозиции могут все родители индивидуально и с детьми.
Минусы: бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

Как оформить мини-музей.

Внимание детей еще недостаточно сформировано, оно кратковременно и неустойчиво. Поэтому эффективность работы музея будет зависеть от того, как в нем расположены экспонаты. Наиболее оптимальным вариантом является размещение экспонатов на двух уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту проблему помогут стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, т.е. предметы одного наименования. Но все же основная задача мини-музея – показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально, что осложняет восприятие экспозиции детьми. Для этой ситуации можно использовать крупные строительные кубики, скрепленные скотчем и красиво задрапированные тканью. Расположение по вертикали можно осуществить следующим образом:
 

  • с помощью настенных полочек;
  • использованием ширм;
  • использованием стендов;
  • размещение на сухих или искусственных ветках деревьев. 


На ветках удобно подвешивать мелкие экспонаты, небольшие картинки, медальоны с загадками и заданиями. Особенно удобны стенды. Они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны, что позволяет быстро перестраивать композиционное решение музея. Чаще всего стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем и к ним можно крепить легкие объемные предметы. Если для музея выделено постоянное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными экспонатами. 

Как использовать музей в работе с детьми и родителями. 

Мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий из-за ограниченного пространства. Целесообразней разбить всю информацию на части и проводить беседы-пятиминутки. Кроме того, дети отвлекаются на другие экспонаты музея. В этом случае педагог может сказать, что об этом они поговорят в другой раз.

Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, можно предложить детям подойти к интересующему разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день всем детям о том, что они узнали.

К роли экскурсоводов по темам музея можно привлечь и родителей с детьми. Они могут рассказать о принесенных ими экспонатах музея, об историях, связанных с этими экспонатами.

Пример мини-музея «Музей народного быта в детском саду».

Цель: 

-приобщать детей к материальной и духовной культуре своего народа; заложить основы гуманизма в душу каждого ребенка;
-воспитывать ценностное отношение к культурно историческому наследию, чувство любви к Родине;
-развивать познавательные способности (наблюдательность, внимание, фантазию, умение находить причины и следствия событий, сравнивать свой образ жизни с образом жизни наших предков, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры);
-закреплять эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет, умение видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше.

Разделы.
Раздел «Путешествие в историю». 
Задачи раздела: пробуждать интерес к жизни наших предков; знакомить с историей возникновения государства; воспитывать уважение к своему народу. 

Раздел «Быт и традиции».
Задачи раздела: познакомить детей с жилищем предков, предметами быта и домашнего обихода; одеждой, видами транспорта, кухней; традициями, праздниками. 

Раздел «В чудесном мире языка». 
Задачи раздела: познакомить с устным народным творчеством предков (пословицами, поговорками, перевертышами, загадками, скороговорками и т.д.)

Раздел «Творение рук человеческих»
Задачи раздела: знакомить детей с историей народной игрушки, с предметами декоративно-прикладного искусства; музыкальными инструментами.

 

Практическая деятельность в свою очередь включает:

• Собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее группы, детского сада; Разнообразные игры, материалы для изготовления поделок, игры со старинными инструментами и предметами быта, ряженье в национальные костюмы.

• Совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем , маршрутов;

• Экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения ( например, путешествие в прошлое предмета).

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На мой взгляд, решением данной проблемы должна стать реализация проекта.
Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Тематические акции.

     Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Основными целями проведения акций являлись: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

В результате проведения акций создается  благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются  положительные отношения родителей к учреждению, растет потребность в организации семейного досуга.

В ходе реализации тематических акций решаются  следующие задачи семейного воспитания: развитие ребёнка, трудовое воспитание, подготовка к семейной жизни. Поставленные задачи решаются  через организацию занятий родительского лектория, конференций, дней открытых дверей, семейных праздников, часов общения.

Традицией детского сада может стать проведение различных тематических акций совместно с родителями на различные темы: «Люблю тебя, мой край родной»; «Дворик моей мечты» (проекты оформления участков детского сада); «Баночное королевство» (изготовление учебных макетов); «Бабушкин сундук» (пошив мягкой куклы); «Сочиняем сказку вместе» (создание авторских сказок); «Игра моего детства» (изготовление и проведение игр родителями) и другие. 

Информационно - компьютерные технологии.

Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации. Компьютер уже доступен пониманию ребенка пятилетнего возраста. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Поэтому в образовательный процесс можно  включать  видеолектории – организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев должна быть обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей. Так же в  работе  следует использовать компьютерные презентации, так как компьютерная  презентация – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.

Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т.д.

Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Использование компьютера в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются: положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагогов. Для повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов детского сада в области теоретических основ и практических методов нравственного воспитания дошкольников можно разрабатывать  обучающие семинары на основе презентаций.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводится в   ДОУ по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с родным краем как средство воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста» методическая разработка

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним  из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитани...

Статья. "Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини- музея в ДОУ".

quot;Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в ДОУ"Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена, в Российском госу...

Рекомендации для педагогов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста

В статье предлагается материал концептуальных подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, теоретические основы которого являются актуальной задачей в...

Привитие патриотических чувств детям дошкольного возраста

На сегодняшний день вопрос патриотического осознания подрастающего поколения очень актуален. Именно сегодня нужно воспитывать и взращивать в детях это великое чувство патриотизма к нашей стране....

Значение русских сказок в формировании нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста.

         Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.   Патриотизм ...

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй."

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй."...