Проект "Моя семья"
проект (средняя группа)

Эседова Альфия Толхатовна

В  дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya_esedova_at.docx183.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Ласточка»

Проект «Моя семья»

https://i.pinimg.com/736x/b0/2d/05/b02d058d27161eaf81fcc67aef47918b.jpg

Составила: воспитатель

ГОРН для детей от 4 до 5 «Пчелки»

Эседова А.Т

Содержание проекта:

1. Целеполагание                                                                                   4 стр.

2. Подготовительный этап                                                                    5 стр.        

3. Основной этап                                                                                   6 стр.

4. Презентация                                                                                       7 стр.

Заключение                                                                                            8 стр.

Приложения к проекту

Приложение 1– Диагностический материал.                                    10стр.

Приложение 2 - Перспективный план реализации проекта            12 стр.

Приложение 3 – Конспекты мероприятий с детьми                        13 стр.

Приложение 4 – Конспекты мероприятий с родителями                17 стр.

Целеполагание

Нужно помнить, что будущее создается сегодня! С семьи начинается всё. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны. Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.

Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. И задача воспитателя детского сада - донести эту мысль до родителей.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

В  дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

Вид проекта: творческий, игровой

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, родители, дети

Образовательная область: социализация 

Цель проекта: формировать представление детей о семье, семейных традициях

Задачи проекта: 

1. Определить уровень сформированности у детей представлений о семье, родственных отношениях.

 2. Разработать мероприятия по реализации проекта, направленные на расширение и уточнений представлений детей о семье, членах семьи, родственных отношениях.

3. Создать партнерские отношения между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

4. Определить эффективность проектной деятельности.


Ожидаемые результаты реализации проекта:

Расширятся представления детей о своей семье: о членах семьи, родственных отношениях. Дети будут проявлять уважение и заботу ко всем членам семьи. Сумеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. У детей заложится понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Будут созданы партнерских отношений между участниками воспитательного - образовательного процесса.

     2 этап - Подготовительный этап

Задачи:

1. Выявить уровень первоначальных представлений ребенка о семье, родственных отношений.

2. Создать условия для реализации проекта.

3. Мотивировать детей и родителей на участие в проекте.

В рамках подготовительного этапа нами была осуществлена диагностика уровня первоначальных представлений ребенка о семье. Для определения уровня  представлений детей использовалась беседа, которая проводилась с каждым ребенком, а с родителями проводилось анкетирование.

В диагностике участвовало 18 детей.

Результаты диагностики показали следующее:

Высокий  уровень- 0 детей

 Средний уровень - 3детей

Низкий уровень - 15 детей

15 опрошенных детей, называют свое имя, свою фамилию, имена родителей, но не называют родственных связей. 3 детей находятся на среднем уровне. Они уверенно называют свое имя, фамилию, имена родителей. Частично знают и называют имена бабушек и дедушек. Называют слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Таким образом, выяснилось, что представления детей о семье, родственных отношениях не достаточные.

Результаты анкетирования родителей показали, что все они признают необходимость формирования у детей представлений  о семье.

На этом же этапе для мотивации родителей провели родительское собрание в форме совместного досуга родителей и детей «Давайте познакомимся». В ходе мероприятия родителям   рассказали об   основных направлениях работы в рамках проекта, о планах и идеях. Обсудили с родителями действия по реализации проекта, рассказали о важности его реализации. 

3 этап -  Основной. Реализация проекта.  

Задачи:

1. Разработать мероприятия по реализации проекта, направленные на расширение и уточнений представлений детей о семье, родственных отношениях.

2.Создать партнерские отношения между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Вся  работа на этом этапе была разделена на несколько блоков:

1 блок  Познавательный

2 блок  Художественно - эстетический

3 блок  Игровой

1. Познавательный  блок.

Работа в рамках данного блока была направлена на сбор семейных фотографий.  По собранным фотографиям   проводились беседы с детьми на тему: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», «В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия членов нашей семьи». Собранные фотографии были оформлены в альбомы «Моя семья», «Наш отдых», «Профессии родителей».  Для активизации познавательного интереса занятия и совместная деятельность проводились в игровой интересной для восприятия детей форме. В рамках этого блока была организована встреча с мамой Лищенко Екатериной Викторовной, которая рассказала детям о своей семье, родственных отношениях, любимых занятиях и прочитала детям свои стихотворения.  

2. Художественно - эстетический блок

Содержанием этого блока были мероприятия, направленные на ознакомление с художественными произведениями о семье. Свои впечатления дети отражали в различных творческих работах: аппликация «Дом для моей семьи», лепка «Испечем оладушки»; в рамках этого блока был проведен творческий конкурс рисунков детей и родителей «Моя семья».

В совместной деятельности использовались дидактические игры: «Как зовут членов семьи?», «Кто, что любит делать?», «Кому, что нужно для работы?», «Назови ласково», «Сравнить, кто старше, младше», «Скажи наоборот»

Ежедневно читали и обсуждали с детьми, содержание прочитанного рассказа или сказки, поддерживая и закрепляя интерес к художественной литературе, как средству получения новой информации о семье и родственных отношениях.

С большим интересом отнеслись дети к разучиванию пальчиковых игр о семье.

  3. Игровой блок.

Содержанием этого блока стали различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры.

Отражением знаний о семье стала сюжетно-ролевая  «Семья».

        На протяжении реализации проекта для совместного чтения родителей и детей была организована библиотека со сказками и рассказами о семье, игротека с играми для домашнего проигрывания.

     Результатом работы в рамках проекта стало пополнение атрибутами сюжетно - ролевой игры «Семья», оформление альбомов «Моя семья, «Наш отдых», «Наши занятия и увлечения».

4 этап -   Презентация проекта

        Презентация была проведена в форме развлечения «Моя семья», в котором участвовали дети и родители.  Они вместе читали стихи, пели песни, играли в различные игры.  Была организована выставка продуктов совместного творчества детей, родителей, воспитателей в рамках этого проекта: фотографии «Я и моя семья на отдыхе», рассказы о семье, атрибуты к сюжетно - ролевой игре.

Проведенное мероприятие способствовало гармонизации детско-родительских отношений, сплочению детей с педагогами и родителями.

5этап – Заключительный

Для оценки результатов была проведена итоговая беседа, которая показала, что уровень представлений детей по этой теме повысился. Результаты диагностики показали следующее:

Высокий  уровень- 3 детей

Средний уровень- 15детей

Низкий уровень – 0 детей

Дети могут рассказать о своей семье и родственных связях. Отношения у детей к своим родителям стали более тёплыми, родители и дети стали к друг другу внимательнее и трепливее. Многие родители чаще стали интересоваться делами группы. Многие предлагают свою помощь, а некоторые иногда проявляют свою инициативу в организации групповых дел.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование проектной деятельности имеет положительный результат, как в развитии детей, так и в установлении партнерских отношений между участниками образовательного процесса.

Приложения1 Диагностика

Приложения2 Перспективный план

Приложение3 Работа с детьми

Приложение 4 Работа с родителями

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013;

2. Деркунская В.А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре» - Москва : Педагогическое сообщество России, 2005;

3. Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М: Просвещение, 1991;

4. Гризик Т.И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007;

5. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003;

6. Ушакова О.С. «Знакомство с литературой детей 3 -5 лет» - Москва: Сфера, 2009;

7. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» М Сфера 2007;

8. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии - М.: Карапуз-дидактика, 2008;

9. Синкевич В.В. - «Физкультура для малышей» - М, Детство – пресс. 2002.

10. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М, ТЦ Сфера, 2005.

11. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» - М, Линка-Пресс, 2007.

12. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей» - М.: Т.У. Сфера, 2004.

Приложение1

Диагностический материал

Вопросы к детям:

– Какое у тебя имя?

– Какая у тебя фамилия?

– Как зовут твою маму?

– Как зовут твоего папу?

– Как зовут твою бабушку?

– Как зовут твоего дедушку?

Задания детям. Рассмотреть рисунок с изображением членов семьи (брат, сестра, мама, папа, дедушка, бабушка). Показать и назвать слова, обозначающие родство (родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).

Воспитатель просит ребенка показать на рисунке родителей (маму и папу), детей, дедушку и бабушку. Задает вопросы:

– Кем дети приходятся маме и папе? (Сыном, дочерью.)

– Кто они для бабушки и дедушки? (Внук, внучка.)

–Мальчик и девочка, изображенные на рисунке, кем приходятся друг другу? (Они брат и сестра.)

– Кто изображен на рисунке? (Люди, родные, семья.)

Характеристика уровней

Ниже среднего

Называет свое имя, свою фамилию, имена родителей. Называет

слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Средний

Уверенно называет свое имя, свою фамилию, имена родителей. Частично знает и называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать.

Высокий

Уверенно называет свое имя и свою фамилию, имена родителей, называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Понимает родственные отношения (мама, папа  бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь,         внук,         внучка).

Анкетирование родителей

  1. ФИО родителя
  2. Знает ли ваш ребенок Имена, Отчества родителей, бабушек и дедушек, других родственников?
  3. Ваш ребенок знает о том, кто кому кем приходится?
  4. Беседуете ли вы с ребёнком о уважительном отношении к близким членам семьи?

Приложение 2

Перспективный план реализации проекта

Месяц

Цель

Содержание работы с детьми

Содержание работы с родителями

Сентябрь

1 неделя

Цель: выявить уровень знаний по проблеме взаимодействие детей и родителей.

Диагностика детей

Анкетирование родителей

Сентябрь

2 неделя

Способствовать формированию представлений о семье.

Беседы: «Моя дружная семья» Рассматривание иллюстраций о семье.

НОД: «Моя семья»

«Д/и: « Ласковое слово»; «Вежливые слова»

Пальчиковая игра: «Моя семья»

Подбор иллюстраций, фотографий, альбомов по тематике проекта

Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»

Сентябрь

3 неделя

Цель: формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д).

Обогащение развивающей среды и дидактического материала в группе.

Пополнение словарного запаса детей.

Беседы: «Бабушка с дедушкой»

Д/и «Как зовут членов семьи?», «Кто, что любит делать?», «Кому, что нужно для работы?»

С-р.игра: «Семья»

Пословицы и поговорки

Пальчиковая игра «Кто живет у нас в квартире»

Лепка - «Испечём оладушки»

Выставка творческих работ «Моя семья»

Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре

Совместное чтение с детьми сказки «Три медведя»

Сентябрь

4 неделя

Расширение кругозора детей.

Содействовать в укреплении семейных отношений и улучшение взаимопонимания между родителем и ребёнком.

Наполнение родительского уголка.

Беседы: ««В нашей  семье все трудятся»,

«Любимые занятия членов нашей семьи»

Аппликация - «Дом для моей семьи »

Чтение стихотворения

Д. Габе «Моя семья»

Пальчиковые игры «Семья».

С/р «День рождение куклы»

Д/и «Сравнить, кто старше/младше», «Скажи наоборот»

Оформление фотовыставки ««Я и моя семья на отдыхе»

Октябрь

1 неделя

Выявить уровень представлений детей о семье

Диагностика детей

Совместный досуг с родителями в рамках проекта

Приложение3

Мероприятия для детей

Беседа «О бабушках и дедушках »

Цель: формирование уважительного отношения к пожилым людям.

 Задачи: - продолжаем формировать умение слушать и понимать текст сказки - закрепляем знания цветов;

- формирование у детей эмоционально-положительного восприятия пожилых людей;

- развитие социально-верного поведения детей, уважение к старшим;

 - развивать у детей способность к сопереживанию, прививать понятие оказание помощи пожилым людям.

Предварительная работа: Чтение стихов о бабушке, рассматривание иллюстраций к сказкам и рассказам о дедушках и бабушках, беседа о празднике День пожилых людей.

Ход занятия. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение.

Меняет цвет природа,

Меняется погода,

И солнцу золотому

Идут дожди вослед,

А за теплом ненастье,

За горем будет счастье,

И молодость на старость

Меняет человек.

Так жизнь идет по кругу,

Года спешат друг к другу,

Но радостью, надеждой

Наполнен год и век.

И в день осенний, яркий

Прими концерт в подарок,

Наш пожилой любимый,

Наш добрый человек!

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла. Давайте поздороваемся и познакомимся с ней. Куклу зовут Маша.

Кукла Маша: Здравствуйте ребята. Кукла подходит к каждому ребенку.

Кукла Маша: Здравствуйте, как тебя зовут?

Ребята: Здравствуйте, меня зовут  …

Кукла Маша: Ребята, а вы знаете, что есть такой праздник День пожилых людей. А кого называют пожилыми людьми? Ответы детей.

Кукла Маша: Это все бабушки и дедушки. У вас я знаю тоже есть бабушки с дедушками, и вы их очень любите. Давайте поиграем, каждый из вас скажет ласковое слово своей бабушке или дедушке.

Проводится игра «Скажи ласковое слово».

Дети слушают песню «Бабушка рядышком с дедушкой»

Воспитатель: Молодцы ребята, наша беседа закончилась.

                       НОД по познавательному развитию в средней группе

«Моя семья».

Пр.сод: Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях.
Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.
Метода         и         приемы
Практические: сюрпризный момент – прослушивание песни про семью, проведение физкультминутки «Кто живёт у нас в квартире», проведение мимического упражнения «Наши         поступки».
Наглядные: рассматривание         дидактических картинок «Семья».
Словесные: проведение дидактических игр «Назови ласково», «Кто что делает?»
Предварительная работа: учить регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора.
Материал: Аудиозапись «Детской песни про семью» (в исполнении Ларисы Григорьевой. Слова и музыка Александра Ермолова), картинки с изображением семей разных стран мира; дидактические картинки «Семья».

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель незаметно включает аудиозапись песни «Детская песня про семью» в исполнении Ларисы Григорьевой. Обращает внимание детей на песню, предлагает её послушать.

Воспитатель: Мальчики и девочки, понравилась вам эта песня?
Ответы детей (да, понравилась).
Воспитатель: а какая она – грустная или весёлая?
Ответы детей (она весёлая).
Воспитатель: верно, это весёлая песня. А про кого она?
Ответы детей (про маму, папу, бабушку и дедушку).
Воспитатель: правильно, дети. А как назвать одним словом всех, кого вы перечислили?
Ответы детей (семья).
Воспитатель: правильно! Именно про семью мы с вами и прослушали сейчас песню. Как замечательно, когда у человека есть семья, когда близкие люди всегда рядом. Посмотрите несколько картинок с изображением семьи.
Воспитатель показывает картинки с изображением семей разных стран мира.
Воспитатель: дети, посмотрите, какие счастливые семьи здесь изображены! А как я поняла, что они счастливые?
Ответы детей (потому, что они улыбаются).
Воспитатель: да, верно. Когда человек счастлив, он улыбается. Когда есть семья – мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка, то это настоящее счастье. Дети, а вы любите свою семью?
Ответы детей (да, любим).
Воспитатель: это очень хорошо! Не сомневаюсь, что ваша семья тоже вас любит. А давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Назови ласково». Я вам показываю картинки, а вы говорите, кто это, и как ласково можно назвать членов семьи. Договорились?
Ответы детей (да!).
Проводится игра 
«Назови ласково» с показом дидактических картинок «Семья».
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка, бабуля
Сестра – сестрёнка, сестричка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Воспитатель: молодцы, дети, всех назвали ласково. Сразу видно, что вы любите свою семью и дома обращаетесь к родственникам ласково. А теперь я предлагаю посчитать членов одной дружной семьи. Эта семья всегда живёт очень дружно, все помогают друг другу и она очень-очень большая. Хотите узнать про эту семью?
Ответы детей (да, хотим).
Воспитатель: тогда предлагаю вам встать рядом со мной и послушать стихотворение внимательно, посмотреть на мои движения, а потом всем вместе повторить за мной.
Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире» 
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Дети, а что любят делать члены вашей семьи? Мне очень интересно. Давайте я буду называть вам членов семьи, а вы будете мне говорить по очереди, что любят делать ваши мамы или папы, бабушки или дедушки, братишки или сестрёнки.

Воспитатель называет маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру, а дети по цепочке говорят действие, которое любит делать или часто делает член семьи (мама – наряжается, читает книги, работает, готовит еду; папа – ездит на машине, чинит бытовую технику и т.д.).
Воспитатель: как много умеют и любят делать ваши родные люди! А ещё одну интересную игру хотите узнать?
Ответы детей (конечно, хотим!).
Воспитатель: ну тогда давайте сейчас сначала разомнёмся. Вы умеете хмуриться? Покажите, как умеете!
Дети хмурятся.
Воспитатель: а теперь давайте улыбнёмся!
Дети улыбаются.
Воспитатель: отлично! Ну а теперь начнём игру. Слушайте внимательно, я вам буду называть ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то вы будете хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует вашу семью, то вы улыбнётесь. 
Проводится игра на мимику.
Вы разбили чашку;
Вы помогли маме пропылесосить;
Вы не убрали игрушки;
Вы обняли бабушку;
Вы помогли дедушке починить телевизор
Вы отняли игрушку у младшего братика
Вы угостили сестричку конфетой.
Воспитатель: молодцы, дети, понимаете – где хороший поступок, а где – не очень! Я надеюсь, что дома вы совершаете только хорошие поступки – помогаете старшим, уступаете младшим?
Ответы детей (да, мы делаем только хорошие поступки).

