Программа по изобразительному искусству «Мой рукотворный мир» для детей среднего и старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по рисованию по теме

Горкина Светлана Сергеевна

Программа расчитана на три года развития творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-priroda.docx49.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по изобразительному искусству «Мой рукотворный мир»
для детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Горкина С.С., воспитаель, р.п. Пышма

МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад №7»

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе  огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка.

Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Природа вечно живая, обновляющаяся, великая в своем разнообразии всегда является живым родником творчества.
Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством связано с яркими впечатлениями от окружающего мира. Для полного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно – активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается через ознакомление и восприятие детьми пейзажных картин.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Пояснительная записка.

Программа «Мой рукотворный мир» направлена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение творчества художника, практическое воплощение новых идей, на выполнение положений о формировании творческой, всесторонне развитий личности, задач воспитания бережного отношения к природе, к произведением искусства, воспитания нового человека, достойного патриота своей земли.

Данная программа вариативна – темы внутри каждого блока могут определяться в любой последовательности;

Репродукции картин могут быть заменены на другие в соответствии с темой блока, если предложенной в программе репродукции не имеется в данном ДОУ.

Интегрируется с разными видами деятельности детей (экология, развитие речи, художественное слово, экспериментально – исследовательская деятельность, ознакомление с искусством, творческая деятельность детей, музыка).

Актуальность программы.

Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из задач нравственно – эстетического воспитания.

Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно – эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники.

Общение только с природой недостаточно для развития художественно – эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого дошкольника опыт общения с природой, накопленным человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи. Педагогически целесообразное сочетания экологического образования и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней будет пробуждать у дошкольника чувство ответственности за сохранение  каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды. Одновременно решаются важные задачи нравственнного, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Данное направление определило необходимость создания программы «Мой рукотворный мир», которая соответствует требованиям воспитательно – образовательной программы, является ее дополнением, охватывает цели, задачи, методы, средства, формы организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Степень новизны программы заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.
К числу особенностей программы относятся и оригинальная технология создания пейзажей с использованием нетрадиционных техник рисования, природного и бросового материала, на основе ознакомления с репродукциями картин русских художников – пейзажистов и  местных  художников, экспериментально – исследовательская деятельность детей на занятиях и в самостоятельной деятельности.


 Цель программы:
Создание условий для  нравственного, эстетического, художественного, патриотического воспитания личности через организацию познавательной, творческой деятельности детей и использование новых образовательных технологий.

     Данная программа позволяет решать следующие задачи:
*обучение цветовому восприятию:
а) как средству передачи настроения произведения;
б) основному средству выразительности пейзажных картин.
* формирование целостного видения композиционной выразительности картины.
* развитие эмоционально окрашенной речи дошкольника.
* развитие познавательных и интеллектуальных процессов через восприятие пейзажной живописи и экспериментальную деятельность детей.
* развитие эстетического восприятия природы.
* побуждение интереса к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
* воспитание бережного отношения и любви к природе, поэтическому искусству своего народа.
* воспитания интереса к работе с разнообразными материалами.

При решении этих задач программа опирается на следующие принципы:

-
Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывая их психофизиологические особенности.
- Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть поисковая деятельность экспериментирование, активное наблюдение.
-
Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно – образное и наглядно – действенное мышления ребенка дошкольника.
-
Принцип гуманности, подразумевающий переход от авторитарного обучения и воспитания к личностно – ориентированному.
-
Принцип последовательности отражается в системе последовательного развертывания знаний – «от простого к сложному».
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка.
- Принцип вариативности предусматривает условия выбора для ребенка материалов для творчества.
- Принцип краеведения означает, что сначала следует знакомить детей с пейзажами, отражающими красоту родного края, а за тем с репродукциями картин художников – пейзажистов.
- Принцип приобретенности регионально – культурного наследия, воспитание на местном материале.

Методологической базой для разработки данной программы послужили труды:

 Сухомлинский В.А. о красоте природы с которой начинается процесс любви и познания.
Выготский Л.С. о жизнестроительной роли эстетических эмоций на умственную деятельность.
Ушинский К.Д. о огромном воспитательном влиянии пейзажа на развитие молодой души.
Неменский Б.М. о проблемах эстетического воспитания.
Мухина В.С. о изобразительной деятельности ребенка как форме освоения социального опыта.
Н.Варки, Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы».
Давыдова Г.Н.  о нетрадиционный техники рисования в детском саду.

.Лыкова И.А. о изобразительной  деятельности в детском саду.


 Содержание программы:

Предлагаемая программа состоит из 3 этапов, каждый этап соответствует возрастной группе – средней, старшей, подготовительной.

1 этап – «Мир цвета»( подготовительный; возраст 4 -5 лет).

Подготавливает  детей к восприятию пейзажных картин. В этом возрасте основной акцент в обучении направлен на многообразие цвета и его сочетаний. Цвет выбран ведущим средством организации творческого процесса.
На данном этапе дети узнают:
- как один цвет может влиять на другой;
- какие цвета могут дополнять друг друга, а какие – наоборот, вместе не сочетаются;
- о взаимосвязи цвета с различными материалами;
- о понятии тепло холодности цвета.
Эти знания дети получают в процессе экспериментальной деятельности, дидактических играх.

2 этап – «Мир природы» (образы природы в жизни и в искусстве; возраст 5 – 6 лет).

На этом этапе дети учатся наблюдать за состоянием природы, ее красотой и богатством, замечать особенности природы в разное время суток, года, знакомятся с репродукциями картин разных художников – пейзажистов, учатся их понимать , создают свои творческие работы на основе полученных знаний.

3 этап – «Я – художник» (образы природы и пейзажных картин в детском творчестве; возраст 6 -7 лет).

На данном этапе дети продолжают знакомиться с репродукциями картин разных художников – пейзажистов, формируя эмоционально – целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах, учатся внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой живешь. Дети учатся сопереживать художественному образу пейзажных картин, соотносить его настроение со своим, видеть средства выразительности картины, используемые художником для передачи чувств и настроений, самостоятельно создавать собственные произведения.

Каждый этап состоит из 3 тематических блоков, которые соответствуют сезонным изменениям в природе.
- I блок «Осень наступила».
- II блок «Зимние напевы».
- III блок «Ласковая весна».


Структура программы:

Программа составлена по возрастным группам, рассчитана на 3 года обучения, определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года обучения.

Условия реализации программы:

- Систематическое проведение занятий 2 раза в месяц, 18 занятий в год.
- Создание среды для проведения работы по программе, самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность занятий:
в средней группе 20 -25 минут, в старшей группе 25 – 30 минут, в подготовительной группе 30 – 35 минут.

Методы организации познавательного процесса:
- метод устного изложения знаний педагогом – рассказ, беседа, объяснение;
- исследовательские методы проведения опытов, наблюдений, поиск решения различных задач;
- метод самостоятельной работы детей;
- метод оценки и проверки знаний и умений.

Рассказ воспитателя - должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о пейзаже.

Сравнение  повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия  картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только  необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов (использование литературных и музыкальных произведений). Педагог читает стихи к картине, можно включить музыкальное сопровождение.

 Метод «Пленер» - рисование и живопись на открытом воздухе. Цель работы на пленере – закрепление и расширение полученных ориентиров, направленных на развитие эстетического восприятия  рисования.
  Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя в картине (на поляне, на берегу реки, на шумной городской улице). Это учит переживать, будит детское воображение.  

Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие пейзажа, тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, какой пейзаж  мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя, фоном для продуктивной деятельности детей, для анализа детских работ.

Игровые методы и приёмы:

внезапное появление объектов, игрушек,

выполнение воспитателем различных игровых действий,

загадывание загадок,

введение элементов соревнований,

создание игровой ситуации

воображаемая ситуация,

дидактическая игра.


Основными формами обучения являются интегрированные занятия, творческие занятия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность, целевые прогулки, самостоятельная деятельность.

Виды организации занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит детей с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятиидети получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Занятие – путешествие («Путешествие в зимний лес»,  «На поляне осенью», «В гости к грачам»и др.).

Занятие – драматизация (лесные животные рассказывают о своих впечатлениях о лесе, используются костюмы или «шапочки» для подвижных игр.

Занятие – сказка («Путешествие на ковре – самолёте», где дети любуются красотой неба и знакомятся с его колоритом; «В гости к Старичку – Лесовичку», где дети получают знания о колорите осеннего леса, о разнообразии деревьев).

Занятие – открытие (проблемное занятие).

Занятие – эксперимент (исследование разных способов изображения).

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Формами подведения итогов могут быть:
итоговые занятия, организация выставок,  занятия совместно с родителями,
взаимодействие с родителями, творческие работы,  досуг

     Дальнейшее закрепление материала происходит в свободной детской деятельности под руководством воспитателя группы, в индивидуальной работе, как с одарёнными детьми, так и детьми, нуждающимися в дополнительном объяснении материала.

 Схема занятия:

Вхождение в занятие,  организационный момент может включать в себя:

- художественное слово,

- слушание музыки,

- вступительную беседу,

-  загадки,

- рассказывание сказки или какой-либо истории,

- приход сказочного героя,

-  предложение отправится в путешествие, на выставку и т.д.

Основная часть может включать в себя:

-  рассматривание новой картины,

-  рассматривание знакомых картин в сравнении,

-  дидактическую игру,

- физкультминутку,

- ознакомление с новыми изобразительными материалами и приёмами работы с ними,

- пальчиковую гимнастику,

- выполнение наброска детьми или завершение начатой на предыдущем занятии работы.

- гимнастику для глаз,

Заключительная часть может включать в себя:

- анализ детских работ, который можно провести в разных формах.

     

Материально – техническая база:
* помещение и оборудование для ребенка – рабочее место;
* рабочий материал;
* наглядные пособия (репродукции картин художников - пейзажистов);
* организация наблюдений, экскурсий, целевых прогулок.


Ожидаемые результаты:

  •  уровень сформированности знаний приобретенных ребенком к концу года;

умение детей одухотворять «живую» природу;

  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;

готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ (деревьев, цветов, трав и т. д.);

  • стремление заботиться о тех, кто зависит от человека;
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм;
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах – настроениях;
  • готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства.

Список литературы:


Н.В. Дубровская «Приглашение к творчеству».

Т.С. Комарова «Детское художественное творчество».

Е.П. Климова «Художественно – эстетическое развитие».

Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи».

Н.А. Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года».

Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста».

А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

Н.М. Погосова «Цветовой игротренинг».

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в старшем дошкольном возрасте по  ИЗО»

Н.В. Дубровская «Природа».

Л.В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщения к природе».

ПРИЛОЖЕНИЕ  №2

1 этап «Природа цвета».

Средний дошкольный возраст.

Сентябрь.

1 неделя. «Закрепление основных цветов».
Задачи: Закрепить знания детей об основных цветах спектра, уметь находить их в окружающей среде. Учить детей новой технике «оттиск печатками». Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
3 неделя. «Получение оранжевого цвета».
Задачи: Учить детей путем смешивания нужных цветов, которые они должны найти самостоятельно в процессе экспериментальной деятельности, получать оранжевый цвет.
Познакомить детей с новой технологией рисования – «оттиск поролонам». Воспитывать желание детей переносить свои впечатления от увиденного в процессе наблюдений на лист бумаги.

Октябрь.

1 неделя. «Получение зеленого цвета».
Задачи: Познакомить детей с процессом решения цветовых примеров. В процессе экспериментальной деятельности получать зеленый цвет. Закрепить технологию – «обрывание бумаги». Воспитывать бережное отношение к родной природе.
3 неделя. «Радуга – дуга» (получение фиолетового цвета).
Задачи: Продолжать учить детей самостоятельно получать фиолетовый цвет путем решения цветовых примеров, состоящих из 2 известных цветов.
Закреплять умение изображать радугу используя новую технологию – «по сырому фону». Вызывать чувство радости и удивления, от увиденного явления природы.

 Ноябрь.
1 неделя. «Получение серого цвета».
Задачи: Познакомить детей с технологией получения нового цвета, путем решения цветовых примеров, состоящих из 2 известных цветов.
Познакомить с новой технологией – «набрызг». Воспитывать любовь к родной природе в любое время года.
3 неделя. «Почему пейзаж. Составление осеннего пейзажа».
Задачи: Продолжать знакомить детей с пейзажем – как видом живописи.
Познакомить с новой технологией – «отпечатки листьев». Учить составлять несложные пейзажи. Совершенствовать знания о цветах спектра. (использование палитры).

Декабрь.

1 неделя. «Наряд зимушки- зимы» ( получение оттенков голубого цвета).
Задачи: В процессе экспериментальной деятельности учить детей получать оттенки голубого цвета. Познакомить с новой технологией – «разбел». Учить любить зимнюю природу родного края.
3 неделя. «Дремлет лес под сказку сна» (получение оттенков коричневого цвета).
Задачи: Продолжать учить детей работать с палитрой, в процессе эксперимента самостоятельно получать оттенки коричневого цвета.
Познакомить с техникой –« кляксография трубочкой». Воспитывать у детей чувство сопереживания природе зимой.

 Январь.
1 неделя. «Льдинки – вспышки» (составление теплой и холодной цветовой гаммы).
Задачи: Продолжать учить детей работать с цветовыми примерами. Познакомить с теплой и холодной цветовой гаммой. Закрепить технологию – «рисование пальчиком». Опыт «цветные льдинки».
3 неделя. «Небо» (составление холодной цветовой гаммы).
Задачи: Продолжать закреплять умения детей получать холодную цветовую гамму. Закрепить умения работать с палитрой. Опыт с цветной пленкой. Использовать в творческой работе технику «кляксография» для передачи разного состояния неба.

Февраль.
1 неделя. «Шумит январская вьюга» (составление холодной цветовой гаммы).
Задачи: В процессе экспериментальной деятельности подвести детей к составлению холодной цветовой гаммы, путем окрашивания воды (опыт «цветная вода»). Продолжать учить детей рисованию по сырому фону. Воспитывать доброе отношение ко всем явлениям родной природы.
3 неделя. «Березки опущенные инеем» (оттенки от бледно- голубого до темно – синего цвета).
Задачи: Закрепить знания детей о холодной цветовой гамме. Продолжать учить получать оттенки путем использования новой технологии –« разбела». Учить детей рисовать деревья палочками или ватными тампонами. Воспитывать чувство восхищения красотой родной природы.

Март.


1 неделя.
 «Весна пришла» (составление теплой цветовой гаммы).
Задачи: Познакомить детей с теплой цветовой гаммой. Продолжать учить детей в процессе экспериментальной деятельности, путем смешивания трех красок, получать новую. Рисование с использованием технологии – «восковые мелки и акварель». Воспитывать чувство радости, восхищения природой в связи с приходом весны.
3 неделя. «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом».
Задачи: Продолжать учить детей передавать образ цветущей вербы на листе бумаги. Познакомить с новой технологией – «использование бросового материала». Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Апрель.


1 неделя. «Море» (составление теплой или холодной цветовой гаммы).
Задачи:
- составление цветовой гаммы для моря (теплого или холодного);
- опыт «Ветер по морю гуляет»;
- творческая работа в технике дорисовывания или мозаичной технике.
3 неделя. «Солнечный лес».
Задачи:
- познакомить с понятием «тень», с приемом светотени;
- опыт «Когда это бывает». Получение темного цвета;
- творческая работа в технике рисования ладошками.

 Май.

1 неделя. «Цветочный луг» (итоговая работа).
Задачи:
- закрепление полученных знаний о цвете;
- опыт «Калейдоскоп»;
- творческая работа по технологии коллажа.
3 неделя. «Березовая роща».
Задачи:
- передача в рисунке разных оттенков зеленого цвета;
- решение цветовых примеров;
- работа с палитрой;
- творческая работа в технике – «печатание спичечным коробком» или в технике « мозаика».


ПРИЛОЖЕНИЕ №3


 Знания и представления, которые могут быть сформированы у детей
средней группы по программе «Мой рукотворный мир»
1 этап «Природа цвета».


Высокий уровень. 
1.Знают основные цвета спектра.
2. Знают и называют оранжевый цвет, умеют самостоятельно его получать.
3. Знают и называют зеленый цвет, умеют самостоятельно его получать.
4. Знают и называют фиолетовый цвет, умеют самостоятельно его получать.
5. Называют серый цвет, умеют самостоятельно его получать.
6. Знают, и самостоятельно получают оттенки голубого и коричневого цвета используя технику разбела.
7. Знают и называют теплые и холодные цвета.
8. Знают что такое светотень, умеют использовать в рисунке.
9. Имеют практические навыки работы с нетрадиционным материалом в изодеятельности.
10. Творчески используют нетрадиционный материал в совместной деятельности.

Средний уровень.

Знают основные цвета.

Знают и называют оранжевый цвет, умеют его получать.

Знают и называют зеленый цвет, умеют его получать.

Знают и называют фиолетовый цвет, умеют его получать.

Знают и называют серый цвет, умеют его получать.

Знают и называют оттенки голубого и коричневого цвета.

Знают и называют теплые и холодные цвета.

Имеют практические умения в работе с нетрадиционным материалом в изодеятельности.

Самостоятельно выходят на использование нетрадиционного материала в изодеятельности.


Низкий уровень.

Называют основные цвета спектра.

Называют оранжевый цвет.

Называют зеленый, фиолетовый, серый, коричневый цвета.

Имеют элементарные навыки работы с нетрадиционным материалом в изодеятельности.

Используют нетрадиционный материал при провоцировании взрослым в совместной деятельности.


ПРИЛОЖЕНИЕ  №4

экспериментально – исследовательская лаборатории «Школа волшебников»
с детьми старшего дошкольного возраста.

Сентябрь – 1 неделя.
Тема: «Волны»
Цель: познакомить с природным явлением – ветром; сформировать понятие о ветре как о движении воздуха; показать роль ветра в образовании волн; дать понятия о силе ветра; закрепить умение пользоваться новым методом рисования – кляксографией; воспитывать творческое воображение.


Сентябрь – 3 неделя.
Тема: «Капельки воды»
Цель: дать понятие о дожде; познакомить со свойством воды – натяжением жидкости; формировать умение анализировать, делать выводы о форме капли; учить создавать коллективные работы, используя пульверизатор; развивать фантазию, творческую активность, мелкую мускулатуру.

Октябрь – 1 неделя. 
Тема: «Друзья – враги»
Цель: дать понятие о том, что масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом, что при добавлении средства для мытья посуды капельки масла сливаются и образуют плотный слой; научить новому методу рисования – мыльными пузырями; воспитывать аккуратность, уважение к старшим, заботу; активизировать словарь.

Октябрь – 3 неделя. 
Тема: «Песок путешествует по пустыне»
Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением – ветром; показать, как с помощью ветра происходит перемещение песка; дать общее представление о пустыне, ее обитателях; познакомить с барханами; познакомить с новым методом изодеятельности – аппликацией из песка путем выдувания его на смазанную клеем тонированную поверхность; формировать творческую активность; обогащать словарь.
Самостоятельная деятельность детей: внесение в комнату для занятий иллюстраций на тему «Природа», предметов для стирки, стекла для опыта, колбы с солью, шампуни, флажков для определения ветра, соломинок, клея, картона.

Ноябрь – 1 неделя.
Тема: «Тень»
Цель: сформировать понятие о солнце как объекте неживой природы; показать технологию образования тени, использую зажженную лампу; спровоцировать детей на рассуждения об обтекании тела лучами света; познакомить с новым методом рисования – фотограммой с использованием трафаретов; развивать логическое мышление, воображение.

Ноябрь – 3 неделя.
Тема: «Смачивание и очищение»
Цель: познакомить детей со свойствами воды – смачиванием и очищением, положив марлю или бумажную салфетку на поверхность воды в широкий сосуд; побуждать детей отвечать на вопросы: что происходит с салфетками и почему; закрепить выводы опыта и использовать для создания рисунка печать комком бумаги или ткани по тонированному листу; развивать творческую активность.
Самостоятельная деятельность детей: внесение в комнату для занятий дидактических игрушек – «жителей моря», шапочек для игр. Экспонатов музея из серии «Песок», луп, соломинок, емкостей с водой, лампы для создания тени, расчески, зубной щетки, красок, лоскутов ткани, фотобумаги, шаблонов, трафаретов.

Декабрь – 1 неделя.
Тема: «Лед – твердая вода»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, организуя опыт с внесением сосулек, разных по размеру, в теплое помещение; обращать внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки; формировать умение отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы (лед – это тоже вода); развивать наблюдательность; провоцировать желание использовать в рисовании цветные кубики льда.

