Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Нельзя говорить о воспитании и развитии ребенка без достаточного развития таких фундаментальных психических процессов, как восприятие, мышления, памяти, внимания, воображения, развитие которых в том числе зависит от дидактических игрушек-пособий, имеющихся в предметно-развивающей пространственной среде группы.
Такие значимые составляющие как игрушки и пособия развивающей среды помогут в тренировке сенсомоторных координаций детей и формированию у них адекватных сенсорных эталонов, в увлекательной форме познакомят ребенка с удивительными особенностями и свойствами предметов, позволят развивать сообразительность.
В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. В связи с этим, мы – воспитатели стремимся наполнять развивающую среду группы интересными игрушками и пособиями, и активно привлекаем к этому родителей.
Понимая важность и значимость игрушек отбор и наполнение происходит по следующим критериям:
ИГРУШКИ ДОЛЖНЫ:
1. обладать дидактическими свойствами (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом, формой);
2. обладать возможностью применения игрушки группой детей (пригодность игрушки к использованию ее одним ребенком и несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, для коллективных построек);
3. развивать интерес к игре, привлекать ребенка, ведь именно мы педагоги как непарадоксально должны научить ребенка играть. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности.
Имеющийся в групповом помещении ЦЕНТР сенсорики направлен на:
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
• создания положительного эмоционального фона
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Фото-презентация игр и пособий 1-й младшей группы:
Брусчатый домик – предусматривает 5 видов строительства + мостик + колодец
Пирамидки (пластмасса, дерево)
Пособия с использованием шнуровки (материал дерево)
Деревянный планшет с геометрическими фигурами
Любимые детьми игры с бельевыми прищепками
Кубики с фигурами, башенки, копилочки (детям предоставляются разной формы и размера геометрические фигуры и они методом проб и ошибок помещают предметы в копилку, но помещаются туда не все.
Напольные мозаики, лото
Складные кубики (собираются - разбираются, в них можно поместить разные предметы небольшого размера и погреметь ими и даже постучать).
Разноцветные деревянные кубики
Делаем пособия своими руками. Планшет с горлышками от бутылок, где дети откручивают и закручивают крышки. Игра «Поймай рыбку» - удочка с магнитом и морские обитали – материал дерево. «Паровозик» - любят играть и девочки и мальчики – выполнен из дерева – различные геометрические фигуры надеваются на деревянные стержни.
Деревянный планшет с разноцветными кнопками гвоздиками. Своего рода семейства геометрических фигур собранные по цвету, но можно собирать и по форме. Яркие, тканевые, наполнитель синтепон.
Мягкий синтепоновый шар претерпел ряд изменений вы можете наблюдать его на демонстрационном столе. Яркий, мягкий, фигурки прикрепляются петельками к крючкам. «Грибок» - фигурки пристегиваются к грибочку на пуговицы. Мягкие разноцветные мячи
Ж. Руссо.
- «Собери по образцу»
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
- «Большие и маленькие шары»
- «Какой это формы», «Круг или квадрат», «Подбери чашки к блюдцам» и т. п.
- «Волшебный мешочек» - Предоставляет широкие возможности для организации игр на тактильное распознавание и описание словами предметов, которые спрятаны в нем (усложнение задания по мере взросления).
В ходе индивидуальных и групповых занятий дети, ощупывая пальцами мешочки, в которые можно спрятать самые разные предметы, пытаются угадать содержимое.
- Тканевые мешочки с разными наполнителями:
- «Карусель» (складываются геометрические фигуры).
- Тканевый паровозик (детали прикрепляются с помощью магнитов) – демонстрационный стол.
- Игры с лентами «Сделай геометрическую фигуру», «Какая дорожка длиннее».
Найди фигурке место
Ребенок может подбирать фигурки по цвету и форме согласно заданного образца по мере освоения создание картинок происходит без заданного образца. Участники могут называть фигурки и описывать их функции.
Если в работе по сенсорному развитию детей младшего возраста создать благоприятную предметно - игровую среду в группе, подготовить и использовать разнообразный дидактический материал, а также активно вовлекать родителей в этот процесс, то у детей появится свой собственный сенсорный опыт, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов и, как следствие, делает ребенка успешным, создавая позитивную траекторию его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период станов...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на ...
«Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога, углубленно работающего над вопросами сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....
Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику»
Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста....
Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику»
Данная работа участвовала в областном конкурсе методических материалов организации взаимодействия ОУ и родительской общественности "Семья - Школа - Социум"Цель: Обогащение родительских предс...
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждение самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом....