РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Театрального кружка «Золотой ключик» в подготовительной группе.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Театрализованные занятия являются частью воспитательно - образовательной работы, не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски , звуки . Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями , умениями , развивает интерес к литературе, активизирует словарь , разговорную речь , способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zolotoy_klyuchik.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Театрального кружка «Золотой ключик»
в подготовительной группе.
Завадская Татьяна Викторовна
МАДОУ д/с № 4
воспитатель
Пояснительная записка
Театрализованные занятия являются частью воспитательно - образовательной работы, не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски , звуки . Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями , умениями , развивает интерес к литературе, активизирует словарь , разговорную речь , способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность. Она всегда радуют детей, пользуется у них неизменной любовью.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - подготовительная группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Занятия проводятся в вечернее время, продолжительность занятия 30-40 минут, по следующей схеме:
- введение в тему;
- создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, игры - импровизации, драматизации знакомых сказок, этюдный тренаж, сочинение сказок и спектаклей детьми для последующего показа)
Цель: развитие вербальной и невербальной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста на театрализованных занятиях.
Задачи:
- Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.
- Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика, жесты, движения). Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать , не перебивая , друг друга , говорить ).Выполнять движения и действия согласно логике действий персонажа и с учётом места действия). Вызывать желание произносить небольшие монологи и развёрнутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки)
- Воспитывать положительное отношение к театральным играм, эмоционально - положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- Игра;
- метод игровой импровизации;
- упражнения на расслабление и напряжение мышц;
- метод действенного анализа (этюдная методика);
- инсценировки;
- драматизация;
- рассказ;
- чтение воспитателя;
- рассказ детей;
- беседы;
- разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.
К концу учебного года предполагается овладение
детьми следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок должен знать:
- назначение театра;
- о деятельности работников театра;
- виды театров;
- виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
Ребенок умеет:
- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- воплощать свои замыслы собственными силами, организуя деятельность других детей;
- контролировать внимание;
- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
- изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
Ребенок имеет представление:
- о сценическом движении;
- о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
- об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок владеет навыками:
- культурного поведения в театре;
- определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
- подбора собственных выразительных жестов;
- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
- произнесения небольших монологов;
- произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Содержание работы с детьми
Произведение | Предшествие и словарная работа | Задачи: 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная | Методы и приемы | Реквизит | Этюдный тренаж | Игра |
СЕНТЯБРЬ | ||||||
Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях. Цель: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях. | ||||||
ОКТЯБРЬ | ||||||
Произведения поэтов России. | Чтение различных стихотворений поэтов России (см. Хрестоматию), рассматривание иллюстраций к произведениям. Словарь: театр, зритель, завязка, кульминация, развязка. | 1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста с народным творчеством. 2. Побуждать к импровизации доступных средств выразительности каждого ребенка. Вызывать желание произносить небольшие монологи. 3. Воспитывать положительные отношения к народному искусству. | Разучивание произведений устного народного творчества, игровая и импровизация беседа о прочитанном. | Шапочки различных героев произведений, оформление сцены, соответствующее содержанию сказки. | Этюды на выражение основных эмоций. | Детская игра «Где мы были, мы не скажем и т.д.». |
Произведение | Предшествие и словарная работа | Задачи: 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная | Методы и приемы | Реквизит | Этюдный тренаж | Игра |
НОЯБРЬ | ||||||
Лисичка – сестричка и серый волк. | Чтение сказки, рассматривание иллюстраций. Словарь: зрительный зал, аншлаг, премьера, сюжет, представление. | 1. продолжать приобщать детей к художественной литературе, учить передавать образы при помощи невербальной стороны речи. 2. Продолжать вызывать у детей желание произносить диалоги, побуждать к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждым ребенком (мимика, жесты, движения). 3. Воспитывать волю и уверенность в себе. | Инсценировка, игровая импровизация, беседа, рассказ детей. | Маски животных, костюмы, декорации, соответствующие содержанию сказки. | Этюд на выразительность жеста, движений. | «Фраза из слов». |
ДЕКАБРЬ | ||||||
Двенадцать месяцев | Чтение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке зимних пейзажей. Словарь: актер, артист, афиша, сцена, этюд, режиссер, сценарист. | 1. Продолжать приобщать детей к театральной культуре. 2. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера, выполнять движения, действия согласно логике действия персонажа и с учетом места действий. 3. Воспитывать умение сопереживать героям. | Инсценировка, драматизация, игра, рассказ, беседа. | Костюмы, декорации, соответствующие содержанию сказки. | Упражнение на внимание и память, этюды на выражение основных иллюстраций, этюды на воспроизведение отдельных черт характера. | «Заданный жест», «Заданные слова». |
Произведение | Предшествие и словарная работа | Задачи: 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная | Методы и приемы | Реквизит | Этюдный тренаж | Игра |
ЯНВАРЬ | ||||||
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка». | Чтение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке. Словарь: завязка, кульминация, развязка, представление. | 1. Учить детей понимать главную идею сказки. Давать характеристики главных и второстепенных героев. 2. Учить детей рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать из бумаги и бросового материала. Учить детей передавать эмоциональное состояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. 3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. | Разыгрывание сказки при помощи изготовленных персонажей. | Цветная бумага, клей, ножницы, цветные нитки, пластиковые бутылочки, пластилин, цветные лоскутки. | Этюды на воспроизведение отдельных черт характера, этюды на выразительность сказки. | Игра с изготовленными персонажами. |
ФЕВРАЛЬ | ||||||
Лиса и журавль. | Чтение сказки, рассматривание иллюстраций. Словарь: представление, этюд. | 1. Продолжать учить детей понимать основную идею сказки. 2. Учить детей передавать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. 3. Воспитывать положительное отношение к театральным играм. | Разыгрывание мизансцен по сказке, сказки, беседа о дружбе и понимании, драматизация. | Костюмы, декорации к сказке. | Этюды на выразительность жеста, воспроизведение отдельных черт характера. | Помощь в превращении. |
Произведение | Предшествие и словарная работа | Задачи: 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная | Методы и приемы | Реквизит | Этюдный тренаж | Игра |
МАРТ | ||||||
Гадкий утенок. | Чтение сказки. Словарь: театральное здание, зрительный зал. | 1. Продолжать учить детей образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи. 2. Побуждать к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребенка (мимика, жесты, движения). 3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, к героям сказки; воспитание воли и уверенности в себе. | Беседа о главных героях сказки; инсценировка сюжетов, целой сказки. | Костюмы, декорации к сказке. | Упражнения на выразительность жеста, воспроизведение дельных черт характера. | «Ходить след в след». |
АПРЕЛЬ | ||||||
Сочинение сценария. | Подобрать знакомые сказки и сочинить свою. Словарь: повторение пройденных слов. | 1. Побуждать к импровизации сказки, сочиненной на тему знакомых сказок. 2. Учить создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение, песню, танец. 3. Проявлять согласованность своих действий, с партнерами. | Творческий рассказ, инсценировка и импровизация. | Костюмы, декорации к сказке. | Этюды на выражение основных эмоций. | «Тело в деле». |
МАЙ | ||||||
Конечная диагностика. Цель: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях. |
Литература:
1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
Диагностика
изучения игровых позиций детей
средней группы в играх-драматизациях
(2006 г.)
