Доклад на заседании методического объединения педагогов ДОУ по теме «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
материал на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное управление образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Осинский детский сад №2»

Доклад на  заседании методического объединения педагогов ДОУ

по теме  ««Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

 Подготовил:

Воспитатель I квалификационной категории

Пеханова Л.П

с.Оса, 2017г


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................1

Глава I. Использования дидактических игр как средство сенсорного воспитания детей младшего  возраста.

1.1.Сенсорное воспитание детей через дидактические игры…………….2-3

 Глава II.  Основная часть ………….............................................................3-4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Огромная роль и значение сенсорного  воспитания заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра выступает средством сенсорного развития и воспитания.

        Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, я решила углубленно работать по теме:  «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» - цель моей работы - познакомить детей с основными геометрическими фигурами, научить различать и называть цвета и сопоставлять предметы по нескольким внешним признакам, сформировать такие понятия, как «большой - маленький», «длинный - короткий», «высокий - низкий».

I.  Использования дидактических игр как средства сенсорного воспитания детей младшего возраста.

1.1   Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

Согласно мнению А.Н.Леонтьева, дидактические игры относятся к «рубежным играм», являясь переходной формой к той неигровой деятельности, подготовку к которой они выполняют. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, которые создают основу любого обучения. Дидактические игры в обязательном порядке должны содержать задачи учебного характера - обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму. При этом  для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои имеющиеся знания. Таким образом, дидактическая игра помогает детям чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В   дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное.  В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательная сущность каждой дидактической игры представлена определенными дидактическими задачами, которые преследуют, к примеру, цели сенсорного и интеллектуального развития детей. В дошкольной педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В опыте сенсорного воспитания детей широко используются следующие виды дидактических игр:

 Игры - поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д.).

 Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном появлении или исчезновении предметов, процессам их поиска и нахождения.  Игры с загадыванием и отгадыванием, которые привлекают детей своей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».

 Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций.

 Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше».

 Из-за наличия игровых действий дидактические игры делают процесс обучения более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра выступает прекрасным средством воспитания коллективных взаимоотношений между игроками, формирует навыки взаимопомощи и сотрудничества. Дидактические игры способствуют художественному развитию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

II. Основная часть

       В своем докладе  я хочу  представить  свой опыт работы с детьми  по сенсорному воспитанию с помощью  дидактических игр  и сенсорных пособий.

В моей группе 22 ребенка, из них 9 мальчиков и 13 девочек. В начале учебного года я провела диагностическое обследование детей на уровень развития сенсорного восприятия. Для проведения обследования разработала ряд дидактических игр, которые подбирала по трем разделам:

1. игры на выявление умений детей находить заданный предмет по образцу;

2. игры на нахождение предмета по словесному указанию;

3.игры, помогающие выявить умение детей самостоятельно употреблять в активной речи слова, обозначающие признаки предметов.

Поскольку игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, то я спланировала свою работу так, чтобы игровая среда служила основной базой для формирования сенсорных эталонов.  

Для этой цели с родителями  были проведены -  игровой практикум «Волшебный мир сенсорики»,  консультации, оформлены папки - передвижки по теме: «Восприятие цвета», «Восприятие формы», «Обучение дошкольников началам математики», где были даны конкретные рекомендации по организации игровой деятельности детей дома. В дальнейшем родители активно участвовали в преобразовании развивающей игровой среды в группе. Начиная работу по данной теме, я исходила из того, что в каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

 Задачи сенсорного воспитания младших и средних дошкольников вытекают из основных направлений развития восприятия и представлений о внешних свойствах предметов:

1)ознакомление с сенсорными эталонами
           2) обучение детей способам использования сенсорных эталонов;
           3) обучение планомерному обследованию предметов.

задачи

Младший и средний  школьный возраст

Старший дошкольный возраст

Ознакомление с сенсорными эталонами

Организация усвоения представлений о цветах спектра и их оттенках по светлоте, о геометрических фигурах и их изменениях по пропорциям, об отношениях предметов по величине и отдельным их измерениям.

Ознакомление при помощи собственных действий: самостоятельное изготовление и изменение цветов (окраска воды и смешивание красок), геометрических фигур, составление рядов из предметов разной величины.

Задания, требующие понимания закономерностей, лежащих в основе выделения и систематизации сенсорных эталонов – участие восприятия и мышления. Например, группировка разных оттенков одного цвета или разновидностей фигур, относящейся к одной геометрической форме, расположение предметов в определенной последовательности в зависимости от постепенного нарастания или убывания светлоты, величины и т.д.

Обучение детей способам использования сенсорных эталонов

Постепенный перевод детей от использования реальных образцов к использованию усвоенных представлений

Обследование предметов

Задачи типа загадок, составление изображений предметов из частей, руководство словесным описанием предметов.

Задания, требующие от детей подробное словесное описание предметов и их свойств.

  На основе этих задач   мною были  разработаны и изготовлены-дидактические игры и пособия. Основная задача этой работы было – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематическая работа по   освоению детьми  сенсорных эталонов – это главная задача   и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

       Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов, точного различения речевых звуков, восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детств, начиная с младших групп.  

      С помощью  дидактической игры ребенок  может научиться самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Такие игры помогают  детям   найти ответ, сравнивать, делать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявлять  сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424

 Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315

 Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368

  •  Ильина М.В. Чувствуем – познаём – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет. – М.:АРКТИ, 2004. – 236с. (Развитие и воспитание)

 Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная  , 2007. – С. 368


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыка как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста". Методические рекомендации.

Перед Вами  представлены методические рекомендации по использованию музыкального компонента в процессе НОД по сенсорному развитию детей младшего возраста , а так же вне ее....

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста       Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  станов...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на ...

«Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы «Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на...