Программа театрального кружка " Золотой Ключик" 2019-2020г.
материал

Olynuna Марина Александровна

Данная программа, Составлена с учетом  возрастных особенностей детей, которая способствует развитию творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoy_klyuchik.docx66.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Мирновская  основная школа»

Рассмотрена:                                                                   Утверждена:

На заседании педсовета                                                   Приказом директора МКОУ

МКОУ Тогучинского района                                            Тогучинского района

«Мирновская основная школа»                                        «Мирновская основная школа»

                                                                                               Серемяжко Л Е.

 «____»___________2018 г.                                                  «____»_____________2018г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Золотой ключик»

по театрализованной деятельности

 для детей разновозрастной группы

на 2018-2019 уч.год

                                                           

                                           Разработала:

                                                                воспитатель  Олюнина  М. А.

                                                             

п.Мирный

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………....3

1.2 Планируемые результаты освоения Программы ………….………….4

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание психолого-педагогической работы с детьми при организации театрализованной деятельности   …………………..………..5

2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………………………………………….6

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы………………7

2.4 Возрастные особенности оранизации театрализованной деятельности. Средний дошкольный возраст…………………………………………………8

2.5 Особенности проведения педагогического мониторинга……………..9

2.6 Перспективно – календарное планирование по организации

театрализованной деятельности. Средняя группа………………………….15

3.Организационный раздел

3.1 Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды…………………………………………………….24

3.2   Материально-техническая база…………………………………………24

3.3 Сведения об обеспечении образовательного процесса информационными ресурсами и материально-техническом оснащении..24

4. Список литературы…………………………………………………………25

                   

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги- практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С познавательным развитием тесно связано и речевое. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

.

Цель программы – развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

• Снимать зажатость и скованность.

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

• Развивать интерес к сценическому искусству.

• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

• Развивать умение сочинять этюды по сказкам.

• Развивать умение импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

• Развивать чувство ритма и координацию движений.

• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.

• Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

• Пополнять словарный запас.

• Развивать умение строить диалог.

• Воспитывать культуру поведения в театре.

1.2  Планируемые результаты освоения Программы :

  • Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
  • Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
  • Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .

Формы подведения итогов:

  • Театрализованные представления;
  • Праздники в доу;
  • -отчетные концерты на школьных высткплениях.

 Основные направления театрализованной игры:

  • От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности
  • От индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти человек
  • От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Формы и режим занятий:

Реализация программы рассчитана на 8 месяцев (с 1 октября по 31 мая).

Количество занятий в год - 64.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью  20 минут).

Деятельность проводится в форме игры:

-Игровые упражнения;

-Этюды;

-Игра-драматизация;

-Сюжетно-ролевая игра.

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

 беседа;
- разыгрывание сказок, сценок;
- драматизации сказок;
- ролевые диалоги по иллюстрациям;
- имитационные этюды;
- этюды на выразительность передачи образа;
- этюды на выражение основных эмоций;
- пантомимические этюды и игры;
- упражнения на выразительность движений и мимики;
- упражнения на интонационную выразительность;
- игровые упражнения;
- отгадывание загадок;
- рассматривание картинок по сказкам;
- проблемные ситуации;
- подвижные игры;
- танцы;
- слушание музыкальных фрагментов;
- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, кода каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.

 2. Содержательный раздел

2.1 Содержание психолого-педагогической работы с детьми при организации театрализованной деятельности

Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

В сфере познавательного развития: развитие разносторонних представлений о действительности, наблюдение за явлениями природы, поведением животных, обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы, развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата .

В сфере социально-коммуникативного развития: формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности, воспитание культуры познания взрослых и детей, воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, развитие эмоций.

В сфере речевого развития: содействие развитию монологической и диалогической речи, обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, овладение выразительными средствами общения.

В сфере художественно-эстетического развития: приобщение к высокохудожественной литературе, развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа, приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов, создание выразительного художественного образа, развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата.

