Доклад на педагогическом совете на тему: «Экологическое воспитание средствами живой природы»
материал на тему

Волкова Галина Андреевна

Экологическое воспитание- это не только воспитание бережного и заботливого отношения к природе, но воспитание человечности, доброты не только к природе, но и к людям, живущим рядом, к потомкам, которым нужно оставить нашу планету пригодной для жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_sredstvami_zhivoy_prirody.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики

Доклад на педагогическом совете на тему:

«Экологическое воспитание средствами живой природы»

                                                                                     Подготовила: воспитатель Волкова Г.А.

                                                                                     Дата проведения: 25.11.2015г.

г. Козловка-2015

Окружающая жизнь интенсивно изменяется. Всё чаще загрязняются водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна- это очень тревожный сигнал, который призывает бережно и разумно относится к окружающему нас миру. Экологическое воспитание- это не только воспитание бережного и заботливого отношения к природе, но воспитание человечности, доброты не только к природе, но и к людям, живущим рядом, к потомкам, которым нужно оставить нашу планету пригодной для жизни. Я считаю, что прививать детям любовь к природе надо с раннего возраста, когда они начинают познавать себя и окружающий мир, в котором живут.

Современные дети, особенно жители крупных городов, редко общаются с природой. В основном они изучают природу по книгам, картинкам, фильмам и очень хорошо знают животных и растения других стран и значительно хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое воспитание нужно начинать со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Особо важен регулярный контакт ребёнка с природой, он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать траву, лист, обнять дерево.

В процессе экологического воспитания в дошкольном учреждении решаются следующие задачи:

1. Формирование систем элементарных научных экологических знаний.

2. Развитие познавательного интереса к миру природы.

3. Воспитание гуманного, бережного, эмоционально- положительного отношения к природе.

4. Привитие трудовых природоведческих навыков.

5. Воспитание эстетических чувств.

Детский сад - первое звено в системе непрерывного экологического образования, так как именно здесь формируются основы экологического воспитания. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно. В этот период закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, который способен осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Великий педагог В. А. Сухомлинский считал, что необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Для этого отпущено совсем немного времени - семь лет дошкольной жизни ребёнка. Именно в этом возрасте дети воспринимают природу очень эмоционально. Они способны удивляться тому, что их окружает, задают много вопросов о растениях, животных, обращают внимание на такие особенности природы, которые взрослые часто не замечают.

Одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников является живая природа. Дети, общаясь с ней, изучая объекты и явления, постепенно постигают окружающий мир, в котором они живут. Им открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, они осознают роль природы в жизни человека, испытывают нравственно- эстетические чувства и переживания, которые побуждают заботиться о сохранности и приумножении природных богатств.

Занимаясь вопросами экологического воспитания детей, стараюсь сделать это обучение интересным и увлекательным. Экологические знания дети получают как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности: наблюдениях, экскурсиях, играх, труде в природе, театрализованной и продуктивной деятельности.

Ознакомление с природой даёт оптимальные результаты, если оно будет носить действенный характер. Располагая элементарными знаниями, дети овладевают несложными способами выращивания растений. Например, в помещении - это огород на окне. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, самостоятельность.

Для создания природной развивающей среды использую огород на участке. Многие дети впервые видят, что такое огород. С каким удовольствием дети весной под руководством воспитателя сеют семена, затем наблюдают за всходами, поливают, пропалывают от сорняков грядки. Они с гордостью водят своих родителей на огород, показывают им всходы, а осенью демонстрируют им выращенный урожай. Данный вид деятельности помогает связать обучение с жизнью, умение планировать, формирует навыки сотрудничества.

Во время прогулок дети не только получают эмоциональное удовольствие от красоты и неповторимости окружающего мира, но и приобретают навыки культурного поведения в природной среде, учатся беречь и ценить природу.

Первый результат экологического воспитания проявляется в интересе, удивлении, в чувстве радости, восторге от живых существ, находящихся в ближайшем окружении.

Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Проходя по территории детского сада, дети заметили пенёк, на котором росли грибы с ложными опятами и целую полянку мха. Мы решили назвать это место «уголок нетронутого леса».

Трудовая деятельность – неотъемлемая часть экологического воспитания. Обычно дети с удовольствием помогают наводить порядок на участке. Особая радость для них собирать красивые осенние листья для гербария.

Слайд №10. Основные понятия дети усваивают во время игр экологического содержания с использованием игрушек в разных видах образовательной деятельности – ознакомлении с окружающим миром, на тематических музыкальных праздниках.

Посещение и просмотр спектаклей с экологическим содержанием развивает у детей любознательность, расширяет кругозор, пробуждает чувство прекрасного, заставляет сопереживать сказочным персонажам.

В самостоятельной деятельности из природного материала дети составляют гербарий, из ягод рябины – бусы для зимней подкормки птиц, из сухих листьев – техникой печати – рисуют осенние картины. Этот вид работы развивает не только познавательную активность, но и способствует тренировке точных движений рук и пальцев.

Свои яркие впечатления о природе дети отражают в рисунках, аппликации, лепке, конструировании. В этих видах деятельности они не только получают элементы экологических знаний, но и усваивают дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектов и учатся замечать прекрасное.

Таким образом, через объединение различных видов деятельности у дошкольников формируется целостное видение картины окружающего мира.

 «Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума »(В А. Сухомлинский).

Мы, взрослые, привлекая детей к познанию мира растений и животных, должны способствовать активному развитию у них таких качеств как трудолюбие, терпение, доброта и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека и станут его основой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Экологическое воспитание средствами живой природы»

Цель: повысить уровень экологического воспитания детей в ДОУ....

Педагогический совет «Экологическое воспитание средствами живой природы»

Форма работы: устный журнал. План. 1. Актуальность проблемы - заведующая ДОУ. 2. Рубрика Практика. Опыт. 3. Рубрика “Журнал в журнале”. 4. Деловая игра....

Доклад на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. Содержание прогр...

Презентация на педагогическом совете на тему "Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС"

ПОвысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников....

Доклад на педагогическом совете по теме: « Экологическое воспитание дошкольника».

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой тем...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста в области познания и художественно эстетического воспитания ( музыка ) «Путешествие к озеру» в рамках педагогического совета на тему «Экологического воспитания детей в условиях природы родного кр

Цель занятия: создать условия для обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:1. Образовател...