№ п/п | Ф.И. ребенка | Структурные компоненты | Ведущий мотив игры | ||||||||
Замысел | Роль | Восприятие | |||||||||
интерпретация | комбинирование | планирование | принятие | передача смысла образа | импровизация | внимание | сопереживание | воспроизведение впечатлений | |||
1 | Серова Вика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
2 | Топоркова Юля | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
3 | Попов Алеша | + | - | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
4 | Щеглов Валера | + | - | + | + | - | + | + | + | + | Замысел |
5 | Замятнина Юля | + | - | + | + | - | + | + | + | + | Замысел |
6 | Князев Андрей | - | - | - | + | - | + | + | + | + | Восприятие |
7 | Гольянова Софья | - | - | + | + | - | + | + | + | + | Замысел |
8 | Сажин Женя | + | - | - | + | - | + | + | + | + | Восприятие |
9 | Котин Даниил | - | - | - | + | - | + | + | + | + | Восприятие |
10 | Южаков Рома | + | + | - | + | - | + | + | + | + | Восприятие |
11 | Житнык Кристины | + | + | - | + | - | + | + | + | + | Восприятие |
12 | Цуркан Дима | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
13 | Рочева Анна | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
14 | Вострухин Иван | + | + | - | + | - | + | + | + | + | Замысел |
15 | Кратц Артем | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Восприятие |
16 | Петрик Данил | + | + | - | + | - | + | + | + | + | Замысел |
17 | Пискун Ксения | - | - | + | + | - | + | + | + | + | Восприятие |
Диагностика
изучения игровых позиций детей
подготовительной группы в играх-драматизациях
(2008 г.)
№ п/п | Ф.И. ребенка | Структурные компоненты | Ведущий мотив игры | ||||||||
Замысел | Роль | Восприятие | |||||||||
интерпретация | комбинирование | планирование | принятие | передача смысла образа | импровизация | внимание | сопереживание | воспроизведение впечатлений | |||
1 | Серова Вика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
2 | Топоркова Юля | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
3 | Попов Алеша | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
4 | Щеглов Валера | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Замысел, роль |
5 | Замятнина Юля | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Замысел, роль |
6 | Князев Андрей | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
7 | Гольянова Софья | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Замысел, роль |
8 | Сажин Женя | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
9 | Котин Даниил | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
10 | Южаков Рома | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
11 | Житнык Кристины | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
12 | Цуркан Дима | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
13 | Рочева Анна | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
14 | Вострухин Иван | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Замысел, роль |
15 | Кратц Артем | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
16 | Петрик Данил | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Замысел, роль |
17 | Пискун Ксения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Роль |
Схема
подготовки утренника или детского спектакля
Подготовка к спектаклю, утреннику. | I этап. Подготовительный. |
| Показ спектакля, утренника. | Рефлексия (просмотр и обсуждение видеозаписи, обмен впечатлениями) |
II этап. Творческий. |
| |||
III этап. Практический. |
| |||
IV этап. Технический. |
|
Тематический план к рабочей программе
по кружковой работе
«Школа юного артиста
Месяц | Тема занятия | Количество занятий |
Сентябрь | Диагностика. | 8 |
Октябрь |
| 2 2 2 2 |
Ноябрь | Разыгрывание сказки «Красная шапочка». | 8 |
Декабрь | Театрализованные игры. | 8 |
Январь | Пьеса «Теремок». | 8 6 |
Февраль | Культура и техника речи. | 8 |
Март | «Лесная школа». | 8 |
Апрель | Культура и техника речи. | 8 |
Май | Итоговая диагностика. | 4 |
Всего |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ИГРАЕМ В СКАЗКУ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело п...
Рабочая программа театральной студии «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...
Рабочая программа театральной студии "Золотой ключик"
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основан...
Программа театрального кружка " Золотой Ключик" 2019-2020г.
Данная программа, Составлена с учетом возрастных особенностей детей, которая способствует развитию творческих способностей....
Программа театрального кружка " Золотой Ключик" 2019-2020г.
Театрализованная деятельность развивает ребенка эиоционально....
Рабочая программа театрального кружка Золотой ключик
Рабочая программа театрального кружкаЗолотой ключик...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ИГРАЕМ В СКАЗКУ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело п...