В сфере физического развития движений: согласование действий и сопровождающей их речи, развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа, поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Формы взаимодействия взрослых и детей разнообразны, индивидуальны, подвижны, комфортны и интересны.

Родители привлекаются не только, и не столько как зрители на занятия-показы, но и как субъекты организации жизнедеятельности кружка. Мнение родителей учитывается при выборе форм работы с детьми, тематического содержания занятий, при подборе музыкального или танцевального материала. Оформление зала и сцены, придумывание и исполнение костюмов и реквизита тоже не обходится без участия родителей. Совместная деятельность взрослых и детей носит развивающий характер, общение вне дома обогащает мир взаимоотношений ребенка и мамы, папы, бабушки. Взрослые имеют уникальную возможность посмотреть на своего малыша со стороны, увидеть те стороны его личности, которые в повседневном обиходе не раскрываются, или раскрываются крайне редко.

месяц

формы работы

участники

задачи взаимодействия

1

Сентябрь

Анкетирование «Нужны ли кружки в ДОУ для детей?»

педагог, родители, воспитатели

Формирование и подкрепление у родителей        установки        на

сотрудничество

2

Октябрь

Памятка для родителей «Как организовать театр дома?»

педагог

Повысить                педагогическую грамотность        родителей        по

вопросам театральной деятельности

3

Ноябрь

Семинар–практикум

«Организация теат-рально- игровой деятельности        в

домашних услови-ях»с использова-ниием презентации

педагог, родители, воспитатели

Мотивировать заинтересованность родителей        в        обогащении развивающей среды, в создании условий для творческого развития

ребенка

4

Декабрь

Показ театрализ-ованного предста-вления

педагог, дети, родители, воспитатели

Развивать интерес родителей к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному

творчеству

5

Январь

Издательская де-ятельность: бук-леты «Играем дома»

педагог

Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам организации детского досуга

6

Февраль

Фото-стенд «Те-атральная семья», оформление пап-ки- передвижки «Ты детям

сказку расскажи»

педагог

Способствовать освоению ак-тивной родительскойпозициив деятельности детского сада

7

Март

Папка–раскладушка

«Театрализованная деятельность дошкольников»

педагог

Повысить  педагогическую грамотность        родителей  по

вопросам        организации детского досуга

8

Апрель

Фото-альбом: «Весь мир - театр», выставка театральных кукол, сделанных руками родителей

педагог, родители, воспитатели

Вызвать интерес у родителей к ДОУ.Привлечение родителей к подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов

9

Май

Анкетирование, показ сказки родителям

педагог, дети, родители,

воспитатели

Подведение итогов работы

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все виды деятельности ребенка в детском саду осуществляются в форме самостоятельной инициативной деятельности:

— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры ;

— самостоятельная деятельность в книжном уголке, в театральном уголке;

— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

— развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

— постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;

— дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.

2.4 Возрастные особенности оранизации театрализованной деятельности

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена .

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры.  Ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-»артистов»).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры .

.

2.5 Особенности проведения педагогического мониторинга

В плане индивидуализации образования и оптимизации работы с группой маленьких артистов предусмотрен мониторинг уровня развития театральных способностей детей. По итогам педагогического наблюдения и результатов аттестационных занятий педагогом заполняется «Индивидуальная карта личностного роста воспитанника», предусматривающая анализ определенных показателей развития каждого ребенка, которая выражается в словесной (опосредованной) форме: показатель не сформирован; показатель находится в стадии становления; показатель сформирован не полностью; показатель сформирован.

В ходе проведения педагогического мониторинга достижения и успехи ребенка не сравниваются с показателями других детей, отслеживается и анализируется только личностный рост каждого воспитанника, выявляются проблемные места, производится педагогическая корректировка индивидуального маршрута.

