Главные вкладки

    Картотека игр, этюдов, упражнений направленных на снижение эмоционального и мышечного напряжения у детей в период адаптации к ДОУ.
    картотека (младшая группа) на тему

    П                 Предлагаемые игры, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка раннего возраста, направлены

                           - на снижение эмоционального и мышечного напряжения;

                         - формирование эмоциональной выразительности и эмпатии;

                         - тренировка психомоторных функций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka.docx47.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека игр, этюдов, упражнений направленных на снижение эмоционального и мышечного напряжения у детей в период адаптации к ДОУ.

    В первые годы жизни ребенка происходит его интенсивное эмоциональное развитие. Ребенок учится проявлять радость, обиду, гнев, тревогу.  Ребенку сложно контролировать нежелательные желания и порывы. Особенно это важно, если ребенок эмоционально возбудим, агрессивен, застенчив, тревожен.

        Взрослый может способствовать снижению мышечного  и эмоционального напряжения, как правило, сопутствующих негативным переживаниям ребенка.

    Предлагаемые игры, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка раннего возраста, направлены

    - на снижение эмоционального и мышечного напряжения;

    - формирование эмоциональной выразительности и эмпатии;

    - тренировка психомоторных функций.

    Варианты игр на снижение эмоционального и мышечного напряжения:

    1. Игры на снижение эмоционального и мышечного напряжения

    ИГРА «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» (Тихеева Е. И.,)

    Возраст. С 2 лет.

    Цель. Снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

    Содержание. Взрослый с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика, произнося стихотворение:

    Солнечные зайчики Играют на стене, Поманю их пальчиком, Пусть бегут ко мне. Ну, лови, лови скорей. Вот он, светленький кружок, Вот, вот, вот — левей, левей! Убежал на потолок.

    Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его повыше, чтобы дети подпрыгивали, стараясь его достать.

    ИГРА «ЦВЕТЫ» (Валева И. В.,)

    Возраст. С 2 лет.

    Цель. Нейтрализация негативных переживаний. Содержание. Дети располагаются в группе произвольно. Взрослый читает стихотворение, сопровождая его игровыми действиями.

    Брошу в землю семена —

    Поливать мне их пора.

    Из зеленых из росточков

    Появляются цветочки.

    Наши алые цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Взрослый легко касается головы каждого ребенка, дети приседают. Взрослый поглаживает каждого ребенка по голове, дети соединяют ладошки над головой. Поглаживает ладошки детей.

    Дети встают.

    Наши алые цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Дети разводят ладошки.

    Дети дуют, покачивают руками над головой.

    ИГРА «ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА» (Лапухина И. С,)

    Возраст. С 2,5 лет.

    Цель. Снятие мышечного напряжения, развитие фантазии ребенка.

    Содержание. Взрослый рассказывает стихотворение, сопровождая слова движениями, придуманными им. Дети повторяют движения и слова.

    Зайка по лесу скакал,

    Зайка корм себе искал.

    Вдруг у зайки на макушке

    Поднялись, как стрелки, ушки.

    Шорох тихий раздается,

    Кто-то по лесу крадется.

    Заяц путает следы, убегает от беды.

    Прыгнул вбок, и обернулся,

    И под кустиком свернулся,

    Словно беленький клубок, —

    Чтоб никто найти не смог.

    Осторожно, словно кошка,

    От дивана до окошка

    На носочках я пройдусь,

    Лягу и в кольцо свернусь.

    А теперь пора проснуться,

    Распрямиться, потянуться.

    Я легко с дивана спрыгну,

    Спинку я дугою выгну.

    А теперь крадусь, как кошка,

    Спинку я прогну немножко.

    Я из блюдца молочко

    Полакаю язычком.

    Лапкой грудку и животик

    Я помою, словно котик.

    И опять свернусь колечком,

    Словно кот у теплой печки.

    ИГРА «ТАНЦУЕМ ВМЕСТЕ» (Филиппова Ю. В.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Цель. Расслабление, мышечное раскрепощение детей, осознание ими своего тела и формирование свободы движений.

    Содержание. В игре могут участвовать как пары детей, так и пара взрослый—ребенок. Игроки берутся за руки. Одному из них завязывают глаза. Участник, у косого глаза открыты, начинает под музыку совершать танцевальные движения, и увлекает за собой партнера. Участник с завязанными глазами пытается повторить его движения.

    Рекомендация. Как правило, играя с маленькими детьми, взрослый не завязывает им глаза, а просит закрыть их.

    ИГРА «ХВОСТИКИ» (Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.)

    Цель. Взаимодействие с членами семьи; улучшение пространственной ориентации; обучение приемам релаксации.

    Содержание. Детям вместе с родителями можно по играть в тигрят (лисичек, волчат). Для этого каждому надо привязать к поясу длинный шарф или ленту. Ре- бенок сам выбирает понравившийся шарф или ленту и привязывает (сам или с помощью взрослых) его себе и маме, папе, старшей сестре и т. д.

    Взрослый предлагает всем участникам игры, имити- руя движения тигрят, и побегать по комнате, стараясь поймать друг друга и схватить за хвостик.

    Варианты игры могут быть различными. Например, все одновременно могут бегать друг за другом; можно бегать за одним из членов семьи; сначала могут ловить тигрят только взрослые, а потом только ребенок, и наоборот.

    В конце игры можно выполнить релаксационные упражнения:

    • просто полежать на ковре, на спине, на животе, на боку;
    • лежа глубоко подышать, выдыхая через рот так, как дышат уставшие тигрята, как дышим мы сами, как дышит мышка и т. д.;
    • лежа на ковре, потянуться;
    • встать на четвереньки, сесть на ноги, руки вытянуть вперед, не отрывая от ковра, и потянуться;
    • опираясь на прямые руки, лечь, вытянув ноги, прогнуться;
    • чередовать последние два упражнения.

    В заключение можно попрощаться с «хвостиками», отвязать их, превратиться снова в людей.

    Рекомендация. В эту игру можно играть и с группой детей и родителей. В таком случае дети сначала догоняют друг друга, потом взрослых (или наоборот) или все участники догоняют одного из играющих. Если дети неохотно вступают в игру, пусть малыш сначала догоняет только свою маму, а она — только его.

     

     При использовании игры в работе с детьми старше 4 лет шарфики можно заменить платочками и не пришивать их, а затыкать за пояс.

       В этом случае после окончания игры побеждает тот, во догнал больше всех тигрят и собрал самое большое количество платочков-хвостиков.

    ИГРА «ШАРИКОВЫЕ БОИ» (Монина Г. Б., Аютова Е. К.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Цель. Снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие внимания, координации движений.

    Содержание. В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руках. Отойдя на расстояние 0,5— 1 м, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими».

    Если мокрый шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то и сухой шар остается в воде. Игра заканчивается тогда, когда таз останется пустым.

    В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат.

    ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК» (Агеева А. В.)

    Возраст. С 3 лет.

    Цель. Снятие напряжения, переход от чрезмерной активности к спокойному ритму.

    Содержание. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно (чтобы шарик не лопнул) через приоткрытые губы надувайте его, а теперь покажите свои шарики друг другу.

    Рекомендация. Упражнение можно повторить три раза.

    ИГРА «КОРАБАЬ И ВЕТЕР» (Агеева А. В.)

    Возраст. С 2,5 лет.

    Цель. Настрой группы на рабочий лад, особенно если дети очень устали.

    Содержание. «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик».   Рекомендация. Упражнение можно повторить три раза.

    ИГРА «ДРАКА» (Агеева А. В.)

    Возраст. С 2,5 лет.

    Цель. Расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.

    Содержание. «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко солите челюсти. Пальцы рук сожмите в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура, неприятности позади!»

    Рекомендация. Это же упражнение полезно проводить с тревожными и с агрессивными детьми.

    При взаимодействии с детьми до трех лет желательно проводить данное упражнение в индивидуальной форме.

    ИГРА «ДУДОЧКА» (Агеева А. В.)

    Возраст. С 3 лет.

    Цель. Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

    Содержание. «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку, затем начните сначала. Продолжайте играть на ваших дудочках. Какой замечательный оркестр!»

    1. ИГРЫ-ЭТЮДЫ НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И РАССЛАБЛЕНИЕ

    Маленькому ребенку, у которого только начинают формироваться образное мышление и произвольность психических функций, достаточно сложно выполнять образные этюды. Поэтому для работы с этюдами мы предлагаем использовать картинки с изображением этюда. Нужно предварительно побеседовать с детьми на тему этюда, а затем выполнять его, используя игровую форму проведения.

    ИГРА-ЭТЮД «ШТАНГА» (Чистякова М. И.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Содержание. «Представьте себе, что поднимаете тяжелую-тяжелую-тяжелую штангу. Молодцы! А теперь можно бросить штангу на пол. Отдохните. И снова за работу!»

    ИГРА-ЭТЮД «СОСУЛЬКА» (Чистякова М. И.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Содержание. Дети слушают стихотворение и выполняют движения, заранее показанные взрослым.

    У нас под крышей

    Белый гвоздь висит,

    Солнце взойдет,

    Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

         

    Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

    ИГРА-ЭТЮД «ШАТАЙ-БОЛТАЙ» (Чистякова М. И.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Содержание. Дети слушают стихотворение и выполняют движения, заранее показанные взрослым.

    Шалтай-Болтай

    Сидел на стене.

    Шалтай-Болтай

    Свалился во сне. (С. Маршак)

    Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклонить корпус тела вниз.

    ИГРА-ЭТЮД «ВИНТ» (Чистякова М. И.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Содержание. Дети стоят в исходном положении: пятки и носки вместе. Затем поворачивают корпус влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

       Этюд может сопровождаться музыкой Н. А. Римского- Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

    ИГРА-ЭТЮД «НАСОС И МЯЧ»  (Чистякова М. И.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Содержание. Дети играют в парах. Один — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с-с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с-с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях; после второго «с-с» выпрямилось туловище; после третьего у мяча поднимается голова; после четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать воздух. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш-ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.

    Играющие меняются ролями.

    ИГРА «ТАНЦУЮЩИЕ РУКИ»  (Фопель К.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Цель. Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им прекрасную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. Игра должна проводиться под музыку.

    Содержание. «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь лягте, пожалуйста, спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от

    кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге.

    Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось (2 — 3 минуты)».

    Рекомендации. Как показала практика, дети 3 лет охотно выполняют просьбу взрослого, выплескивая свои негативные эмоции на бумагу. Однако желательно использовать индивидуальную форму взаимодействия с ребенком.

    ИГРА «ПОЙМАЙ ЗАЙЧИКА» (Смирнова Е. О.,)

    Возраст. С 2 лет.

    Цель. Снятие эмоционального напряжения, излишней двигательной активности.

    Содержание. Взрослый показывает детям солнечный зайчик на стене, обращая внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает.

     Взрослый читает детям стихотворение:

    Солнечные зайчики —

    Прыг, прыг, скок,

    Прыгают, как мячики,

    Прыг, прыг, скок...

    Затем взрослый предлагает малышам ловить зайчика, иногда давая им возможность догнать световое пятно, которое потом опять убегает.

    Если зайчик «устал», ребятам удается его поймать, но иногда он прячется. В этом случае ведущий говорит, что зайчик устал, спрятался в норку, что детям тоже пора отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку.

    Когда зайчик отдохнет и вновь появится перед ребятами, дети снова принимаются его ловить. Взрослый при этом говорит: «Проснулся зайчик, смотрите, как танцует, а вот он под стол спрятался... Ой! Он прыгнул на диван... Ловите его, ловите скорее!»

    ИГРА «УЛИТКА» (Аютова Е. К., Монина Г. Б.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Цель. Снятие эмоционального напряжения, агрессии снижение импульсивности детей.

    Содержание. Взрослый показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности.

    Затем взрослый встает во главе строя детей, а дети пристраиваются за ним «паровозиком» — каждый последующий обнимает за талию предыдущего.

    Взрослый говорит, что теперь они все вместе — большая улитка.

    По команде воспитателя: «Лягушка» — улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде: «Лягушка ускакала» — дети, не расцепляя рук, прохаживаются по комнате и хором говорят:

    Вновь гулять улитка хочет,

    Радуется и хохочет.

    Игра повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удовольствие.

    ИГРА «РЫЧИ, ЛЕВ, РЫЧИ»  (Кряжева Н. Д.,)

    Возраст. С 2,5 лет.

    Цель. Снижение эмоционального напряжения.

    Содержание. Ведущий говорит: «Все мы — львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», все должны очень громко рычать. Отлично! А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы!».

     Ведущий просит детей рычать громко, изображая при этом львиную стойку.

    ИГРА «УХОДИ, ЗДОСТЬ, УХОДИ» (Кряжева Н. Д.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Цель. Снижение мышечного и эмоционального напряжения.

    Содержание. Дети ложатся на ковер по кругу. Между ними — подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

    Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

    ИГРА «КТО ГРОМЧЕ, КТО ТИШЕ?» (Кряжева Н. Д.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Цель. Снижение мышечного и эмоционального напряжения.

    Содержание. Взрослый делит детей на две группы и просит каждую из них по очереди зарычать, как рычат тигры, причем рычать надо как можно громче. Когда обе команды по нескольку раз выполнят просьбу, взрослый может попросить их посоревноваться в том, кто тише сидит.

    Как правило, дети с удовольствием выполняют обе просьбы. Задача взрослого — чередовать их в зависимости от цели, от характера последующего вида деятельности с детьми.

    ИГРА «ПРАЗДНИЧНЫЕ СВЕЧИ» (Фопель К.,)

    Возраст. С 2 лет.

    Цель. Расслабление мышц лица, регулирование дыхания, улучшение настроения.

    Содержание. Взрослый беседует с малышами о том, как проходит их день рождения, о праздничном торте (пироге) со свечами. Затем он просит детей поднять высоко вверх столько пальчиков, сколько им лет (как правило, с этой задачей справляются даже совсем маленькие дети), и говорит: «Представьте, что сегодня — день вашего рождения, а ваши пальчики — праздничные свечи. Задуйте их. Дуйте очень сильно!

       Теперь представьте, что у вас в руках — легкая травинка. Очень нежно дуйте на нее, так, чтобы она согнулась вперед...

    А теперь положите руки на колени и дайте им передохнуть».

    Рекомендации. Данная игра предлагается К. Фопелем для взаимодействия с детьми от 3 лет. Практика показала, что дети более младшего возраста охотно включаются в эту игру при условии ее многократного повторения, демонстрации движений, более подробного объяснения до начала игры. Более старшие дети могут, по рекомендации К. Фопеля, мысленно представлять свечи и задувать их, закрыв при этом глаза. Малыши же учатся просто регулировать свое дыхание в зависимости от объекта воздействия.

       Для малышей 2 лет нужно показать картинку с праздничным тортом. Можно изготовить модель торта с вставляющимися сделанными из картона и папиросной бумаги свечами по количеству детей.

     «СДУЙ МЕНЯ» (Фопель К.,)

    Возраст. С 2,5 лет.

    Цель. Регулирование дыхания, расслабление, создание бодрого настроения, общение.

    Содержание. Дети сидят на полу напротив взрослого, по сигналу которого они начинают дуть на него, как настоящая буря. «Представьте, что вы — ураган, который ломает сучья деревьев и срывает листья с ветвей. Дуйте на меня так сильно, как только вы можете, и попытайтесь сдуть меня. Сильнее! Сильнее!»

        Когда дети на самом деле сильно подуют, взрослый падает на бок. Он говорит: «Теперь перестаньте, пожалуйста, дуть на меня и поднимите меня. Для этого втягивайте в себя воздух, как пылесосы. При этом издавайте тихий звук, говорящий о том, что вы со всей силой тянете воздух (для маленьких детей необходимо несколько раз продемонстрировать, как это можно сделать)».

       Когда дети на самом деле будут сильно втягивать воздух, взрослый поднимается.

    Как правило, дети (особенно маленькие) с восторгом играют в эту игру, поскольку чувствуют себя сильными, способными «управлять» взрослым человеком.

    Рекомендации. Данная игра предлагается К. Фопелем для взаимодействия с детьми от 3 лет. Практика показала, что дети более младшего возраста охотно включаются в эту игру при условии ее многократного повторения, демонстрации движений, более подробного объяснения до начала игры. Перед игрой можно проделать упражнение: дать малышам трубочку для коктейля с надрезанным и расправленным в виде воронки кончиком, а на стол положить скатанные из ваты комочки. Затем попросить детей поймать комочки, трубочкой втягивая в себя воздух.

    ИГРА «ЧЕРЕПАХИ» (Фопель К.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Цель. Расслабление мышц плеч и затылка.

    Содержание. Взрослый показывает детям картинку, на которой нарисована черепаха, и спрашивает, что она делает в момент опасности. Как правило, дети отвечают, что черепаха прячет голову и лапы в панцирь до тех пор, пока опасность не минует. Затем взрослый предлагает им поиграть.

       Дети ложатся на ковер, а взрослый под спокойную музыку говорит: «Все вы — маленькие черепахи. Вы лежите на травке, под лучами ласкового солнышка. Вам очень хорошо и спокойно. Вдруг вы слышите, что едет грузовик (музыка обрывается)... Поднимите плечи, прижмите руки и ноги к телу, согнув их при этом. Наклоните голову так, чтобы подбородок упирался в грудь (взросший сначала показывает движения сам, потом помогает каждому ребенку освоить его).

    Ура! Опасность — позади: грузовик уехал! Теперь опять вам спокойно и легко. Медленно вытягивайте шею, Спускайте плечи. Покрутите головой в разные стороны: правда ли, что все вокруг стало безопасным? » Некоторое время дети лежат в расслабленном состоянии. Взрослый подходит к тем, кому трудно выполнять упражнение, поглаживает их ручки, ножки.

       Через несколько секунд (минут) музыка вновь обрывается, взрослый хлопает в ладоши (звонит в колокольчик) и говорит: «Внимание! Опасность. В небе — самолет...»

       Как правило, дети просят повторять это упражнение «сколько раз подряд.

    ИГРА «СТАНЬ КРОШЕЧНЫМ» (Фопель К.,)

    Возpacm. С 3 лет.

    Цель: Отдых, снижение импульсивности.  

    Содержание. Дети встают на колени. Взрослый прост: «Вы должны постараться стать такими маленькими- маленькими, чтобы уместиться в ящике комода. Сначала положите голову на колени. Затем прижмите колени к груди как можно сильнее. Плотно прижмите руки к телу...

    Представьте, что вы стали такими крошечными, что можете аккуратно уместиться в ящике со свежим постельным бельем.

    Прежде чем начать новую игру, отдохните несколько мгновений».

    Рекомендации. Данная игра предлагается К. Фопелем для взаимодействия с детьми от 3 лет. Практика показала, что дети более младшего возраста охотно включаются в эту игру при условии ее многократного повторения, демонстрации движений, более подробного объяснения до начала игры.

    ИГРА «СОВСЕМ, СОВСЕМ ТИХО» (Фопель К.,)

    Возраст. С 3 лет.

    Цель. Расслабление.

    Содержание. Все дети садятся на ковер и кладут руки на колени.

    Взрослый говорит: «Посидите, пожалуйста, тих-тихо. Для вашего тела наступило время, когда оно может отдохнуть от дел, которые вы сегодня уже сделали. Это время, чтобы получить новые силы и всем, всем расслабиться.

    Закройте глаза. Расслабьте все части вашего тела, расслабьте все кончики пальцев... (взрослый подходит каждому ребенку и помогает ему).

    Расслабьте руки...

    Расслабьте спину, живот, ноги...

    Пусть все замрет в вашем теле, кроме дыхания.

    Это хороший способ навострить ушки и услышать все, что происходит вокруг нас.

       А теперь пусть будет совсем, совсем тихо (1 минута)».

    Рекомендации. Если данное упражнение проводите с детьми до 3 лет, желательно на первых этапах заниматься индивидуально с каждым ребенком

    ИГРА «РАДУЖНЫЙ ЗАЙЧИК» (Ларечина Е. В.)

    Возраст. С 3 лет.

    Цель: Овладение приемами самомассажа.

    Содержание. Дети и взрослый сидят на ковре. Взрослый предлагает малышам представить и посадить на ладошку их зайчиков, которые прискакали с радуги. Каждый рассказывает о том, какого цвета его зайчик. Взрослый предлагает погладить зайчика другой ладошкой. Взрослый рассказывает про зайчиков: «Зайчики очень любят играть. Вот они прыгнули на головку (дети гладят себя по головке), затем  на одну руку (массирующие движения от плеча к запястью), потом на другую». Таким же образом массируются ноги. Животик поглаживается по часовой стрелке.

    В конце зайчик снова возвращается в ладошку, дети благодарят его и отпускают на радугу-дугу обратно.

    ИГРА «ЛАДОШЕЧКА» (Буренина А., Сауко Т.,)

    Возраст. С 2 лет.

    Цель: Снятие эмоционального напряжения, установление теплых доверительных отношений со взрослым.

    Содержание. На мелодию русской народной песни  «Я на горку шла».

       Взрослый просит показать свои ладошки, дети протягивают их. Взрослый на первый куплет гладит ладошки двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ладошки детям, и они поглаживают их. Важно поприветствовать всех детей.

    1. Дай ладошечку, моя крошечка,

        Я поглажу тебя по ладошечке.

    1. На ладошечку, моя крошечка,

        Ты погладь меня по ладошечке.

    Рекомендации. В эту игру можно играть и с 1,6 лет, когда ребенок находится на занятии вместе с мамой.

    ИГРА «ДОБРАЯ И СЕРДИТАЯ КОШЕЧКА» (Игнатьева Т. П.,)

    Возраст. С 2,5 лет.

    Цель. Расслабление, укрепление мышц позвоночника.

    Содержание. Ребенок повторяет движения за взрослым.

    Добрая кошечка. Встать на четвереньки, медленно и плавно поднять голову, улыбнуться и прогнуться в пояснице. Дыхание ровное. Удерживаем позу 5 — 6 секунд.

    Можно сказать ребенку: «Кошечка увидела хозяина, ей[ радостно. Давай поприветствуем его, скажем «мяу».

    Сердитая кошечка. Медленно и плавно опустить: лову, а спину выгнуть вверх. Удерживаем позу 5 —6 секунд: «Кошечка увидела собаку и очень рассердилась. Как кошечка сердится, она шипит «ш-ш-ш».

    ИГРА «ТЕПАЫЙ И ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕРОК»

    Возраст. С 3 лет.

    Цель. Гармонизация дыхания, расслабление.

    Содержание. Ребенок повторяет движения за взрослым. «Представьте себе, что сейчас очень холодно и к нам в комнату залетел холодный ветерок». Глубокий «вдох носом, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з». Съежились, как комочки. «А теперь на нас подул теплый летний ветерок. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у». Расслабились».

    ИГРА «ЕЖИК»

    Возраст. С 2,5 лет.

    Цель: Чередование состояний напряжения и расслабления.

     Содержание. Ребенок лежит на спине. Обхватывает руками колени и прижимает согнутые ноги к груди.

    Вот свернулся еж в клубок,

    Потому что он продрог.

    (Лежа на спине, потягиваемся, руки выпрямлены вверх, за голову).

    Лучик ежика коснулся,

    Ежик сладко потянулся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: "Снятие эмоционального напряжения у детей в период адаптации к ДОУ"

    Ваш малыш подрос, и настала пора посещать детский сад. Для него очень сложно понять, почему мама отдает его в неизвестное место, почему она уходит, а не остается вместе с ним. И вы тревожитесь о...

    ИГРЫ НА СНИЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 1-3 лет

    В первые годы жизни ребенка происходит его интен­сивное эмоциональное развитие. Ребенок учится прояв­лять радость, обиду, гнев, тревогу. Но в этом возрасте ему пока еще трудно контролировать нежелател...

    "Советы по снятию эмоционального и мышечного напряжения у детей в период адаптации"

    Матриал содержит  советы для родителей детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду....

    Игры на снижение эмоционального и мышечного напряжения у детей 2 – 4 лет

    Игры на снижение эмоционального и мышечного напряжения у детей младшего дошкольного возраста в детском саду...

    Консультация для родителей: «Снятие эмоционального напряжения у детей в период адаптации к ДОУ»

    Адаптационный период один из ответственных моментов в жизни ребенка....