Проект «Русская народная игрушка матрёшка»
проект (младшая группа) на тему

Вид проекта: игровой

Цель:
Познакомить с самой популярной  русской народной деревянной игрушкой – матрешкой.

Задачи:

- сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ;

- развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность;

- познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками;

- развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца;

- воспитывать любовь и уважение к народному искусству;

- создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник;

- воспитывать аккуратность в работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_matreshka_-_kopiya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская народная игрушка матрёшка»

Вид проекта: игровой

Цель:
Познакомить с самой популярной  русской народной деревянной игрушкой – матрешкой.

Задачи:

- сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ;

- развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность;

- познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками;

- развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца;

- воспитывать любовь и уважение к народному искусству;

- создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник;

- воспитывать аккуратность в работе.

Классификация проекта:

по составу участников – коллективный проект (групповой)

по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края

по тематике – творческий проект

по срокам реализации – кратковременный проект

Участники проекта: педагог, дети, родители.

Длительность проекта: 1 месяц.

Этапы реализации проекта «Русская народная игрушка- МАТРЁШКА»:

1 этап Подготовительный

Погружение в проблему, постановка задач.

1. Беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках матрёшках.

2. Рассматривание игрушки матрёшки.

3. Пробуждение интереса к теме развлечения (дети совместно с воспитателем знакомятся с материалом проекта и отвечают на вопросы).

4. Рассматривание наглядно – дидактического материала.

5 Знакомство с проектом.

2 этап Продуктивный.

Организация практической работы над проектом.

1. Подборка нужной литературы

2. Изготовление памяток для осуществления проекта.

3.Непосредственно - образовательная деятельность:

1. Лепка:

Изготавливаем куклу-матрёшку и наносим на неё узоры.

2. Художественная литература: чтение потешек, стихов, загадок, пословиц, закличек о матрёшке

3. Музыкальные занятия: заучивание частушек, знакомство с народными песнями.

4.Рисование «Сарафан для матрёшки».

5.Конструирование «Дома для матрёшек».

6. Лепка «Кукла – неваляшка».

3 этап Обобщающий

Систематизация информации

1. Работа с информацией, дополнительной литературой;

2. Выполнение оформления проекта:

* На занятиях по художественному творчеству украшают наряд матрёшке.

* На занятиях по развитию речи и худ. литературе читаем произведения из раздела “Устное народное творчество”

* На занятии по сенсорному развитию формируем умение разбирать и собирать матрёшку

Выставка детских работ «В гости к нам пришли матрёшки».

Мероприятия по реализации проекта:

- чтение и обсуждение стихотворений, потешек о матрёшках

- рассказ воспитателя о русской народной игрушке матрёшке

- отгадывание загадок о матрёшке

- Рисование «Сарафан для матрёшки»

- Конструирование из пластмассового конструктора «Дома для матрёшек»

- Лепка «Украшаем матрёшку»

- Лепка «Куклы неваляшки»

 (См. приложение)

- Дидактическая игра «Матрёшки»

- Физкультминутка «Научи матрёшку»

- Дидактическая игра «Большие и маленькие матрёшки»

- Дидактическая игра «Красный – синий»

- Дидактическая игра «Подбери двери к домикам»

- Музыкальная игра «Матрёшки танцуют»

- Хоровод «Матрёшки»

Актуальность проекта:

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Результат:

  1. Заинтересованность детей  темой:  русская народная игрушка «Матрешка», проявление их познавательной активности: вместе с  родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
  2. Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой  игры «К нам Матрешки в гости пришли».
  1. Проведение физкультурного досуга «В гостях у матрешки».
  2. Инициативное конструирование детьми  из строительного материала, конструктора домиков для Матрёшек по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
  3. Организация  выставки «Мы милашки, куклы – неваляшки»

Приложение 1

Рисование «Сарафан для матрёшки».

2.Лепка «Куклы - неваляшки»

Лепка «Наряд для матрёшки».

Дидактическая игра «Цветные матрешки»

Основным видом деятельности дошкольника, как мы знаем, является игра. И особое место отводится дидактическим играм. "Игра для детей - это способ познания мира. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучают растения, животных" - говорила Н. К. Крупская.

А дети второй младшей группы еще не имеют большого опыта, не всегда знают основные цвета, не могут классифицировать предметы. Поэтому, вашему вниманию предлагается дидактическая игра "Цветные матрешки", целью которой является закрепление основных цветов.

Я изготовила матрешек четырех основных цветов: красного, желтого, синего и зеленого. У каждой матрешки есть свое лукошко. Также были сделаны мелкие предметные картинки: красные грибочки, желтые морковки, синие мячи, зеленые елочки.

Изготовление игры.

1. Вырезывание формы матрешки и оформление ее аппликацией.

2. Изготовление лукошек из бумаги и атласной ленточки.

3. Вырезывание предметных картинок и оформление их аппликацией.

Этих матрешек можно использовать в следующих играх:

1. Игра "Подбери по цвету".

Цель: Закрепление основных цветов.

(Дети складывают предметные картинки каждого из цветов в лукошко матрешки аналогичного цвета)

Игра "Одинаковые подарки"

Цель: Учить распределять предметы поровну.

(Дети "дарят" каждой матрешке одинаковые подарки. Либо одинаковое количество (например, всем матрешкам по 2 предмета, либо каждая получает и елочку, и грибочек, и морковку, и мячик) .

3. Игра " Выполни задание"

Цель: Закреплять цвета, развивать умение слушать задание и выполнять его.

(Воспитатель дает задание "положить красные предметы в лукошко синей

матрешки" или "зеленые предметы подарить желтой матрешке". Можно предложить положить желтой матрешке мало (меньше) предметов, а красной много (больше, или "самой большой матрешке дать мячики, а самой маленькой грибочки") .

В эти игры воспитатель играет с детьми группами по 3-4 человека или индивидуально. Игры и задания к ним вводятся постепенно.

Кроме того, дети могут сами нарисовать (или раскрасить) предметы разных цветов для каждой из матрешек и положить в свое лукошко.

Спасибо за внимание!

Развлечение «Матрёшка»

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрёшкой, с процессом её изготовления;

Учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания;

Упражнять в работе со стеком;

Добиваться передачи выразительности образа;

Материал: изображения разных видов матрёшек, схемы изготовления, глина, стеки, матрёшки (на каждого ребёнка).

Ход занятия

Раздаётся стук в дверь. Входит матрёшка.

Воспитатель: Здравствуй матрёшка! С чем ты к нам пожаловала?

Матрёшка: Я пришла к вам в гости, чтобы на вас посмотреть и себя показать.

Воспитатель: Что ж, давайте полюбуемся матрёшкой.

Матрёшка: Красивая ли я, дети?

Дети: да.

Воспитатель: Да, матрёшка, ты действительно красивая. Только не надо хвастаться. Пусть сами ребята расскажут о тебе.

(При описании игрушки обратить внимание на части тела, одежду. Дети читают стихи о матрёшке)

У Матрёшки, у Матрёны

Косыночка красная,

А полоска на платочке жёлтая.

Вот девчонки собрались в красных сарафанах,

Отвернулся. Где ж они?.

Лишь одна осталась!

Восемь кукол деревянных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут,

Всех Матрёшками зовут.

Воспитатель: Понравились наши стихи? А что ты можешь рассказать о себе?

Матрёшка: Разные бывают на свете игрушки. И очень большие, и совсем маленькие. Из дерева и ткани. Из глины, да соломы. Одних можно укладывать спать, других кормить и купать. У каждой игрушки есть имя : Катя, Маша, Ксюша. А есть игрушки, носящие одно и тоже имя Матрёшка. Много очень таких кукол. Они живут в больших и маленьких городах, селах. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живёт маленькая, а в маленькой- ещё меньше. Матрёшку знают во всем мире. Это русский сувенир. Её изготовляют из липы и берёзы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, которая не разбирается. Затем побольше. Далее ещё больше, и только в конце самую большую. Игрушку очень красиво раскрашивают. Вот так и зарождается каждая матрёшка.

Воспитатель: Как интересно, только мы хотели с детьми тебя вылепить.

Матрёшка: Садитесь удобнее я вам расскажу как лепить матрёшку. У этой игрушки голова плавно переходит в туловище. Скажите как называется эта фигура? (цилиндр). Смотрите у цилиндра я оттягиваю одну сторону, это будет голова матрёшки. Теперь я разглаживаю глину пальцем. А другой конец получившейся формы сплющиваю, чтобы матрёшка бала устойчивая. Скажите что ещё мне осталось сделать? (украсить нарисовать ручки). Для этого я использую стек и прорисую сарафан, руки лицо. (можно использовать заготовки лица, выполненные на бумаге). Теперь матрёшке нарисую платочек. Вот какая красивая матрёшка! Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём!

(Дети выполняют движения под песню) .

Мы весёлые матрёшки, ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пёстрых, ладушки, ладушки.

Мы похожи словно сёстры ладушки, ладушки.

(После песни дети приступают к работе. Воспитатель следит за последовательностью лепки, за правильным использованием стека) .

Воспитатель: давайте посмотрим какие у нас получились матрёшки. А для этого поставим их в круг. Первая в хороводе будет стоять самая красивая матрёшка, за ней самая весёлая, потом самая румяная.

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей младшего школьного возраста «Оденем матрешке платочек».

Русская матрешка хранит в себе не только историю русского народа, его творчества, но и несет в себе огромное образовательное значение.

Так с детьми младшего и среднего возраста можно провести такую игру "Большие и маленькие матрешки».

- Детям предлагается посмотреть на матрешек, найти сначала самую большую, а затем самую маленькую, можно спросить детей как они это узнали. (методом прикладывания)

- Второй вариант работы с этими же матрешками: Можно попросить детей найти одинаковых по цвету матрешек, найти разных по цвету.

- Третий вариант работы с матрешками- это просто поговорить с детьми о частях туловища матрешки, попросить найти глаза, рот, нос, щеки, платочек, фартук и др.

В своей работе по ознакомлению детей с цветом и основными оттенками цвета использую игру "Одень матрешкам платочки"

Цель игры: закрепление цвета, развитие сенсорных способностей, знакомство с культурой русского народа, приобщение к красивому, развитие математических способностей.

Я изготовила 10 матрешек,

к ним из цветного картона вырезала цветные платочки

которыми мы и украшаем наших матрешек

Вариантов игры можно придумать много вот предлагаю несколько.

- Одень матрешек в одинаковые платочки.

- Одень матрешек в разные платочки.

- Найди матрешек с красными платочками, синими, желтыми и тд.

- Сосчитай матрешек.

- Выложи 2 матрешки с желтыми платочками и две с синими.

Моим детям очень нравится играть с матрешками!

Загадки о матрёшке.

1.Яркий сарафанчик,
Расписной платочек,
Прячутся внутри неё
маленькие дочки!
Фартучек в горошек
Кто это? 

2.Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

а всего одна игрушка.                                                        

3.В этой молодице прячутся сестрицы.

Каждая сестрица для меньшой темница.

Внучка с дочкой, посмотри -

Все у бабушки внутри!  

4.Какую игрушку вначале пополам ломают,

А потом играют.

5.Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука   в деревянные бока.

А в нутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко, это русская …(Матрёшка)                            

6. Я с таинственной игрушкой

Заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

То их восемь, то одна.   (Матрешка).

Потешки, песенки, физминутки:

1.Мы – веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах ходим пестрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щечки,

Ладушки, ладушки.

2.Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

3.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

"Дом".

Я хочу построить дом (руки сложить домиком, поднять над головой)

Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединяем вертикально вместе)

Рядом чтоб сосна росла. (одну руку поднимаем вверх и"раскрываем" пальчики)

Чтоб забор вокруг стоял, пес ворота охранял (соединить руки в замок и делаем круг вокруг себя)

Солнце было, дождик шел (руки вверх, а потом опускаем и стряхиваем)

И ТЮЛЬПАН В САДУ РАСЦВЕЛ (соединяем вместе ладошки имедленно раскрываем пальчики)

4.Кукла славная матрешка,

Где же ручки,

Где же ножки,

Ах, какие щечки, красные, румяные,

На фартучке цветочки и на сарафане.

Вот матрешка мама, вот матрешки дочки.

Ротик будто ягодки,

Глазки будто точки!

Мама песенку поет

Дочки водят хоровод.

Маме хочется покой,

Дочечки бегут домой.

3.Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Открой — увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще! Откуда?
А там опять… найденыш.

4.ТАНЕЦ МАТРЕШЕК

Мы матрёшки Вот такие крошки
Танцевать, танцевать \
Вышли мы немножко \ 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
А у нас, а у нас \Чистые ладошки \ 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
А у нас, а у нас \Новые сапожки \ 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
Танцевать, танцевать \
Вышли мы немножко \ 2 раза
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.
Ю.Володина

5.Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки –
Какие веселые
Эти матрёшки!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.
А. Гришин

6.В одной кукле – кукол много,
Так живут они –  друг в дружке,
Их размер рассчитан строго –
Деревянные подружки.
Е.Крысин

7.Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней – еще немножко,
Ну а в ней – матрешка-крошка,
Ну а в крошке – никого.
Их четыре же всего.
Р. Карапетьян

8.Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри – ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном – двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых  пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.
Л. Громова

9.На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё… И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
Н. Радченко

10Кукла славная – матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка – мама,
Вот матрешки – дочки,
Ротик – будто ягодки,
Глазки – будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!
А. Кулешова

Мастер класс для родителей
В какие еще игры можно играть с матрешками?
1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.
3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.
4.  В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.
5. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.
6. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.
7. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.
8. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка.
9. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.
В заключении: После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.
И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой "матрешечный" мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русская народная игрушка-Матрёшка»

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации , которая может быть ими воспринята , что положительно повлияло на различные виды деяте...

Проект "Русская народная игрушка - Матрёшка"

Творческий проект "Русская народная игрушка- Матрёшка"...

Проект «Русская народная игрушка матрёшка»

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики"....

Проект "Русская народная игрушка - матрёшка"

Материал для ознакомления   с  историей  возникновения  матрешки....

Презентация проекта " Русская народная игрушка -Матрёшка".

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда глав...

Проект «Русская народная игрушка-Матрёшка» (Первая младшая группа)

Тип проекта:Состав участников - групповой (дети, родители, воспитатель).Целевая установка – познавательно – речевой.Длительность проекта: краткосрочный (одна неделя).Предмет проекта: Матре...

Кратковременный познавательно-творческий проект «Русская народная игрушка - матрёшка» для детей старшей группы (5-6 лет)

формирование интереса к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки - матрёшки...