Макет игрового занятия «Покажи, как ты умеешь»

проводится на второй неделе октября

показатель

задание

оценка

1

Степень выраженности интереса ребенка к театрализованной

деятельности

«Подними ладошку»: если ты согласен, подними зеленую ладошку, если не согласен, подними красную ладошку.

  1. Я люблю смотреть и слушать сказки.
  2. Мне хочется побыть в роли любимого сказочного героя.
  3. Я смогу изобразить этого сказочного героя (каждому ребенку предлагается картинка со сказочным персонажем).

2

Умение изобразить основные эмоциональные состояния

  1. «Зайку бросила хозяйка…» (покажи, как испугался зайчик, когда остался один)
  2. «Тише, Танечка, не плачь…» (покажи, как расстроилась Таня, когда мячик упал в речку)
  3. «Мишка рассердился и ногою «топ»…» (покажи, как рассердился мишка)

3

Умение запомнить        и повторить

заданные позы

Педагог показывает позу, которую ребенок должен повторить как можно точнее (спит, читает книгу, срывает яблоко, думает, рисует и т.п.)

4

Умение имитировать поведение животных

Задания:

  1. Покажи, как кошка умывается.
  2. Покажи, как курочка клюет зернышки.
  3. Покажи, как бычок бодается.
  4. Покажи, как петушок кукарекает.
  5. Покажи, как собака охраняет дом.

5

Знание        3-4

артикуляционных и дыхательных упражнений

  • Выполнять упражнение «Заборчик» (сжать верхние и нижние зубы ровно, удерживать 5с)
  • Выполнять упражнение «Слоник» (вытянуть губы трубочкой, зубы сжать, удерживать 5-7с)
  • Выполнять упражнение «Чистим зубы»
  • Выполнять упражнение «Больной пальчик» (дуть между верхней губой и широким плоским языком, лежащим на нижней губе);
  • Выполнять упражнение «Свечка» (задувать воображаемую свечу тремя короткими выдохами)

6

Знание        3-4

скороговорок, умение произносить        их в разном темпе

  1. Коси коса, пока роса, роса долой и мы домой.
  2. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  3. Уж бежал кривой дорожкой, ни одной не топал ножкой, он бы топнул, да не мог, потому что был без ног.
  4. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.

7

Умение произносить фразу с разными

интонациями

Произнеси радостно фразу «Ура, мама пришла!» Произнеси грустно фразу «У меня сломалась машинка…» Произнеси сердито фразу «Шарик, домой!»

Произнеси испуганно «Ой, что это?»

8

Умение строить простейший диалог

Работа в парах:

  • Попросить у друга машинку (куклу);
  • Попросить у мамы купить что-то в магазине;
  • Попросить бабушку почитать любимую книгу;
  • Попросить папу пойти в зоопарк;
  • Попросить старшую сестру включить мультик.

9

Умение придумать новое развитие сюжета,        ввести новых героев в сказку

  • На основе драматизации сказки «Колобок» придумать новых героев, которые могли встретиться Колобку; придумать другой финал;
  • На основе сказку «Курочка Ряба» придумать другое развитие сюжета;
  • На основе драматизации сказки «Теремок» придумать альтернативное развитие истории.

10

Умение действовать согласованно, работать        на общий результат

Выполнить задание:

  • Собрать разбросанные по залу кубики в корзину, каждый может взять только один (два, три) кубик;
  • Построить        из        мягких        модулей        дом,        каждый        может использовать только одну деталь.

8

Умение строить простейший диалог

Мини-драматизация        с        использованием        характерных особенностей персонажей (киска-хозяйка):

  • Где ты была сегодня, киска?
  • У королевы, у английской.
  • А что видала при дворе?
  • Видала мышку на ковре…

Мини-инсценировки на основе потешек и поговорок:

  • Я медведя поймал!
  • Так веди сюда.
  • Да он не идет…
  • Так сам иди!
  • Да он меня не пускает!

Составление диалога на заданную тему:

«Что ты будешь делать сегодня вечером?»

«Как уговорить маму не есть кашу»

«Почему я люблю мультфилмы»

9

Умение придумать новое развитие сюжета,        ввести новых героев в

сказку

  • По предложенным сюжетным картинкам придумать историю, развить сюжет, используя диалог и описание места действия.
  • По предложенному началу истории придумать ее продолжение и финал.

10

Умение действовать согласованно, работать        на

общий результат

Игровое упражнение «Стульчик-дром»: каждый участник берет детский стульчик и выполняет с ним задания педагога:

- сесть в круг; построить автобус; построить змейку; сесть парами: сесть тройками; построить линию и встать за стулья; выстроить вдоль стены; выстроить по диагонали зала

Макет игрового занятия – конкурса актерского мастерства

проводится на третьей неделе мая

показатель

задание

оценка

1

Степень выраженности интереса ребенка к театрализованной

деятельности

Неоконченное предложение:

«Конкурс актерского мастерства – это…»

«Самый лучший актер – это…»

«В театре бывают не только актеры, но и…»

«Театры бывают разные…»

«В последний раз я ходил…»

2

Умение изобразить основные

эмоциональные состояния

«Расскажи эмоцию»: ребенок по словесному заданию педагога изображает эмоцию;

Работа в парах: один задает эмоцию, другой – ее изображает; Работа в парах: один изображает эмоцию, другой ее отгадывает и повторяет;

3

Умение

запомнить        и повторить

заданные позы

Игра-импровизация  «Где  мы  были,  мы  не  скажем,  а   что

делали - покажем»: ребенок ведущий показывает любое сложное действие (мыть руки, открыть холодильник, взять и

попить        сок,        сорвать        цветок,        подарить        маме),        игроки

отгадывают и называют его, пытаются повторить;

4

Умение имитировать поведение животных

Разыграть сюжетную картинку

  • «Птичий двор»;
  • «Подводное царство»;
  • «Мадагаскар»;
  • «Больница Айболита»;

5

Знание        5-6

артикуляционных и дыхательных упражнений

  • Упражнения «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка»;
  • Уметь самому провести артикуляционную гимнастику из 3-4 упражнений;
  • Игра «Покажи любимое упражнение»

6

Знание        7-8

скороговорок, умение произносить        их в разном темпе

  • На дворе – трава, на траве – дрова, не руби дрова на траве двора;
  • Ехал грека через реку, видит грека – в речке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку «цап»;
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет;
  • Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

7

Умение произносить фразу с разными интонациями

Игра-упражнение        «Скажи        по-разному»:        произнести        с разными интонациями простые фразы:

  • «Да»
  • «Кто там?»
  • «Хотите чаю?»
  • «Ну, мамочка»

8

Умение строить простейший диалог

Диалоги в «тройках», осознание роли автора-рассказчика:

  • Кто кого обидел первый?
  • Он меня!
  • Нет, он – меня!
  • Кто кого ударил первый?
  • Он меня!
  • Нет, он – меня!
  • Вы же раньше так дружили…
  • Я дружил!
  • И я дружил!
  • Что же вы не поделили?
  • Я забыл…
  • И я забыл…

9

Умение придумать новое развитие сюжета,        ввести новых героев в сказку

  • Придумать фантастическую историю на любую свободную тему;
  • Игра «Сказка-по кругу»: каждый игрок произносит одно предложение, развивая сюжет сказки, вводя новых героев;
  • Игра «Сказка на ночь»: придумать короткую историю с заданной эмоциональной составляющей: веселую, грустную, страшную.

10

Умение действовать согласованно,

работать        на общий результат

Импровизированный показ сказки «Репка» («Лиса,заяц и петух»,«Теремок», «Яблоко») в зоне максимальной самостоятельности обучающихся: распределение ролей, подбор элементов костюмов и реквизита; распределение сценического пространства и пр.

2.6 Перспективно – календарное планирование по организации

театрализованной деятельности. Разновозрастная группа

СЕНТЯБРЬ

                                

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

      Знакомство

Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;

Первое посещение детьми театрального кружка в новом учебном году.

Знакомство с новыми детьми.

Игра «Назови свое имя»

Игра «Радио»

Мяч, музыкальный центр,

              2

Мир театра

Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.

Беседа с детьми «Что такое театр».

Ряженье в костюмы.

Игра «Измени голос».

Хоровод-игра «Мышки на лугу»

Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски.

3

Музыка осени

Познакомить  детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения

«Выразительное движение». Игровые упражнения.

Игра – импровизация «Листочки в саду».

Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс»

Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение,

осенние листочки

4

Наш богатый урожай

Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.

«Язык жестов».

 Игра «Где мы были, мы не скажем».

Отгадывание загадок.

 Инсценировка «Мышка - норушка».

Хороводная игра «Огород у нас хорош»

Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков.

ОКТЯБРЬ

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

                  5

Бабушка

Забава

Вовлечь детей в  сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.

Игры с бабушкой Забавой.

 Игры и упражнения: «Диктор»,

 «Изобрази героя».

Ширма, театральная кукла  «Бабушка».

6

В гостях у

сказки

Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

«Колобок – колючий бок».

 Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра.

Вопросы по содержанию.

 Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Настольный театр, иллюстрации к сказке.

7

В гостях у

сказки

Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки

 «Колобок – колючий бок».

 Рассматривание костюмов.

Ряженье в костюмы.

Отгадывание загадок.

Маски героев по сказке, костюмы

                 8

Колобок-

Колючий бок

Развивать творческие способности;

вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

Драматизация сказки

« Колобок – колючий бок».

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение.

НОЯБРЬ

                                                              

Занятие  

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Наша дружба

Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры.

Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».

 Игра « Скажи о друге ласковое слово».

Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение.

2

Если с другом вышел в путь.

Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания.

Отгадывание загадок по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи

образа с помощью мимики и жестов.

Зеркало, музыкальное сопровождение   /песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского.

3

Все мы делим пополам.

Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.

Рассказывание детьми сказки

«Лучшие друзья».

 Музыкально-ритмическая композиция

 «Все мы делим пополам».

Маски зверей, музыкальное сопровождение.

4

Лучшие друзья

Развивать творческие способности.

Постановка сказки для детей детского сада.

Подготовка и драматизация сказки

 «Лучшие друзья».

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение

 ДЕКАБРЬ                                      

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Мимика

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

Игра «Что я умею».

 Чтение стихотворения Б.Заходера

«Вот как я умею».

Упражнения на выразительность движений и мимики.

Мимические этюды у зеркала.

Мяч,  мягкие игрушки щенок и козленок.

2

Страна воображения

Создать положительный эмоциональный настрой;

Учить действовать с воображаемыми предметами

Упражнения на развитие воображения и внимания:

 «Ковер-самолет»,

«Давайте потанцуем».

Музыкальное сопровождение.

3

Наше настроение

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.

Этюды на выражение основных эмоций:

 «Чуть-чуть грустно»,

«Курица с цыплятами»,

«Гусь».

Иллюстрации  к основным эмоциям.

4

Играем в театр

Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций;

Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих

развитию памяти,

внимания, воображения.

«Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».

Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик.

ЯНВАРЬ                                        

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Лесная сказка

Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета

Знакомство с содержанием  музыкальной сказки «Три медведя».

 Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев.

Фланелеграф, иллюстрации к сказке.

2

Лесные жители

Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

Игровые упражнения, передающие образы

 героев сказки /зайчики, лисички,

 медведи, подружки/.

Выбор костюмов к сказке

Маски зверей, костюмы.

             3

Музыка в сказке

Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения.

Разучивание музыкальных номеров

 /хоровод подружек, песня Машеньки,

общий танец/.

Музыкальное сопровождение.

             4

Курочка ряба

Учить  эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности

Подготовка и драматизация сказки

 «Курочка ряба».

Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение.

ФЕВРАЛЬ

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Храбрый петух

Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.

Знакомство с кукольным театром.

 Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр  сказки «Храбрый петух».

Ширма, куклы бибабо к сказке.

2

Наступили холода

Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции.

Игра – разминка «Холодок».

Имитационные этюды /Метель, ласка и т.д./,

игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю».

Этюд – упражнение «Как воет ветер».

Декорация  зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов.

3

Музыкальное путешествие

Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.

Музыкально-ритмические композиции

 «Веселые путешественники»,

 «Разноцветная игра».

Музыкальное сопровождение

4

Веселые этюды

Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./

Игра «Ай, дили, дили.»

Разминка для голоса «И-го-го!»

Игра – оркестр «Музыка для лошадки».

Игрушки:  лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра

МАРТ                                

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Добрые слова

Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.

Чтение стихотворения «Добрые слова».

 Игра « Назови вежливое слово».

 Музыкально-ритмическая композиция

«Если добрый ты».

«Волшебная дверь».

Цветок, музыкальное сопровождение, ключик.

2

Домашние любимцы

Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.

Рассказывание сказки В.Сутеева

 «Кто сказал «мяу»?

 Пантомимическая игра

«Угадай, кого покажу».

Настольный театр, маски зверей по сказке.

3

Мой щенок

Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра

 «Угадай, кого встретил щенок?»

Маски –шапочки зверей.

4

Кто сказал мяу?

Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.

Подготовка к драматизации.

 Драматизация сказки

«Кто сказал «мяу»

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы.

АПРЕЛЬ

                                                               

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Весенний дождь

Порадовать детей,  развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.

Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.

Игра  «Дождливо - солнечно».

Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра  «Цветочный вальс».

Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение.

             2

Выйдем мы в лесок

Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку

Загадки по сказке.

 Игра-конкурс «Попросись под грибок».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

 Игра «Узнай, кто попросился под грибок»

Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей.

3

Пойми меня

Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

Игра-имитация «Пойми меня».

 Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.

Заключительная пляска.

Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».

Музыкальное сопровождение в записи.

               4

Под грибком

Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при  публичном выступлении, развивать эстетический вкус.

Драматизация сказки В.Сутеева

 « Под грибом».

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.

МАЙ

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

               1

По следам сказок

Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка.Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.

Итоговое занятие кружка.

Драматизация сказок по желанию детей.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.

 3. Организационный раздел

 

 3.1 Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды.

Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.

В театральном уголке располагаются :

  • различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, марионеточный и др.);
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
  • атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).

3.2 Материально-техническая база

Направления развития

Помещения и их оснащение

Социально –коммуникативное развитие

Игровой центр в группе

Театральный уголок

Книжный уголок

Уголок ИЗО

3.3 Сведения об обеспечении образовательного процесса информационными ресурсами и материально-техническом

оснащении

№ Наименование

Название оборудования

1 Технические средства

музыкальный центр

компьютер

телевизор

проектор

2 Информационные

ресурсы

Учебно -наглядное пособие для проведения бесед с дошкольниками

Интернет-ресурсы

4. Список литературы

Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011.

Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольников. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред.О.С.Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред.О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Научный руководитель Ю.А.Лебедев. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5 лет / Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Театрального кружка «Золотой ключик» в подготовительной группе.

Театрализованные     занятия   являются   частью    воспитательно - образовательной    работы, не   только потому,...

План работы театрального кружка "Золотой ключик"

Составлено тематическое планирование кружка....

Программа театрального кружка " Золотой Ключик" 2019-2020г.

Театрализованная деятельность развивает ребенка эиоционально....

Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»

Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...

Рабочая программа театрального кружка Золотой ключик

Рабочая программа театрального кружкаЗолотой ключик...

реклама театрального кружка золотой ключик

материал сделан в виде плаката...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный сундучок» в старшей группе

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...