Декабрь – 3 неделя.
Тема: «Как разрушаются горы»
Цель: познакомить детей с процессом – гороразрушением, отметить роль воды в данном явлении, продемонстрировав опыт с гранитом, поочередно нагревая и охлаждая его при помощи воды, дать детям разложить камень, тем самым помочь им сделать вывод о связи частичек гранита, используя моделирование «маленькими человечками»; формировать умение находить композиционное решение (конструирование из камней).

Январь – 1неделя.
Тема: «Снег – это вода»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды; показать, что снег в тепле тает, становится водой, он белый, но в нем есть грязь – она хорошо видна в талой воде;
с помощью моделирования «маленькими человечками» объяснить строение снега и воды; учить детей использовать подкрашенную воду для создания фигур из снега.

Январь – 3неделя.
Тема: «Иней»
Цель: продолжать знакомство детей со свойствами воды; познакомить с инеем, продемонстрировав его образование при помощи выноса на мороз очень горячей воды и расположения ее под веткой; формировать эстетическое восприятие; развивать воображение, творческую активность; формировать умение использования природного материала для создания картины.

Февраль – 1 неделя.
Тема: «Песок очищает воду»
Цель: продолжать знакомить детей с объектом неживой природы – песком и его свойством очищать воду, используя стакан и воронку; провоцировать отвечать на вопросы; познакомить с сообществом – пустыня; формировать умение использовать подкрашенный песок в рисовании; активизировать словарь.

Февраль – 3 неделя.
Тема: «Вода и растение»
Цель: познакомить детей с очередным свойством воды – движением по тканям, используя букет цветов и подкрашенную воду; развивать умение анализировать; закрепить метод рисования – кляксографию; развивать эмоции или метод рисования с использованием природного материала.


Март – 1 неделя.
Тема: «Влияние воды на свойства песка и глины»
Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины при помощи размешивания с водой; учить детей сравнивать, использовать бросовый материал для изодеятельности (лепка из глины, печать бросовым материалом); воспитывать умение работать сообща; развивать монологическую речь.

Март – 3 неделя.
Тема: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле»
Цель: дать детям понятие о значении солнца, показать действие солнечного тепла при помощи двух камней, один из которых необходимо поместить на подоконник, а другой в тень; развивать кожные ощущения, фантазию; формировать мыслительную активность; провоцировать использование для создания рисунка печатание на пластилиновой основе нагретым камнем; воспитывать умение работать сообща.

Апрель – 1 неделя.
Тема: «Песок и вода»
Цель: показать детям, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, он принимает любую нужную форму, пока не высохнет; рассказать о свойстве песчинок слипаться, под действием воды; воспитывать познавательную активность, аккуратность; провоцировать путем творчества аппликации из песка.


Апрель – 3 неделя.
Тема: «Ручеек»
Цель: закрепить свойства воды; продемонстрировать опыт с желобком, заполняемым водой, используя мелкие камушки; воспитывать желание наблюдать, анализировать, делать выводы; провоцировать использование выводов опыта в изодеятельности нетрадиционными методами (монотипия, клаксография, рисование цветными нитками).

Май – 1 неделя.
Тема: «Живые камни»
Цель: познакомить детей с углем и его свойствами – сыпучестью, горючестью, теплоотдачей – при помощи организованных опытов; укреплять интерес к работе, развивать эстетическое восприятие; закладывать природоохранные знания; организовать рисование углем на тонированной бумаге.

Май – 3 неделя.
Тема: «Воздух легче воды»
Цель: сформировать у детей понятие о том, что воздух легче воды, используя губку, погруженную воду; учить анализировать, сопоставлять, делать выводы; познакомить с природным явлением – гейзером; закрепить новый способ изодеятельности – рисование мыльными пузырями; развивать творческую активность.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Критерии оценки усвоения детьми старшего дошкольного возраста в процессе работы в экспериментально – исследовательской лаборатории «Школа волшебников» теоретических знаний о неживой природе, их практических умений в опытнической деятельности и изодеятельности нетрадиционными методами.

Высокий уровень.

Знают, что такое воздух, вода, солнце, камни, песок.

Знают их свойства.

Знают где, как и почему используются человеком объекты неживой природы.

Проявляют сформированность бережного отношения к объектам неживой природы.

Умеют использовать природный материал в жизни и в быту.