Итог занятия.
Воспитатель:
  Дети, а теперь скажите мне пожалуйста – что же такое семья?
Ответы детей (это мама и папа, бабушка и дедушка, сестрёнка и братишка).
Воспитатель: верно! Теперь я предлагаю вам нарисовать своим близким какой-нибудь рисунок в подарок.

Конспект беседы «Моя дружная семья».

Задачи:

Формировать представление о семье, семейных традициях.

Воспитывать уважение и любовь к своей семье

Оборудование: Фотографии семьи и рисунки детей, конверт с письмом и картинкой, смайлики (зеленые- веселые, желтые- равнодушные, красные- печальные, недовольное) , картонный дом.

Предварительная работа: составление рассказов по картинке на тему «Семья», рассматривание семейных фотографий, рисование семьи, чтение рассказов, стихотворений на данную тему, сюжетно- ролевые и настольные игры.

Ход беседы:

Организационный момент

- Дети, сейчас я под дверью нашей группы нашла письмо, которые адресовано нам. Это письмо от девочки Маши. Давайте его прочитаем.

Воспитатель достает из конверта картинку с изображением семьи Маши (вывешивает на доску).

- Посмотрите, Маша нам отправила фотографию. Кто изображен на этой фотографии? (взрослые, дети, родители, сын, дочь). А как одним словом можно их назвать? (Семья). И еще она прислала нам стихотворение Олега Бундур. Я сейчас вам его прочитаю, а вы мне потом ответите, о чем же говорится в стихотворении.

Семья (Олег Бундур)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

- Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (О семье)

- Правильно! Для автора семья- это что? (Ответы детей по стихотворению)

- Молодцы! А для вас, что такое семья? (Ответы детей)

-Хорошо! Кто мне скажет, о чем мы сегодня с вами поговорим? (О семье)

- Правильно, но не только о семье, но и о традициях, которые существуют в ваших семьях.

- Семья- это самое дорогое, самое важное, что есть у человека в жизни!

- Из кого может состоять семья, как вы думаете? (Папа и мама, сестренки и братики, бабушки и дедушки)

- Молодцы! Вот посмотрите на Машину фотографию. Маша живет с мамой Ириной и папой Сашей. У нее есть сестричка Соня, а также с ней живет бабушка Люда и дедушка Миша. Бабушка и дедушкой на пенсии. Сестричка ходит в школу, в третий класс. Мама работает поваром, а папа водителем. А Маша ходит в садик. У них в семье есть традиции - отмечать День Рождения в кругу семьи, каждые выходные ходить в парк, наслаждаясь красотой природы и свежим воздухом, печь пироги и ватрушки. А летом они ездят всей семьей на море отдыхать.

- Теперь расскажите, из каких членов семьи состоит Машина семья? (ответы детей)

- А какие традиции у них существуют? (Ответы детей)

- Правильно! А кто хочет рассказать по фотографии и рисунку о своей семье? (Рассказывают 4-5 человек)

- Спасибо! Молодцы!

- Чей рассказ вам больше всего понравился, и почему? (Ответы детей)

- Теперь скажите, чем похожи все семьи, о которых рассказывали? Чем отличаются? (Ответы детей).

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (Ответы детей)

- Сейчас мы с вами это проверим:

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

- Молодцы! Правильно! Хорошо, вы знаете членов семьи.

- А какая ваша семья? (Ответы детей)

Итог беседы:

- Дети, чтобы семья была дружной, что нужно делать? Какими нужно быть? (Ответы детей)

- О чем мы напишем Маше в нашем письме?

- Сейчас посмотрите на доску, что вы видите на ней? (Домик)

- У вас есть на столах смайлики разного цвета (Зеленый, желтый, и красный).

- Если вам понравилась наша беседа, то прикрепите на домик зеленый смайлик, если же не очень понравилось, то желтый, если вам беседа была не интересна, то красный.

