Семинар - практикум "Как успешно провести родительское собрание"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бушуева Ольга Викторовна

Данный материал поможет педагогам улучшить работу с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_kak_provesti_rod_sobr.odt33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Как успешно провести родительское собрание»

Воспитатель Бушуева О.В.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья, именно от неё зависит, каким вырастет человек.

За воспитание и развитие детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты, включая дошкольное учреждение, должны этому содействовать.

Для того, чтобы изменилось отношение родителей к вопросам ответственности за воспитание собственных детей, необходимо, прежде всего, педагогам перестроить свое отношение к данной проблеме и найти такие формы взаимодействия, которые бы позволили сделать семью и ДОУ партнерами в воспитании детей.

А чтобы это было легче сделать, я предлагаю вам немного поиграть. Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.

• Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт, похлопайте в ладоши;

• Если вы полагаете, что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, топайте ногами;

• Если вы считаете, что желание родителей учиться, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой;

• Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, встаньте;

• Если вы считаете, что в процессе обучения эмоции не столь важны, коснитесь кончика носа;

• Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, кивните головой;

• Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, похлопайте в ладоши.

Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру:

Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт.

2 слайд

Взаимодействие с родителями эффективно только в том случае, когда:

- оно отвечает текущим нуждам родителей и глубоко мотивировано;

- связано с их прошлым и настоящим опытом;

- участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют им;

- создана атмосфера взаимного уважения, положительный эмоциональный фон.

 Форм работы с родителями существует множество, но мы сегодня остановимся на одной из них, наиболее сложной, требующей тщательной подготовки от педагога и профессиональных умений.

3 слайд

Эта форма – родительское собрание.

4 слайд

Главная задача родительских собраний – искать совместные пути решения всевозможных проблем.

 На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллектива. Воспитатель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с детьми и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и дошкольного образовательного учреждения, это университет важной педагогической информации.

Если подойти к родительским собраниям неформально, творчески, родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т. д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

5 слайд

При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:

  • собрание должно быть целенаправленным;
  •  отвечать запросам и интересам родителей;
  •  иметь четко обозначенный практический характер;
  • проводиться в форме диалога;

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно она включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др., а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).

6 слайд

Рекомендации по подготовке и проведению

родительского собрания

1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время.

2. Максимальная продолжительность -1 – 1.5 ч (60 мин с родителями и 20 мин с участием детей).

3. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить встречи на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Тема собрания не должна возникать спонтанно.

4. Проведение родительского собрания требует от воспитателя тщательной подготовки, своего рода «сценария», только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

5. Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссии и т.д.) и индивидуальной (по запросам родителей).

6. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения

7 слайд

. В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы:

.   лекция;

.  дискуссия;

.  исследование;

.  социально – педагогический тренинг;

.   диагностика;

.  психологические игры.

  Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться.

8 слайд

Виды родительских собраний

 Собрания можно условно разделить:

.  на организационные;

.  установочные (инструктивные);

.  знакомящие с аналитическими материалами, о заболеваемости и посещаемости, медосмотре без упоминания фамилий детей и родителей;

.  консультативные;

.  собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации;

.  совместные с детьми и родителями;

.  с оказанием помощи отдельным семьям и детям;

.  тематические;

.  собрания – диспуты;

.  отчетные (итоговые);

.  информационно – просветительные.

Основные этапы проведения родительского собрания

         1. Вступительное слово ведущего собрания, представление гостей (5 мин)

     2. Анализ анкет родителей (воспитателем, психологом и др.) проводится для более яркого представления обсуждаемой на собрании проблемы (5 – 7 мин)

 3. Выступление по теме собрания (узкого специалиста, психолога, воспитателя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10 – 15 мин)

4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин)

5. Анализ воспитателем результатов воспитательно – образовательной работы с детьми по теме собрания.

6.  Выполнение практических заданий всеми родителями.

7. Совместная работа родителей с детьми.

8. Заключительная часть собрания. Завершая родительское собрание, целесообразно подвести итоги, в которых дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников.

Важно следить за временем и завершить собрание – встречу в установленное время. Если какой – то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу, либо обсудить его в формате консультации, тренинга. Специально определите время для индивидуального общения с родителями и родителей между собой. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.

9 слайд

                     Чего не стоит делать на собрании?

. Обсуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

. Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

. Давать негативную оценку всей группе.

. Использовать для общения с родителями назидательный тон.

  Не стоит предавать гласности неудачи детей и просчеты родителей в воспитании.

10 слайд

Примерная форма протокола родительского собрания

Протокол №… родительского собрания группы №…

Тема:…                                                        «___»___________20.. г.

Присутствовало:… человек

Отсутствовало:… человек.

Приглашенные:…(Ф. И. О., должность)

Повестка:

1.

2.

3.

По первому вопросу слушали (Ф. И. О., должность). Изложить кратко главную мысль.

Конкретно указывается, кто выступал.

Принято решение путем голосования.

За… человек, против… человек(конкретно кто)

Постановили:…

 По второму вопросу слушали

Решение собрания:

1……  Ответственный…(Ф. И. О.). Срок исполнения

2……. Ответственный…(Ф. И О.). Срок исполнения.

3…. Ответственный… (Ф. И. О.). Срок исполнения.

Председатель:…(подпись)…(расшифровка)…

Секретарь:…(подпись)…(расшифровка)…

Ну вот на этом теоретическая часть окончена, можем перейти к практической.

И, коль мы сегодня говорим об успешном взаимодействии педагога и родителя, хочу уделить немного времени умению общаться.

Общение -это наивысшая радость, дарованная людям.  В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. В процессе взаимодействия важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. А в доказательство своих слов я хочу рассказать вам притчу.

1. Притча «Страшный сон» 

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.

Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких".

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.

Придворные очень удивились.

- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.

На что последовал ответ:

- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать".

Вопросы для обсуждения:

  • Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?
  • В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?
  • Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?
  • Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя?

А сейчас рассмотрим несколько упражнений, которые помогут вам  в общении с родителями.

2. Упражнение «Взгляд».  Как вы уже знаете, взгляд имеет большое значение. Смею дать вам один совет: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и вызывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться. Давайте потренируемся -продемонстрируйте ваш взгляд на родителя: с удивлением, с гневом, с радостью, с безразличием.

3. Упражнение «Тренировка интонации».

 Помимо взгляда, в общении важна интонация. Поприветствуйте, пожалуйста, родителей словом «Здравствуйте!» с оттенками: страха, удовольствия, удивления, радости, неудовольствия, безразличия. (Упражнение выполняется совместно. Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом и интонацией.)

Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда, порождая атмосферу доброжелательности, как в личных, так и  в деловых взаимоотношениях.

 И ещё один немаловажный совет. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Ведь имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!» Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника , так прийти к согласию можно значительно быстрее. Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышав при этом свое имя.

 В общении с родителями наиболее удобно применять косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.

11 слайд

Завершить своё выступление я хочу тезисами, которые вытекают из всего вышесказанного:

-Всегда стремитесь быть в хорошем настроении и будьте приятными в общении.

-Старайтесь почувствовать эмоциональное состояние родителей.

-Находите возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе.

-Давайте родителям возможность высказаться, не перебивая их.

-В сложной ситуации старайтесь подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

-Будьте эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавайте пример воспитанности и такта.

12 слайд

И, конечно же, желаю вам всем взаимопонимания с родителями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов "Как успешно провести родительское собрание"

Сценарий семинара - практикума для педагогов "Как успешно провести родительское собрание"...

Семинар-практикум для педагогов «Как успешно провести родительское собрание»

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья, именно от неё зависит, каким вырастет человек.За воспитание и развитие детей несут ответственность родители, а все другие социальные и...

Мастер-класс для педагогов «Как успешно провести родительское собрание?»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи:1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме ...

Презентация "Как успешно провести родительское собрание"

Данная презентация поможет педагогам более продуктивно организовать работу с родителями....

Мастер-класс для молодых педагогов «Как успешно провести родительское собрание?»

Мастер-класс для молодых педагогов «Как успешно провести родительское собрание?»...

Деловая игра на тему: "Как успешно провести родительское собрание"

laquo;Как успешно провести родительское собрание?»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «КАК УСПЕШНО ПРОВЕСТИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ?»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодейств...