Проектный метод в деятельности ДОУ
проект (старшая группа) на тему

 

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из

методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно

повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление,

умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об

интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для

создания новых объектов действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Проектный метод в деятельности ДОУ

1. Классификация проектов, используемых в работе ДОУ

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:

- исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-

ориентированные, творческие.

Значимы и следующие виды проектов, в том числе:

- комплексные, например «Мир театра», «Книжкина неделя»;

- межгрупповые, например «Мир животных и птиц», «Времена года»;

- групповые, например «Познай себя», «Подводный мир»;

- индивидуальные, например «Я и моя семья», «Секреты бабушкиного

сундука».

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются

межпредметными, а творческие – монопроектами.

По продолжительности они бывают:

- краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

- средней продолжительности (2-3 месяца);

- долгосрочные.

Другим признаком классификации являются состав участников (групповой,

подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников,

координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво

направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами

участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в

изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом

деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста,

используются ролево-игровые и творческие проекты, например «Любимые

игрушки», «Азбука здоровья» и др.

2. Особенности внедрения проектного метода в ДОУ

Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие

свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами

развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки

учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными

линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:

- экспериментировать, синтезировать полученные знания;

- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что

позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного

обучения.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только

старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи

исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны,

позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных

и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями

развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации,

продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор

практического материала. При этом, при планировании проектной

деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной

деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой

одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в

себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих

методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого

возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на

вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого

или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького

ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и

сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:

- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщать детей к процессу познания;

- формировать различные представления;

- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные

варианты;

- побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте выполняются по

направлениям: физическое, познавательное и эстетическое развитие.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже

имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать

действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к

взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со

сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно

объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки

сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель,

способны выбрать необходимые средства для достижения результата

деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах,

предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень

важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей,

создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и

содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над

проектом и возможности организовать её.

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и

моделирование;

- формировать обобщённые способы умственной работы и средства

построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте выполняются по

направлениям: социальное, физическое, познавательное, эстетическое

развитие.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование

субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность,

реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует

личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на

современном этапе.

Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие

этапы работы над проектом:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и

посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это

оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен

занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности

дают представления о высокой степени адаптивности инновационных

технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из

методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно

повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление,

умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об

интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для

создания новых объектов действительности.

А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного

участия родителей. Спецификой использования метода проектов в

дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить»

ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее

возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный

проект.

Метод проектов использую в работе с детьми, начиная с младшего

дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого

позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а

также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить

задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности,

умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование метода проекта

в развитии познавательной инициативы детей играет важную роль в

социализации личности дошкольников.

В начале своей работы, я провела анкетирование родителей. Результаты

опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно

настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей.

В дальнейшем разработала план движения к цели, провела родительские

собрания: «Роль проектного метода в развитии познавательной активности

дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-

исследовательской деятельности», где познакомила родителей с изученными

проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при

реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел

дошкольника, как правило, опережает его технические возможности.

Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет

установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и

родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в

проекте. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское

проектирование?», «Роль совместного творчества в семье».

Затем при организации проектной деятельности стала использовать в

образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на

развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Серия занятий объединена основной проблемой.

Например, проект «Зимующие птицы», который реализуется в нашем детском саду. Знакомство детей с зимующими птицами проходило на занятиях

познавательного цикла. На разных этапах проекта решались определенные

задачи, интеграция образовательных областей. Познавательный интерес

детей повышался постепенно. На занятиях художественно-эстетического

цикла – дети знакомились с образами птиц в произведениях. Читали

рассказы Н. Сладкова, В. Бианки. Рассмотрели картину «Покормите птиц

зимой» С. К. Артюшенко. Затем дети собирали пазлы, играли в пальчиковые

игры, рисовали рисунки, лепили поделки из пластилина, научились делать

кормушку для птиц из бросового материала.

Формами работы были представлены такие виды деятельности: игровая,

познавательная, исследовательская, музыкальная, изобразительная и

продуктивная. При совместной деятельности детей и родителей была

организована выставка кормушек, составление рассказов о зимующих

птицах, подбор стихов, загадок. Дети в непогоду наблюдали за птицами из окна,

прилетающими на кормушки, вели дневник наблюдений: сколько и какие

птицы прилетают к кормушкам. Дети узнали, какие виды птиц остаются

зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму; как различить

птиц по окраске; какие корма предпочитают птицы. Дети охотно и с

увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая,

и делясь впечатлениями, не только друг с другом, но и со всеми

окружающими.

Совместная работа над проектом помогла стимулировать познавательную

активность детей, объединить родителей группы, активизировать их

творческие способности, развить интерес к новой форме работы –

проектированию.

Работа над данным проектом еще раз доказала эффективность данного

метода в активизации познавательного интереса детей и сотрудничестве с

семьей, сплочении взрослого и ребенка.

Работа по созданию нормотворчества основывалась на реальных ситуациях,

возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные,

повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты детей

характеризовались столкновением детских инициатив, при котором каждый

ребенок настаивает на своем варианте поведения.

Реализуя проектный метод, я отобрала методы и приемы, используемые

мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные

особенности детей дошкольного возраста: игровой, наглядный, словесный,

практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный

момент, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации,

использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.

 Результативность

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет

собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не

компенсируется развитием других форм активности дошкольников.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые

оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились

знания детей об окружающем мире.

Кроме того, произошло развитие общих способностей детей –

познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации

проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры

стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети

стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям,

поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых

ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием,

укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к

отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к

личностному росту дошкольников. У детей речь стала богаче, пополнился

словарный запас.

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило

объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить

взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом

полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Я смогла вовлечь их в

педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых

мероприятий и надеюсь, дальнейших проектов. Жизнь ребенка и родителей

наполнилась богатым содержанием.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на самого

воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в

пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не

допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует

ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых деятельностных

форм работы с детьми.

 Перспективность

Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную

деятельность в воспитательно-образовательный процесс, достигаются многие цели, так как развитие свободной творческой, познавательно -

активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка

является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно

связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой,

исследовательской, экспериментальной, трудовой.

Заключение

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен.

Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать

полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные

навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального

замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств.

Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного

изложения своих мыслей.

Считаю, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это

оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен

занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из

методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно

повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,

умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об

интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для

создания новых объектов действительности.

Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается

на интересах детей, предполагает самостоятельную активность

воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными

способами находить информацию об интересующем их предмете или

явлении и использовать эти знания для создания новых объектов

деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует

формированию самостоятельности, глубоко мотивированной,

целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Технология проектирования помогает развить творческие способности

дошкольников, делает их активными участниками учебного и

воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему

ДОУ, она становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его

познавательных и творческих способностей. Перспективность метода

проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность

развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и

умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости

ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской

деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков.

Проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ открытой для

активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в

дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить»

ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее

возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный

проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и

воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию

индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии,

тактики и технологии образовательного процесса, способствовать

личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты

педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в деятельности ДОУ

Постояннодействующий семинар-практикум. Теоретические основы проектного метода....

Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектный метод в деятельности ДОУ

Материал предназначен для педагогов ДОУ. В презентации дается характеристика проектного метода: понятие, классификация, виды проектов, а также примерные темы. Раскрываются этапы работы над проектом с ...

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКИХ САДАХ. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО

Презентация для студентов  пед.колледжей и ВУЗов по специальности "Дошкольное образование"...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...