РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Театрального кружка «Золотой ключик» в подготовительной группе.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Завадская Татьяна Викторовна

Театрализованные     занятия   являются   частью    воспитательно - образовательной    работы, не   только потому, что   в  них  упражняются    отдельные   психические    процессы, но   и   потому, что эти процессы поднимаются  на  более   высокую   ступень   развития. Участвуя   в   театрализованных   занятиях, ребёнок знакомится с окружающим     миром    через  образы, краски , звуки . Театрально- игровая деятельность   обо­гащает  детей   новыми впечатлениями, знаниями , умениями , развивает   интерес    к  литературе, активизирует словарь , разговорную   речь , способствует   нравственно- эстетическому  воспитанию    каждого   ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_zolotoy_klyuchik.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Театрального кружка «Золотой ключик»

в подготовительной группе.

Завадская Татьяна Викторовна

МАДОУ д/с № 4

воспитатель

                                                                                                                                                 

Пояснительная   записка

Театрализованные     занятия   являются   частью    воспитательно - образовательной    работы, не   только потому, что   в  них  упражняются    отдельные   психические    процессы, но   и   потому, что эти процессы поднимаются  на  более   высокую   ступень   развития. Участвуя   в   театрализованных   занятиях, ребёнок знакомится с окружающим     миром    через  образы, краски , звуки . Театрально- игровая деятельность   обогащает  детей   новыми впечатлениями, знаниями , умениями , развивает   интерес    к  литературе, активизирует словарь , разговорную   речь , способствует   нравственно- эстетическому  воспитанию    каждого   ребёнка.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность. Она всегда радуют детей, пользуется у них неизменной любовью.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста  - подготовительная  группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Занятия проводятся  в вечернее время, продолжительность занятия 30-40 минут, по следующей схеме:

  • введение в тему;
  • создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем  способа  действия, игры - импровизации, драматизации знакомых сказок, этюдный тренаж, сочинение сказок и спектаклей детьми для последующего показа)

Цель: развитие    вербальной   и невербальной    стороны   речи  у  детей   старшего   дошкольного возраста   на  театрализованных   занятиях.

Задачи: 

  1. Приобщение   детей  старшего  дошкольного   возраста  к  театральной   культуре, учить  детей передавать    образы   с помощью    вербальной  и невербальной   стороны  речи.
  2. Побуждать  детей  к импровизации  с использованием  доступных   средств    выразительности каждого   ребёнка (мимика, жесты, движения). Учить   согласовывать  свои  действия  с  действиями партнёра (слушать , не перебивая , друг друга , говорить ).Выполнять движения   и действия    согласно   логике   действий персонажа   и с  учётом    места  действия).   Вызывать   желание   произносить небольшие монологи    и  развёрнутые   диалоги (в соответствии    с сюжетом   инсценировки)
  3. Воспитывать  положительное   отношение  к театральным    играм, эмоционально - положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности    в себе.

Приёмы   и   методы  организации  учебно-воспитательного   процесса:

  • Игра;
  • метод игровой импровизации;
  • упражнения  на расслабление и напряжение мышц;
  • метод действенного анализа (этюдная методика);
  • инсценировки;
  • драматизация;
  • рассказ;
  • чтение   воспитателя;
  • рассказ  детей;
  • беседы;
  • разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.

К концу учебного года предполагается овладение

детьми следующими знаниями, умениями и навыками:

Ребенок должен знать:

  • назначение театра;
  • о деятельности работников театра;
  • виды театров;
  • виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.

Ребенок умеет:

  • передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
  • воплощать свои замыслы собственными силами, организуя деятельность других детей;
  • контролировать внимание;
  • понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
  • принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
  • изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.

Ребенок имеет представление:

  • о сценическом движении;
  • о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
  • об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

Ребенок владеет навыками:

  • культурного поведения в театре;
  • определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
  • подбора собственных выразительных  жестов;
  • психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
  • произнесения небольших монологов;
  • произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

Содержание работы с детьми

Произведение

Предшествие и словарная работа

Задачи:

          1. Образовательная

          2. Развивающая

          3. Воспитательная

Методы

и приемы

Реквизит

Этюдный

тренаж

Игра

СЕНТЯБРЬ

Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях.

Цель: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

ОКТЯБРЬ

Произведения поэтов России.

Чтение различных стихотворений поэтов России (см. Хрестоматию), рассматривание иллюстраций к произведениям.

Словарь: театр, зритель, завязка, кульминация, развязка.

1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста с народным творчеством.

2. Побуждать к импровизации доступных средств выразительности каждого ребенка.

Вызывать желание произносить небольшие монологи.

3. Воспитывать положительные отношения к народному искусству.

Разучивание произведений устного народного творчества, игровая и импровизация беседа о прочитанном.

Шапочки различных героев произведений, оформление сцены, соответствующее содержанию сказки.

Этюды на выражение основных эмоций.

Детская игра «Где мы были, мы не скажем и т.д.».

Произведение

Предшествие и словарная работа

Задачи:

          1. Образовательная

          2. Развивающая

          3. Воспитательная

Методы

и приемы

Реквизит

Этюдный

тренаж

Игра

НОЯБРЬ

Лисичка – сестричка и серый волк.

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Словарь: зрительный зал, аншлаг, премьера, сюжет, представление.

1. продолжать приобщать детей к художественной литературе, учить передавать образы при помощи невербальной стороны речи.

2. Продолжать вызывать у детей желание произносить диалоги, побуждать к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждым ребенком (мимика, жесты, движения).

3. Воспитывать волю и уверенность в себе.

Инсценировка, игровая импровизация, беседа, рассказ детей.

Маски животных, костюмы, декорации, соответствующие содержанию сказки.

Этюд на выразительность жеста, движений.

«Фраза из слов».

ДЕКАБРЬ

Двенадцать месяцев

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке зимних пейзажей.

Словарь: актер, артист, афиша, сцена, этюд, режиссер, сценарист.

1. Продолжать приобщать детей к театральной культуре.

2. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера, выполнять движения, действия согласно логике действия персонажа и с учетом места действий.

3. Воспитывать умение сопереживать героям.

Инсценировка, драматизация, игра, рассказ, беседа.

Костюмы, декорации, соответствующие содержанию сказки.

Упражнение на внимание и память, этюды на выражение основных иллюстраций, этюды на воспроизведение отдельных черт характера.

«Заданный жест»,

«Заданные слова».

Произведение

Предшествие и словарная работа

Задачи:

          1. Образовательная

          2. Развивающая

          3. Воспитательная

Методы

и приемы

Реквизит

Этюдный

тренаж

Игра

ЯНВАРЬ

Создание спектакля по сказке

«Заячья избушка».

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.

Словарь: завязка, кульминация, развязка, представление.

1. Учить детей понимать главную идею сказки. Давать характеристики главных и второстепенных героев.

2. Учить детей рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать из бумаги и бросового материала. Учить детей передавать эмоциональное состояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Разыгрывание сказки при помощи изготовленных персонажей.

Цветная бумага, клей, ножницы, цветные нитки, пластиковые бутылочки, пластилин, цветные лоскутки.

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера, этюды на выразительность сказки.

Игра с изготовленными персонажами.

ФЕВРАЛЬ

Лиса и журавль.

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Словарь: представление, этюд.

1. Продолжать учить детей понимать основную идею сказки.

2. Учить детей передавать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

3. Воспитывать положительное отношение к театральным играм.

Разыгрывание мизансцен по сказке, сказки, беседа о дружбе и понимании, драматизация.

Костюмы, декорации к сказке.

Этюды на выразительность жеста, воспроизведение отдельных черт характера.

Помощь в превращении.

Произведение

Предшествие и словарная работа

Задачи:

          1. Образовательная

          2. Развивающая

          3. Воспитательная

Методы

и приемы

Реквизит

Этюдный

тренаж

Игра

МАРТ

Гадкий утенок.

Чтение сказки.

Словарь: театральное здание, зрительный зал.

1. Продолжать учить детей образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.

2. Побуждать к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребенка (мимика, жесты, движения).

3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, к героям сказки; воспитание воли и уверенности в себе.

Беседа о главных героях сказки; инсценировка сюжетов, целой сказки.

Костюмы, декорации к сказке.

Упражнения на выразительность жеста, воспроизведение дельных черт характера.

«Ходить след в след».

АПРЕЛЬ

Сочинение сценария.

Подобрать знакомые сказки и сочинить свою.

Словарь: повторение пройденных слов.

1. Побуждать к импровизации сказки, сочиненной на тему знакомых сказок.

2. Учить создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение, песню, танец.

3. Проявлять согласованность своих действий, с партнерами.

Творческий рассказ, инсценировка и импровизация.

Костюмы, декорации к сказке.

Этюды на выражение основных эмоций.

«Тело в деле».

МАЙ

Конечная диагностика.

Цель: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

Литература:
1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.

Диагностика

изучения игровых позиций детей

средней группы в играх-драматизациях

 (2006 г.)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Структурные компоненты

Ведущий мотив игры

Замысел

Роль

Восприятие

интерпретация

комбинирование

планирование

принятие

передача смысла образа

импровизация

внимание

сопереживание

воспроизведение впечатлений

1

Серова Вика

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

2

Топоркова Юля

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

3

Попов Алеша

+

-

+

+

+

+

+

+

+

Роль

4

Щеглов Валера

+

-

+

+

-

+

+

+

+

Замысел

5

Замятнина Юля

+

-

+

+

-

+

+

+

+

Замысел

6

Князев Андрей

-

-

-

+

-

+

+

+

+

Восприятие

7

Гольянова Софья

-

-

+

+

-

+

+

+

+

Замысел

8

Сажин Женя

+

-

-

+

-

+

+

+

+

Восприятие

9

Котин Даниил

-

-

-

+

-

+

+

+

+

Восприятие

10

Южаков Рома

+

+

-

+

-

+

+

+

+

Восприятие

11

Житнык Кристины

+

+

-

+

-

+

+

+

+

Восприятие

12

Цуркан Дима

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

13

Рочева Анна

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

14

Вострухин Иван

+

+

-

+

-

+

+

+

+

Замысел

15

Кратц Артем

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Восприятие

16

Петрик Данил

+

+

-

+

-

+

+

+

+

Замысел

17

Пискун Ксения

-

-

+

+

-

+

+

+

+

Восприятие

Диагностика

изучения игровых позиций детей

подготовительной группы в играх-драматизациях

 (2008 г.)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Структурные компоненты

Ведущий мотив игры

Замысел

Роль

Восприятие

интерпретация

комбинирование

планирование

принятие

передача смысла образа

импровизация

внимание

сопереживание

воспроизведение впечатлений

1

Серова Вика

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

2

Топоркова Юля

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

3

Попов Алеша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

4

Щеглов Валера

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Замысел, роль

5

Замятнина Юля

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Замысел, роль

6

Князев Андрей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

7

Гольянова Софья

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Замысел, роль

8

Сажин Женя

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

9

Котин Даниил

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

10

Южаков Рома

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

11

Житнык Кристины

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

12

Цуркан Дима

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

13

Рочева Анна

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

14

Вострухин Иван

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Замысел, роль

15

Кратц Артем

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

16

Петрик Данил

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Замысел, роль

17

Пискун Ксения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роль

Схема

подготовки утренника или детского спектакля

Подготовка к спектаклю, утреннику.

I этап.

Подготовительный.

  1. Планирование.
  2. Информирование детей и родителей.
  3. Знакомство с пьесой.

Показ спектакля, утренника.

Рефлексия

(просмотр и обсуждение видеозаписи,

обмен впечатлениями)

II этап.

Творческий.

  1. Обсуждение пьесы.
  2. Распределение ролей.
  3. Изготовление атрибутов, костюмов, декораций.

III этап.

Практический.

  1. Разучивание текстов, песен, танцев.
  2. Репетиции (работа над выразительностью образов        персонажей).
  3. Этюдный тренаж (работа актера над собой).

IV этап.

Технический.

  1. Обсуждение технических деталей.
  2. Установление сроков мероприятия.
  3. Выбор ответственных.

Тематический план к рабочей программе

по кружковой работе

«Школа юного артиста

Месяц  

Тема занятия

Количество

занятий

Сентябрь

Диагностика.

8

Октябрь

  1. Пока занавес закрыт.
  2. Сказку, ты дружок послушай и сыграй.
  3. Действие с воображаемыми предметами.
  4. Разыгрывание этюдов.

2

2

2

2

Ноябрь

Разыгрывание сказки «Красная шапочка».

8

Декабрь

Театрализованные игры.

8

Январь

Пьеса «Теремок».

8 6

Февраль

Культура и техника речи.

8

Март

«Лесная школа».

8

Апрель

Культура и техника речи.

8

Май

Итоговая диагностика.

4

Всего



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ИГРАЕМ В СКАЗКУ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело п...

Рабочая программа театральной студии «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...

Рабочая программа театральной студии "Золотой ключик"

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основан...

Программа театрального кружка " Золотой Ключик" 2019-2020г.

Данная программа, Составлена с учетом  возрастных особенностей детей, которая способствует развитию творческих способностей....

Программа театрального кружка " Золотой Ключик" 2019-2020г.

Театрализованная деятельность развивает ребенка эиоционально....

Рабочая программа театрального кружка Золотой ключик

Рабочая программа театрального кружкаЗолотой ключик...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ИГРАЕМ В СКАЗКУ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело п...