Принимают активное и осмысленное участие в опытнической деятельности.

Умеют применять выводы опыта в изодеятельности.

Имеют практические навыки работы с нетрадиционным материалом в изодеятельности.

Творчески используют нетрадиционный материал в совместной деятельности.


Средний уровень.

Знают, что такое воздух, вода, солнце, камни, песок.

Знают их свойства.

Знают, почему используются человеком объекты неживой природы.

Проявляют сформированность бережного отношения к объектам неживой природы.

Умеют проводить опыты в специально организованных условиях.

Используют выводы опыта в изодеятельности.

Имеют практические умения в работе с нетрадиционным материалом в изодеятельности.

Самостоятельно выходят на использование нетрадиционного материала в изодеятельности.


Низкий уровень.

Знают, что такое вода, воздух, песок, солнце и могут назвать их свойства.

Проявляют сформированность бережного отношения к объектам неживой природы.

Могут использовать выводы опыта в изодеятельности.

Имеют элементарные навыки работы с нетрадиционным материалом в изодеятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Игры и разминки для старших дошкольников на образное ощущение колорита

Для восприятия произведений изобразительного искусства ребенку необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по различению холодной и теплой гаммы цветов.

Холодная гамма цветов – это голубой, белый, синий, фиолетовый, черный, зеленый и их градации. Господство холодных тонов в картине создает холодный колорит, связанный с тематическим и образным своеобразием данного художественного произведения. Холодные тона эмоционально близки таким состояниям настроения, как грусть, тоска, печаль и т. д.

Теплая гамма тонов – это красный, желтый, оранжевый, розовый, коричневый и их градации. Господство тонов теплой гаммы в произведениях живописи создает теплый колорит. Он эмоционально связан с такими понятиями, как радость, добро, свет и т. д., то есть с теми жизненными явлениями и состояниями, которые в восприятии человека ассоциируются с ощущениями гармонии и благополучия.

Активное освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет детям органично воспринять характер и настроение произведений живописи.

Игра «Угадай, кто я»

Воспитатель показывает тот или иной флажок, и дети называют предметы того же цвета.

Игра «Я ошибся»

Воспитатель показывает флажок и называет понятие, не соответствующее эмоционально и логически данному цвету. Дети должны исправить ошибку, объяснив, в чем она заключается. Например: черный флажок воспитатель определяет как огонь, дети исправляют: огонь – несет в себе тепло, значит, флажок должен быть теплого цвета: красным или желтым.

Разминка «Если бы я был художником», то нарисовал бы маму, папу, бабушку, друга, сегодняшний день, свое настроение … тем или иным цветом. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Цель: формировать ассоциативную связь между явлениями действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.

Упражнения на составление цветовых композиций

Задание 1. Составить цветовую композицию понятий: зима, лето, осень, весна – на основе преобладаний в природе тех или иных цветов, характерных для данного времени года.

Задание 2.Составить цветовую композицию понятий: тепло, холод, снег, огонь, свеча, мороз, жар – на основе эмоциональной и психологической окрашенности данных понятий в восприятии.

Задание 3. Составить цветовую композицию понятий: печаль, радость, праздничное настроение, обида, дружба, ссора – на основе ассоциативного восприятия соотношения цвета и состояния души.

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником»

(на основе беседы)

Содержание беседы определено с опорой на исследования и методические разработки (Н. М.Зубарева, Т. Г.Казакова, Т. С.Комарова, Н. А.Курочкина, Н. П.Сакулина, А. М.Чернышова)

Цель – выявление особенностей предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи в изобразительной деятельности; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.)

Условия диагностирования.

Проводится индивидуально. На основании данных вопросов возможно проведение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-8 человек).

Материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства (живописи) знакомых детям произведений.

Мотив. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагаются группы вопросов.

1.  Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых этических категориях:

Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным? Вот этот цветок (демонстрация эстетически привлекательного объекта) – прекрасен? Почему ты так решил? Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы (в доме, одежде)? А зачем они это делают?

2.  Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства живописи:

Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись – это … (что такое?)

Как ты думаешь, кто создает картины?

Как ты думаешь, зачем рисуют картины?

Зачем люди ходят в музеи смотреть на картины?

Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался? А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано)?