Эссе "Я воспитатель"
материал на тему

Котенева Светлана Михайловна

Размышление о роли воспитателя в развитии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Я-воспитатель»

«Все начинается с любви...

Твердят: «Вначале было слово..»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!..

Всё начинается с любви:

и озаренье,

           и работа,

           глаза цветов,

           глаза ребёнка -

всё начинается с любви..»

Р.Рожденственский

Со слов поэта мне хочется начать свое размышление о профессии педагога. Еще Г. Песталоцци, практиковавший педагогику любви, сказал: «Если не любить, то не имеешь права воспитывать». Миром правит любовь. И это верно. Можно быть профессионалом в своей профессии: знать методику проведения занятий,  владеть современными технологиями обучения - да это важно. Но без любви к детям, к своему делу – педагог состояться не может (это мое убеждение).

Как все живое тянется к доброму, светлому, так и наши дети любят тех, кто проявляет к ним материнскую заботу, чьи руки согревают их своим теплом.

Мой путь в профессию был извилист и не прост. Если бы мне сказали 15 лет назад, что я, буду воспитателем, этому я бы удивилась очень. Но видимо судьбе или проведению было угодно, что бы это случилось. Поступив в 2011 году в педагогический колледж и окончив его с отличием, я получила профессию воспитателя дошкольной группы. Так начался мой профессиональный путь – педагога.

Почему каждый из нас вновь и вновь размышляет о сущности педагогической профессии? Причина проста – хочется понять тот мотив, который заставляет заниматься этим трудным всепоглащающим делом.

Как правило, получив профессию педагога, многие не идут работать по специальности. Объясняя это сложностью профессии, не только с точки зрения необходимости много знать, но и с моральной стороны Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. Не каждому дано понять чужого ребенка, отдать ему частицу своей души.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Стало принято очень заботиться о раннем развитии детей. Вот только забота эта подчас оборачивается своей противоположностью. А ведь  самое главное «Не навреди!».

Модно повторять «ребенок – это сосуд, который нужно наполнить», «это факел который нужно зажечь». Может быть оно и так. Но наполненный сосуд рано или поздно расплескается, а факел угаснет – закон физики.

В дошкольном возрасте важно развивать способности ребенка, а не снабжать его знаниями которые он успеет приобрести позднее. Не запасом знаний, а умением их приобретать и использовать определяется успешность и обучения в школе и в последующей деятельности человека. Мой личный опыт подтверждает эту истину.

Крупнейший советский ученый А.В. Запорожец, отдавший всю свою жизнь изучению дошкольного детства, говорил, что целью дошкольного обучения должна быть не акселерация, а амплификация детского развития, т.е его обогащение, максимальное развитие тех ценностных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее сенситивен.

Л.С. Выготский писал, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослым, то дошкольник принимает эту программу в той мере в кокой она становится его собственной.

Как же сделать так, чтобы научить ребенка учиться, но при этом не лишить его чудесной поры проживания детства. Это сложная задача, для специалиста с большим стажем и тем более для молодого специалиста.

Для этого есть один путь-использование тех видов деятельности, которые его привлекают, соответствуют его возрасту.

Я пришла к выводу, что это можно сделать  «включая» ребенка  в экспериментально-исследовательскую деятельность. Именно это направление является приоритетным в моей работе. 

По определению Подьяковов Н. Н. - «Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой». Из него следует что, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно - исследовательскую, игровую, трудовую, коммуникативную. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к экспериментированию.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: о предметном мире, о геометрических эталонах, о человеке, о природных явлениях, о свойствах и качествах предметов, о материалах, о мире животных и растений. 

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Исследовательскую деятельность, стараюсь включать в разные виды деятельности: в игру, на занятие, прогулку. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Для меня важно, чтобы дети сами поняли, почему происходят те или иные явления.

Так изучая свойства воздуха, дети с помощью опытов самостоятельно приходят к выводу, что он находится вокруг нас, бесцветный, его можно сжать. Но нельзя увидеть, но можно почувствовать и услышать.

А сколько интересных способов применения свойств воздуха они предлагают. От полетов на воздушном шаре, до жизни на дне моря под стеклянной воронкой. А какое удивление вызывает у детей опыты с мыльными пузырями.

Но важно  не только создать условия для проведения опытов, но и предать значимость открытиям ребенка. Так результаты опытов  нашей лаборатории заносятся в «книгу знаний» и оформляется авторское свидетельство достижений дошкольника. Это дает стимул для новых открытий.

Ведь недаром Н.С. Лейтес отмечал «Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию».

Таким образом, исследовательская деятельность является эффективным средством всестороннего развития ребенка.

А закончить свое эссе я хочу словами из эпиграфа: «Все начинается с любви..»

Я уверенна, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ.

И самая большая благодарность услышать шепот ребенка «Я тебя люблю». Каждое утро я встречаю, своих бывших воспитаников в школе, бегущих на встречу раскрыв свои объятия, старающихся наперебой рассказать о своей новой жизни в роле ученика.

Это ли не счастье?  Значить я на верном пути.  Значит какие – то струны их души я «настроила» верно. И за это каждодневное ощущение счастья я благодарна моей профессии.  Я не разочаровалась в своем выборе. Хоть он был и случаен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...