Программа по дополнительному образованию "Бумажные фантазии"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Кабликова Елена Руслановна

Программа для педагогов дополнителього образования и воспитателей ДО. Включает в себя разные техники работы с бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p_r_o_g_r_a_m_m_a.docx50.18 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 121»

Утверждаю

Директор ГБОУ Школа №121

______________ В.С. Сметлев

Приказ № __ от «01» сентября 2017г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Бумажные фантазии»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:

Кабликова Елена Руслановна

Пояснительная записка

Направленность программы

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой жизненной ситуации. В любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Актуальность программы

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми функциями. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две поделки, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективную одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки – тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (лёгкость обработки, минимум инструментов, доступность). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму. Известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки. Но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.).

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающей среде, обогащают словарь детей, формируют умения общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии. Превращение листа бумаги в игрушку при работе в технике оригами дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьёзные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое не части, получают различные виды треугольников и многогранников, с лёгкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение. Учатся творить и любить живое.

Работа в технике аппликации располагает большими воспитательными и обучающими возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребёнок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учатся анализировать явления природы и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали и т. п. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятие пространственных представлений, цвета и его преобразования, аккуратности. Формируется терпение , усидчивость, стремление довести до конца начатое дело. Искусство выполнения бумажной аппликации учащиеся в дальнейшем могут перенести на работу по ткани, дереву, коже, металлу.

Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая её поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоёмких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Педагогическая целесообразность

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает преподавание материала по "восходящей спирали", то есть периодическое возращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений (см. Приложение 1), для сюжетно-образной игры.

Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. В старших классах проводится углубляющая работа на всех этапах выполнения задания, уделяется больше разбору и анализу работ, созданных учащимися. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Программа предусматривает посещение выставок в районе и городе, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения

Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на занятиях изобразительного искусства, математики, познавательного развития, их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:
* осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Новизна программы

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (лёгкость обработки, минимум инструментов, доступность). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму. Известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки. Но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.).

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающей среде, обогащают словарь детей, формируют умения общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии. Превращение листа бумаги в игрушку при работе в технике оригами дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьёзные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое не части, получают различные виды треугольников и многогранников, с лёгкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение. Учатся творить и любить живое.

Возраст обучающихся и сроки реализации

Программа работы кружка рассчитана на 1 год обучения.

Возраст детей 5-7 лет

Формы и режим работы

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Занятие проводится один раз в неделю, продолжительностью 45 минут. Пятница 15.50-15.35.

 (15.50-15.55 – организационный момент, 15.55-16.10- 1-я часть занятия, 16.10-16.15-динамическая пауза, 16.15-16.30 – 2-я часть занятия, 16.30-16.35- организационный момент)

 Программа предназначена для кружковой работы, рассчитана на 31 час в год. Наполняемость группы составляет 8-18 детей. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей.

Ожидаемые результаты

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года  предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

* познакомятся с различными способами и приёмами бумажной пластики и оригами: свёртывание, скручивание, складывание;

* научатся работать в разной технике: рваная бумага, мятая бумага, аппликация из цветных полосок, объёмная аппликация, плоскостной картонаж, конструирование из бумаги;

* научатся использовать навыки декоративного конструирования, придумывать свой узор, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков;

* овладеют умением располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа;

* научатся пользоваться клеем, кисточкой;

Способы определения результативности:

  • интеллектуальная деятельность
  • игровая деятельность
  • практическая деятельность

Мониторинг освоения воспитанниками программными умениями и навыками

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/баллы

в с н

ориентация на листе

уровень сформированности мелкой

моторики

умение работать с цветом

приемы работы с кистью

навыки вырезания

навыки зрительного анализа

умение работать по образцу

умение составлять композицию

Н (низкий) - не справляется с программой

С (средний) - справляется, при выполнении упражнений и заданий

требуется помощь педагога или частичная помощь педагога

В (высокий) - справляется самостоятельно

Виды контроля

  • Входной контроль – диагностирование в форме тестирования на выявление развития мелкой моторики рук воспитанников.
  • Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Самостоятельная работа.
  • Итоговый контроль – повторное диагностирование на установление моторного развития воспитанников.

Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям; составление альбома лучших работ.

Учебно-тематическое планирование

 Содержание программы «Бумажные фантазии»

Занятия будут направлены на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, природные материалы и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

Тематический план работы «Бумажные фантазии» на 2017-2018 учебный год.

№пп

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Октябрь

«Декоративная тарелка» в технике папье-маше

3

Текущий анализ детских работ

Парашют из полосок

1

Текущий анализ детских работ

Ноябрь

Объемная аппликация «Букет рябины»

1

Текущий анализ детских работ

Объемная аппликация из бумажных колечек. Кисть винограда.

1.

Текущий анализ детских работ

Шапочка цыпленка из бумажных полосок

1

Текущий анализ детских работ

Аппликация «Краски осени»

1

Текущий анализ детских работ

Декабрь

Персонажи русских сказок. Поросенок. Кот. Лягушка. Зайчик.

4

Текущий анализ детских работ

2.

Рождественский венок из бумаги

1

Текущий анализ детских работ

Январь

1.

Поделки из бумаги на пружинках «Сова». «Мышка». «Ворона»

3

Текущий анализ детских работ

Февраль

1.

Смешные закладки «Котик»

1

Текущий анализ детских работ

2.

Шаблон КАПЛЯ «Кит», «Кораблик»

2

Текущий анализ детских работ

Март

Цветы из жатой бумаги

1

Текущий анализ детских работ

2.

Оригами «Мышка»

1

Текущий анализ детских работ

3.

Объемная аппликация «Кактус»

1

Текущий анализ детских работ

4.

Игрушки из яичных лотков. Олень

1

Текущий анализ детских работ

Апрель

1.

Инопланетянин из гофрированного картона

1

Текущий анализ детских работ

2.

Закладка «Сова»

1

Текущий анализ детских работ

3.

«Губка Боб»

1

Текущий анализ детских работ

4.

Часы «Мишка»

1

Текущий анализ детских работ

Май

1.

Поделки из бумаги сложенной пополам «Слон», «Лев»

2

Текущий анализ детских работ

2.

Объемная аппликация из бумажных колечек «Клоун»

1

Текущий анализ детских работ

3.

Поделки из бумаги с ВЕЕРОМ «Павлин»

1

Текущий анализ детских работ

Итого

31

Календарный план работы «Бумажные фантазии» на 2017-2018 учебный год.

№пп

месяц

число

Время занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Октябрь

 

06.10.17

15.50-16.35

Папье-маше

1

«Декоративная тарелка»

группа

Текущий анализ детских работ

2.

13.10

15.50-16.35

Папье-маше

1

«Декоративная тарелка»

группа

Текущий анализ детских работ

3.

20.10

15.50-16.35

Папье-маше

1

«Декоративная тарелка»

группа

Текущий анализ детских работ

4.

27.10

15.50-16.35

Аппликация

1

Парашют из полосок

группа

Текущий анализ детских работ

5.

Ноябрь

3.11

15.50-16.35

Объемная аппликация

1

 «Букет рябины»

группа

Текущий анализ детских работ

6.

10.11

15.50-16.35

Объемная аппликация из бумажных колечек.

1

Кисть винограда.

группа

Текущий анализ детских работ

7.

17.11

15.50-16.35

Поделки из бумажных полосок

1

Шапочка цыпленка из бумажных полосок

группа

Текущий анализ детских работ

8.

24.11

15.50-16.35

Аппликация

1

«Краски осени»

группа

Текущий анализ детских работ

9.

Декабрь

1.12

15.50-16.35

Оригами

1

Персонажи русских сказок. Поросенок.

группа

Текущий анализ детских работ

10.

8.12

15.50-16.35

Оригами

1

Кот.

группа

Текущий анализ детских работ

11.

15.12

15.50-16.35

Оригами

1

Лягушка

группа

Текущий анализ детских работ

12.

22.12

15.50-16.35

Оригами

1

Зайчик.

группа

Текущий анализ детских работ

13.

29.12

15.50-16.35

Поделки из бумажных полосок

1

Рождественский венок из бумаги

группа

Текущий анализ детских работ

14.

Январь

12.01.18

15.50-16.35

Поделки из бумаги на пружинках

1

«Сова»

группа

Текущий анализ детских работ

15.

19.01

15.50-16.35

Поделки из бумаги на пружинках

1

«Мышка»

группа

Текущий анализ детских работ

16.

26.01

15.50-16.35

Поделки из бумаги на пружинках

1

«Ворона»

группа

Текущий анализ детских работ

17.

Февраль

2.02

15.50-16.35

Оригами

1

Смешные закладки «Котик»

группа

Текущий анализ детских работ

18.

9.02

15.50-16.35

Шаблон КАПЛЯ

1

 «Кит»

группа

Текущий анализ детских работ

19.

16.02

15.50-16.35

Шаблон КАПЛЯ

1

«Кораблик»

группа

Текущий анализ детских работ

20.

Март

2.03

15.50-16.35

Работа с жатой бумагой

1

Цветы из жатой бумаги

группа

Текущий анализ детских работ

21.

16.03

15.50-16.35

Оригами

1

«Мышка»

группа

Текущий анализ детских работ

22.

23.03

15.50-16.35

Объемная аппликация

1

 «Кактус»

группа

Текущий анализ детских работ

23.

30.03

15.50-16.35

Игрушки из яичных лотков.

1

Олень

группа

Текущий анализ детских работ

24.

Апрель

6.04

15.50-16.35

Киллинг

1

Инопланетянин из гофрированного картона

группа

Текущий анализ детских работ

25.

13.04

15.50-16.35

Оригами

1

Закладка «Сова»

группа

Текущий анализ детских работ

26.

20.04

15.50-16.35

Поделка из бросового материала

1

«Губка Боб»

группа

Текущий анализ детских работ

27.

27.04

15.50-16.35

Аппликация

1

Часы «Мишка»

группа

Текущий анализ детских работ

28.

Май

4.05

15.50-16.35

Поделки из бумаги сложенной пополам

1

«Слон»

группа

Текущий анализ детских работ

29.

11.05

15.50-16.35

Поделки из бумаги сложенной пополам

1

«Лев»

группа

Текущий анализ детских работ

30.

18.05

15.50-16.35

Объемная аппликация из бумажных колечек

1

 «Клоун»

группа

Текущий анализ детских работ

31.

25.05

15.50-16.35

Поделки из бумаги с ВЕЕРОМ

1

 «Павлин»

группа

Текущий анализ детских работ

ЛИТЕРАТУРА
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.
2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.
3. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г.
4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
5. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.
6. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985г., N4
7. В.Я.Данилено. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. N5
8. Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991г.
9. А. А. Мелик-Пашаев, З. Н.Новлянская. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995г
10. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.
11. П.Бортон, В.Кэйв. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" Москва 1996г.
12. Р.Гибсон, Д.Тайлер. Веселое рождество.- "Росмэн" Москва 1996г.
13. Г.Б.Минервин. О красоте машин и вещей.- "Просвещение" Москва 1975г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по дополнительному образованию "Пластилиновая фантазия".

Программа  разработана для детей средней группы. Дети  учатся лепить как объемные так и плоскостные изделия (пластилинография)....

рабочая программа по дополнительному образованию "Чудесные фантазии"

Программа предполагает работу с  природным материалом, с бросовым материалом, с пластилином, тестопластикой, с бумагой....

Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"

Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...

Программа по дополнительному образованию "Мир фантазии" для детей 3-7 лет.

Устремленная личность - личность творческая, имеющая творческую энергию, идеи, таланты. В частности, такая личность легко выражается в словах, ощущениях тела, эмоций и мыслей Духа....

Дополнительная образовательная программа Творческой студии «Калейдоскоп фантазий»

СодержаниеПояснительная запискаВозрастные особенности детей 3-4 летВозрастные особенности детей 5-6 летПеречень основных видов деятельностиПерспективный план занятий с детьми 3-4 летПерспективный план...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" 2018 -2019 учебный год.

Рабочая программа по пластилинографии. Цель:  развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....