Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
статья

Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждение самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

«Маленький ребенок достоин того,

чтобы его развитие протекало

полноценно. Для этого взрослому

надо знать особенности раннего

благоприятные условия для

уникального самораскрытия

возможностей каждого малыша»

(Воносова Е.Б.)

Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждение самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что  такое плохо.

«Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» Мишель де Монтень.

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

В пункте 2.7 ФГОС дошкольного образования, игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется развитие сенсорных способностей, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Полноценное развитие сенсорики происходит только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей формируются эталонные представления о цвете, величине, форме, о признаках и свойствах разных предметов и материалов, их нахождение в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым образовывается основа для развития умственной деятельности.

Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве «единицы измерения» при оценке свойств, предметов.

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения. Дидактические игры, как и раньше, остаются эффективным средством сенсорного воспитания. В настоящее время разными авторами (Л.А. Венгер, К.Л. Печора, Э.Г. Пилюгина) разрабатывается множество дидактических игр по сенсорному воспитанию. Идёт поиск неординарных, альтернативных путей. Наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, Г. Домана.

В основу современных педагогических систем было положено развитие чувственного познания детей младшего дошкольного возраста. Я.А. Каменский, М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, И. Песталоцци, Е.И. Тихеева разрабатывали определенное содержание и методы познания детей с миром вещей, с их свойствами и отношениями. Развитие восприятия и формирование представлений включалось в их работах в наиболее широкую педагогическую систему. Воспитание сенсорной культуры, в системе М. Монтессори, является центральной самодовлеющей задачей дошкольного воспитания. Этим в большей степени определилась, предложенная ею направленность сенсорного воспитания, которая заключалась в обострении различительной чувствительности органов чувств. Особое внимание к развитию чувственного познания у маленьких детей уделялось из вопросов педагогической практики, оно соответствовало особенностям возраста, но авторы данных систем не имели в своем распоряжении научных знаний о закономерностях психического развития ребенка и поэтому не смогли правильно обозначить место сенсорного воспитания, его задачи и методы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста       Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  станов...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на ...

«Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога, углубленно  работающего над вопросами сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....

Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику»

Данная работа участвовала в областном конкурсе методических материалов организации взаимодействия ОУ и родительской общественности "Семья - Школа - Социум"Цель: Обогащение родительских предс...