Речевое развитие детей в двуязычных семьях.
консультация по теме

Денисова Наталья Вячеславовна

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ” Детский сад №51”город Чебоксары Чувашской Республики

Консультация для родителей: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДВУЯЗЫЧНЫХ СЕМЬЯХ.

Выполнила воспитатель:

Дмитриева Наталья Вячеславовна.

До недавнего времени исследователи не интересовались двуязычием, результатами
раннего обучения ребенка двум языкам одновременно. Вопрос этот волновал только
родителей и учителей. Не было научной теории, а повседневная практика давала им
основания рассматривать двуязычие как зло, источник неуверенности у маленького ребенка, ведущей к отставанию в изучении языка, к затруднениям в школе. Отсюда ряд рекомендаций и предостережений относительно того, что ребенок, слишком рано начавший говорить на двух языках, не будет хорошо знать ни одного.
С тех пор произошли радикальные изменения в жизни, открылись границы, расширение международных связей выдвинуло на первый план необходимость знания иностранных языков. Появились миллионы эмигрантов, их дети вынуждены были изучать язык принявшей их страны; размах этого движения сделал двуязычие педагогической проблемой. Им заинтересовались ученые, стали проводиться исследования, наблюдения, появились научные заключения.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДВУЯЗЫЧНЫХ СЕМЬЯХ В современном мире все больше образуются семьи, в которых общаются на двух языках. Соответственно, когда в такой семье появляется малыш, у родителей возникает множество вопросов. Если ребенок с рождения или раннего детства живет и развивается в двуязычной среде, например, из-за разной национальности родителей, то это явление называют билингвизмом. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Существуют доказательства того, что дети, воспитывающиеся в двуязычной среде, более медленно овладевают произносительной стороной речи и медленно учатся воспринимать звуковые сочетания родного языка. Как быстро ребенок овладеет языками, определяется не только возрастом ребенка и условиями, в которых ребенок осваивает языки, но и особенностью языков. Если языки имеют больше сходных правил при организации грамматических конструкций, чем различий, то они осваиваются быстрее. Следовательно, чем меньше сходных правил, а больше различий, тем они осваиваются с большим трудом. Чем раньше ребенок погружается в двуязычную среду, тем успешнее он овладевает двумя языками. Очень хочется отметить то, что если малыш начинает осваивать второй язык до трехлетнего возраста, он не путает языки, а овладевает ими параллельно. То есть можно сказать о том, что в период активного освоения речи у малышей в возрасте от года до трех проявляется повышенная чувствительность к освоению языков. Хочется сразу внести некоторую ясность для родителей. Ребенок будет хорошо осваивать языки,если у него нет отставания в психофизическом развитии. Итак, если малыш с рождения живет в двуязычной среде и получает равнозначную информацию о двух языках, то он также будет обучаться параллельно двум языкам, не путая их. Это происходит при условии, что родители ребенка говорят на разных языках и одинаково много занимаются с ним. Мама занимается с ребенком на своем родном языке, а папа на своем. Как правило, мама всегда больше общается с ребенком. Поэтому для малышей живущих в двуязычных семьях мамин язык может стать главным, по крайней мере, на какое-то время. Во время общения на улице, в магазине, на детской площадке и т.д. желательно не вносить в речь слова другого языка. Кроме того, обучение второму языку у малыша будет проходить еще путем общения с детьми на игровых площадках, в детских садах и при просмотре телепередач. Второй язык на данном этапе развития ребенка будет использоваться им в качестве вспомогательного, для общения вне дома. Для начала он будет представлен в виде приветствий, просьб и слов, связанных с игровой деятельностью. Не исключено, что на первых этапах при общении на втором языке могут вставляться неизвестные ребенку слова из домашнего языка. С началом регулярного обучения второму языку постепенно картина будет меняться. При обучении ребенка языку чаще используйте ситуации, в которых необходимо проявление разных эмоций. Только при помощи создания эмоционального настроения возможно быстрее и легче освоение второго языка ребенком.

Двуязычие из опасности превратилось в благо и источник многих преимуществ теперь считают, что раннее обучение двум языкам способствует развитию сообразительности, способности к творчеству, социализации ребенка.
Принципиальные разногласия возникают сегодня лишь по поводу возраста, в котором ребенок может начать говорить на двух языках одновременно; следует ли ждать, пока ребенок достигнет определенного возраста, или погрузить его в атмосферу двуязычия с самого начала? В большинстве случаев ученые склоняются ко второму решению.
Современная теория соответствует желанию родителей: каждый из них должен говорить с ребенком на своем родном языке, а ребенок прекрасно разберется сам.
Отмечается, что если к ребенку обращаются на двух языках, то он легко переходит от одного языка к другому. Подобные упражнения становятся для него привычными, он достигает в них большой гибкости; создается даже впечатление, что он жонглирует словами и знание двух языков его забавляет.
Можно констатировать, что двуязычный ребенок обладает более живым умом, что владение двумя языками и двумя способами мышления обогащает его личность во всех отношениях. Видите, как далеко мы ушли от опасений прошлых лет.
Обычно дела идут хорошо, но иногда могут возникнуть сложности: когда отец и мать хотят, чтобы ребенок лучше говорил на его (или ее) родном языке, ребенок оказывается в затруднительном положении перед таким выбором, не желая огорчать ни отца, ни мать; когда мать, уроженка места жительства семьи, считает, что язык отца слишком труден для освоения и она никогда не поедет на родину мужа. В таком случае ребенок тоже откажется говорить на языке отца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Речевое развитие детей в двуязычных семьях"

Особенности развития речи ребёнка в двуязычной семье....

Консультация для родителей «Речевое развитие детей в двуязычных семьях»

В современном мире все больше образуются семьи, в которых общаются на двух языках. Соответственно, когда в такой семье появляется малыш, у родителей возникает множество вопросов....

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

Речевое развитие детей в двуязычных семьях

Консультация для родителей...

Родительское собрание в старшей группе на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада»

Родительское собрание в старшей группе на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада»Цель: активизировать взаимодействие родителей и воспитателей...

Консультация на тему: «Особенности речевого развития детей в двуязычных семьях».

Дети, воспитывающиеся в двуязычной среде, более медленно овладевают произносительной стороной речи и медленно учатся воспринимать звуковые сочетания родного языка. Как быстро ребенок овладеет языками,...