«Использование игровых технологий для формирования у дошкольников представлений о русских народных традициях и культуре».
консультация (старшая группа) на тему

Краснеева Елена Викторовна

Помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа, используя для организации воспитательно-образовательного процесса игровые технологии. 

Знакомство детей с легендарными  русскими богатырями, с историческим прошлым нашего народа я организую с применением  игр: «Единоборство», «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Тяни за булавы», где мальчики могут помериться силой и ловкостью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, именуемое «детский сад» ГБОУ СОШ «Центр образования»

                           пос. Варламово 

Тема: «Использование игровых технологий для формирования у дошкольников представлений о русских народных традициях и культуре».

воспитатель:

Краснеева Елена Викторовна

2016 год


1слайд

Использование игровых технологий для формирования у дошкольников представлений о русской народных традициях и культуре

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста, способ познания окружающего мира.

 2 слайд

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте дошкольного образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).  Использование игровых технологий в образовательном процессе дает возможность ребенку «прожить» в игре различные ситуации при поддержке и сопереживании взрослого и сверстников.

3слайд

Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другие. Размышляя над играми современных детей, которые повышают агрессию, тревожность, нарушают межличностные отношения, я пришла к выводу – что необходимо приобщать дошкольников к народным играм и забавам. Введение народных игр в современный педагогический процесс может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа.

Важной задачей я считаю — помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа, используя для организации воспитательно-образовательного процесса игровые технологии.

4слайд

Русские народные игры

5слайд

имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

6слайд

Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

7слайд

Большое значение я придаю  обучению элементам русских народных игр, в которых отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные понятия о мужской силе и женской мудрости, о находчивости, воле, стремлении к победе.

8слайд

Роль мальчика соответствует роли настоящего мужчины,

9слайд

приглашая девочку, он ведет ее в круг, зазывает выполнять действия, связанные с текстом игры, любуется или наоборот показывает свою удаль. Этот  прием дает богатый материал для полоролевого воспитания детей.

10слайд

Предлагаю воспитанникам игры, отражающие занятия наших предков женщин и мужчин, их бытовой уклад и деятельность: «Огородное пугало», «Дедушка - рожок», «Встречный бой», «Каравай», «Невод» и другие. Эти игры отражают стремление к победе, к сплочению и взаимоподдержке.

11слайд

Игры «Когда солнышко взойдет», «Плетень»,

 12слайд

«Ехал Ваня на коне»,  «Пахарь», «Я посеяла ленку» способствуют развитию творческого самовыражения ребят, раскрывают  личностные качества, ведут к импровизации.

13слайд

Знакомство детей с легендарными  русскими богатырями, с историческим прошлым нашего народа я организую с применением  игр: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек»,

14слайд

«Единоборство»,  «Тяни за булавы», где мальчики могут помериться силой и ловкостью. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям.

15слайд

Хочется особенно остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми. Фольклорные игры привлекают детей народными песнями, прибаутками, плясками.

16слайд

Оригинальность самовыражения, своеобразие языка, формы и содержание русских перекличек отражают национальные традиции и несут богатые фольклорные пласты, которые способствуют воспитанию уважительного отношения к родной стране.

 17слайд

Чтобы игровая ситуация увлекала ребят, использую зачины, юмор, шутки, считалки, жеребьевки, потешки, заклички, приговорки, которые несут в себе  художественную ценность игрового фольклора. Например, «Катился горох по блюду, ты води, а я не буду», или: «Я купил себе дуду и по улице пойду. Громче дудочка дуди: мы играем - ты води». Они помогают  быстро организовать играющих, объективно выбрать ведущего точно выполнять напевность  или характерный склад текста.

18слайд

Объясняя новую игру, я  использую «сундук-игротеку». Это многофункциональный сундучок. Находящиеся в нем предметы уникальны тем, что состоят из предметов известных на Руси. В зависимости от предстоящей игры, с помощью сундука происходит знакомство ребят с историей русских игр прошлых столетий, осуществляется подбор атрибутов.

19слайд

В моей игротеке есть такие фольклорные игры как: «Птички и пугало», «Волк и овцы»,

20слайд

«Медведь в бору», «Коршун».

21слайд

Особенно полюбились ребятам хороводные игры

22слайд

«Дубок»,

23слайд

«Пугало»,  «Каравай»,

24слайд

«Карусель»,

25слайд

«Бабка- Ёжка»,

26слайд

«Дедушка водяной»,

27слайд

«Петух», в них детям предоставляется возможность не только вспомнить соответствующее фольклорное произведение, но и стать его непосредственным участником.

28слайд

В играх «Городки»,  «Мешочек», «Лапта», «Палочка - выручалочка»

29слайд

используем волчки, биты, скакалки, мишени, камушки, они дают возможность воспитанникам проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

30слайд

Расширяя интерес к народной традиции и  культуре я показываю детям картины и  иллюстрации, а так же использую видеоматериалы и электронные образовательные ресурсы.

31слайд

В группе создана игротека в соответствии с возрастом: медиатека видеозаписей (мультипликационных фильмов) по мотивам народных сказок, былин, мультимедийные презентации, картины, тематические альбомы о народных играх, хороводах, плясках, изделиях народных мастеров, CD-диски с аудиозаписями народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен,

32слайд

библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, пословицами, поговорками.

33слайд

Отведено место для организации театрализованных игр,

34слайд

игр-инсценировок,

35слайд

имеется уголок ряжения с элементами народных костюмов,

36слайд

головных уборов и шапочек для игр, куклы «би-ба-бо»,

37слайд

настольный, теневой и

38слайд

пальчиковый театры,

39слайд

дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика)

40слайд

игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Наряди куклу в народный костюм».

41слайд

В моей группе есть мини-музей «Народная игрушка», где собраны филимоновские, дымковские игрушки, матрёшки, а также тряпичные куклы, созданные руками детей, которые используются в игровой деятельности

42слайд

 (куклы «Сонница – бессонница», «Крупеничка», «Пеленашка», «Зайчик на пальчик», «Сторож Еремей»).

43слайд

Моя работа не было бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Что бы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации на тему использовании народных игр в воспитании детей. Предлагала родителям памятки с правилами народных игр, книги с игровыми технологиями («Подвижные и дидактические игры на прогулке» Нищева Н. В.; «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Г.А.Антонова, О.М.Ельцова, Н.Н.Николаева).

В результате систематического применения в воспитательно-образовательном процессе разнообразных видов народных игр у воспитанников формируются представления о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и культуре.

44слайд

спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Газета для родителей "Радужные странички" Использование игровых технологий при формировании у дошкольников элементарных математических представлений.

Использование игровых технологий при формировании у дошкольников элементарных математических представлений....

"Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Мастер класс. Педагог Ясинская Н.В. Тема: «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Обобщение опыта работы....

Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений

Основной вид дошкольной деятельности — это игра. Играя, ребёнок познаёт мир, учится общаться, обучается.Исходя из возрастных особенностей детей в своей практической деятельности я постоянно испо...

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...

Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе....

Использование игровых технологий при формировании у дошкольников элементарных математических представлений.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенк...

Газета для родителей Использование игровых технологий при формировании у дошкольников элементарных математических представлений

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенк...