Программа по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству «Рукотворный мир» ,для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по рисованию по теме

Горкина Светлана Сергеевна

Программа состоит из пяти разделов...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_dekorativno-_prikladnoe_iskustvo.docx62.1 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству «Рукотворный мир» ,для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Горкина С.С., воспитатель, р.п. Пышма

МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад №7»

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на телевизионные экраны, которые  наводнила жестокость. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство -  это источник прекрасного, который  оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы  на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д..

Тема работы с детьми, выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса художественно- эстетического воспитания детей средствами народного искусства выступают  интегрированные занятия, вобравшие в себя сведения из истории, литературы, технологии, изобразительного искусства. Программа включает в себя 5 разделов:

  • «Разноцветный мир»  ИЗО
  • «Скульптура» лепка
  • « Нетрадиционная техника рисования»
  • « Народные промыслы»
  • « Лоскутная мастерская».

В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность и перспективы развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по декоративно-прикладному рисованию "От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,  М.А.Васильевой, Т.С,Комаровой  с применением парциальных программ: "Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации" Грибовской А.А, "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду" Швайко Г.С., "Занятия по рисованию с дошкольниками» Р.Г. Казаковой, « Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И.А.Лыковой, « Знакомство детей с русским народным декоративно- прикладным искусством» О.А.Скорлуповой.

Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Вызвать интерес к художественно-творческой деятельности.
  • Приобщать детей к эстетической культуре через формирование духовно-нравственных качеств и эстетического вкуса у детей.
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в окружающую действительность.
  • Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы:

  • связи с жизнью,
  • систематичности,
  • реалистичности,
  • активности,
  • контролируемости,
  • последовательности,
  • индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей,
  • доступности материала,
  • построения программного материала от простого к сложному,
  • наглядности.

В работе используются различные методы и приемы:

  • одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  • словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • эвристический (развитие находчивости и активности);
  • частично-поисковый;
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
  • сотворчество;
  • мотивационный (убеждение, поощрение);
  • жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Направления:

  1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
  2. Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
  3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Использование силуэтного моделирования
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
  • Заучивание считалок,  прибауток, небылиц, потешек, стихов;
  • Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
  • Использование физминуток;
  • Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Типы занятий:

  • На тему предложенную воспитателем (освоение нового материала, повторение пройденного);
  • На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).

Программа рассчитана на детей от 4-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в месяц. В год проводится 18 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы.

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

Задачи обучения средняя группа (1год обучения) :

Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские игрушки), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), выделять их характерные признаки.

Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (филимоновской, дымковской и др.), выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, сочетания цвета, фона и элементов росписи.

Составлять узоры на полосе, прямоугольнике, чередуя один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, углы, середину. Учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.

Проявлять творчество в выборе композиции, цвета элементов. Воспитывать интерес к промыслам России.

Старшая группа ( 2 год обучения) :

Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.

Познакомить с новыми видами декоративно прикладного искусства, в которых применяются растительные элементы - городец, гжель, полхов – майдан, урало-сибирскую роспись.

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах росписи; выделять разнообразие используемых материалов (дерево, глина, фарфор и др.).

Составлять узоры по мотивам знакомых видов росписей, продолжать учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы коней.Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.

Подготовительная к школе группа ( 3 год обучения) :

Познакомить с народными игрушками - калининскими, загорскими, семеновскими; с новыми видами промыслов - жостово, вологодские кружева, павловопосалские платки.

Развивать технические умения и навыки декоративного рисования. Учить выделять характерные особенности, присущие тому или иному виду: композиция, элементы узора, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия. Учить  проявлять творчество в оформлении работ по мотивам народных промыслов, учить украшать объемные изделия (посуды, досок, матрешек и др.).Воспитывать любовь к различным видам искусства. Развивать художественный вкус.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, в поселке; создание декоративных книг; участие в развлечениях, досугах, праздниках по народным промыслам, интернет конкурсы, фестивали.

Работа с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов детей. Используются разнообразные формы работы:

  • Родительские собрания;
  • Индивидуальные консультации;
  • Беседы;
  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
  • Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек);
  • Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и инструментами;
  • Создание мини-музея «Народная игрушка».

Предполагаемый результат:

  • Дети имеют представление о народных промыслах;
  • Умеют различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретут практические умения по работе с глиной, различными изобразительными материалами;
  • У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
  • Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
  • Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Ресурсное обеспечение:

Для работы с детьми по программе "Рукотворный мир" необходимо иметь:

Подлинные народные игрушки - дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские и др. (по 1-2 каждого вида)

Гжельские изделия (посуда, фигурки животных).

Изделия мастеров Полхов - Майдана (лошадки, матрешки, предметы быта).

Предметы декоративно прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева, Павловопосадские платки, предметы с  Урало-сибирской  росписью.

Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий. Дидактические игры по мотивам народного творчества.

Трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи.

Раскраски по декоративно-прикладному творчеству

Демонстрационный материал:

видеофильм "Русские промыслы",

слайды с изображением народных мастеров за работой;

альбомы по народному творчеству,

фотографии кружев, одежды, украшений кружевом,

иллюстрации с изображением жостовских подносов,

иллюстрации с изображением старинных построек,

таблицы с элементами росписей,

схемы поэтапного рисования различных видов росписей.

Перспективный план работы по декоративно – прикладному искусству

1 год обучения

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.

Знакомство с работой кружка «Рукотворный мир».

Познакомить детей с особенностями работы кружка «Рукотворный мир». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.

2.

Путешествие по народным промыслам.

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.

Октябрь

1.

 «Узор в полосе»

Познакомить с новым видом декоративно – прикладного искусства.  Учить составлять узор в полоске, украшая его кругами одного цвета, рисовать круги безотрывными движениями руки всем ворсом.

Развивать самостоятельность, аккуратность. Воспитывать интерес и уважение к мастерам народных промыслов.

2.

 «Узор на круге»

(нетрадиционная техника рисования)

Учить составлять узор в круге, выделяя новые элементы узора – кольцо и в середине круг, сочетания цветов, украшения черным цветом с помощью ватной палочки.

Развивать цветовое восприятие, самостоятельность. Прививать интерес к русской культуре.

Ноябрь

1.

 «У дымковской барышни новоселье»

(лоскутная пластика)

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить составлять узор на силуэте фигуры, добавляя формы (квадрат, круг, полоска), используя разноцветные  лоскутки и  элементы росписи дымковских игрушек. Развивать творчество.

Воспитывать интерес к глиняной игрушке.

2.

«Филимоновские цветы»

Познакомить детей с филимоновской игрушкой, элементами ее росписи, цветовой гаммой узоров и способами их выполнения. Учить рисовать традиционный элемент филимоновской росписи – «цветок».

Формировать последовательность рисования каждого цветка. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Декабрь

1.

 Узор в полосе «Дорожка»

Познакомить с новым видом народно – прикладного искусства – филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, называть цвета элементов росписи. Учить составлять узор, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые линии неотрывным движением кисти.

Формировать понятие об особенностях узора: чередовании.

Развивать интерес к народному творчеству.

2.

  Аппликация+ рисование

«Сказочный теремок»

Учить  создавать сказочный теремок из цветной бумаги, учить передавать форму дома (квадрат), крыши (треугольник). Учить украшать теремок элементами дымковской игрушки с помощью ватной палочки.

Развивать воображение, самостоятельность.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Январь

1.

 «Укрась фартук для куклы филимоновским узором»(лоскутная пластика)

Продолжать знакомить детей с филимоновскими узорами, различными видами орнаментов. Учить рисовать тремя красками знакомые элементы и применять однотонные лоскутки ткани.

Формировать чувство ритма в сочетании цветов.

Воспитывать интерес к глиняным игрушкам.

2.

 Лепка

«Укрась фигурку  коня филимоновским узором»

Закреплять умения детей расписывать силуэт филимоновской игрушки. Учить составлять узор из знакомых элементов на готовых силуэтах.

Развивать самостоятельность, творческую активность.

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Февраль

1.

Выставка игрушек

Познакомить детей с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия.

Развивать эстетическое восприятие прекрасного. Формировать умение находить сходства и отличия при сравнении игрушек.

Воспитывать интерес к глиняным и деревянным игрушкам.

2.

 «Дымковский конь» (нетрадиционная техника рисования)

Учить детей расписывать силуэт из бумаги ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шея и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи — круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом), тычком жесткой кистью.

Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, чувство симметрии.  Воспитывать положительное отношение к народному искусству.        

Март

1.

«Кружка, украшенная цветочной гирляндой»

Учить рисовать гирлянду с уменьшением величины элементов от центра к краям; ввести новый элемент в узор — цветок с узкими лепестками на круглом пятне; закреплять представления о цветосочетании городецкого узора.

Формировать у детей умение анализировать свою работу.  

 Воспитывать интерес к деревянным изделиям                

2.

«Знакомство с искусством – рассматривание предметов с городецкой росписью»

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания), учить выделять характерные особенности.

Формировать у детей представление о произведениях декоративно-прикладного искусства, передающихся от поколения к поколению.

Воспитывать интерес к изделиям народных промыслов

Апрель

1.

 «Узор на полосе из бутонов и листьев» (лоскутная пластика)

Учить детей составлять узор из 2 элементов городецкой росписи (бутонов, листьев),  изображать гирлянду в указанной последовательность от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета  (розовый с красным или голубой с синим).  Листья из лоскутков ткани.

Формировать умение смешивать краски для получения розового и голубого цветов.

Воспитывать положительное отношение к народному искусству.

2.

 Лепка

«Козлики и бараны»

Продолжать учить детей украшать дымковским узором фигурки животных, ввести в узор новый элемент — кольцо; закрепить навыки построения композиции узора для украшения животных (расположение узора вертикальными рядами); закреплять цветосочетание, характерное для дымковской росписи. Развивать творчество.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Май

1.

 «Узоры на кухонных досках»

Учить самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать цветочные гирлянды по мотивам  городецкой росписи.

Развивать чувство прекрасного.

  Вызывать желание создавать красивый узор.

2.

 «Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективная работа)

Учить детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки для украшения городецким узором новых изделий, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора.

Продолжать формировать навыки совместной работы.

Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Перспективный план работы по декоративно – прикладному искусству

2 год обучения

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.

 «Русская народная игрушка»

Обобщить знания о глиняных игрушках – дымковских, филимоновских. Рассказать о народной игрушке – матрешке. Учить различать техники росписи матрешки.

Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.

Развивать творческую фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана. Развивать чувство цвета, формы, композиции.

2

Рисование + аппликация «Весёлая ярмарка» (коллективная работа).

Продолжить знакомство детей с дымковскими сюжетными изделиями, их содержанием и художественными особенностями; учить замечать, какими художественными средствами в сюжетной лепке передается связь между фигурками; упражнять в составлении сюжетных композиций, в подборе для них соответствующих дымковских игрушек, ранее расписанных детьми; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь).

Октябрь

1.

 «Роспись дымковской барышни» (лоскутная пластика)

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской куклы, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку — узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки, учить работать аккуратно с тканью.

Развивать чувство цвета, умение видеть колорит росписи.

Воспитывать интерес к глиняной игрушке.

2.

Рисование «Филимоновский табунок».

Продолжать развивать навыки общения и сотрудничества; закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. Закреплять умение рисовать кистью, используя в узоре только три цвета.

Ноябрь

1.

Лепка «Филимоновские олени и коровки»

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров, уметь лепить фигурку из целого куска глины, вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

2.

Аппликация+ рисование «Сказочная птица».

Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Декабрь

1.

Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).

Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

2.

 «Конь – огонь»

(нетрадиционная техника рисования)

Учить выделять отдельные элементы рисунка, составлять композицию из цветов, ягод, листьев на форме лошадки. Развивать цветовое восприятие.

Воспитывать уважение и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Январь

1.

Рисование

«Украсим теремок для зверей».

Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

2.

«Шиповник»

(лоскутная пластика)

Познакомить детей с промыслом Полхов – Майдана. Учить выкладывать из лоскутков  красивый, большой розовый цветок на колючем стебле с зелеными листьями.

Развивать художественный вкус, цветовое восприятие.

Февраль

1.

Лепка «Гжельские фигурки».

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный), используя мотивы Гжели.

2.

Рисование «Роспись фигурок».

Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

Март

1.

Лепка «Все они матрёшеньки,

Все они милашеньки...»

Обогащать знания детей о русской матрёшке; вызвать у детей интерес к образу, учить передавать фигурку из целого куска глины, лепить матрёшек разных по величине; воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.

2.

Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». (нетрадиционная техника рисования)

Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России.(семеновская, Загорская, Полхо-Майданская); познакомить с приемами верховой росписи (лессировки); Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той или иной росписи. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой  и жесткой кистью. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками. Создавать радостную творческую атмосферу.

Апрель

1.

Лепка «Богородские игрушки в подарок малышам».

Расширить знания детей о богородской резной игрушке, учить детей по собственному замыслу изображать богородских животных, передавая их движение, воспитывать интерес и любовь к промыслу.

2.

Рисование «Урало-сибирская роспись».

Расширять знания детей с искусством народов Урала. Учить украшать  одежду национальным орнаментом. Предложить украсить одежду с помощью печатанья штампом. Воспитывать любовь к родному краю, аккуратность в работе.

Май

1.

Декоративное рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа, батик).

Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей.

2.

Декоративное рисование + аппликация

«Жостовские цветы».

Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Перспективный план работы по декоративно-прикладному искусству

3 год обучения

Тема

Программное содержание

Сентябрь 1.

«Знакомство с искусством»

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, городецкого, резьбы по дереву, плетения кружев; познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.

Развивать эстетическое восприятие.

Воспитывать уважение к народному творчеству

2.

Рисование+конструирование

«Изготовим дымковских артистов для настольного театра».

Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей.

Октябрь

1.

Лепка «Филимоновские красавицы».

Обобщить знакомство детей о фолимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству.

2.

«Роспись глиняных игрушек» (нетрадиционная техника рисования)

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, умение выделять особенности узоров. Учить украшать орнаментом вылепленные детьми фигурки, определять последовательность выполнения росписи.

Закреплять умение рисовать элементы узора кистью,палочкой,трубочкой, подбирать цвета и композицию узора.

Воспитывать уважение к мастерам народных промыслов.

Ноябрь

1.

Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

2.

Лепка «Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа).

Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться о разном содержании работы.

Декабрь

1.

Рисование «Могучий Полкан-богатырь».

Закрепить знания детей и обобщить их о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

2.

Лепка «Богородский медведь».

Обобщить знания детей о народном промысле, с особенностями их изготовления, своеобразием композиции. Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность.

Январь

1.

Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся» (роспись 2-х сторонних матрёшек).

Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

2.

Русский народный костюм.

(лоскутная пластика)

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

Февраль

1.

Рисование «Расцветай Гжель васильковая» (роспись чайного сервиза).

Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи.

2.

Лепка «Калининская птичка».

Учить самостоятельно придумывать образ декоративной птицы, использовать свои умения и знания для изображения пластической формы, дополнительных декоративных деталей. Формировать умение передавать выразительные особенности декоративных калининских птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; слепить птицу из целого куска, вытягивая части тела птицы из исходной формы - овоида. Закреплять умение хорошо заглаживать поверхность изделия и плотно примазывать налепы.

Март

1.

Рисование «Узоры родного края» (урало-сибирская роспись)

Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка).

2.

 «Знакомство с платками из Павловского Посада. Цветы» (лоскутная пластика)

Познакомить детей с платками из Павловского Посада. Учить выделять элементы узора, расположение, сочетания цветов и оттенков. Учить рисовать цветы по мотивам павловопосадских платков с применением лоскутной пластики.

Развивать чувство цвета и композиции

Воспитывать интерес и уважение к народному искусству.

Апрель

1.

Декоративное рисование «Жостовские подносы» (подносы из папье-маше).

Обобщить знания детей об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме ( круг, овал и т.д.).

2.

Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» (рисование нитками на бумаге).

Воспитывать уважение к мастерам. Учить аккуратно, плести кружева из знакомых форм (круги, полоски, точки, насноски, плетешок и т.д.) используя для рисования нитки разной структуры и  бумагу. Развивать творчество, фантазию.

Май

1.

Декоративное рисование «Шаль всем на диво - нарядна, красива» (коллективная работа, батик).

Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей.

2.

Итоговое занятие «Ярмарка»

Закрепить знания детей о разных видах народного искусства, уметь различать характерные особенности каждого вида росписи.

Закрепить умение расписывать объемные изделия, самостоятельно выбирая вид, узор, композицию

Развивать интерес к многообразию народного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Знакомим с искусством художников детей среднего и старшего дошкольного возраста

Важное место в воспитании детей отведено эстетическому развитию детей, их знакомству с произведениями изобразительного искусства....

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Адаптированная   образовательная программа дошкольного  образования  на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...

Программа «Развития речевых и интеллектуальных способностей детей в процессе приобщения ребенка к художественной литературе» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

     Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир, и самих себя.(В.Сухомлинский). Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в последние годы меняется не в лучш...