Дети берут смайлики и прикрепляют их на домик.

Картотека дидактических игр.

«Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным):

мама (какая?) — ...,

бабушка (какая?) — ...,

дедушка (какой?) — ...,

папа (какой?) — ....

 «Чей, чья, чье,         чьи?» (образовании и употребление притяжательных прилагательных).

Шарф (чей?) — мамин, папин, ... .

Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .

Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... .

Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .

«Сравнить, кто старше/младше» (составление сложносочиненного предложения с союзом а):

Папа — сын (папа старше, а сын младше),

папа — дедушка,

дядя — племянник,

внук — дедушка.

 «Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций): 

мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.

 «Скажи наоборот». 

Старший — (младший), большой —, молодой — ....

Старше — (моложе, младше).

Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных);

У кого глаза добрые? (У бабушки).

У         кого         руки         сильные?
У кого ласковые руки? ...        

 «Отгадай». Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.

—  О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый?
(Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.

 «Кто ты?» У каждого ребенка по две парные карточки, изображающие членов семьи.

Я — сын мамы, папы. Я — мамин сын, папин сын  и т. д.

«Три медведя».

Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Воспитатель, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низким, средним или высоким голосом.

Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама-медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка.

 «Репка». 

Дети в масках инсценируют сказку «Репка».

Воспитатель устанавливает последовательность расположения детей: первым стоит дедушка, второй — бабушка, внучка встанет за бабушкой, Жучка между внучкой и кошкой и т. д.

 «Я люблю всех» (назови ласково). 

Например: мама — мамочка, папа — папочка и т. д.

Образование уменьшительной формы прилагательных (игра с мячом).

Например: старый — старенький, добрый — добренький и т. д.

Образование множественного числа существительных (игра с мячом).

Например: брат — братья, сестра — сестры и т. д.

 «Кто быстрее принесет картинки?»

На столе разложены наборы картин из лото «Наша семья».

Дети должны собрать картинки, изображающие действие одного и того же лица.

Например: — Девочка прыгает. Девочка пьет чай. Девочка рисует. — Мама шьет. Мама варит. Мама пишет.

Приложение 4

Мероприятия для родителей

Развлечение «Моя семья»

для детей средней группы ДОУ

Цель: раскрыть отношения людей в семье, дать детям знания о том, что семья – это еще и наш большой общий дом, наша планета с ее обитателями.

Действующие лица:

Ведущий, домовёнок Кюзя – взрослые;бабушка, внучка - дети.

Участники : дети средней группы и их родители, бабушки.

Материал: листы бумаги, 2 корзины, элементы строительных модулей, лепестки и серединки цветов.

Дети и родители входят в зал и садятся на стулья.

Ведущий. Мы собрались сегодня в этом зале под одной крышей, под крышей нашего большого дома. В нашем детском саду мы – одна большая семья: дружная, веселая, добрая и озорная. Все мы очень любим друг друга. Чувством любви связано все в этом мире.

Под музыку входит в зал домовёнок Кузя.

Домовенок Кузя:

Здравствуйте ребятишки – девчонки и мальчишки!

Я веселый Домовой, охраняю здесь покой.

Подружитесь-ка со мной, ну а звать меня - Кузьмой.

Д.К. Что-то я совсем забыл, что такое семья?

Ведущая. Ребята, как помочь Кузе? Как быть? Что же такое семья? Кто живет в семье? А у животных, птиц бывает семья? А у цветов? (ответы детей). Вот сколько родни!

Ребенок читает стих.

Моя родня

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папа будет моторная лодка,

Маме – в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий – братишке,

Мяч – сестренке, конфета – Тишке.

А еще есть друг у меня.

Друг Сережка мне тоже родня,

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю. Я. Аким

Входят Бабушка и Внучка ( девочки) и инсценируют стихотворение.

Кто кому кто?

- Бабушка, бабушка, я – чья дочка?

- Ты – Федина дочь, моего сыночка.

- Мой папа – большой, а совсем не сыночек.

- Сынок и брат четырех моих дочек.

- Бабушка, стой, объясни все сначала.

- Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало! З. Александрова

Ведущая. Мы собрались в этом зале, чтобы поиграть, повеселиться, добротой поделиться, пошутить и посмеяться, в чем-то посоревноваться. Ну и чтобы не скучать, предлагаю отправиться в веселое путешествие и показать Кузе, что такое семья.

Скорее на поезд с нами садись, да с песенкой дружной скорей прокатись.

Имитируют движение поезда под песню «Веселые путешественники» Старокадомского

1 остановка «Полянка ласковое слово»

Ведущая. В семье все относятся друг к другу с уважением, помогают, заботятся, оказывают внимание. Все мы знаем такое простое и ласковое слово, тихое и очень теплое, нежное – мама!

Песня « Песенка о маме» С. Разоренова

Ведущий. Любовь согревает сердце людей, объединяет всех в семье! А умеете ли вы говорить друг другу ласковые приятные слова?

Игра «Комплимент»

Участники игры разбиваются на пары, по очереди обмениваются комплиментами. Сначала играют дети, затем соревнуются взрослые.

Ведущий. Сколько замечательных слов мы сегодня услышали! Продолжаем свой путь. Едим на поезде.

Имитация движения поезда.

2 Остановка « Поляна чистоты»

Ведущая. А чем занимается в семье мама? Какую работу она выполняет в доме? (ответы детей) А вот что умеет папа?

Песня « Песенка про папу» Г. Силиной

Ведущая. Поможем родителям и наведем чистоту на нашей поляне.

Игра «Собери мусор»

2 команды. На полу разбросан мусор( листы бумаги) стоят 2 корзины. Пока звучит музыка нужно собрать мусор. Кто больше соберет.

Кузя. Какие вы молодцы! Как быстро все убрали.

Ведущий. Наши дети еще могут, например, стирать свои платочки.

Танец «Стирка»

Кузя хвалит детей за танец.

Ведущая. Молодцы! Ребята настоящие помощники дома. Отправляемся в дорогу. Едим на поезде.

3 остановка « Полянка сказок»

Ведущая. Ребята, у каждой мамы есть своя мама - ваша бабушка.

Ребенок. Очень бабушку свою.

Маму мамину люблю.

У нее морщинок много,

И на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать. Е. Благина

Ведущая. Задание детям.

1.Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое…

Ну, отгадайте, как звали ее. Красная шапочка

2. Кто-то за кого-то ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть, ох засело крепко.

Что же это? Репка

3. Кто мохнаты, косолапый

По лесной тропе идет?

Что мохнатый, косолапый

В большом коробе несет? Маша и медведь

4. Из муки он был печен,

На сметане мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? Колобок

5. Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? Три медведя

Ведущая. Задания для наших бабушек. Кто больше назовет сказок?

Сказки по очереди называют бабушки.

Кузя. Молодцы! Как хорошо сказки знаете. Наверное, внукам часто читаете!

Ведущая. А дети приготовили для бабушек песню.

Песня «Про бабушку» Вахрушевой

Ведущая. Пора в дорогу! Все на поезд.

4 остановка « Строительная поляна»

Разделить на две команды. Кто быстрее построит дом.

Кузя. Молодцы.

Ведущий. Вот видишь Кузя, когда в семье все дружные, тогда любое дело по плечу. А теперь нам пора в дорогу!

5 остановка «Цветочная поляна»

Кузя. Как же это цветочная полянка? Ни одного цветочка нет?

Ведущая. И правда ребята, ни одного цветочка нет. Есть только лепесточки и серединки цветов. Как быть?

Дети предлагают собрать цветы. Играет музыка – дети собирают цветы.

Кузя. Вижу я цветы – небывалой красоты…

Девочки –красавицы – вам цветочки нравятся?

Ведущий. Пусть как цветы в краю родном

Растут ребята наши.

Пусть будут лучше с каждым днем,

И с каждым годом краше!

Ведущий. Нам пора возвращать в наш любимый дом – детский сад.

Кузя. Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром.

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле?

Ведущая. Спасибо всем, кто принял участие в нашем празднике. Мы прекрасно провели вечер.

А теперь мы очень рады

Вместе с вами станцевать!

Танец «Разноцветная игра» Б. Савельева

Консультация для родителей

«Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»

Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.

Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.

Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.

Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым!

Речь ваша, дорогие родители - эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.

В таких совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости.

Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.

Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.

Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.

В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто - то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.

Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Познакомить с тем, как жили люди в другие времена. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи.

Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Например: игра в бирюльки, лапта.

Заинтриговать ребенка игрой и при желании можно и поиграть!

Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.

Родители, желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....